d9e5a92d

Проведение трастовых операций коммерческими банками

Так, предоставление кредита может иметь место при нехватке денег на счете клиента для приобретения акций промышленной компании, курс которых стабильно растет, что может принести значительную прибыль в будущем. В этом случае, после совещания с клиентом, работник отдела доверительных операций обращается с заявкой в кредитный отдел банка. В заявке содержится подробная информация о счете клиента, в том числе о портфеле ценных бумаг на счете, сроке кредита, дате погашения, форме кредита и т. п. Таким образом, работник отдела доверительных операций несет ответственность за принятие решения о необходимости кредитования клиента.

После принятия решения о выдаче кредита обязанность подтверждения или отказа в нем, а также ответственность за техническое исполнение переходит к работникам кредитного отдела, чья работа состоит из следующих этапов. 1. Все ценные бумаги разделены на несколько групп. зависимости от портфеля инвестиций клиента рассчитывается так называемая сумма кредитования, т. е. максимальный предел предоставляемого кредита. Для этого используется специальное программное обеспечение.
2. Работник кредитного отдела заполняет специальную документацию с информацией о клиенте и предоставляемом кредите. При этом рассчитывается сумма:

  1. содержащихся на счете клиента ценных бумаг по рыночному курсу;
  2. ценных бумаг по рыночному курсу с учетом риска (максимальный предел);
  3. предоставляемого кредита. Сумма кредита не должна превышать максимальный предел. Как правило, банки ограничивают и минимальную сумму кредита.

3. При полном соответствии всех параметров требуемым условиям кредитной деятельности банка работник кредитного отдела подписывает полученную форму-заявку (подтверждая тем самым свое согласие с решением о выдаче кредита) и передает ее руководителю этого отдела, а тот - в дирекцию (правление) банка. Решения о выдаче кредита свыше определенной суммы принимаются только членами совета банка.
4. В случае принятия на всех уровнях положительного решения о выдаче кредита клиенту работник кредитного отдела направляет ему для подписи особый договор, подписываемый также одним из членов правления банка. Кроме того, клиент обязан удостоверить факт своего согласия с тем, что он должен продавать принадлежащие ему ценные бумаги в данном банке лишь с банковского согласия, с помощью специального заверения.

Эта мера предусмотрена в связи с тем, что инвестиционный портфель клиента служит обеспечением предоставляемого кредита, своеобразным залогом, изменение которого может произойти лишь с ведома работников отдела доверительных операций. Заверение отсылается банком в специальную юридическую контору, где ведется учет выданных кредитов, и клиент не сможет получить кредит в другом банке под обеспечение теми же ценными бумагами.
Таким образом, при кредитовании клиентов отдела доверительных операций происходит зачисление на счет клиента дополнительных средств, с помощью которых осуществляется приобретение ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов и др. Важнейшая особенность данного вида кредитования состоит в том, что сумма кредита не покидает пределы банка в отличие от обычной ссудной деятельности.
Очевидная выгода кредитования клиентов отдела доверительных операций для банка состоит в том, что с увеличением доходов клиентов растут доходы и самого банка, которые в будущем могут использоваться для расширения спектра предлагаемых услуг и последующего роста прибылей банка. Так, приобретая высоколиквидные и доходные активы в пользу клиента за счет выданных ему заемных средств, банк производит своеобразные инвестиции, с помощью которых стремится к достижению сразу нескольких целей. Во-первых, это получение прибыли для клиента, которая может быть направлена как на дальнейшее приобретение ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов и пр., так и на другие нужды - по указанию клиента. Во-вторых, извлечение комиссии для самого банка, что улучшает показатели его ликвидности и баланса и приносит дополнительный доход.

В-третьих, повышение интереса у данного клиента к расширению сотрудничества с банком, улучшение репутации последнего, привлечение новых клиентов, а значит, дополнительных средств. При этом нельзя не отметить незначительную степень риска подобного кредитования для банка вследствие того, что средства, инвестируемые в пользу клиента, остаются в сущности под контролем банка на счете этого клиента.
Другое, не менее актуальное, направление деятельности отделов доверительных операций коммерческих банков в странах с развитой рыночной экономикой состоит в аккумуляции средств клиентов, не могущих себе позволить зачисление суммы на счет для проведения управления инвестиционным портфелем вследствие высокого минимального лимита. Нередко число таких клиентов бывает достаточно велико для того, чтобы банк мог бы с ними легко расстаться, и, по мнению банковских специалистов, гораздо выгоднее не снижать этот предел, а найти другой, более оптимальный способ привлечения средств клиентов.



К числу наиболее распространенных таких способов относится создание банком инвестиционной компании (или инвестиционного фонда) в соответствии с требованиями законодательства страны его пребывания.
Как правило, банки стремятся к созданию инвестиционного фонда акций и инвестиционного фонда облигаций в рамках единой инвестиционной компании. Данные фонды образуются за счет взносов небольших сумм (в Люксембурге - до 50 тыс долл.), принадлежащих тем клиентам, которые не могут себе позволить инвестировать сумму, превышающую минимально допустимый предел. Основная деятельность инвестиционных фондов заключается в купле-продаже ценных бумаг на рынке и получении дохода, распределяемого между клиентами при удержании банком комиссии в свою пользу.4
2.

Проведение трастовых операций коммерческими банками


Развитие трастовых операций в России по существу началось с созданием коммерческих банков. Однако такое развитие тормозится отсутствием полного законодательного обеспечения самого института доверительной собственности.

Первое появление траста конечно связано с ваучерной приватизацией в стране в 1992-1993гг.,когда физические лица получили в собственность большие суммы средств,которыми необходимо было управлять.
Причины возникновения доверительных операций в России отличны от предпосылок возникновения подобных операций в зарубежных странах. Первопричинами возникновения спроса и создания рынка доверительных операций в России явились:

  1. изменения,связанные с переходом экономики от плановой к рыночной,и обесценение вкладов населения,средств предприятий на расчетных счетах вследствии гиперинфляции;
  2. неподготовленность к таким изменениям большинства граждан,руководителей предприятий.

Кроме того,в рамках рыночной экономики различные компании и предприятия создают свои портфели ценных бумаг, управлять которыми не могут в результате отсутствия у них информации о рынке ценных бумаг.
Попытки реализации услуги доверительного управления в нашей стране начались с принятия указа Президента РФ 2296 от 24.12.93г. "О доверительной собственности (трасте)". Тогда эта услуга использовалась банками в основном для ухода от резервирования,неизбежного при обычных банковских операциях.Инвесторов не интересовало,в каких операциях будут использоваться их средства.

Поэтому наилучшим способом размещения денежных средств считался депозитный вклад с высокой ставкой дохода,а по трастовым операциям обчно гарантировалась ставка,на10-15% превышающая депозитную.Однако серия банкротств коммерческих банков в 1996г не поволила им занять лидирующее положение.С развитием российского рынка ценных бумаг у инвестора появились варианты размещения денежных средств.Возникает спрос на на услуги по формированию и управлению портфелем ценных бумаг и предоставление аналитической информации.
В своей деятельности по доверительному управлению коммерческие банки на территории РФ руководствуются Гражданским Кодексом ч.2,гл.53,законом "О Центральном банке РСФСР(Банке России)" от 26.04.1995г.,законом РСФСР "О банках и банковской деятельности" от 3.02.1996г., законом "О рынке ценных бумаг" от 22.04.96г.и Инструкцией 63 ЦБ "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями РФ" от 2.07.1997г.
Доверительное управление ценными бумагами заявлено в законе "О рынке ценных бумаг"в качестве одного из видов профессиональной деятельности на рынке. Поэтому оно подлежит государственному лицензированию ФКЦБ (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг).
Центральный банк РФ разработал Методические указания по проведению доверительных(трастовых)операций коммерческими банками на территории России,включающее в себя следующие разделы:

  1. правильное оформление управления имуществом;
  2. общие фонды банковского управления;
  3. договор о доверительном управлении имуществом в общем фонде банковского управления.

При заключении соглашения о трасте доверителю (независимо от того,является ли он физическим или юридическим лицом-резидентом или нерезидентом) предлагается аналитическая информация о состоянии финансового рынка,содержащая помимо словесного описания и графические иллюстрации. Анализ финансового рынка проводится экспертами-аналитиками банка с применением методов статистической статистики обработки информации и экономико-математического моделирования.
По условиям соглашения о доверительном управлении денежными средствами, заключаемого банком с юридическим (или физическим) лицом, потенциальному инвестору предлагается осуществить на основе собственных предпочтений в один или несколько сегментов финансового рынка:

  1. государственные ценные бумаги;
  2. ценные бумаги банка-доверительного управляющего;
  3. ссудный капитал: коммерческие кредиты юридическим лицам-резидентам РФ,межбанковские кредиты(депозиты) российских и иностранных банкам;
  4. вторичный фондовый рынок:корпоративные ценные бумаги российских промышленных предприятий,фондов,объединений,банков.

На основании соглашения о трастовом размещении денежных средстви управлении ими сотрудники банка формируют "Портфель вложений" путем выполнения инструкции доверителяи инвестирования средств в сегменты финансового рынка,предусмотренные условиями соглашения,а также наиболее перспективные области,выделенные в результате анализа экономической ситуации и прогноза динамики ее развития. При этом в период осуществления соглашения доверитель получает от банка полную информацию о ходе реализации заключенного соглашения посредством ежемесячных отчетов.
Вознаграждение,подучаемое банком за управление средствами доверителя,напрямую зависит от результатов проведения финансовых операций: по условиям трастового соглашения его величина устанавливается как процент от величины полученного дохода. Следовательно, банк заинтересован в наиболее оптимальной диверсификации трастового портфеля. Анализ,осуществляемый по многим критериям,постоянное отслеживание ситуаций на валютном фондовом рынке и рынке краткосрочных кредитных ресурсов,внесение изменений и дополнений в существующие прогнозы,позволяет избежать необоснованных рисков финансовых вложений и,таким образом увеличивать доходы клиентов.5
2.1.

Механизм доверительного управления вбанковской сфере


В целом весь процесс сотрудничества банка и клиента в связи с управлением портфелем инвестиций последнего можно условно разбить на шесть этапов.
Первый этап. Появление клиента в банке и проведение банковским работником беседы с ним относительно его финансового положения, доходов и сбережений на данный момент.

На основании полученных данных проводится анализ платежеспособности клиента.
Второй этап. Банковский работник определяет примерный период времени, в течение которого банк будет иметь возможность распоряжаться средствами клиента (выясняется размер фактически получаемого клиентом постоянно) заработка, возраст, время ухода на пенсию и т. п.).

Особое внимание банковский работник обращает на то, чтобы рост денежных средств клиента компенсировал темпы развития инфляции.
Третий этап. Работник банка удостоверяется в законном происхождении денег клиента с целью недопущения отмывания денег, полученных нелегальным путем.

Так, многие банки прибегают к практике проверки источников денежных доходов клиентов, для чего обращаются в специализированные фирмы, располагающие необходимой информацией.
Четвёртый этап. Работник банка проверяет документы своего клиента, чтобы удостовериться в том, что лицо, на чьё имя открывается счет, реально существует и само открывает счет.

При этом клиент подписывает специальный документ подтверждающий факт того, что именно он является реальным владельцем (актуальным бенефициаром) денежных средств, помещаемых на счет в банке.
Пятый этап. Клиент ознакамливается с условиями сотрудничества с банком и подписывает их.
Шестой этап. Непосредственное открытие счета клиенту и прием денег от него.
В дальнейшем взаимоотношения банка и клиента могут строиться по двум основным направлениям.
1. Решения о покупке или продаже ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов и т. п. клиент принимает самостоятельно. Банковский специалист при этом предоставляет ему лишь консультационную помощь в оценке ситуации на рынке, предлагая наиболее выгодные клиенту варианты решений.
Решив купить или продать определенное количество ценных бумаг, клиент поручает закрепленному за ним банковскому работнику провести соответствующую операцию. При этом он указывает количество акций или облигаций, которые намерен купить или продать, наименование компании, приемлемую для него цену, а также предел цен, превышение которого возможно только с его согласия. Получив указанную информацию, банк передает ее биржевому брокеру или в фирму, зарегистрированную на бирже, и в тот же день подтверждает приказ в письменном виде. Особое внимание при передаче приказа обращается на четкое доведение информации до брокера без искажений.

За передачу таких сообщений банк, как правило, взимает комиссию не со своего клиента, а с брокера - в размере 25 % комиссии последнего. Получив приказ, брокер начинает скупать или продавать ценные бумаги на условиях, указанных клиентом.

После проведения операции брокер извещает клиента о ее завершении, посылая ему специальную договорную записку. В ней он указывает условия, на которых была проведена операция; договорная записка необходима как, физическим, так и юридическим лицам при заполнении налоговой декларации и в ряде других случаев. В договорной записке должны быть указаны:

  1. наименование и адрес брокерской фирмы;
  2. наименование клиента;
  3. какая операция была произведена - покупка или продажа ценных бумаг;
  4. количество акций или облигаций;
  5. описание акций;
  6. цена, по которой были куплены или проданы ценные бумаги;
  7. общий вывод;
  8. сумма нотариальных расходов;
  9. сумма налога на добавленную стоимость, взимаемого с комиссии брокера;
  10. сумма сделки:
  11. общая сумма, взимаемая с клиента или выплачиваемая ему;
  12. дата и время совершения сделки;
  13. выступал ли брокер от своего имени или в качестве агента.

Иногда коммерческий банк выступает посредником и при передаче договорной записки клиенту.
Ценные бумаги становятся собственностью покупателя с момента получения договорной записки, что происходит ранее получения свидетельства на акции. При продаже брокером ценных бумаг, покупатель последних подписывает специальный документ - формуляр для передачи права собственности на ценные бумаги и передает его брокеру покупателя вместе со свидетельством на проданные акции.

Брокер, обслуживавший покупателя, вносит имя и адрес покупателя и посылает оба документа регистратору акций компании-владельца. Регистратор на основании данных формуляра для передачи права собственности на ценные бумаги аннулирует старые свидетельства, вычеркивает имя прежнего владельца из регистрационной книги и выписывает новое свидетельство на имя покупателя, а также заносит его имя и адрес в книгу учета держателей акций.
Клиент вправе потребовать от банка особого режима для своего счета. Под особым режимом обычно понимают оставление почтовой корреспонденции клиента в банке, когда по соображениям конфиденциальности клиент заинтересован том, чтобы вся его почта оставалась в банке, откуда он её забирает лично или с помощью своих доверенных лиц.

Обслуживание счетов с особым режимом требует больших банковских издержек, чем обслуживание обычных счетов, поэтому статус особого счета предоставляется, как правило, лишь с разрешения руководства банка.

  1. Клиент заключает с банком договор об управлении портфелем инвестиций, по которому банк самостоятельно занимается всеми вопросами купли-продажи инвестиций клиента. Банковский консультант проводит предварительную беседу с клиентом, обращая особое внимание на срок вклада и желания его владельца При этом банк несет всю ответственность по формированию структуры этого портфеля, купле - продаже ценных бумаг, и отвечает перед клиентом за обеспечение доходности средств, инвестированных в его пользу. Вместе с тем банковский консультант стремиться к тому, чтобы у клиента сформировалось собственное мнение относительно приоритетов будущей инвестиционной политики и нацеливает его на совместный поиск оптимального решения. Обычно банк предлагает клиенту составить доверенность и завещание установленной формы о передаче всех прав по счету другому лицу случае наступления определенных обстоятельств. Кроме того банк и клиент подписывают Генеральное соглашение о совместной деятельности. При проведении доверительных операций руководство банка стремится к использованию средств клиента с максимальной прибылью, в то же время обеспечив привлечение новых клиентов.6

В классическом варианте ( в каком он существует на мировом финансовом рынке) траст был задуман как форма управления капиталом клиента,имя которого не разглашается. Для этого в разных странах существуют различные способы сокрытия имени собственника денежных средств,при этом налоги за клиента платит доверительных упраляющий.
Схема простейшего траста в классическом виде представлена на рисунке(1).Владелец средств,передаваемых в траст( собственник) через адвоката или нотариуса( учредитель траста) вверяет средства в управление доверительному управляющему( финансовой компании,банку),а тот через оговоренный период времени передает их бенефициару(выгодоприобретателю),который и получает все доходы по договору траста. Схема доверительного управления (1)7

Учредитель
траста
Доверительный управляющий
Собственник Бенефициар


После того,как выгодоприобретатель получил средства от доверительного управляющего,он передает их учредителю траста( как правило,это доверенное лицо собственника),тот возвращает их собственнику.По классической схеме управляющий действует самостоятельно с третьими( по отношению к реальному собственнику) лицами. Возможны варианты,когда выгодоприобретатель и учредитель траста одно и тоже лицо. В этом случае одно звено в приводимой цепочке отсутствует.

Выгодоприобретатель не может быть собственником-в этом случае становится известным его имя,а такой вид взаимодействия называется уже не траст,а управление активами.
В России условия обязательного указания имени реального собственника закреплено в ч.2 ГК РФ и др.документах,регламентирующих действия доверительных управляющих. Наряду с рядом др.ограничений это не позволяет классифицировать действия по управлению средствами клиентов как траст,а дает возможность говорить лишь о его элементах.
Схематически механизм доверительного управления,который,исходя из действующего ГК РФ,осуществляется в России выглядит следующим образом (2).
1.Учредитель управления определяет порядок управления активами с финансовым посредником в соответствии с условиями предоставления услуги и подписывает договор доверительного управления имуществом.
2.На основании подписанного договора учредитель перечисляет определенную денежную сумму в банк на счет доверительного управления,открываемый финансовому посреднику.В случае передачи в доверительное управление ценных бумаг,учредитель переводит их на счет депо( счет доверительного управляющего) в депозитарий.
3.Управляющий( финансовый посредник) формирует и управляет инвестиционным портфелем на рынке ценных бумаг,совершая на нем допустимые договором и законодательством ооперации,используя при этом счет доверительного управления в банке и/или счет депо. На счет доверительного управления в банке поступают все средства,получаемые в ходе управления,а на счет депо-ценные бумаги.
4.Управляющий обеспечивает информационное обслуживание учредителя об исполнении договора доверительного управления,предоставляя соотвествующие отчеты по указанным в договоре формам и срокам.
5.Получение выгодоприобретателем по окончании действия условий договора активов и /или дохода от управления в виде денежных средств и/или ценных бумаг. Банк может выступать и в качестве управляющего,тогда схема доверительного управления значительно меняется.
Банк за обслуживание счетов "депо" получает комиссионные независимо от числа иобъема операций за целый месяц. В то же время клиент оплачивает услуги банка по операциям с наличными ценными бумагами в размере 0.25% от номинала стоимости бумаги.

Оплата производится по каждой конкретной ситуации в течении трех банковских дней с момента выполнения операции посредством перечисления суммы на корреспондентский счет банка в РКЦ.. При открытии счета "депо" банк играет на повышении и понижении курса той или иной ценной бумаги путем купли-продажи.

Разница,возникающая в результате этой операции,образует доход банка.
На практике под пакетом ценных бумаг подразумевается совокупность различных видов ценных бумаг( акции,облигации) и финансовые инструменты в виде депозитных ,сберегательных и прочих долговых обязательств,используемых в стране на основе соответствующего законодательства.
Сам пакет ценных бумаг,предложенный клиенту банком ,должен отвечать следующим требованиям:

  1. наименование ценных бумаг ;
  2. полное название эмитента ценных бумаг ;
  3. способ приобретения ;
  4. сведения о регистрации выпуска ценных бумаг ;
  5. информация о регистрации сделок.

Рыночная цена пакета ценных бумаг базируется на суммировании рыночных ценных бумаг,из которых складывается сам пакет.Банк управляет соответствующим пакетом ценных бумаг на основании договора доверительного управления.
Другим видом трастовых услуг,применяемым российскими банками для клиентов,является ведение реестра акционеров и регистрация сделок с ценными бумагами. Предоставление таких услуг вызвано тем,что ведение реестра акционеров при большой численности работников является сложной задачей. Ведение реестра целесообразно осуществлять в компьютером виде,т.к. без этого практически невозможно иметь и анализировать состояние курсовой стоимости акций,их ликвидности,полный пакет акций,принадлежащий работникам того или иного предприятия.

Само ведение реестра включает: формирование реестра по итогам закрытой подписки;внесение изменений по итогам чековых аукционов;выдача выписок из реестра,изменение уставного капитала по результатам инвестиционных торгов;операции по перепродаже акций при условии,что сделка зарегистрирована в другом финансово-кредитном институте;выдача различных отчетов; выдача списка по начислению дивидендов.
Нередко владельцы акций уполномочивают банк представлять их интересы на общем собрании акционеров с передачей ему своих прав голоса путем специального письменного разрешения, выдаваемого на определенный срок.



Содержание раздела