d9e5a92d

Права и бязанности траст-отделов коммерческих банков

Доверительное управление ценными бумагами обязательно дополняется доверительным управлением денежными средствами.Управление первым без второго невозможно,хотя бы потому,что управление ценными бумагами включает и совершение операций по их купле-продаже.Очевидно,что денежные средства также будут находиться в доверительном управлении управляющего,который ограничен в своих действиях специольной целью расходования-только на инвестирование в ценные бумаги.14
"Имущество,переданное в доверительное управление,обособляется от другого имущества учредителя,а также от имущества доверительного управляющего.Это имущество отражается у управляющего на отдельном баланнсе,и по нему ведется отдельный учет".(ГК РФ п.1 ст.1018)
Итак,для доверительного управляющего операции по управлению имуществом являются забалансовыми,Имущество,переданное в доверительное управление ,не влияет на собственные активы управляющего,а может оказывать влияние( на пассивную сторону баланса) лишь вознаграждение,полученное управляющим от учредителя управления.Следовательно,переданное в доверительное управление имущество,собственник должен учитывать на своем балансе,несмотря на то,что фактически оно находится у доверительного управляющего.
Условия,касающиеся срока договора,определены следующим образом:
-договор срочный;
-срок договора не может превышать пяти лет;
-при отсутствии взаимных претензий возможна автоматическая пролонгация.
Цели,которые преследует учредитель,обычно сводятся к получению дохода,превышающего ставки депозита ГКО и др..Если говорить об управляющем активами,то управляющий заинтересован прежде всего в комиссионных и увеличении оборота своей компании или банка.
Договор по доверительному управлению активами является самым важным документом,который определяет дальнейшее взаимодействие с управляющим.Основное в договоре-система вознаграждения управляющего и инвестиционная декларация.На практике в основном применяются 2 системы:
1.Система вознаграждения,при которой финансовый посредник получает определенную величину вознаграждения сразу после перевода активов в управление.Помимо этого посредник также получает процент от полученного дохода учредителя управления.Данная система недостаточно стимулирует посредника,т.к.независимо от размера дохода от управления активами,он получает фиксированную комиссию в начале действия договора.При данной системе учредитель управления находится в большой зависимости от управляющего,чем при остальных системах исчисления,
2.Процент вознаграждения от дохода или прибыли.В договоре учредитель оговаривает с управляющим ставку процента вознаграждения от дохода или прибыли,если они образуются по окончании периода инвестирования.Положительным является то,что управляющий имеет стимул получения большего дохода для учредителя,тем самым заработать большую комиссию для себя.Отрицательным моментом является незнание об окончательном доходе,который будет получен по истечению срока действия договора.Тем самым он имеет повышенный риск не получения дохода вообще.На пратике в основном используется вторая система вознаграждения.
Помимо установленных законодательством РФ обязательных условий договора доверительного упрвления,договор,предусматривающий передачу в доверительное управление средств инвестирования в ценные бумаги,должен содержать инвестиционную декларацию управляющего.В ней инвестор указывает какие ценные бумаги и на какой срок может приобретать для него управляющий,направления и способы инвестирования денежных средств.За нарушение условий инвестиционной декларации в договоре предусмаатриваются штрафные санкции.
Оплата трастовых услуг российских банков обычно составляет около1% суммы вклада,при размещении средств в валюте и около5% в рублях. Внекоторых кредитных учреждениях тарифы более разнообразны.Если предприятие дает банку самостоятельно определять объект инвестиций,то платит 2% от полученного по договору дохода.Если выбирает одну из 2-3 отраслей промышленности,предложенных банком,то-3%.Если отдает предпочтение производствам и операциям,а соотношение вложений оставляет за банком,то-4%.Если самостоятельно отбирает направления и определяет долю инвестиций,то-5%.15
Прекращение договора доверительного управления имуществом.
1.Договор доверительного управления прекращается вследствии:
-смерти гражданина,являющегося выгодоприобретателем,или ликвидация юридического лица-выгодоприобретателя;
-отказа выгодоприобретателя от получения выгод по договору,если договором не предесмотрено иное;
-отказа доверительного управляющего или учредителя управления от осуществления доверительного управления в связи с невозможностью для доверительного управляющего лично осуществлять доверительное управление имуществом;


-признание несостоятельным( банкротом) учредителя управления или доверительного управляющего.
2.При отказе одной стороны от договора доверительного управления имуществом другая сторона должна быть уведомлена об этом за три месяца до прекращения договора,если договором не предусмотрен инлй срок уведомления.
3.При прекращении договора доверительного управления имущество,находящееся в доверительном управлении,передается учредителю управления,если договором не предусмотрено иное.16
2.4.

Права и бязанности траст-отделовкоммерческих банков

Траст-отдел обязан следовать указаниям и условиям соглашения, завещания, решения суда или договора о представительстве, в соответствии с которыми он действует. Траст-отдел не может менять свои обязанности по осуществлению определённых операций без согласия доверителя или лица, его представляющего.

Если же имеет место непредвиденное развитие ситуации, обуславливающее необходимость изменения действий доверенного лица (траст-отдела), не предусмотренное первоначальным соглашением о трастовых услугах, и нет возможности согласовывать изменения с доверителем, то соответствующее разрешение можно получить через суд. Круг обязанностей доверенных лиц весьма широк, однако договор о трасте не предоставляет доверителю полную гарантию успеха и не страхует его от всех возможных убытков. Но траст-отделы будут нести гражданскую (материальную), а иногда и уголовную ответственность, если убытки имели место из-за их небрежности, недобросовестности и тем более из-за прямого умысла. Например, если траст-отдел разместил часть средств траста в ценные бумаги, которые на момент операции рассматривались как привлекательные и вполне надежные объекты для инвестиций (мнение экспертов фондового рынка, биржевой листинг), а через какой-то период времени заметно обесценились или вовсе перестали котироваться, то траст-отдел не несёт ответственности.

Однако если будет доказано, что траст-отдел имел основания рассматривать данные инвестиции как недостаточно надёжные, но ничего в связи с этим не предпринял, то он (или отдельные его сотрудники) будет подлежать гражданской или уголовной ответственности в полном объёме.
Принцип лояльности, положенный в основу работы траст-отделов самими коммерческими банками, подкрепляется на государственном уровне большим числом законов, подзаконных регулирующих положений, судебных решений, призванных регламентировать направления инвестиционной деятельности траст-отделов. Кроме того, ограничения могут налагаться самим договором о трасте. В некоторых договорах могут содержаться конкретные указания, куда следует вкладывать средства траста.

Зачастую решения об инвестициях принимаются совместно траст-отделом и доверителем или бенефициаром траста. В ряде случаев траст-отдел вообще не полномочен осуществлять инвестиции.
При принятии конкретных инвестиционных решений траст-отделы должны следовать общим банковским принципам размещения активов. Так, они не должны отдавать предпочтение исключительно надежности, покупая ценные бумаги правительства (казначейские векселя и облигации). В то же время в основе их действий не должно быть желания только получить максимальную выгоду и доход, размещая средства доверителя в ценные бумаги с большим кредитным риском (например, в акции малоизвестных венчурных компаний, не прошедших листинг на фондовой бирже).

Таким образом, траст-отделам вменяется в обязанность придерживаться политики разумного балансировнаия: они должны прибегать к диверсификации активов, избегать погони за прибылью и строго придерживаться условий договоров отрасте.
Как уже отмечалось, в случае несоблюдения доверенными лицами (траст-отделами) взятых на себя обязанностей они несут ответственность в рамках действующего законодательства. Можно выделить следующие достаточно типичные случаи ответственности траст-отделов:

  1. дохода в интересах других лиц, а не наследников или бенефициаров). Этот вид нарушения только влечёт за собой возмещение доверенным обман (например, неправильное использование основного имущества или лицом убытков, но и грозит ему уголовной ответственностью;
  2. неуплата налогов;
  3. отказ от реинвестировния средств траста в течение неоправданно большого периода времени, в результате чего пострадал доход по трасту;
  4. осуществление инвестиций без согласования, предусмотренного договором, если эти действия повлекли за собой убытки;
  5. отказ от диверсификации инвестиций, предусмотренной договором или законом, если это привело к убыткам;
  6. недополучение любых доходов и платежей по трастовому имуществу, что сократило доход по трасту;
  7. неоправданно долгое хранение трастовых активов в малоликвидных, непригодных для инвестирования средствах.

Доверительный управляющий обязан вести учет и отчитываться перед бенефициарием за управление трастом или учредителем траста,предоставляя точную и полную информацию в отношении имущества траста.Информация о деятельности банка должна быть представлена в следующих документах:
-справка о состоянии инвестиционного портфеля на определенную дату.В ней должны быть отражены структура портфеля,баланс и оценочная стоимость портфеля;
-отчет о движении денежных средств и ценных бумаг по счетам клиента;
-итоговый отчет,включающий в себя доходы/убытки,сумму расходов и комиссионное вознаграждение.
Все отчеты должны соответствовать требованиям,предъявленным контролирующими органами( ФКЦБ,Налоговой инспекцией).По запросу контролирующих органов доверительный управляющий должен в любой момент представить информацию о деятельности по договору доверительного управления.Отчет управляющего служит для учредителя и выгодоприобретателя документом,на основании которого в их балансе будут сделаны проводки по счетам имущества,находящегося в доверительном управлении,счетам доходов и расходов.
В соответствии с п.1 ст.1022 ГК РФ доверительный управляющий,не проявивший при доверительном управлении должной зоботливости,возмещает выгодоприобретателю упущенную выгоду,а учредителю управления убытки,причиненные утратой или повреждением имущества,с учетом естественного износа,а также упущенную выгоду.
Стоит заметить,что большинство предусмотренных ГК РФ обязанностей доверительного управляющего характерны только для договорных(фидуциарных) отношений.Например,обязанность действовать в интересах выгодоприобретателя(ст.1022ГК РФ).

Заключение


Примечательно то, что активное развитие траста в России связано в первую очередь с падением доходности на финансовом рынке, где его участники столкнулись с необходимостью формирования инвестиционных портфелей квалифицированными менеджерами. В данный момент развитие рынка трастовых услуг находится в руках Министерства финансов России, Центрального Банка РФ и Государственной налоговой полиции: от соответствия их распоряжений реальной действительности и возможности принятия их на практике. Пока не принят один общий закон о доверительном управлении имуществом, хотя проект был подготовлен уже несколько лет назад.Этот вид деятельности банков регламентируется множеством различных нормативных документов, которые в различных аспектах рассматривают этот вопрос.
Государство связывает с трастом большие надежды, учитывая возможность пополнения бюджета за счет передачи в доверительное управление пакетов акций приватизированных предприятий, находящихся в федеральной собственности.
Однако ,вследствии того,что в Российской Федерации пока еще нет таких огромных накопленных ценностей у физических лиц, сдерживается развитие трастовых операций в том виде, в котором они существуют в западных странах. К тому же есть определенный синдром недоверия к банкам из-за нестабильности в стране банки не могут приобрести устойчивое положение.

Кроме того, одним из элементов трастового дела является хранение и управление ценными бумагами. Однако в России рынок ценных бумаг как элемент рыночной экономики также еще не полностью сформировался.
В России коммерческие банки оказывают трастовые услуги, посредством создания Общих фондов банковского управления. Вследствии, нестабильной экономики (кризиса августа-сентября 1998г.) к началу 1999г.значительно сократилась сумма активов, находящаяся в управлении с 5322773 тыс.руб. в 1998г. до 4575987 тыс.руб. в 1999г.

Это показывает невостребованность клиентами такой банковской услуги, как доверительное управление имуществом (см. табл.2). Информация о зарегистрированных Общих фондах банковского управления (далее ОФБУ) на территории Российской федерации по состоянию на 1. 01. 99 г. (табл.2)17

Главное территориальное управление ЦБ РФ или Национальный банк Количество кредитных организаций, зарегистрировавших общие условия создания и доверительного управления имуществом ОФБУ
1.01.99 г
Количество зарегистрированных ОФБУ
1.01.99г.
Сумма активов, находящихся в управлении ОФБУ (тыс. руб.)
1. 01. 99г.
1 2 3 4
Вологодская область 2 3 1752
Иркутская область 4 6 6925
Кемеровская область 1 1 23434
Краснодарский край 1 3 0
Ленинградская область 1 2 0
Липецкая область 1 2 0
г. Москва 29 74 2 309 386
Московская область 2 6 0
Приморский край 1 1 0
Ростовская область 1 1 0
г. Санкт-Петербург 8 15 20746
Саратовская область 1 1 0
Свердловская область 4 11 3390
Удмуртская республика 4 4 2 209 509
Республика Саха (Якутия) 2 3 845
Тюменская область 1 1 0
ВСЕГО 63 134 4 575 987

Разъяснения.

1. В таблице содержатся сведения только по тем территориальным управлениям (Национальным банкам), на территории которых кредитные организации осуществляют доверительное управление имуществом путем создания ОФБУ (без включения информации о территориальных управлениях, на территории которых кредитные организации осуществляют доверительное управление имуществом по индивидуальным договорам доверительного управления).

  1. О в графе 4 означает, что кредитные организации, зарегистрировавшие Общие условия создания и доверительного управления имуществом ОФБУ, по состоянию на 1. 01. 99 г не привлекли ни одного учредителя управления.

По данным на 1.01.99 г., 89 кредитных организаций осуществляют операции доверительного управления имуществом как путём заключения индивидуальных договоров доверительного управления имуществом, так и путем создания Общих фондов банковского управления. В настоящее время Банком России зарегистрировано 134 ОФБУ, управление которыми должны осуществлять 63 кредитные организации. Значительную долю (3/5) активов ОФБУ составляют инвестиции в ценные бумаги. Финансовый кризис оказал негативное воздействие на развитие ОФБУ.

За истекший после финансового кризиса период не создавались новые Общие фонды банковского управления. Прекратили свое существование 4 ОФБУ, некоторые кредитные организации временно приостановили свою деятельность в качестве доверительного управляющего. Вместе с тем в условиях финансового кризиса структура Общих фондов банковского управления практически не изменились, что, на наш взгляд, связано, с одной стороны, с недостаточной развитостью данного инструмента в отечественной практике и, с другой стороны, со строгим перечнем объектов инвестирования средств ОФБУ с целью, снижения присущих доверительному управлению рисков
В Кемеровской области услуги по доверительному управлению имуществом официально не оказываются, т. е. не составляется договор доверительного управления.Сам же механизм "управления активами" присущь операциям с ценными бумагами, т. е. банк, принимая на хранение или в залог какие-либо ценные бумаги, все равно играет на понижение или повышение курса ценной бумаги. Доходы по таким курсовым разницам, полученые дивиденды отдаются собственнику ценных бумаг.

Что в сущности схоже с операциями доверительного управления имуществом.
Так, имущество, переданное доверительное управление, все равно в большей части направляется в ценные бумаги. Примером может служить баланс по доверительному управлению коммерческого банка "Доверительный и Инвестиционный банк" (см.табл.3).
Еще одним отрицательным моментом в развитии трастового дела в России явилось отсутствие желания инвестировать денежные средства в реальный сектор экономики. Это объясняется прежде всего тем, что кредиты, выданные какой-либо организации, предприятию могут быть не возвращены в срок. В результате банки не получают расчитанную норму прибыли.

Существуют проблемы, связанные с техникой проведения банками данных операций, в частности, неотлаженный механизм приобретения ценных бумаг доверительным управляющим в пользу клиента.

Баланс по доверительному управлению


Наименование статей тыс. руб.
Актив
1. Имущество в управлении, в т.ч. 3875
1.1. Кредиты, предоставленные и ценные бумаги в управлении 3875
2. Убыток по доверительному управлению 167
Итого активов 4062
Пассив
1. Капитал в управлении 3784
2. Прибыль по доверительному управлению 258
Итого пассивов 4062


Несмотря на многие причины медленного развития трастовых операций, они имеют ряд преимущест как для банка, так и для клиента.
Для коммерческого банка оказание этого вида услуги выгодно по слеующим причинам:

  1. получение возможности распоряжаться капиталом по своему усмотрению(с учетом интересов клиента), таким образом контролируя инвестиционный процесс;
  2. снижение затрат за счет исключения средств,связанных с брокерскими операциями (затраты на поддержание связи с клиентом, постоянное консультирование клиента,отдельный учет движения денежных средств клиента в некоторых аспектах учета);
  3. получение возможности повысить мобильность капитала, а также собственного влияния на движение рынка.

Все эти факторы приводят к повышению прибыли, получаемой коомерческими банками. Кроме того.

Осуществление функций управления активами позволяет вовлечь в управление капиталы частных инвесторов, не имеющих возможности пользоваться брокерскими услугами коммерчеких банков.

Список использованной литературы

  1. Алехин В.Траст на рынке ценных бумаг // Рынок ценных бумаг, 1998, 8.
  2. Атаманчук Л. Доверительное управление: проблемы бухгалтерского учета и налогооблажения// РЦБ, 1997, 13.
  3. Баланс коммерческого банка "Доверительный и Инвестиционный банк" // Бизнес и банки, 1998, 23 (июнь).
  4. Банки и банковские операции: Учебник для вузов./ Е.Ф.Жуков, Л.М.Маркова и др.;Под ред. проф. Е.Ф.Жукова.-М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  5. Банковское дело: Учебник./ Под ред. проф. В.И.Колесникова, проф.Л.П.Кроливецкой.-М.: Финансы и статистика, 1996.
  6. Волков К., Воропаева Е. Банковские фонды: возможность дана // РЦБ, 1997, 22.
  7. Голубович А.Д. Траст.Доверительные услуги банков и финансовых компаний клиентам.-М.: Ао "АРГО", 1994.
  8. Гончаров А. Траст в Росси не похож сам на себя // РЦБ, 1997,8.
  9. Гражданский Кодекс РФ .С- Пб., 1996.
  10. Гринько Д. Доверительное управление в России //РЦБ, 1998, 8.
  11. Гринько Д. Доверительное управление и безнравственная конкуренция // РЦБ,1997, 8.
  12. Гусалова Е. Организация трастового подразделения банка: зарубежный опыт // Банковское дело, 1998, 6.
  13. Дробышев П. Правовое регулирование доверительного управления // РЦБ, 1997, 22.
  14. Жуков А.И. Услуги коммерческих банков. Зарубежный опыт и практика./ Серия "Международный банковский бизнес".-М.: Изд-во АО "Консалтбанкир",1995.
  15. Жуков Е.Ф. Трастовые и факторинговые операции коммерческих банков./ Серия "Международный банковский бизнес".-М.: Изд-во АО "Консалтбанкир",1995.
  16. Зайцев Ф. Перспективы новой формы доверительного управления // РЦБ, 1997, 20.
  17. Информация о зарегистрированных ОФБУ на территории Российской Федерации. // Вестник Банка России, 1999, 4, 15.
  18. Карпиков Е., Рылько П. ОФБУ и ПИФы: инвестиционные возможности // РЦБ, 1998, 1.
  19. Куприна А. Банки и доверительное управление: любые проблемы разрешимы // РЦБ, 1997, 22.
  20. Назарова Н. Траст: правове основы и практика реализации в США и России // Банковское дело,1997, 5.
  21. О трастовых операциях коммерческого банка. Информационно- аналитический обзор // Банковские услуги, 1998, 7-8.
  22. Шаталов А. Траст и доверительное управление.Критический анализ.// РЦБ, 1997, 14, 15.
  23. Шмыгов С. Договорные отношения при доверительном управлении // РЦБ, 1997, 13.


Содержание раздела