d9e5a92d

Всемирная торговая организация (ВТО)


создание новых и проработка существующих концепций и подходов к реализации промышленного развития на всех уровнях, а также обобщение результатов исследований в этой области;
поощрение и оказание помощи странам в разработке программ развития и планов индустриализации в государственном, кооперативном и частном секторах экономики;
содействие контактам развивающихся и промышленно развитых стран в части компетенции организации;
помощь развивающимся странам в комплексном и полном использовании имеющихся местных ресурсов для производства товаров на внутренний и внешний рынки;
организация распространения и обмена информацией по всем аспектам промышленного развития;
содействие передаче промышленных технологий из развитых стран развивающимся и между последними;
поддержка программ подготовки кадров для промышленности развивающихся стран;
помощь в создании и деятельности институциональной инфраструктуры для предоставления правовых и консультативных услуг промышленности;
помощь по просьбам правительств развивающихся стран в доступе к внешним финансовым ресурсам для реализации отдельных промышленных проектов.
Решая свои задачи на глобальном, региональном и национальном уровнях, ЮНИДО сотрудничает со многими учреждениями системы ООН, а также с межправительственными, правительственными и неправительственными организациями вне этой системы. Результаты многолетней деятельности организации воплощены в многочисленных международных соглашениях, реализация которых позволяет ускорять промышленный подъем развивающихся стран и их интеграцию в мировую экономику.

10.6. Всемирная торговая организация (ВТО)
ВТО приступила к своей деятельности в начале 1996 г. в результате модификации Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), договор по которому подписали 23 страны еще в 1947 г.
Являясь одной из крупнейших международных экономических организаций, ГАТТ установила принципы, правовые нормы, а также правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. Основными принципами деятельности ГАТТ, унаследованными в настоящее время ВТО, являются:
обеспечение режима наибольшего благоприятствования экспортным, импортным и транзитным операциям посредством установления соответствующих таможенных пошлин, сборов и т.д., а также уравнивание прав импортных и местных товаров внутри страны за счет налогов, правил торговли и др.;
предоставление участникам соглашения всех прав, преимуществ и льгот по ввозу и вывозу товаров, таможенным пошлинам, мореплаванию и другим аспектам, которыми пользуется в данной стране любое другое государство;
использование преимущественно тарифных средств защиты национальных рынков, отказ от импортных квот и иных подобных ограничений;
снижение таможенных тарифов на основе регулярного проведения многосторонних переговоров;
предоставление преференциального режима* в торговле с развивающимися странами;
разрешение торговых споров посредством переговоров;
взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.
* Льготный режим, предоставленный одним государством другому без распространения на третьи страны.

ГАТТ действовала путем многосторонних переговоров, объединенных в раунды. Примером может служить так называемый «уругвайский раунд», проходивший в течение последних 7 лет, предшествовавших появлению ВТО. За полувековую историю организации было проведено 8 раундов переговоров, результатом которых явилось десятикратное снижение среднего уровня таможенных тарифов (с 40 до 4%) в странах-участницах.
Участниками ГАТТ к началу 1996 г. были 130 стран. Членами ВТО, заменившей эту организацию, стала 81 страна. Бюджет новой организации складывается из взносов стран-участниц.

Заседания высшего руководящего органа ВТО проводятся дважды в год. Решения должны приниматься единогласно.
ВТО, как отмечалось выше, используя в своей деятельности принципы ГАТТ, осуществляет также регулирование международного обмена услугами (банковские, страховые, транспортные и др.), торговых аспектов интеллектуальной собственности и контролирует защиту инвестиций. Для этого в ее составе созданы специальные учреждения: Соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС).


По прогнозам специалистов, деятельность ВТО позволит к началу XXI в. снизить среднюю ставку таможенных тарифов в развитых странах до 3% (в середине 90-х гг. в развитых странах она составляла 4%, а в Российской Федерации 15%)* и существенно повысить доходы в этой сфере мировой экономики. Российская Федерация, не являясь пока членом ВТО (имеет статус наблюдателя), многое теряет вследствие ограничений по допуску ее товаров на мировые рынки.
* Авдокушин Е.Ф. МЭО: Учеб. пособие. М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996.

С. 43, 44.

10.7. Европейская экономическая комиссия ООН
Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) была образована в 1947 г. со штаб-квартирой в Женеве (Швейцария). В течение более 50 лет своего существования ЕЭК охватила своей деятельностью 55 стран Северной Америки, Европы и Азии, в результате чего вырабатывается совместный механизм международного экономического сотрудничества.
ЕЭК является межнациональным форумом, на котором достигается взаимная договоренность и согласие в процессах формирования и выполнения общих направлений деятельности стран, реализации их совместной политики.
Главная цель ЕЭК создание необходимых условий для взаимопонимания, согласования и гармонизации коллективных действий в области политики и практического ее достижения в странах членах этой международной организации.
В основе деятельности ЕЭК лежат следующие принципы:
обеспечение систематической работы всех структурных органов, регулярного проведения рабочих совещаний, конференций и семинаров по важнейшим проблемам, представляющим особый интерес для мирового сообщества;
согласование приоритетных проектов и программ, содействие прогнозным исследованиям и координации деятельности по их выполнению;
недопущение дублирования в совместной деятельности и при принятии общих усилий для реализации поставленных целей;
достижение взаимосвязи и взаимообусловленности между ООН и региональными объединениями и организациями, действующими вне ее системы, обеспечение их устойчивого развития;
ЕЭК реализует следующие основные функциональные аспекты деятельности:
содействие экономическому, научно-техническому и социальному развитию стран на основе интеграции регионального и межрегионального сотрудничества;
обеспечение проведения совместных научных исследований и разработок в системе экономического анализа и оценки приоритетных программ и проектов, связанных с экономическими, политическими и социальными сферами стран;
подготовка и проведение конвенций, согласование и адаптация норм и стандартов в областях экономики, техники, технологии и окружающей среды в целях поощрения международной кооперации и координации деятельности в региональных объединениях стран;
развитие и использование экономических и социальных возможностей национального роста стран путем совершенствования работы в области окружающей среды, промышленности, энергетики, транспорта и торговли, а также во многих областях повседневной жизни населения;
поощрение совершенствования и рационализации переходных процессов стран Восточной и Центральной Европы в систему рыночных отношений, содействие их участию и объединению в европейскую и глобальную мировую экономику;
организация подготовки и проведения конференций, симпозиумов и совещаний межправительственных групп и групп экспертов, учебных семинаров и практикумов;
формирование информационной базы и обеспечение необходимой документацией всех взаимосвязанных структурных органов;
координация деятельности центральных органов ООН, специализированных и европейских учреждений, правительственных и межправительственных организаций.
Наряду с приоритетными направлениями деятельности, связанными с экономическими и статистическими исследованиями, промышленностью и технологией, энергетикой и транспортом, окружающей средой, ЕЭК занимается также решением проблем сельского хозяйства, международной торговли, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, вопросами населенных территорий. По всем этим проблемным аспектам Комиссия вырабатывает аналитические обзоры, осуществляет международные соглашения, разрабатывает нормы и стандарты, оказывает помощь в их применении с учетом потребностей и пожеланий стран членов ЕЭК.
Аналитическая деятельность ЕЭК основывается на обмене опытом и информацией между странами, в которой исследуется и обосновывается положение дел в каждой конкретной технической, социальной и экономической области, что находит отражение в соответствующих научно-практических публикациях, в частности, в таких известных изданиях, как «Обзор экономического положения Европы» и «Европейский экономический бюллетень». Полезность и необходимость опубликованной аналитической информации обуславливается тем, что она часто отражается в средствах массовой информации и находит свое место в академических научных исследованиях.Аналитические материалы также важны для разработки и принятия управленческих решений, они создают дискуссионную основу по проблемам демократизации экономической и социальной политики стран.
Деятельность ЕЭК, связанная с подготовкой и проведением международных конвенций, разработкой соответствующих программ и проектов, стандартов и норм, содействует развитию процессов гармонизации и координации практической деятельности, улучшению организационно-экономических связей между странами.
Особую актуальность в настоящее время имеет направление деятельности ЕЭК, нацеленное на удовлетворение потребностей стран с переходной экономикой, которым необходимо создать институциональную и законодательную основу для эффективного функционирования рыночных отношений. Успешно проводятся многочисленные рабочие совещания и семинары по широкому спектру проблем, связанных с развитием конкурентоспособных сфер производства товаров и услуг, финансированием государственных и общественных работ, разработкой земельных кадастров. Организационно-функциональные аспекты деятельности ЕЭК представлены на 10.8.



Повседневная деятельность ЕЭК оказывает непосредственное влияние на развитие предпринимательства, решение жизненно важных проблем юридических и физических лиц. В частности, это находит отражение в разработанной в ЕЭК перспективной информационной системе «ЭДИФАКТ/ООН», которая сейчас широко применяется во всем мире, активно снижая материальные и временные ресурсы, расходы по экспортно-импортным операциям. Другими важными результатами приоритетной деятельности ЕЭК являются разработка прогнозной программы «Глобальная энергоэффективность XXI век», где создается реальная основа для активной работы по снижению несоответствия в сферах соблюдения экологических норм, технологии и потребления энергии между Востоком и Западом, а также принятие конвенции МДП, позволившей отказаться от проверок перевозимых транзитных грузов, ограничив их лишь странами отправления и назначения.
Основным связующим органом ЕЭК в области статистики является Конференция европейских статистиков, на заседаниях которой обсуждаются и принимаются совместные программы, проекты и предложения, объединяющие и конкретизирующие важнейшие сферы аналитической деятельности многих ведущих международных организаций, в том числе: Организации экономического сотрудничества и развития, Международной организации труда, Комиссии европейских сообществ, Всемирной организации здравоохранения, Международного валютного фонда, Всемирного банка. Европейского банка реконструкции и развития и др.
В настоящее время Европейская экономическая комиссия ООН активно поддерживает и развивает партнерские отношения с Европейским союзом, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а также с такими субрегиональными организациями, как Содружество Независимых Государств, Центрально-европейская инициатива, Черноморское экономическое сотрудничество, которые в свою очередь ориентируют ЕЭК на совершенствование ее видов деятельности в экономической, социальной, политической и культурной областях.




Содержание раздела