d9e5a92d

Увеличивается стоимость туристских услуг.


3. Увеличивается стоимость туристских услуг. Высокий уровень капиталоемкости придает международному туризму характер тяжелой индустрии. Современные гостиницы требуют очень дорогого оборудования, срок окупаемости которого превышает 5 лет.

Для многих стран это часто означает иммобилизацию капитала, необходимого для финансирования развития. К тому же дорогая гостиничная база эксплуатируется по сезонам неравномерно: в начале 80-х гг. средний уровень ее использования в мире составил 50%. Создание туристских центров требует развития инфраструктуры, в том числе основанной на новейшей информационной технологии. По некоторым оценкам, расходы на инфраструктуру в два раза превышают непосредственные инвестиции в строительство.

В результате высокой капиталоемкости стоимость каждого рабочего места возрастает. В странах Восточной Африки в гостиничном секторе заработная плата в среднем в два раза больше, чем в промышленности. Велики инвестиции в подготовку кадров.

Интернационализация туризма усиливает господство иностранных ТНК и часто приводит к снижению оплаты труда местных кадров.
4. Характерной особенностью и своеобразным достоинством этих услуг как товара является то, что значительная их часть производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования национальной валюты.
5. Распределение международного туризма по странам мира отражает неравномерность их социально-экономического развития. Так, развивающиеся страны принимают 1/4 часть мирового потока иностранных туристов. (Согласно международной статистике, к иностранным туристам относятся лица, посещающие страну с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране.) На мировой карте международного туризма ясно выделяется центр и периферия, хотя большинство стран одновременно и принимают и поставляют туристов. В 1996 г. Западная Европа и Северная Америка получили 72% всех мировых доходов от международного туризма, а их доля в общих платежах по нему составила 71%.

Эти страны привлекли 77% всех туристов, тогда как страны Африки 2,6, Латинской Америки 6, Азии и Океании 11%. Тем не менее и они получили от международного туризма 55 млрд долл. второе место по важнейшим источникам доходов.
По оценкам ВТО, объем доходов от международного туризма зависит от его типа, а также от способа и уровня национального контроля. В развитых туристических странах от 1/3 до 2/3 стоимости тура остается на месте в зависимости от типа использования транспорта и финансового контроля над гостиницами. В развивающихся странах с развитыми туристскими услугами остается 2/3 общих расходов на организацию туризма (стоимость тура + расходы туристов).

В развивающихся странах, расположенных на большом расстоянии от стран проживания туристов, остается 4050% общих затрат и только 20%, если средства транспорта и гостиницы контролируются иностранными компаниями. Из общих доходов вычитаются расходы на импорт продовольствия, оборудования (расходы на последнее, например, на Багамах составляют 43% всех валютных поступлений); издержки в иностранной валюте на финансирование инвестиций в международный туризм (строительные материалы, машины, оборудование для гостиниц); перевод за границу прибыли, процентов по займам, заработную плату иностранных рабочих, средства на рекламу в иностранных агентствах. В результате 4050% доходов уходит за границу в форме оплаты дивидендов и заработной платы.
Традиционными нетто-экспортерами туристских услуг являются Австрия, Швейцария, Испания, Италия, Франция, Турция, Португалия. Остальные страны имеют превышение расходов над доходами, т.е. выступают нетто-импортерами (см. табл. 6.4).
Таблица 6.4
Поступления и расходы по туризму в странах ЕС, млрд долл.

Страны

1990 г.
1995 г.
1996 г.
1997 г.
доходы
расходы
доходы
расходы
доходы
расходы
доходы
расходы
Австрия
0,56
0,14
11,8
6,3
13,8
12,1
14,7
13,0
Великобритания
0,54
0,81
16,0
19,8
20,0
25,0
20,8
26,5
Италия
1.3
0,3
16,4
10,1
28,2
12,7
30,0
15,0
Испания
1,16
0,07
14,5
4,3
25,9
14,6
27,4
5,1
Франция
0,91
0,94
21,3
13,5
28,2
17,5
30,4
17,8
ФРГ
0,7
1,5
11,0
30,1
15,8
49,6
16,6
50,9
Швейцария
0,54
0,81
6,9
6,0
8,7
7,8
9,0
8,2
<

p> Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1998. 26 марта.

В связи с валютно-финансовым кризисом в Восточной и Юго-Восточной Азии международный туризм развивался замедленными темпами: в 1997 г. число прибытий иностранных гостей увеличилось на 2,9%, а доходы от этой отрасли возросли лишь на 2,7%, а в 1998 г. рост соответственно составил 2,4% и 2%.
Таблица 6.5
Число прибытий и доходы от международного туризма в 1990-1997 гг.

Показатели
1990г.
1992 г.
1994 г.
1995 г.
1996 г.
1997 г.
1998г.
Число прибытий, млн чел.
Поступления от туризма, млрд долл.
457

269
503

315
551

354
565

404
596

436
613

448
625

495

Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1998. 13 авг.; 1999.

6 апр.

В Восточной и Юго-Восточной Азии и бассейне Тихого Океана прирост поступлений в 1997 г. составил 1%. Если бы не это, то темпы роста международного туризма были бы близки к уровню 1996 г. 5,5%. Особенно быстро международный туризм развивается в Африке, на Ближнем Востоке и в районе Карибского бассейна. В этом отношении выделяются следующие страны: Китай, ЮАР, Марокко, Шри-Ланка, Турция, Иордания, Египет, Греция, Франция, Испания.

Туристы в первую очередь посещали экологически благоприятные районы либо исторические и культурные достопримечательности.
В США возросли расходы на путешествия в другие страны (52 млрд долл.). 1997 год стал достаточно успешным для туристического бизнеса в Западной Европе: прибытия увеличились на 32% (363 млн). Большой популярностью, несмотря на высокий курс валюты, пользовались традиционные маршруты: Франция, Швейцария, Ирландия, Германия.

Международный туризм в Восточной и Центральной Европе развивался более медленными темпами. Высокий прирост прибытий отмечался в Испании, Греции, на Кипре и в Турции (см. табл. 6.6).
Таблица 6.6
Число прибытий и доходы от международного туризма в 1997 г.


Страны
Прибытия, млн чел.
Доля, %
Доходы, млрд долл.
Доля, %

По сравнению с 1996 г.
Мир в целом
616,6
100
448,4
100

Франция
66,8
10,8
27,9
6,2
-1,5
США
49,0
7,9
75,1
16,7
7,4
Испания
43,4
7,0
28,1
6,3
2,7
Италия
34,1
5,5
30,0
6,7
-0,1
Англия
26,1
4,2
19,9
4,4
3,0
Китай
23,8
3,9
12,1
2,7
18,4
Мексика
22,7
3,7
7,3
1,6
5,4
Россия
15,0
2,4
7,3
1,6
0,4
Швейцария
11,1
1,8
9,0
2,0
1,4
Таиланд
7,3
1,2
8,7
1,9
0,4

Источник: Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1998. 13 авг.

В 1998 г. произошли некоторые изменения в направлениях туризма. Страной наиболее посещаемой так и осталась Франция (число прибытий составило 70 млн человек), США переместились со 2-го на 3-е место, уступив Испании, которую посетили 48 млн человек. Россия оказалась на 13-м месте.

Сохранилось число прибытий по сравнению с 1997 г. в таких странах, как Великобритания (темп роста составил -0,2%), Мексика (-0,3%), США (-1,3%), Япония (-2,8%), Сингапур (-14,3%), Венгрия (-15%).
Международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться.

6.2.2. Международный рынок технологий


Международный рынок технологий это обмен технологиями, научно-техническими знаниями между покупателями и продавцами. Международный технологический обмен рассматривается с двух сторон. В широком смысле слова он означает распространение любых научно-технических знаний и обмен производственным опытом между странами, в узком передачу научно-технических знаний и опыта, относящихся к воспроизводству конкретных технологических процессов.
В первом случае международный технологический обмен осуществляется в некоммерческих формах, примером чему могут служить научно-технические публикации, проведение выставок, ярмарок, симпозиумов, обмен делегациями и встречи ученых и инженеров, миграция специалистов, обучение студентов и аспирантов, деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники. Во втором в коммерческих формах, т.е. передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями, технической документации, поставка машин и различного промышленного оборудования, оказание технической помощи, инжиниринговые услуги, экспорт комплектного оборудования, подготовка и стажировка специалистов, управленческие контракты, научно-техническое и производственное кооперирование.
Таким образом, субъектом рынка технологий и рынка услуг в целом выступает в большей степени международный технологический обмен в коммерческой форме, т.е.



Содержание раздела