d9e5a92d

Свободные экономические зоны: понятие, виды, их формирование в России


В проекте сказано, что создание организаций с иностранными инвестициями возможно в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Но тогда непонятно, как быть с акционерными обществами, особенно если предусмотрена продажа их акций на условиях инвестиционного конкурса. Статус общества будет зависеть от того, победит ли в конкурсе иностранец или наш соотечественник. Кроме того, поскольку состав учредителей организации может меняться, потребуется внесение изменений в учредительные документы.

А уж за изменениями участников (акционеров) тем более трудно проследить, так как акции могут свободно продаваться и покупаться на вторичном рынке ценных бумаг.
В рамках формирования благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранных инвестиций в 1997 г. подготовлен пакет нормативно-правовых актов, регламентирующих приток крупномасштабного иностранного капитала на условиях инвестиционных соглашений. К данным документам относятся: проект Федерального закона РФ «О внесении дополнений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», проект Указа Президента РФ «О мерах по реализации инвестиционных соглашений, заключаемых Министерством экономики Российской Федерации с иностранными инвесторами» и проект постановления Правительства РФ «Об установлении таможенного режима ввоза иностранных товаров на таможенную территорию Российской федерации в соответствии с инвестиционными соглашениями, заключаемыми Министерством экономики Российской Федерации с иностранными инвесторами».
Суть этих документов установление специального таможенного режима ввоза иностранных товаров в Россию с применением ставок таможенных пошлин, уменьшенных в два раза по сравнению с базовыми.
Важнейшим дополнением должен стать готовящийся проект постановления Правительства РФ «О перечне приоритетных отраслей, видов деятельности, территорий и отдельных инвестиционных проектов с соответствующим льготным режимом привлечения иностранных инвестиций».
Наряду с проектами федеральных законов и другими нормативными документами, в Правительство представлен проект постановления «Об использовании кредитов, предоставляемых иностранными государствами под государственные гарантии Бюджета развития Российской Федерации» (письмо от 4 декабря 1997 г. № 3878-П). Проектом предусматривается предоставление инвестору государственной гарантии Бюджета развития Российской Федерации в размере 40% от консолидированного риска кредитора.
В 1997 г. принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации Закон «О свободных экономических зонах». Для обеспечения национальной безопасности и стабильности общественного воспроизводства в первом чтении принят Закон «О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов».
В 1997 г. было начато рассмотрение проекта Закона «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». В результате проведенной работы уже в июне 1997 г. вступил в силу Закон «Об участниках недр и месторождений полезных ископаемых, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции». Согласно этому Закону было определено семь таких месторождений.

В настоящее время подготавливаются новые перечни.
В декабре 1997 г. принято постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику России», предусматривающее привлечение на финансовые рынки частных сбережений населения, снижение рисков при инвестировании в реальный сектор на основе развития системы страхования и перестрахования.
Среди основных направлений совершенствования нормативно-правовой базы регулирования притока иностранных инвестиций необходимо отметить завершение работы над таким базовым законом, непосредственно относящимся к регулированию притока иностранного капитала, как Налоговый кодекс, что обеспечит российской налоговой системе большую стабильность. Помимо этого, будет совершенствоваться работа по привлечению иностранных инвестиций на уровне субъектов Российской Федерации. Во всех российских регионах имеются собственные программы привлечения иностранных инвестиций, учитывающие местные условия и имеющийся опыт.


Улучшению инвестиционного климата способствует и работа по заключению межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений. По состоянию на 17 июня 1996 г. заключено 35 подобных соглашений, большая часть из которых ратифицирована.
Министерством иностранных дел РФ и Министерством внешних экономических связей и торговли РФ разрабатывается комплекс мер по совершенствованию договорно-правовой базы двусторонних отношений России со странами потенциальными инвесторами с учетом предложений загранучреждений, практики и специфики существующих политических и торгово-промышленных связей.
Целями предпринимаемых Правительством РФ мер являются укрепление правовой базы деятельности иностранных инвесторов на основе предоставляемого им национального режима, изъятия из которого допускаются только исходя из федеральных законов по основаниям обеспечения национальной безопасности; усиление предоставляемых иностранным инвесторам правовых гарантий, регламентирование и стимулирование процедур их реализации, активизация притока из-за границы средств в российскую экономику путем принятия необходимых льгот по налогообложению.

8.4. Свободные экономические зоны: понятие, виды, их формирование в России
Свободные экономические зоны (СЭЗ) представляют собой одну из многообразных форм международных экономических отношений, прообразы которой использовались отдельными государствами в XIVXV вв. в виде «свободных» городов и портов на пересечении торговых путей для привлечения торговых потоков*.
* Первая СЭЗ была создана в 1547 г. в итальянском городе Ливорно, который был объявлен городом свободной торговли.

С развитием мировой экономики и торговли в XIX в. и углублением интернационализации национальных экономик в XX в. СЭЗ как форма международных экономических отношений получила широкое распространение и существенно изменила свое экономическое содержание. Эволюция СЭЗ осуществлялась от простых организационно-функциональных форм, связанных в основном с торговлей товарами, к более сложным, ориентированным на производство массовой потребительской продукции, разработку и производство новых товаров, предоставление различного рода услуг и т.д.
Эволюция СЭЗ связана прежде всего с интенсификацией использования научно-технических достижений, крупными сдвигами в структуре экономики промышленно развитых стран, а также с распадом колониальной системы. В результате этого открылись новые сферы приложения для инвестиций как в самих промышленно развитых странах, так и в странах, проводящих политику индустриализации. Вместе с тем концентрация капитала промышленных монополий и централизация банковских ресурсов тоже содействовали поиску и созданию дополнительных стимулов для расширения инвестирования за рубежом по сравнению с теми, которые существовали ранее.

В этих условиях свободные зоны с чисто торговой ориентацией, зоны свободного предпринимательства, не требовавшие больших первоначальных капиталов, длительного подготовительного периода, сложных планов действий или обширных связей с предприятиями за рубежом, не соответствовали требованиям мирового инвестиционного рынка.
Требовались совершенно новые области инвестирования: создание высокотехнологических отраслей промышленности, улучшение использования ввозимых и местных ресурсов, ускорение развития современной инфраструктуры и т.п. В связи с этим в различных странах стали появляться новые организационные формы зон, отличающиеся от зон свободного предпринимательства и свободных экспортных зон более широким диапазоном функций, более сложным экономическим механизмом функционирования, расширенными возможностями международного сотрудничества.
В 80-е гг. после принятия ряда мер, направленных на преодоление застоя в отдельных отраслях промышленности, банковском и страховом деле, в ряде регионов промышленно развитых стран появились специальные экономические зоны: технопарки, научно-техническая, свободная банковская, свободная страховая. Отличительной особенностью этих зон было то, что их создание предусматривало не столько привлечение иностранного капитала, сколько предоставление преференциальных режимов на сроки от 10 до 20 лет. Примерами подобных зон являются зоны, созданные в Великобритании, Италии, США, Франции.
Таким образом, СЭЗ как форма международного сотрудничества в своем динамическом развитии претерпела существенные трансформации. Этим обусловлено и множество определений того, что в общем смысле понимается под термином СЭЗ. На сегодняшний день можно встретить до 30 определений СЭЗ, по существу, синонимов.

По определению экспертов ООН, «СЭЗ ограниченные промышленные районы, представляющие собой часть территории страны с беспошлинным таможенным и торговым режимом, где иностранные фирмы, производящие продукцию, главным образом на экспорт, пользуются рядом налоговых и финансовых льгот».



Содержание раздела