d9e5a92d

Механизм и фазы перехода к евро


Политически евро поможет ЕС привести свой политический вес в мире в соответствие с экономическим потенциалом.
Для субъектов хозяйства евро будет означать единство денежно-кредитного, валютного и фондового регулирования на всей территории ЕС. Ожидается активизация процесса концентрации и централизации, унификации налоговой системы.
Граждане ЕС ожидают от евро улучшения конъюнктуры на рынке труда. Удешевятся частные денежные переводы из страны в страну, расчеты по пластиковым карточкам (пока существует повышенная комиссия за разновалютные платежи), на международную связь, активизируется туристический бизнес и т.д.
Можно прогнозировать изменения и в раде важнейших сфер мировой экономики, в том числе в резервной политике центральных банков, в деятельности финансовых и валютных рынков, в области международных платежей, в юридическом оформлении торговых и финансовых сделок. Эти изменения будут иметь непосредственное практическое влияние на ежедневную деятельность предприятий и банков. Ожидается, что евро будет иметь гораздо больший удельный вес в валютных резервах, чем европейские валюты сегодня. Вероятно, курс ряда национальных валют будет привязан к новой валюте.

Переход на евро потребует пересмотра резервной политики центробанков и разработки своей евростратегии. Решение этой задачи потребует подготовки необходимой документации, принятия соответствующих законов, обучения кадров и т.д., что должно облегчить переход к эпохе евро.
Первым непосредственным результатом окончательного фиксирования взаимных курсов европейских валют будет снижение объемов валютных рынков. Вторичным эффектом может стать возрастающий интерес к операциям «доллар-евро», «иена-евро», а также к спекуляциям в «экзотических валютах», в том числе валютах стран Восточной Европы. Перетягивание «горячих денег» на этот участок рынка может в значительной мере увеличить колебания курсов и повысить уязвимость данных валют.
С 1 января 1999 г. часть платежей в рамках евро-зоны будет осуществляться через общеевропейские платежные системы, такие, как ТАРГЕТ (система брутто-расчетов центральных банков в режиме реального времени) или Евроклиринг Банковской ассоциации евро. Подавляющая же часть расчетов, которые представляют собой платежные операции между хозяйствующими субъектами одной и той же страны, останутся в рамках национальных платежных систем.
Для предприятий и банков стран Восточной Европы с 1 января 1999 г. встал вопрос о наиболее быстрой и эффективной форме платежей в евро. Эта проблема требует тщательного анализа, поскольку хорошо продуманная евростратегия, правильно выбранные банки-контрагенты способствуют значительному снижению расходов на проведение международных операций. Для банков наших стран одной из альтернатив является клиринговая система, созданная Ассоциацией банков Центральной и Восточной Европы, в рамках которой платежи осуществляются уже с 1995 г. С 1 января 1999 г. введена новая система, функционирующая с евро. Как только евро заменит существующие валюты, встанет вопрос о юридических последствиях.

В то время как в странах экономического и валютного союза евро во всех сделках автоматически заменит бывшие национальные валюты, в других странах необходимо будет зафиксировать условия этого изменения в законодательном порядке.
В случае успеха евро окажет колоссальное воздействие на мировые финансы. Эксперты международного банковского концерна «Дойче Морган Гренфелл» считают, что с введением единой евровалюты в 11 государствах ЕС возникает второй по величине рынок ценных бумаг в мире. По их оценкам, совокупная стоимость ценных бумаг государств Европейского валютного союза составила к 1998г. 5,256 трлн ЭКЮ (1 ЭКЮ эквивалентно 1,12 долл.

США), что превосходит японский фондовый рынок, но уступает американскому, оцениваемому 10,8 трлн ЭКЮ. По расчетам банковских специалистов «Дрезднер Клянворт Бенсон», объединенный рынок акций стран, переходящих на евро, составит 79% совокупных фондовых капиталов государств членов ЕС. В случае успеха введение единой валюты станет ключевым событием европейской интеграции за последние 40 лет.



9.2.1. Механизм и фазы перехода к евро


Формирование экономического и валютного союза (ЭВС) рассматривается ныне как главное условие создания единой Европы в рамках ЕС. «Сценарий» продвижения к ЭВС распадается на три фазы. Первый этап (подготовительный), начавшийся 1 июля 1990 г., характеризовался полной либерализацией движения капиталов в ЕС, усилением сотрудничества между центральными банками, свободой расчетов в ЭКЮ и был завершен до 1 января 1996 г. На втором (организационном), продолжавшемся до 31 января 1998 г., приняты более жесткие меры по координации экономической и валютной политики на основе ратифицированного в 1993 г. Маастрихтского договора, начат процесс создания единой системы центральных банков: образован Европейский валютный институт (ЕВИ) предшественник Европейского центрального банка (ЕЦБ). И наконец, на третьем (финальном) этапе, который начался 1 января 1999 г, и закончится до июля 2002 г., происходит собственно введение евро сначала в безналичных расчетных операциях, а затем с 2002 г. внедрение банкнот и монет единого образца*. При этом не произойдет повышения цен, прежними останутся проценты по вкладам, сохранится банковская тайна, все расходы по пересчету в евро понесут банки.

С 1 января 1999 г. курсы валют связываются окончательно: появляется единая банковская ставка, устанавливаемая Европейским Центробанком.
* Банкноты евро будут иметь достоинство в 5, 10, 20, 50, 100 и 200 единиц при единообразом дизайне банкнот каждого типа и помещении на их лицевой стороне национальной символики сответствующих стран-членов. Евро дробится по десятичной системе в монеты в 1, 2, 5, 20 и 50 сантимов. Монетарная форма избрана также для единиц в 1 и 2 евро. К началу 1999 г. 30 тыс. грузовиков начали развозить по банкам 50 тыс. т новых денег 12,1 млрд монет стоимостью в 3,8 млрд евро. Основная адаптационная нагрузка ляжет на банки.

Только бескомиссионный обмен старых денег на евро будет стоить им 810 млрд долл. накладных расходов. Банки намереваются возместить эти расходы, в числе прочего, путем консультирования клиентов по финансовому менеджменту в переходный к евро период. «Дойче банк» уже оказывает такие услуги фирмам «Сименс», «Даймер Бенц», «БМВ».

Из 15 членов ЕС в первую группу экономического и валютного союза Комиссией Европейских сообществ рекомендовано 11 стран: Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Австрия, Финляндия, Ирландия.
Великобритания*, Дания и Швеция считают для себя присоединение к зоне евро преждевременным, а Греция еще не готова к этому экономически.
* К середине 1998 г. курс фунта стерлингов завышен примерно на 25% относительно немецкой марки и других ведущих европейских валют. К такому выводу пришли специалисты Института международной экономики (ИМЭ). В исследовании по валютному рынку отмечается, что вступление Великобритании в Европейский валютный союз на данном этапе было бы "равносильно катастрофе"/Финансовые известия.

1998. 4 июня.

Одиннадцать государств, которые названы в качестве основателей зоны евро, отобраны на основе содержащихся в Маастрихтском договоре так называемых пяти критериев конвергенции. Они установлены как «пропускные» для членства в валютном союзе:
1) дефицит госбюджета не более 3% ВВП;
2) государственный долг не более 60% ВВП;
3) годовая инфляция не выше чем ±1,5%-ых пункта к усредненному уровню инфляции в трех странах ЕС с наибольшей стабильностью цен (в расчетных показателях 1996 г. примерно 3-3,3%).
4) средняя номинальная величина долгосрочной процентной ставки не выше +2%-ых пункта к усредненному уровню этих ставок в трех странах ЕС с наибольшей стабильностью цен (в расчетных показателях 1996 г. около 9%);
5) соблюдение установленных пределов колебаний в существующем в ЕС механизме стабилизации обменных валютных курсов («ЕРМ-1»).
Крайне различный темп продвижения отдельных стран к установленным «пропускным» критериям стабильности их финансов вынудил сессию в Дублине в декабре 1996 г. ввести систему раннего предупреждения «нарушения критериев и предостерегающих правил» и соответствующие санкции. Конкретно это выразится в том, что в марте каждого года страны-претенденты обязаны представлять в КЕС свои бюджетные «наметки» на следующий финансовый год. По ним Совет министров финансов ЕС (Экофин) выносит свои заключения и рекомендации, обязательные к исполнению. В сентябре происходит проверка, и если обнаружится, что рекомендации не выполняются, то в декабре вступают в силу санкции против стран-нарушителей, действующие до апреля следующего года (когда они в зависимости от обстоятельств могут быть либо отменены, либо продлены). Санкции привязаны в основном к нарушению 3%-го лимита дефицита бюджета и сводятся к принудительному перечислению страной-нарушителем в КЕС беспроцентного депозита в размере 0,2% ВВП плюс 0,1% за каждый процентный пункт бюджетного дефицита свыше 3, но не более 0,50,6% ВВП в целом.

Если избыточный дефицит сохраняется свыше двух лет, депозит удерживается КЕС как штраф.



Содержание раздела