d9e5a92d

Государственная программа приватизации


В соответствии с государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (введена в действие указами Президента) иностранному победителю аукциона (конкурса) может быть отказано в передаче в собственность паев (акций) приватизируемого предприятия на основании заключения Федеральной службы безопасности РФ. Однако, несмотря на перечисленные ограничения, предприятиям с иностранными инвестициями предоставляется национальный режим, т.е. режим, который не может быть менее благоприятным, чем для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности российских юридических и физических лиц. Данный режим обеспечивает равноправие иностранным инвесторам, но и возлагает на них тяжести и проблемы национального регулирования хозяйственной деятельности. И прежде всего это касается сложной и тяжелой российской системы налогообложения и новой системы регулирования внешней торговли. Вместе с тем в этих двух сферах возможны некоторые льготы, поощряющие иностранные капиталовложения.

Законами «О налоге на добавленную стоимость», «О таможенном тарифе», «О налоге на прибыль предприятий и организаций» установлен рад льгот для иностранных инвесторов.
Например, в соответствии с законом «О налоге на добавленную стоимость» предприятия с иностранными инвестициями освобождаются от уплаты НДС при приобретении ими технологического оборудования и неподакцизных товаров, предназначенных для включения в состав основных производственных фондов, ввозимых ими (иностранными инвесторами) в качестве вклада в свой уставный капитал, а также при получении кредитных средств, включая межфирменные кредиты (Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г. № 1870 (ст. 4, п. 1), Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» от 1 апреля 1996 г. № 25-фз (ст. 5, п. 1, п. п. «щ»; ст. 4, п. 1), а также от 17 марта 1997 г. № 54-фз (ст.

5, п.1, п. п. «щ»).
Для оффшорных схем сотрудничества большое значение имеет освобождение от НДС имущества, ввозимого в счет формирования уставных фондов предприятий с иностранным участием. В результате становится возможным импорт ряда объектов, в частности, капиталоемкого оборудования без потерь на НДС. В уставный капитал могут вкладываться и товары, предназначенные для последующей продажи.

Операция осуществляется путем регистрации в России предприятия, контролируемого оффшорной фирмой, или путем создания совместного предприятия с ее участием.
Налогообложение доходов зарубежных компаний, полученных в Российской Федерации, регулируется инструкцией Государственной налоговой службы России от 16 июня 1995 г. № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц». В статье 5.1 указанного документа устанавливается, что налог с дивидендов и процентов, выплачиваемых иностранным юридическим лицам, составляет 15%, на транспортные услуги 6%, а на остальные доходы «у источника» 20%.
Иностранные юридические лица, которые имеют постоянные представительства в Российской Федерации, пользуются правом уменьшать облагаемую прибыль на сумму, направленную на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения и погашение кредитов, предоставленных на эти цели (однако размер данной льготы теперь не может превышать 50% суммы налогов, исчисленных без ее учета).
Из инструкции следует, что доходы иностранных юридических лиц в России можно разделить на три группы. Прежде всего следует выделить доходы, не связанные с хозяйственной деятельностью, которые из налогообложения исключаются. К этой группе доходов относится, в частности, прибыль иностранных юридических лиц, полученная от внешнеторговых операций, связанных с закупкой, а также товарообменом и экспортом в Российскую Федерацию продукции и услуг.
В следующую группу входят доходы, связанные с деятельностью в Российской Федерации постоянных представительств иностранных юридических лиц. Их прибыли в полном объеме подлежат обложению российскими налогами. Иностранное юридическое лицо квалифицируется как имеющее постоянное представительство на основании ряда признаков, которые определены в инструкции.


В третью группу входят «пассивные» доходы иностранных юридических лиц, т.е. доходы от владения недвижимостью и другой собственностью. Они выплачиваются в виде процентов на ссуды и депозиты, дивиденды, платежи типа роялти и т.д. Эти доходы подлежат обложению налогом «у источника» (по ставке 1520%).
Важным элементом регулирования бизнеса с участием иностранных фирм является комплекс льгот для операций инвестиционного характера, осуществляемых зарубежными компаниями в России. Инструкция Госналогслужбы от 2 июня 1994 г. ВГ-4-06/68н «О некоторых вопросах налогообложения иностранных инвестиций» освобождает от налогообложения прибыль, направленную на финансирование в порядке долевого участия производственных и непроизводственных капиталовложений, а также на погашение кредитов банков, использованных на эти цели. Указанный порядок распространяется и на погашение инвестиционных кредитов в иностранной валюте, полученных по кредитным договорам с иностранными и международными банками и кредитными учреждениями и использованных на эти цели.

Аналогичная льгота предоставлена и представительствам иностранных фирм.
В указанной инструкции говорится, что «доходы (проценты) по кредитным договорам, полученные иностранными банками и кредитными учреждениями, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость специальным налогом». Некоторые льготы сохраняются для совместных предприятий.
Не следует забывать и налоговые льготы для иностранных инвесторов, введенные указами Президента РФ. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. установлено, что предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производственной деятельностью, могут уплачивать налог на прибыль по аналогии с малыми предприятиями: первые два года освобождаются от налога, затем уплачивают 25% основной ставки, а на четвертый год 50%. Для этого доля иностранного капитала в уставном фонде предприятия должна быть не менее 30% при условии, что размер иностранных инвестиций составляет не менее 10 млн долл.

США.
Международная практика свидетельствует, что таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет собой один из важных факторов, определяющих степень привлекательности страны для иностранных инвесторов, поскольку значительная доля зарубежных вложений реализуется посредством ввоза товаров на территорию страны.
Содействовать привлечению иностранных инвестиций способны такие методы таможенного регулирования, как таможенные режимы и таможенно-тарифное регулирование. Особый интерес для иностранных инвесторов представляют предусмотренные в Таможенном кодексе РФ режимы переработки, временного ввоза, свободного склада и свободной таможенной зоны. Они очень близки аналогичным процедурам, применяемым в индустриально развитых странах, в частности в Европейском Союзе.
Широкий спектр льгот для предприятий с иностранными инвестициями предусмотрен мерами таможенного регулирования. Например, от обложения таможенными пошлинами освобождаются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, при условии, что: они не являются подакцизными; относятся к основным производственным фондам; ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного капитала (постановление Правительства РФ от 23 июля 1996 г. № 833 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями»).
Предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также СП, «в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30%, вправе без лицензий импортировать продукцию для собственных нужд за исключением случаев, предусмотренных действующими на территории РСФСР международными договорами. Порядок определения продукции собственного производства, поставляемой на экспорт, и продукции, импортируемой предприятиями для собственных нужд, устанавливается Советом Министров РСФСР на основании правил происхождения товара, соответствующих мировой практике» (Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г. № 1545-1, постановление Правительства РФ от 30 июня 1994 г. № 757 «О порядке определения продукции, импортируемой предприятиями с иностранными инвестициями для собственных нужд»).
Кроме того, иностранные компании, осуществляющие прямые капиталовложения в отрасли материального производства в сумме не менее 100 млн долл. США и сделавшие свой вклад в уставный капитал в сумме не менее 10 млн долл., могут в соответствии с Указом Президента РФ от 25 января 1995 г. «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства Российской Федерации» заключать с Правительством РФ отдельные инвестиционные соглашения, предусматривающие дополнительные льготы крупным инвесторам.



Содержание раздела