d9e5a92d

Режимы работы банкоматов

Банкоматы могут работать в двух режимах: off-line и on-line.
При работе в off-line режиме, банкоматы не связаны с центральной БС в режиме реального времени и работают независимо (реализуется режим отсроченных платежей). Обычно банкоматы, работающие в этом режиме, фиксируют (записывают) информацию о проведенной операции в своей памяти и на специальной магнитной полоске КК (например, на обратной стороне КК).

Банкомат, работающий в режиме off-line, обслуживает специальный сотрудник - кассир банка, который периодически вручную заполняет банкомат наличностью, а также вносит в память банкомата данные о просроченных платежах, счетах, утерянных карточках и др. В более современных системах такая информация закладывается в банкомат периодически в специальном сеансе связи банкомата по коммутируемым или выделенным линиям связи с центральной базой данных банка.
Другой режим работы банкомата - on-line. В этом случае банкоматы связаны с БС напрямую по коммутируемым или выделенным телефонным каналам с использованием различных протоколов (часто используется протокол пакетной передачи данных Х.25). Если банкомат работает в этом режиме, он может выдавать клиенту справки о текущем состоянии его счета.

Использование банкоматов в данном режиме требует надежной телекоммуникационной среды и значительных вычислительных ресурсов БС. В таком случае в БС должна быть предусмотрена возможность работы с сетью банкоматов в режиме on-line.

Способы построения сети банкоматов

При использовании банкоматов необходимо выбрать один из двух вариантов организации телекоммуникационной среды:
обслуживание собственной сети банкоматов;
участие на долевых началах в эксплуатации уже существующей сети, которая используется совместно несколькими банками. При использовании собственной сети банк имеет полный контроль над этой сетью и предоставляемыми услугами. Недостатком такого подхода являются достаточно большие затраты на создание и эксплуатацию сети. Практика создания телекоммуникационной среды с применением банкоматов показывает, что более выгодным для банков является построение общих сетей банкоматов и объединение уже существующих сетей. Результатом этого становится стандартизация кредитных карточек, от которой выигрывают в конечном счете все - и банк и его клиенты.

Заключение

Несмотря на стремительное развитие таких средств удаленного доступа в банк, как Internet и специализированные системы банк-клиент, банкоматы по-прежнему играют важную роль в этой области.
К сожалению, развитие сетей банкоматов в России пока идет очень медленно. В Москве и Санкт-Петербурге в некоторых крупных магазинах и гостиницах уже появились банкоматы, но в большинстве других городов их пока просто нет.

Главными причинами такого положения вещей являются неразвитость (по сравнению с мировым уровнем) банковской системы и как следствие отсутствие у населения свободных денежных средств и потребности в кредитных карточках.
Но, несмотря на это, в перспективе можно ожидать повсеместного внедрения в России такой важной части автоматизированной банковской системы, как сети банкоматов.

Автоматизация межбанковских операций.

Подходы к построению систем межбанковских расчетов
В своей повседневной работе любой банк постоянно имеет дело с другими банками. Возникает необходимость в надежных системах для обмена финансовой информацией и осуществления взаиморасчетов.
Существуют два подхода к построению таких систем:
построение системы передачи межбанковских сообщений и финансовой информации на основе общедоступных компьютерных сетей;
организация специализированной системы на основе специальных корпоративных компьютерных сетей. Очевидным преимуществом второго подхода является повышение надежности и безопасности передачи данных. Однако, если вопросы безопасности уделено достаточно внимания, то возможно и использование общедоступных сетей. В большинстве стран есть свои собственные системы межбанковских коммуникаций. Наряду с этим существует глобальная международная система SWIFT.

Национальные системы межбанковских взаиморасчетов

Во всех крупных странах существуют национальные системы для осуществления межбанковских операций крупных стран. В США используются Fedwire - сеть федеральной резервной банковской системы, CHIPS - межбанковская платежная сеть, Bankwire. Во Франции межбанковские расчеты основаны на системе SIT.

В Великобритании применяются системы CHAPS (Clearing Houses Automated Payment System) и BAСS (Bankers Automated Clearing Services).
Рассмотрим особенности некоторых из этих систем. Fedwire - сеть федеральной резервной банковской системы США.


Системой Fedwire владеет и руководит Федеральная резервная система банков (ФРС) США. Эта система используется для перевода денежных средств между 6 тыс. банков, объединенных в 12 резервных округов с 12 центральными региональными банками (ЦРБ).
ЦРБ и некоторые другие крупные банки - члены ФРС имеют собственные серверы, работающие в режиме OLTP. Более мелкие банки имеют терминалы системы Fedwire.

Третья группа банков - так называемые независимые участники системы Fedwire работают в режиме off-line и осуществляют межбанковские операции по коммутируемым телефонным линиям связи с ЦРБ или передают информацию прямо через другой банк ФРС.

CHIPS (Clearing House Interbank Payment System)

Телекоммуникационная система CHIPS создана в 1970 г. в США для замены бумажной системы расчетов чеками на электронную систему расчетов между Нью-Йоркскими банками и иностранными клиентами. Все банки разделяются на головные банки, расчетные банки и банки - участники системы CHIPS.

Всего к системе подсоединено 140 банков, при этом она работает примерно с 10 тыс. счетов. Система CHIPS система работает в режиме off-line.

Предусмотрено накопление и последующая отправка сообщений, при этом обеспечивается сохранение целостности данных в центральной БД.
В настоящее время системы Fedwire и CHIPS обслуживают до 90 % межбанковских внутренних расчетов США. Bankwire - сеть для обслуживания частного коммерческого сектора. Система Bankwire была организована в 1952 г. десятью банками США. После ряда реорганизаций была создана система Bankwire-II, услугами которой пользуется система кредитных карт MasterCard.
Данная система осуществляет накопление и последующую отправку сообщений. При отправке сообщения передаются в специализированные мощные компьютерные центры по скоростным выделенным каналам, а затем попадают к адресатам. Телекоммуникационная система BACS (Англия). Система создана в 1968 г. и, по состоянию на 1988 г., имела 16 банков-акционеров. Позднее система была преобразована в систему BACSTEL.
Система предоставляет два вида услуг для абонентов: сервис по графику (передача сообщений в режиме off-line) и сервис по требованию для передачи коротких сообщений по каналам общедоступных телекоммуникационных сетей. Телекоммуникационная клиринговая система SIT (Франция). Проект системы SIT был разработан в 1982-83 гг. крупнейшими банками Франции. Взаимодействие БС в системе SIT происходит на основе выделенных каналов общедоступной сети Transpac. Используется протокол Х.25.

Отличительной особенностью данной сети является то, что плата за предоставление канала не зависит от расстояния между банками-абонентами. Система SIT взаимодействует с платежными системами VIZA и MasterCard.

Международная система SWIFT

В 1968 г. была начата работа над проектом создания межбанковской системы SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financical Telecommunication).
Целью ее создания было обеспечение всех участвующих в проекте банков (и других финансовых организаций) защищенной от несанкционированного доступа, надежной, высокоскоростной и круглосуточно работающей системой для передачи банковской информации.
В начале 70-х гг. система начала функционировать. В 1987 г. был преодолен барьер в 1 млн. межбанковских операций в день.

Сейчас быстрыми темпами происходит внедрение новой модернизированной системы SWIFT-2.
Стоимость передачи одного сообщения в системе SWIFT оказывается меньше, чем стоимость его передачи по телексу. Стандартизация типов сообщений передаваемых по сети SWIFT была выполнена Международным комитетом по стандартизации. В 1974-80 гг. разработка типовых сообщений была завершена.

В конце 1993 г. была добавлена группа новых финансовых стандартов SWIFT Alliance, где определяются интерфейсы для связи с национальными глобальными сетями компьютеров по телексу и факсу. Применение стандартных форматов сообщений в рамках системы SWIFT дает следующие преимущества:
исключается возможность различной интерпретации сообщений отправителем и получателем;
возможен полный контроль за передачей информации на основе постоянной фиксации транзакций в системе;
банк-пользователь системы может автоматически генерировать ежедневный отчет по проведенным операциям. В целом система SWIFT представляет собой ГВС на основе компьютерных центров, соединенных различными каналами связи. Основные обрабатывающие компьютерные центры расположены в США и Голландии.

Эти центры связаны с региональными хост-компьютерами, которые устанавливаются в странах, вступивших в сообщество SWIFT. Сообщение от банка-отправителя поступает через модем по соответствующим каналам (например коммутируемым или выделенным телефонным линиям) в региональный хост-компьютер.

Ответственность за передачу сообщения до регионального хост-компьютера несет банк-отправитель. В региональном центре системы SWIFT сообщения проверяются на соответствие стандартам, накапливаются, шифруются и передаются по назначению. В системе SWIFT применяется многоуровневая система защиты информации, которая обеспечивает гарантии сохранности и конфиденциальности передаваемых данных. Широко используются криптографические методы, соответствующие стандартам ISO.
Говоря о программно-аппаратной реализации системы SWIFT следует отметить тот факт, что все возможные варианты такой реализации тоже четко стандартизованы. В качестве интерфейсов различных уровней для подключения к сети SWIFT используются интерфейсы ST200, ST400 и ST500. которые обладают различной производительностью и могут быть реализованы на основе различных компьютерных платформ.

Основные характеристики стандартных интерфейсов приведены в табл. 3 Таблица 3 Стандартные интерфейсы SWIFT

Тип интерфейса Компьютерная платформа Назначение и особенности
S T20 0 Стандартный интерфейс. Терминалы рассчитаны на небольшой трафик (число сообщений -до 10 в день). Обработка сообщений выполняе тся вручную ( переносом текстовых файлов в БС
S T40 0 IBM RS/60 00 и AS40 0, DEC VAX и m icro VAX, НР9 0(Ю, Sun Sparkstation и др. Интегрированный интерфейс повышенной производительности. Ориентирован на автоматизированную обработку сообщений. БС должна иметь ПО взаимодействия с системой SWIF T
S T50 0 Интерфейс реального времени. Реализуется автоматизированная, круглосуточная обработка сообщений S WIFT параллельно с работой БС.


Программную реализацию системы рассмотрим на примере терминалов системы SWIFT-2. Для них можно использовать, различные модификации программного пакета TurboSWIFT фирмы MIC Data Corp. (Табл. 4)
Таблица 4 Модификации пакета TurboSWIFT

Название Производительность, сообщ./день Особенности применения
TurboSWIFTl00 100 Поддержка ОС UNIX (модель клиент-сервер) и графический стандарт интерфейса пользователя X-Windows.
Tu rboS WI FT250 250 Обработка сообщений и генерация отчетов на основе SQL-СУБД.
T urboS WIFT750 750 Связь с БС на основе сетевых протоколов TCP/IP, SN A, BSC и др.
TurboSWIFT3000 3000 Максимальная производительность в режиме OL TP достигает 10 000 сообщений в час.
Tu rboSWI FT30 00+ 30 00 Используется надежная многоуровневая система защиты

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование самых современных компьютерных технологий приносит банкам крупные прибыли и помогает им победить в конкурентной борьбе. Любая автоматизированная банковская система представляет из себя сложный аппаратно-программный комплекс, состоящий из множества взаимосвязанных модулей.

Совершенно очевидна роль сетевых технологий в таких системах. По сути БС представляет из себя комплекс, состоящий из множества локальных и глобальных вычислительных сетей.

В БС сегодня применяется самое современное сетевое и телекоммуникационное оборудование. От правильного построения сетевой структуры БС зависит эффективность и надежность ее функционирования.
Поскольку спрос на БС достаточно высок, а цена высока, многие крупные компании-производители компьютерной техники и ПО предлагают на рынке свои разработки в данной области. Перед отделом автоматизации банка встает трудный вопрос выбора оптимального решения. Банковская сфера определяет два основных требования к БС - обеспечение надежности и безопасности передачи коммерческой информации.

В последнее время для взаимодействия с клиентами и осуществления расчетов все чаще используются открытые глобальные сети (например Internet). Последнее обстоятельство еще более усиливает значимость защиты передаваемых данных от несанкционированного доступа. Судя по всему, в ближайшее время темпы развития БС (особенно в нашей стране) будут стремительно расти. Практически все появляющиеся сетевые технологии будут быстро браться банками на вооружение. Неизбежны процессы интеграции банков в рамках национальных и мировых банковских сообществ.

Это обеспечит постоянный рост качества банковских услуг, от которого выиграют в конечном счете все - и банки и их клиенты.

ЛИТЕРАТУРА


В. А. Лапшинский. Локальные сети персональных компьютеров.

Часть II. М., МИФИ, 1994 г. Линн Хабер. Ставка на будущее. LAN MAGAZINE, октябрь 1996 г.
Кайа Соркин, Михаэль Суконник. Передача информации в современных банковских сетях. Журнал Банковские технологии, август 1996 г.
Владимир Сперанский. Система банк-клиент. Журнал Банковские технологии, август 1996 г.
Алексей Сень, Юрий Юшков. Телекоммуникации в банковских системах. Журнал Банковские технологии, август 1996 г.
Александр Гусев. WEB-технология в России.

Опыт создания банковского WWW-сервера в России. Журнал Банковские технологии, август 1996 г.
Игорь Калинин. Финансовая информация в сети Internet. Журнал Банковские технологии, август 1996 г.
Материалы журнала Электронный офис, ноябрь 1996 г.
Материалы журнала Открытые системы 1(21), 1997 г.
Рекламные материалы системы банк-клиент фирмы ИНИСТ.



Содержание раздела