d9e5a92d

Зарождение банковской системы

Банк должен постоянно обеспечивать определенный уровень ликвидности, чтобы не ставить под сомнение свою платежеспособность. Требования ликвидности вступают в определенное противоречие с целевой функцией максимизации дохода на единицу активов. Чем выше ликвидность активов, хранящихся в порт4)еле банка, тем меньше риск, связанный с ними, но тем соответственно ниже уплачиваемая по ним процентная ставка.

Искусство управления банком и состоит в том, чтобы обеспечить наивысшую норму прибыли на капитал, вложенный в активы, не выходя при этом за рамки принятых стандартов платежеспособности.
Ликвидность может быть обеспечена двумя путями: созданием запаса ликвидных активов или путем быстрой мобилизации ресурсов на денежном рынке в виде депозитов и займов. второй путь становится в последние годы все более и более популярным среди крупных банков, тогда как складирование ликвидности в форме хранения на балансе низкодоходных быстро реализуемых активов более распространено среди мелких и средних кредитных учреждений, не имеющих доступа к денежному рынку. (22, с. 270)
Следует отметить, что коммерческие банки активно внедряются в инвестиционную сферу, успешно действуют в составах финансово-промышленных групп, консорциумов, часто вступая в партнерские отношения с реципиентами, становятся их акционерами.
При этом, говоря о перспективах инвестиционной деятельности коммерческих банков, следует принимать во внимание трудности и неудачи, с которыми они сталкиваются на этом поприще. Однако уже сейчас можно сказать, что банки довольно успешно действуют в сфере инвестиционного кредитования и продолжают наращивать свои усилия в этой области. Все это предполагает развитие анализа, позволяющего банкам наиболее грамотно и с наименьшим риском заниматься, например, проектным финансированием. (21, с. 4)
Известно, что потребность реального сектора в средне- и долгосрочных банковских займах велика. В настоящее время доля финансовых средств, выдаваемых на инвестиционные проекты, равна примерно 10 % оборота финансового рынка.

Это связано прежде всего с ограниченностью инвестиционного капитала коммерческих банков.
Ликвидность оценивается на основе способности банка превращать свои активы в денежные или другие платежные средства для оплаты предъявляемых обязательств в случае, если имеющихся в наличии платежных средств для этого не хватает.
Банки должны иметь доступные ликвидные активы, которые можно легко обратить в наличность, или возможность увеличить свои фонды при малейшем намеке на требование выполнения обязательств.
Управление ликвидностью банка включает в себя проведение как активных, так и пассивных операций, подразумевая наличие доступных ресурсов для быстрого увеличения ликвидности.
Основными источниками таких ресурсов традиционно являлись межбанковский рынок (МБК) и рынок ГДО, однако несоблюдение ряда необходимых правил работы на МБК и использование межбанковских кредитов не по назначению большинством участников рынка привело в августе 1995 года к кризису доверия и почти полному разрушению рынка МБК. Кризис оказался настолько глубоким, что даже спустя год полностью не восстановилось его нормальное функционирование.

На сегодняшний день остается только рынок ГДО, его надежность полностью зависит от готовности государства выполнять взятые на себя обязательства. Таким образом, если в силу каких бы то ни было причин государство откажется от погашения обязательств, банки смогут рассчитывать лишь на собственные денежные средства и возвратность выданных ссуд (качество кредитного портфеля). (26, с. 25)
В 1987 г. было принято решение о проведении первого этапа банковской реформы no реорганизации одноуровневой системы. Была создана новая структура государственных банков, определены их функции.
Первый этап реформы послужил базой для построения в республике банковской системы, соответствующей мировым требованиям.
С 1991 г. осуществляется второй этап реформирования банковской системы - строится двухуровневая банковская система.
В соответствии с законами О Национальном банке РБ и О банках и банковской деятельности в РБ банковская система включает два уровня: Национальный банк и коммерческие банки. Коммерческие банки в республике являются универсальными.

Нацбанк выполняет функции, свойственные центральным банкам. Это - разработка и проведение денежно-кредитной политики, денежно-кредитное и валютное регулирование, эмиссия денег, выполнение функций финансового агента и др. (26, с . 4)
Коммерческие банки выполняют такие классические функции, как кредитование, расчеты, аккумуляция денежных средств.


Получают развитие и новые виды услуг: трастовые операции, операции с ценными бумагами и др.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Нацбанк является центральным банком органы.
Исполнительным коллегиальным органом Нацбанка является Совет директоров во главе с председателем правления Нацбанка, который избирается сроком на б лет.,
Нацбанк имеет право издавать нормативные акты, предписания, обязательные для исполнения всеми субъектами хозяйствования и коммерческими банками после их регистрации в Минюсте.
Перед Нацбанком стоят следующие ответственные задачи: регулирование денежного обращения с целью обеспечения устойчивости национальной валюты, координация денежно-кредитной сферы; оказание помощи кредитным учреждениям в их развитии.
Нацбанк не несет ответственности по обязательствам Правительства РБ, также как и Правительство не отвечает по обязательствам Нацбанка. Нацбанк является юридическим лицом.

Он имеет уставный, резервный, инвестиционный и другие фонды- Их размеры и порядок образования регулируются Уставом банка.
Большинство экономистов рассматривают кредитную политику как неотъемлемую часть любой экономической политики. В пользу этого можно привести несколько конкретных доводов.
1. Быстрота и гибкость. Но сравнению с фискальной кредитно-денежная политика может быстро меняться.
2. По своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная. Изменение государственных расходов непосредственно влияет на перераспределение ресурсов.

В то же время кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньше, а потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
3. Монетаризм, представители которого аргументировано доказывают, что изменение денежного предложения и количества денег в обращении - ключевой фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна.
Однако следует признать, что кредитно-денежная политика имеет определенные недостатки и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей.
Как известно, коммерческие балки являются учреждениями, которые но могут функционировать изолированно от экономической среды. Это вытекает из их предназначения как финансовых посредников, соединяющих косвенным образом заемщиков и кредиторов.

Поэтому неудивительно, что неудовлетворительное состояние производства, нарушение хозяйственных связей, падение уровня жизни являются одним из факторов, определяющих состояние банковской системы Республики Беларусь.
Государство, в первую очередь заинтересованное в поддержании безупречной репутации банков, устанавливает им определенные ограничения, нормативы, как обязательные для исполнения, так и рекомендательные, которые регулируют- деятельность банков с целью обеспечения их надежности, ликвидности, платежеспособности.
Национальный банк Республики Беларусь Правилами регулирования деятельности банков в области платежеспособности, ликвидности и крупных рисков определяет ликвидность как способность банка своевременно осуществлять платежи по своим обязательствам,
Управление риском ликвидности - ежедневная задача руководящих работников банка, однако до сих пор нет доступной и повсеместно приемлемой формулы для определения потребностей банка в ликвидных средствах. В экономике любой страны постоянно происходят различные изменения: случайные, сезонные, циклические и долговременные. Такие события, как стихийные бедствия, забастовки, паника, неординарные экономические пли политические действия могут серьезно повлиять на уровень вкладов и потребность в кредитах. (20, с. 89)
Сезонные изменения повторяются ежегодно и обычно имеют отношение к производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Циклические изменения предвидеть сложнее, чем сезонные.

В период спада деловой активности спрос на кредиты и вклады сокращается. Долговременные колебания являются результатом таких факторов, как сдвиги в потреблении, сбережениях, инвестиционных процессах, численности занятого населения, техническом уровне производства.
Очевидно, что па уровень вкладов влияют многие экономические факторы, которые делают планирование ликвидности крайне необходимым.
Нацбанк и его учреждения освобождены от уплаты всех видов налогов, сборов и пошлин. Тем не менее, он участвует в формировании доходов бюджета, так как часть прибыли, в установленном размере, перечисляется в республиканский бюджет.
Свои доходы Нацбанк и его учреждения получают исключительно от банковской деятельности. Они не могут быть акционерами в других банках, за исключением Внешэкономбанка, Беларусбанка и банков за рубежом.
Функции и задачи Нацбанка в финансово-кредитной системе республики, правовая основа его функционирования определяется Законом РБ О Национальном Банке Республики Беларусь. Основными функциями Нацбанка РБ являются: денежно-кредитное регулирование; валютное регулирование; выполнение функций центрального депозитария; организация межбанковских расчетов и кассовое обслуживание коммерческих банков; консультирование, кредитование и осуществление функций финансового агента Правительства и местных органов власти; организация совместно с Минфином кассового исполнения бюджета; выдача лицензий на совершение банковских операций; надзор за банками, филиалами, представительствами банков по соблюдению ими безопасности и ликвидною функционирования; регулирование внешнеэкономической банковской деятельности, обеспечение единого порядка бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе республики.
Специалист Нацбанка по письменному распоряжению одною из его руководителей могут посещать любые предприятия и банки, инспектировать их бухгалтерские счета и другие документы, получать от них информацию, которая необходима для исполнения лицензионных и надзорных функций.
Для денежно-кредитного регулирования Нацбанк использует централизованные кредитные ресурсы. Источниками их формирования служат: собственный капитал Нацбанка (уставный, резервный фонды, свободные остатки других фондов); временно свободные средства на корреспондентских счетах банков и их филиалов, открытых в Нацбанке; средства перечисляемые коммерческими банками в централизованный фонд регулирования кредитных ресурсов и др.
Анализ процессов становления и развития банковской системы в Республике Беларусь
Банки огромное достижение цивилизации. Они представляют собой экономические органы, предназначенные для обслуживания всех рыночных отношений.

Банки следует рассматривать как важную составную часть бизнеса, делового мира. Они аккумулируют денежные средства, предоставляют кредиты, проводят денежные расчеты, эмитируют в обращение денежные знаки, обслуживают рынки ценных бумаг, оказывают многообразные экономические услуги.
В древности существовали некоторые учреждения, выполнявшие функции банков. В исторической литературе есть указания на то, что аналоги банков функционировали в Вавилоне, древнейшей Греции, Египте, Риме (57,с.44). Они выполняли разнообразные операции от комиссионных операций по покупке, продаже и платежей за счет клиентов до выдачи кредитов и выступления в качестве поручителя и доверенного лица при совершении
различных актов и сделок. Например, в VIII в. до нашей эры Вавилоне банк принимал денежные вклады, предоставлял кредиты и даже выпускал банковские билеты гуду.

В Вавилоне развивались ростовщичество и меняльное дело. Государство пыталось уже тогда юридически регулировать личные кредитные отношения и защищать интересы ростовщиков.

В Греции банкирские операции первоначально осуществлялись жрецами.
В связи с интенсивным развитием торговли увеличилась потребность в кредите, а это побудило развитие банкирских операций. Афиняне занимались своим обменным промыслом, сидя за столиком на рынке, отсюда и пошло название трапезиты от греческого слова трапеза (стол).

Следует отметить, что наряду с частными банкирами крупные банковские операции велись в храмах. Древние храмы в Греции являлись своеобразными банками, банкирами и местом хранения денег.

Интересно отметить, что термин монета берет начало от одного из синонимов Юноны, при храме которой в Риме еще в III в. до нашей эры находился монетный двор Юноны (ее второе имя Монета).
После отмены крепостного права в конце 60-х годов XIX века на рынке Северо-Западного края России накопились значительные свободные денежные средства. Эти средства сконцентрировались главным образом в Минске.
В 1873 году здесь открылся первый в Беларуси коммерческий банк, в 1874 Минское общество взаимного кредита. В 1881 году в Минске было открыто отделение Госбанка России.

С 80-х годов XIX века, и особенно с начала XX века, в городе начинают функционировать отделения общероссийских банков. Речь идет о появлении в Минске отделений Крестьянского поземельного, Русско-Азиатского, Азовско-Донского коммерческого, Петербургско-Азовского коммерческого банков и др.
Кредитная система дореволюционного Минска служила целям развития капиталистических предприятий, частной торговли и помещичьих хозяйств. Кредитные учреждения города обеспечивали фактически всю лесную торговлю Беларуси с Украиной и частично с Германией и Англией. Для финансирования этой торговли в минские банки и отделения российских банков в городе стекались капиталы со всей России.

Таким образом, к концу XIX века Минск становится крупнейшим кредитным центром всего Северо-Западного края.
По мере роста международной торговли развивалось меняльное дело. Возникающие меняльные конторы представляли собой учреждения, специализирующиеся на обмене денег. Чеканка различными феодалами собственных монет и частая их порча потребовали обмена различных валют.

Обмен национальной валюты на иностранную, и наоборот, основная функция таких контор. Меняльные конторы являлись также предшественниками банков.

Исходные позиции развития банковского дела были определены в деятельности менял в средние века в Италии. Слово банк происходит от итальянского banko (денежный стол).
О происхождении термина банк в литературе высказано две версии. По одной из них менялы сидели в своих конторах своеобразных палатках на деревянных скамьях.

Староанглийское слово bank означает скамью. Когда менялу уличали в мошенничестве, разгневанные клиенты часто ломали эту скамью. Словосочетание bankerotta банкрот означает сломанная скамья, отсюда происходит и слово банкротство (57,с.45).

По другой версии слово банк берет начало от итальянского banka столики на припортовых базарах в Генуе в XII в., а сами менялы назывались banchieri.
Одним из первых банков в современном понимании этого термина был созданный в 1407 г. Банк Генуя. Учреждения, имеющие черты банков, появлялись в торговых центрах Нидерландах, Германии.

Вслед за менялами, которые обменивали деньги и принимали их на хранение, возникла профессия банкиров. Они первоначально отличались от менял тем, что наряду с участием в платежах стали ссужать деньги.

Таким образом, истоки современного банковского дела можно видеть в деятельности банков в древности и менял в средние века.
Членами Минского общества взаимного кредита были преимущественно землевладельцы. Максимальный размер кредита определялся в 25 тысяч рублей. По размерам вкладов, текущих счетов и портфелю учтенных векселей общество взаимного кредита конкурировало с отделениями коммерческих банков.

Приведу только две цифры. В 1901 году более 80 процентов членов общества составляли землевладельцы.

В 1914 году Минское общество взаимного кредита насчитывало 1131 член (66,с.38).
Однако власти в 18801890-х чинили препоны созданию в Минске общественного городского банка. Об этом свидетельствовали материалы, найденные мной в фондах Национального исторического архива Беларуси.
В январе 1892 года в состав Комиссии по городскому общественному банку входили: Собек, Рапопорт, А. Ляховский, Верховский, Роговин. Из журнала Комиссии по вопросу об учреждении Минского городского общественного банка видно, что 23 января 1892 года Комиссия постановила: признать в принципе учреждение городского общественного банка в г. Минске желательным, по нормальному уставу; что же касается размера основного капитала банка, то разрешение этого вопроса представить на благоусмотрение Думы.
А вот что говорилось в докладе городской управы, адресованном в Минскую городскую думу:
Избранная Минской городской думой Комиссия по вопросу об учреждении в г. Минске городского общественного банка, рассмотрев на заседаниях 26 и 27 сего января означенный вопрос, пришла к тому заключению, что учреждение этого банка в интересах жителей не только крайне желательно, но нужно с основным капиталом по предположению Комиссии на 50 000 руб. Докладывая об этом городской думе, управа просит уполномочия на предъявлении ходатайства о разрешении городу учредить Городской общественный банк с основным капиталом в 50 000 руб. по нормальному Уставу, который в случае надобности или по требованию подлежащего начальства, может быть изменен или дополнен.
Городской голова (подпись)
Члены Управы (подписи)
Секретарь (подпись)
26 января 1892 года городская дума в составе 39 гласных постановила: решение настоящего вопроса отложить.
Сложной была и история создания в Минске кредитного общества, которая связана с отказом учредить в городе общественный банк. В новом докладе городской управы в Минскую городскую думу отмечалось:
Минская городская дума, вы слушав на заседании 26 января 1892 г. доклад Управы об учреждении Городского общественного банка постановила решение Настоящего вопроса отложить. В настоящее время, насколько известно Городской Управе, на давность в открытии городского кредитного общества ощущается все более и более.

Это обстоятельство констатировано и Комиссией, созванной по вопросу об учреждении в г. Минске Городского общественного банка.
Принимая же во внимание, что по нормальному Уставу Городской общественный банк является правоспособным производить и учеты векселей, каковая операция по мнению Управы представляется рискованной для (слово, которое трудно разобрать), Управа полагала бы учредить по примеру г. Москвы и Петербурга Городское кредитное общество для принятия под залог только недвижимых имуществ, расположенных в городской черте.
Докладывая об этом, Городская управа просит Думу учредить Комиссию для выработки Устава Общества.. Городской голова.
Минская городская дума в заседании 2 августа 1893 года в составе 20 гласных постановила: признавая в принципе открытие Городского кредитного общества крайне желательным, учредить Комиссию из гг. Гласных: Дулевича, А.Ельского, Треппа, Янчевского, Свен-цицкого, В.Яновского и Кужевича под председательством Городского головы для выработки Устава Общества.
В НациональUом историческом. архиве Беларуси хранится интересный документ. Это Журнал Минской городской думы. Из него видно, что на заседании Думы 6 сентября 1893 года присутствовало 22 гласных. На этом заседании слушался вопрос об утверждении устава городского кредитного общества.

Было принято следующее постановление: За неокончанием Комиссией работ по выработке Устава Общества суждение вопроса отложить.
И все-таки, несмотря на все препоны, Минское городское кредитное общество было создано. Это произошло в 1895 году. Это общество имело 50 тысяч рублей основного капитала, выделенного ему городской думой. Минское городское кредитное общество выдавало долгосрочные ссуды под залог городских строений и земель на срок от 20 лет 11 месяцев до 37 лет 6 месяцев (66,с.39).

Это в известной мере стимулировало городское строительство.
Через шесть лет, 12 мая 1901 года, при содействии городского головы К.Э.Чапского было организовано Минское ремесленное кредитное товарищество, которое к 1 октября 1910 года насчитывало 2745 членов. На основной капитал товариществу предоставили ссуды Госбанк России, Минский и Петербургско-Азовский банки.

Максимальный размер кредита ремесленникам определялся в 100 рублей.
1901 год стал годом рождения Минского ссудо-сберегательного товарищества. Через два года, в 1903 году, в Минске было создано второе Минское общество взаимного кредита, переименованное 1 января 1905 года в Минское купеческое общество взаимного кредита.

По числу членов (884 чел. в 1914 году) и по размаху денежных операций оно ненамного уступало первому Минскому обществу взаимного кредита, созданному в 1874 году.
4 октября 1911 года в городе начало действовать Минское торгово-промышленное общество взаимного кредита, деятельность которого способствовала развитию экономики не только Минска, но и всего Северо-Западного края. В 1914 году членами этого общества были 539 человек.

Накануне первой мировой войны, в 1914 году, было создано Минское лесопромышленное общество взаимного кредита.
Теперь подробнее о банках. Минское отделение Государственного банка России занимало особое положение среди крупных кредитных учреждений города, так как было связано с государственным бюджетом.
По мере развития объемов производства и обращения роль банковвсех странах возрастала. Появлялись свободные денежные ресурсы, которые аккумулировались и направлялись в виде ссуд промышленным и торговым капиталистам. Развитие товарно-денежного обращения во всех отраслях хозяйства обусловливало расширение банковского капитала.

К первоначальной функции банков торговле деньгами добавлялась новаяфункция управление капитаSом, приносящим проценты (57,с.46). Банки каксобиратели капитала стали обслуживать весь процесс производства и по
лучили возможность влиять на него.



Содержание раздела