d9e5a92d

Советская банковская система

Из скромных учреждений по хранению денег, из скромных посредников банки превратились в активных участников увеличения промышленного капитала и стимуляторов развития общественного производства.
По количеству учтенных векселей Минское отделение занимало пятое место в России, опередив все другие отделения в Северо-Западном крае. Именно Минское отделение Госбанка поддерживало и контролировало финансовую деятельность местных предпринимателей.

Главным объектом его коммерческой деятельности была лесная торговля, которая приносила значительные прибыли.
В 1886 году в городе открылось Минское отделение Крестьянского поземельного банка, созданного для обеспечения долгосрочными государственными кредитами крестьян при покупке ими помещичьих земель. Вскоре появляется Минское отделение Московского земельного банка, которое осуществляло кредитование под залог городской недвижимости.
Минское отделение Северного банка было организовано в 1901 году вместо закрывшегося отделения Петербургско-Азовского банка в здании по Соборной площади, 5. В 1913 году в этом же здании начало действовать Минское отделение Русско-Азиатского банка, поглотившего Северный банк. В то время актив отделения достиг колоссальной цифры 5 миллионов рублей.
До середины XVII в. Российская империя практически не имела кредитных учреждений. Лишь в 1729-1733 гг. первые банковские операции начала осуществлять так называемая Монетная контора. Ее операции заключались в выдаче краткосрочных ссуд под залог золота и серебра, но они были очень незначительны, и контора не могла оказать серьезное влияние на торгово-промышленное развитие. В дальнейшем по мере роста всероссийского рынка, увеличения числа мануфактур, втягивания в торговлю крестьян, появления новых городов в стране и расширения торговых связей, охвативших огромную территорию Российской империи, не только потребовались улучшение транспорта, постройка новых дорог и каналов, но появилась острая необходимость в создании кредитных учреждений..

При императрице Елизавете Петровне в 1754 г. в стране был создан Государственный банк для дворянства с конторами в Санкт-Петербурге и Москве для кредитования дворянства под залог золота, серебра, алмазов, сел и деревень с крестьянами и угодьями. В том же году при Коммерц-коллегии был организован Купеческий банк, который выдавал денежные ссуды под залог товаров.
Дворянский банк предоставлял ссуды дворянству за 6% годовых, до 10 тыс. руб. в одни руки, сроком на один год, с правом отсрочки до трех лет под залог золота, серебра, алмазов, жемчуга и населенных имений (57,с.46).
Купеческий банк давал кредит также за 6% годовых под залог золота, серебра и векселей, но помещики, получившие ссуды, часто не возвращали их, и даже отказывались платить проценты. В связи с этим в 1785 г. Дворянский банк был упразднен. Купеческий банк также не справился со своими функциями купцы возвращали ссуды лишь под воздействием администрации, средства замораживались и банк был упразднен в 1782 г.
Кроме указанных государственных кредитных учреждений в 1758 г. по проекту графа Шувалова были созданы в Петербурге и Москве банковые конторы вексельного производства для обращения медных денег (медные банки). Целями их создания являлись улучшение обращения тяжеловесной медной монеты в стране и привлечение в казну серебряной монеты.

Медный банк выдавал ссуды купцам, промышленникам, помещикам, производил перевод векселей от лиц, которые сдавали на хранение медную монету. Деятельность Медного банка проходила в сложных условиях: взятые капиталы помещики и заводчики часто не возвращали, поэтому банк в 1763 г. был закрыт (53,с.47).

В 1760 г, образовался Банк артиллерийского и инженерного корпусов, капитал которого состоял из медных монет, начеканенных из старых медных пушек.
Незначительный первоначальный капитал банков, низкий уровень развития вкладных операций, возможность выдачи ссуд преимущественно на короткий срок, слабая заинтересованность в прибыли обусловили непродолжительный характер существования многих первых банков. Однако опыт работы этих кредитных учреждений был использован при разработке проектов создания первого эмиссионного банка в стране.

Хронический дефицит государственного бюджета, потребность в замене тяжеловесной медной монеты обусловили необходимость создания в России в 60-х годах XVIII столетия кредитных учреждений для эмитирования (выпуска в обращение) бумажных денежных знаков, переход к которым стал возможным благодаря развитию товарно-денежных отношений и укреплению соответствующей технической базы.
Важную роль в развитии банковских операций в России сыграл принятый в 1757 г. Закон о мерах вексельного производства. Между крупными городами в то время начали осуществляться переводные операции для облегчения обращения металлических монет медных и серебряных путем замены их векселями ассигновками.



Вначале переводные операции проводились через Соляную контору в Петербурге и через городские магистраты 50 городов. Такие операции давали возмVжность оседать в казне значительным суммам серебряной и медной монеты. В последующем переводные операции были переданы из ведения Соляной конторы организованным в Петербурге и Москве банковым конторам вексельного производства для обращения медных денег.

Эти медные банки принимали вклады на хранение, производили переводные операции, выдавали ссуды помещикам, купцам и промышленникам. Однако развитие операций таких банков натолкнулось на недостаток средств.
Одним из старейших и крупнейших банков Российской империи был Азовско-Донской банк, основанный еще в 1871 году. В начале XX века основной капитал этого банка составил колоссальную сумму 20 миллионов рублей. Правление банка находилось в Санкт-Петербурге.

1 августа 1908 года открылось Минское отделение Азовско-Донского банка, которое увеличивало свои прибыли из года в год.
В 1913 году в городе открылось Минское отделение Виленского коммерческого банка. В годы первой мировой войны в Минске было создано Минское отделение Петроградского международного коммерческого банка.
В начале XX века на всю Россию славились банкирские конторы М.Е. Поляка и Вейсбрема, И.Цукермана и Брауде, Леопольда Лурье, С.И.Элиасберга, Арона Лурье, М.Г.Рапопорта, И.Б.Берлян-да.

Все они находились в Минске.
В 1895 году большая часть акций Минского коммерческого банка попала в руки одного из крупнейших банкиров России Я.С.По-лака. В составе правления этого банка находились такие богачи, как князь Друцкий-Любецкий и лесопромышленник Лурье.
Банкирская контора петербургского купца 1-й гильдии М.Е.Поляка и минского купца 1-й гильдии Е.Б.Вейсбрема открылась в Минске в 1867 году. Основное место в кредитных операциях этой конторы занимал учет векселей, который в то время в Северо-Западном крае приносил высокие прибыли. Если в 1889 году обороты банкирской конторы составили 9 миллионов рублей, а прибыль 38 тысяч, то через 14 лет, в 1913 году соответственно 11 миллионов и 92 тысячи рублей (66,с.40).

Только в Государственном банке банкиры располагали кредитом в размере 300 тысяч рублей. Им принадлежали два лесопильных завода в Старых Дорогах, подряд на поставку дров Либаво-Роменской железной дороге на 340 тысяч рублей.

Немалые прибыли приносила торговля хлебом.
В 1848 году в Минске была открыта банкирская контора московской купчихи 1-й гильдии Софьи Брауде. Эта контора выступала посредником между Московским земельным банком и местными землевладельцами. Соседство с этим банком (контора и агентство банка находились в одном здании по улице Губернаторской) приносило банкирской конторе Брауде дополнительный доход благодаря взиманию коммерческих процентов при выдаче земельных ссуд. Уже в 1899 году обороты конторы составляли 10 миллионов 800 тысяч рублей, а чистая прибыль 30 тысяч рублей.

С 1911 года Брауде вела дела совместно с Цукерманом.
Банкирская контора Г.А.Лифшиц была известна еще как торговый дом с одноименным названием, который был основан в 1895 году. Контора имела отделение в Либаве и обширные связи за рубежом. Глава фирмы занималась торговлей и учетом векселей.

В 1903 году обороты торгового дома Г.А.Лифшиц достигли 1 миллиона рублей.
На Соборной площади размещалась банкирская контора купца 1-й гильдии Г.Ш.Иоллеса, которая специализировалась на кредитовании лесной торговли. Эта торговля приносила конторе высокую прибыль 2,5 процента от суммы денежных оборотов в сравнении с 0,8 процента в банкирской конторе С. Брауде.
Хотя Л.Лурье проводил денежные операции и ранее, имея широкие связи с зарубежными рынками, его банкирская контора открылась официально только в 1899 году. Эта контора занималась преимущественно учетом векселей, и, как говорится, небезуспешно.

Через 14 лет, в 1913 году, обороты банкирской конторы Л.Лурье достигли 3 миллионов рублей, а прибыль 24 тысячи рублей.
В конце 1908 года в Минске открывается банкирская контора И.Б.Берлянда с основным капиталом в 25 тысяч рублей. Свое пятилетие эта банкирская контора встречала денежным оборотом в 164 тысячи рублей и прибылью в 1600 рублей.
Стоит заметить, что доступ к банковскому кредиту в Минске в то время имели только крупные предприниматели, а также дисконтеры (частные лица, занимающиеся учетом векселей), банкирские конторы, общества взаимного кредита, служившие посредниками между банками и мелким производством, розничной торговлей на белорусской земле. Так, в 1913 году в Минске насчитывалось 4 общества взаимного кредита, 11 дисконтеров и владельцев банкирских контор.

Имелся простор и для деятельности минских ростовщиков. Большинство минских миллионеров финансировали лесную торговлю, принимали участие в спекулятивных сделках вокруг распродажи земельных владений княгини Гогенлоэ, расположенных преимущественно в Минской губернии, торговали деньгами по всей России.
По числу обществ взаимного кредита и величине их оборотов Минск далеко опережал другие города Беларуси. Существует известное выражение: Истина познается в сравнении. Так, в 1913 году денежные обороты девяти обществ взаимного кредита Бобруйска, Витебска, Гомеля, МогиSева и Пинска составляли 127 миллионов 600 тысяч рублей, в то время как обороты только двух минских обществ 112 миллионов 800 тысяч рублей.

В первое десятилетие XX века в Беларуси заметную роль играл немецкий капитал, особенно в заготовках и вывозе леса и сельскохозяйственного сырья. Но в основном капитал был местным, преимущественно еврейским.

Например, в 1900 году из 300 кредиторов минского отделения Государственного банка только 8 человек не были евреями. Концентрация в Минске крупных денежных средств выдвигала его на главную роль в управлении всей экономикой Северо-Западного края.

К началу первой мировой войны Минск превратился в ведущий кредитный центр всех белорусских земель.
Роль Центрального банка была ограничена лишь регулированием налично-денежной эмиссии. Система контроля за деятельностью коммерческих банков отсутствовала.

Советская банковская система


После Октябрьской революции 1917 г. банковская система страны подверглась существенным преобразованиям. Их содержание и направленность определялись идеологическими и экономическими концепциями партии большевиков.
Одним из решающих элементов воззрений большевиков был постулат о неизбежности отмирания товарно-денежных отношений при переходе к социализму. В то же время предполагалось, что сохранит свое значение принцип распределения по труду. Поэтому было сформулировано требование наладить в переходный к безденежным отношениям период строжайший учет и контроль за мерой труда и потребления.

В качестве инструмента такого контроля Ленин рассматривал банк - единый, крупнейший из крупнейших, государственный, с отделениями в каждой волости, при каждой фабрике, полагая, что такой банк означает общегосударственное счетоводство, общегосударственный учет производства и распределения продуктов.
До революции русские коммерческие банки были посредниками в размещении ценных бумаг на европейских биржах. Так, на берлинской бирже котировались акции девяти русских коммерческих банков. В 1910 г. стали развиваться деловые отношения между русскими и французскими банками, а в 1913 г. первоклассные русские банки приняли решение о перемещении своих акций из Берлина на биржи Лондона и Парижа (58,с.166).

На парижской бирже перед первой мировой войной котировались акции крупнейших петербургских банков, в том числе Азовско-Донского и Международного.
Итак, накануне Октябрьской революции в России сложилась следующая кредитно-банковская система: Государственный банк; банки краткосрочного коммерческого кредита (акционерные и городские банки, общества взаимного кредита); банки долгосрочного кредита (государственные дворянские земельные банки, городские кредитные общества); сберегательные кассы, кассы городского и земского кредита, учреждения мелкого кредита и др.
Впоследствии было принято еще несколько законодательных актов, решивших судьбу остальных звеньев банковской системы страны. В октябре 1918 г. ликвидируются общества взаимного кредита (4,с.150). В декабре того же года национализируется Московский народный (кооперативный) банк, который был слит с Народным банком республики.

Одновременно ликвидируются городские общественные банки и. частные земельные банки. Наконец, в апреле 1919 г. Совнарком прекратил деятельность функционировавших в пределах РСФСР иностранных банков. В итоге страна получила своеобразный единый банк в лице Народного банка РСФСР, который основное внимание вынужден был уделять организационным вопросам, таким, как принятие на баланс активов и пассивов национализированных банков.

В ряде случаев эта работа нарушалась из-за того, что то или иное учреждение банка, оказавшись на территории, контролируемой белым движением, подвергалось денационализации.
Что касается выполнения сугубо банковских операций, то Народный банк РСФСР не успел как следует развернуть свою деятельность. Это произошло вследствие усилившейся инфляции, а еще больше из-за политики военного коммунизма.

Подрыв и свертывание товарно-денежных отношений в государственном секторе народного хозяйства привели к резкому сужению сферы кредитования и расчетов. К концу 1919 г. Народный банк РСФСР фактически прекратил свои операции.

Декретом СНК от 19 января 1920 г. он был упразднен (4, с.151). Многие считали это важным этапом перехода к безденежным отношениям.
Однако жизнь опровергла ожидания. Уже в ходе гражданской войны обнаружилась несостоятельность политики военного коммунизма, и в начале 1921 г. было объявлено о переходе к новой экономической политике (нэпу), включая замену продразверстки продналогом, после введения которого крестьянин мог свободно распоряжаться своей продукцией. Практически это означало необходимость восстановления товарно-денежных отношений, создания рынка, укрепления рубля, а также воссоздания банковской системы. Иными словами, речь шла о переходе к рыночной экономике.

И естественно, что одним из первых шагов на этом пути стало (в октябре 1921*г.) решение об учреждении Государственного банка.
К октябрю 1925 г. в стране насчитывалось 1211 банковских учреждений (без кредитных кооперативов). Из них на долю спецбанков приходилось 752 учреждения (62%); тогда как Госбанк имел 459 учреждений (38%).
Таким образом, в восстановительный период идея единого банка оказалась забытой. Возникшие нарgду с Госбанком СССР специальные банки оказались, по сути дела, коммерческими.

Необходимость в такой структуре банковской системы была обусловлена особенностями рыночных отношений периода нэпа.
Однако во второй половине 20-х годов в связи с отказом от нэпа и переходом к формированию командно-административной системы управления экономикой вновь была реанимирована идея единого банка. Но на данном этапе она реализовывалась уже с иной целью, нежели в послереволюционный период: не для создания предпосылок перехода к безденежным отношениям, а для централизации управления экономикой командно-административными методами. Новый вариант единого банка потребовал прежде всего коренной перестройки сложившейся в период нэпа системы специальных банков. Она была проведена в период с 1927 по 1932 г. (20, с.118).

Начало было положено постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 г. О принципах построения кредитной системы, которым предусматривалось ограничение круга деятельности специальных банков и усиление централизованного руководства ими со стороны Госбанка СССР.
Был реализован принцип один клиент - один банк. Это означало, что клиенты, как правило, должны были пользоваться краткосрочным кредитом и сосредоточивать свои свободные средства в одном определенном банке в соответствии с характером своей организации и хозяйственной деятельности. Краткосрочные операции спецбанков постепенно свертывались. Спецбанки становились преимущественно банками долгосрочного кредитования.

Как это происходило, можно показать на примере Промбанка. Сначала (1926 г.) при нем был создан отдел долгосрочного кредитования.

Затем (февраль 1928 г.) банк реорганизуется в специальный Банк долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК). При этом Электробанк ликвидируется, а его долгосрочные операции передаются БДК.

Одновременно к БДК перешли долгосрочные операции, ранее совершавшиеся Госбанком. В отношении же долгосрочного кредитования и финансирования предприятий местной промышленности сохранялся прежний порядок: они продолжали обслуживаться коммунальными банками.
Значительная часть долгосрочных операций совершалась за счет бюджетных ассигнований. На 1 октября 1928 г. их доля в ресурсах БДК составила 60% (4,с.153).

Принимая во внимание столь высокий уровень бюджетных ассигнований в источниках долгосрочного кредита, правительство возложило на БДК осуществление контроля не только за расходованием бюджетных средств, но и за ходом строительства.
Таким образом закладывались организационные основы централизованной банковской системы, включавшей, с одной стороны, Госбанк, сложившийся как эмиссионный и расчетно-кассовый цетр и формировавшийся в качестве центра краткосрочного кредитования народного хозяйства, с другой стороны, - специальные банки, все более превращавшиеся в банки долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений.
Началом коренной реформы банковской деятельности послужило постановление СНК СССР от 30 января 1930 г. О кредитной реформе, которым был запрещен коммерческий кредит (получивший широкое распространение в годы нэпа). Он заменялся прямым банковским кредитованием. Постановлением был завершен начатый в 1927-1928 гг. процесс сосредоточения краткосрочного кредитования в Госбанке. Отныне последнему передавались все краткосрочные кредитные операции, сохранившиеся к тому времени в других банках.

Помимо этого, постановлением ликвидировались все филиалы Всероссийского и Всеукраинского кооперативных банков, а их клиентура передавалась Госбанку.
В итоге в лице Госбанка был создан единый центр краткосрочного кредитования. Правда, было сделано одно временное отступление, коснувшееся сельскохозяйственного кредита. Вследствие высоких темпов коллективизации действовавшая до той поры система сельскохозяйственного кредита потребовала существенных преобразований, главным образом переориентирования на обслуживание крупных коллективных хозяйств. Реорганизация сводилась к следующему.

Постановлением от 30 января 1930 г. Центральный сельскохозяйственный банк преобразуется во Всесоюзный сельскохозяйственный кооперативно-колхозный банк (63,с.6). В филиалы последнего превращаются республиканские, краевые и областные сельскохозяйственные банки.

Низовым звеном системы сельскохозяйственного, кредита стали сельскохозяйственные кредитные товарищества.
Однако период деятельности кредитной кооперации оказался непродолжительным. В условиях массовой коллективизации индивидуальных крестьянских хозяйств было решено отказаться от услуг кредитной кооперации.

С начала 1931 г. кредитно-расчетное обслуживание колхозов передали государственной банковской системе. На базе 1800 районных кредитных товариществ были созданы филиалы Госбанка, вследствие чего сеть низовых учреждений Государственного банка значительно возросла.
Заключительным аккордом реорганизации банков под командно-административную систему явилось постановление ЦИК и СНК СССР от 5 мая 1932 г. Об организации специальных банков долгосрочных вложений. Им был завершен начатый в 1927-1928 гг. и продолженный в 1930 г. процесс превращения специальных банков в банки долгосрочных вложений. При этом они сохраняли ведомственную подчиненность.

Так, БДК был подчинен ВСНХ, Всекобанк - Центросоюзу и т.д. Каждый специальный банк в индивидуальном порядке разрабатывал свою систему финансирования и контроля.

Между тем крепнувшая командно-административная система требовала максимально высокой степени концентрации в одних руках процесса управления финансовыми ресурсами государства.
Во второй половине 50-х годов серьезные преобразования коснулись специальных банков. Суть преобразований сводилась к сокращению количества банков.

С января 1957 г. прекратил операции Торгбанк, что было вызвано прежде всего тем, что несколько ранее была ликвидирована промысловая кооперация, предприятия которой составляли значительную часть клиентуры данного банка. Оставшуюся клиентуру передали Цекомбанку и Сельхозбанку.
Спустя некоторое время Сельхозбанк и Цекомбанк с системой коммунальных банков также были упразднены (указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1959 г. О реорганизации системы банков долгосрочных вложений(38,с.214). Функции упраздненных банков были переданы Госбанку и Промбанку, причем последний был реорганизован во всесоюзный банк финансирования капитальных вложений - Стройбанк СССР.

Все долгосрочные операции, выполнявшиеся Цекомбанком и местными коммунальными банками, перешли к Стройбанку, а операции по краткосрочному кредитованию и осуществление расчетно-кассовых операций коммунальных предприятий и организаций жилищного хозяйства были переданы отделениям Госбанка.
Также Госбанку были переданы практически все операции ликвидированного Сельхозбанка. Исключение составили операции но финансированию капитальных вложений в хлебопродуктовые предприятия и организации, перешедшие к Стройбанку.



Содержание раздела