d9e5a92d

Сценарии дальнейшего развития и проблемы глобализации банковской системы

В общем случае необходима не одна, а несколько интегрированных и согласованных бизнес-моделей. Планирование всегда связано с будущим, а модель является представлением ожидаемой реальности. Таким образом представление возможных будущих стратегий может рассматриваться как моделирование будущего. Развитие моделирования в бизнесе идет по пути создания моделей, способных все более адекватно описывать реальность.

Бурное развитие информационных технологий и вычислительной техники предоставляет специалистам широкие возможности в создании все более эффективных бизнес-моделей.
Необходимость учета влияния множества динамически изменяемых во времени факторов ограничивает применение статических методов, которые могут быть рекомендованы только для проведения грубых, предварительных расчетов, с целью ориентировочной оценки эффективности проекта. Более эффективными, позволяющими рассчитать проект с учетом множества указанных факторов, является динамические методы, основанные на имитационном моделировании (88,с.34). Имитационная финансовая модель предприятия обеспечивает генерацию стандартных бухгалтерских процедур и отчетных финансовых документов, как следствие реализуемых во времени бизнес-операций. Под бизнес-операциями понимаются конкретные действия, осуществляемые предприятием в процессе экономической деятельности, следствием которых являются изменения в объемах и направлениях движения потоков денежных средств.

Эти модели отражают реальную деятельность предпрития через описание денежных потоков (поступлений и выплат) как событий, происходящих в различные периоды времени.
Принимая во внимание, что в процессе расчетов используются такие труднопрогнозируемые факторы, как: показатели инфляции, планируемые объемы сбыта и многие другие, для разработки стратегического плана и анализа эффективности проекта применяется сценарный подход. Сценарный подход подразумевает проведение альтернативных расчетов с данными, соответствующими различным вариантам развития проекта (83,с.163).

Использование имитационных финансовых моделей в процессе планирования и анализа эффективности деятельности банка или реализуемого инвестиционного проекта, является очень сильным и действенным средством, позволяющим проиграть различные варианты стратегий и принять обоснованное управленческое решение, направленное на достижение целей банка.
Реинжиниринг деловых процессов - это системный подход, ориентированный на достижение существенного измеряемого увеличения продуктивности и эффективности деятельности предприятия посредством кардинального пересмотра, переосмысления и перепроектирования его ключевых деловых процессов (87, с.46).
Основное назначение описания бизнес архитектуры банка состоит в том, чтобы дать описание текущей бизнес архитектуры банка. Полученное описание будет активно использоваться при решении задач совершенствования деловых процессов. Описание бизнес архитектуры банка позволяет ответить на целый ряд вопросов:

  • понять, как информация распределяется между подразделениями и деловыми процессами;
  • описать взаимодействие деловых процессов и информационных систем; определить относительную важность данных для различных деловых процессов;

Результатом построенного описания является:

  • Уточненный список основных деловых процессов банка.
  • Матрица взаимосвязей делового процесса и функциональных подразделений, вовлеченных в этот процесс.
  • Информация о том, какие системы автоматизации при выполнении каких деловых процессов используются, где, как и какие данные используются в организации, и т.п.

Целью построения функциональной модели делового процесса является точная спецификация всех операций и действий, осуществляемых в деловом процессе, а также характера взаимосвязей между ними (89,с.62). Будучи построенной, такая модель способна обеспечить полное представление как о функционировании обследуемого процесса, так и о всех имеющих в нем место потоках информации и материалов.
Функционально-стоимостной анализ (ФСА) является важным методом совершенствования деловых процессов. ФСА позволяет измерить эффективность делового процесса, определить стоимость выходных продуктов и возможности для повышения их качества и эффективности.
ФСА позволяет точно посчитать, сколько стоит выполнение каждой операции в деловом процессе, а также сопоставить стоимость операции с ее важностью для создания продуктов или услуг. В ФСА для определения важности операций применяется следующая классификация:
Операция добавляет стоимость, если она изменяет состояние услуги или ее частей. Операция, которая не изменяет состояние продукта, соответственно не добавляет стоимость (72,с.84). В то же время, выполнение этих операций связано с затратами. Остальные операции являются вспомогательными.



Например, операции, связанные с принятием управленческих решений, являются вспомогательными. Операция является обязательной, если ее выполнение регламентируется вышестоящим руководством или законодательными актами. Дискреционной является операция, которая вводится внутренним руководством как результат решения некоторой проблемы.

Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда проблема уже исчезла, а мероприятия, которые были введены для ее решения, по-прежнему выполняются.
Целью проведения временного анализа и является выявление наиболее длительных операций в деловом процессе, для того, чтобы сконцентрировать усилия на их совершенствовании.

Сценарии дальнейшего развития и проблемы глобализации банковской системы

Предпосылками процессов глобализации явились информационная революция, обеспечившая техническую базу для создания глобальных информационных систем, интернационализация капитала и ужесточение конкурентной борьбы на мировых рынках. В области финансовых технологий Беларусь не отстает от Запада. Опробован и внедрен в Интернете электронный бизнес. Система реального времени расчетов Европейского Союза понята и освоена, и отличие только в масштабах операций.

Многие расчеты осуществляются час в час, а не день в день, как это практикуется в странах СНГ и Восточной Европы.
Белорусская банковская система пока не интегрирована в глобальную банковскую сеть. Масштабы банковских операций ограничены недоверием к белорусским коммерческим банкам как со стороны населения, так и со стороны иностранных банков.
Социологические опросы населения показали, что по уровню доверия к социально-экономическим институтам белорусские коммерческие банки разделяют тридцать четвертое место с милицией. Население не доверяет ни банкам, ни милиции.
Иностранные банки плохо знают финансовую и банковскую систему Беларуси, но не доверяют последней, поскольку белорусская банковская система имеет низкий мировой рейтинг. В мировых рейтингах преобладает политический и субъективный аспект.

По объективному макроэкономическому показателю отношению величины внешнего долга к ВВП Беларусь выглядит лучше, чем Латвия, Литва и Россия (62,с.46).
Положение белорусской банковской системы усугубляет ограниченность финансовых и материальных ресурсов страны. В результате белорусские банки не имеют возможности выбирать партнеров, принимают тех, кто предлагает контакты.

Контакты в основном предлагают иностранные банки, работающие по заданию клиентов или осуществляющие мониторинг экономической конъюнктуры.
Мониторинг, как правило, начинается с оценки законодательства. По этому поводу стоит процитировать Конфуция, который говорил: Когда я приезжаю в страну, меня не интересуют, какие в ней законы меня интересует, выполняются ли они. Законов в Республике Беларусь так много, что их просто невозможно обозреть. И стране априорно присваивается высокий экономический риск.

Необходим единый Закон о валютном регулировании. Закон должен быть унифицирован с международным законодательством.

Унифицированный закон будет легче объяснить иностранным партнерам.
Иностранные банки часто отказываются от кредитования проектов в Беларуси, поскольку предварительный мониторинг и экспертиза проектов занятие очень дорогое. Например, из 2,2 млн.

USD, выделенных Всемирным Банком на техническую помощь Беларуси 1,9 млн. USD пошло на оплату экспертов. Средняя величина затрат на эксперта составляла 1 тыс. USD в день.

Эксперты в Юго-Восточной Азии получали уже 10 тыс. USD в день (62,с.47).

Что лучше сразу кредит и покупка техники или предварительно дорогостоящая экспертиза? Для наглядности можно привести такой пример: Уже десять лет оборудование, поставленное для ликвидации последствий Чернобыля, стоит без дела, поскольку предварительно не было выявлено, какая нужна техника.

Кроме того, не были подготовлены специалисты для ее обслуживания.
В соответствии с концепцией социально-экономического развития Республики Беларусь стратегической целью государства на 2001 - 2005 годы является повышение благосостояния народа путем сбалансированного и устойчивого экономического роста. В основу экономической политики страны положен принцип концентрации материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов государства на ограниченном числе приоритетных направлений (точек роста), определенных с учетом геополитического и географического положения Республики Беларусь.
Реализация данной стратегии потребует от Правительства, вероятнее всего, дальнейшего сокращения темпов инфляции, повышения инвестиционной активности, обеспечения роста доходов населения.
При этом в зависимости от степени активизации мер по стимулированию внутреннего спроса можно рассматривать два варианта возможного развития эконоTики до 2005 года.
По первому варианту (наиболее вероятный) среднегодовой уровень инфляции может составить 30%, а ВВП возрасти реально на 5-7% в среднем за год.
Изменение цен в этих пределах позволит предприятиям и государству увеличить свои возможности по осуществлению политики поддержания доходов населения. Реальный рост производства будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест, повышению спроса на трудовые ресурсы.

Формирование отечественными товаропроизводителями ценовой политики, ориентированной на внутреннего потребителя и позволяющей обеспечивать рентабельность производства, будет способствовать расширению объемов продаж внутри страны. Указанная динамика инфляции при проведении валютной политики, обеспечивающей определенное укрепление реального курса национальной валюты, позволит предприятиям расширять производственные программы для поставок своей продукции на внешние рынки.

В секторе реального производства сформируется устойчивый спрос на долгосрочные кредиты. Сфера прямого государственного участия в инвестиционной деятельности сузится.
Для банковской системы замедление инфляционных тенденций означает ужесточение условий работы. Актуальным станет вопрос эффективности клиентской базы и, следовательно, поиска и внедрения активных мероприятий и новых форм в работе по привлечению клиентов. Кроме того, снижение темпов инфляции приведет к снижению размера получаемой маржи, и поэтому потребуется совершенствовать управление процентным риском и расходной частью бюджета банка. Увеличение потребности в долгосрочных кредитах потребует от банка внести коррективы в политику по привлечению ресурсов.

Можно ожидать понижения доходности на рынке государственных ценных бумаг и снижения ставки рефинансирования. Подобные мероприятия позволят сблизить доходность от инвестиций и доходность от других способов размещения банковских ресурсов и сделают кредиты более доступными по цене для предприятий.
По второму варианту среднегодовой уровень инфляции может составить 100%, а ВВП возрасти реально на 2-3% в среднем за год. Падение инвестиций в основной капитал на 5-8% и реальных доходов населения на 3-5% в среднем за год.
Такая макроэкономическая политика может иметь отрицательные последствия как в краткосрочном периоде (падение внутреннего совокупного спроса за счет самой активной составляющей его части инвестиционного спроса, что чревато невозможностью перейти к осуществлению политики экономического роста), так и в долгосрочном периоде (проедание основного капитала, что ставит под угрозу само существование государства).
Ограничение со стороны платежеспособного спроса будет означать для многих предприятий или полное закрытие (остановку) производства, или необходимость интенсивной работы по снижению издержек, что связано с привлечением дополнительных материальных ресурсов.
Для банков республики данный вариант развития означает снижение количества платежеспособных клиентов и, следовательно, усиление конкуренции между банками, причем конкурентная борьба развернется не за новых клиентов, а, в основном, за передел существующей клиентской базы.
Подобные негативные результаты экономического развития, выражаемые понижающейся динамикой инвестиционных вложений, означают для банков сокращение количества платежеспособных клиентов, появление объективных причин, которые могут привести к увеличению просроченной задолженности и, кроме того, к необходимости глубокого анализа и интенсивной работы по ликвидации неработающих банковских активов.
Для того чтобы своевременно удовлетворять реальные (с учетом инфляции) потребности клиентов в кредитах и обеспечивать высокую степень надежности в глазах кредиторов и вкладчиков, банки должны будут вести постоянную работу по наращиванию собственного капитала и привлеченных ресурсов.
Информационные технологии создают реальную возможность для резкого ускорения экономического развития народов планеты. Они же могут служить орудиями разделения мира и усиления конфронтации.

Эксперты Англии, Канады, США отмечают: Превращение национальной экономики в глобальную не означает всеобщего динамизма развития, скорее оно ведет к одновременному выделению высокоэффективных экономических систем и одновременному расширению числа относительно стагнируюших, которые и так уже находятся в невыгодном положении.
Этот важный вывод объясняет нежелание Национального банка делать поспешные шаги. В то же время не теряет актуальности рекомендация не упустить свой шанс, поскольку мелкие и средне фирмы, обладающие высокой восприимчивостью к инновациям и быстрой адаптацией к меняющимся ситуациям на рынке, получают новые возможности увеличить свое значение в мировой экономике.
Представители мировых финансовых институтов отмечают изменение финансового рынка. Финансовый рынок стал играть независимую от рынка товаров роль.

Деньги сами превратились в товар, а спекуляция на курсе валют в наиболее выгодную рыночную операцию. Объем ежедневных валютных сделок на мировых рынках вырос с 0,25 млрд.

USD в 1985 году до 1 млрд. в 1990 и 4 млрд. в 1995 году. На доллар товаров или услуг приходится 7-8 долларов валютных трансфертов(62,с.47).
Компьютеризация, системы электронных счетов, спутниковая связь позволяют практически мгновенно перемещать финансовую информацию, заключать сделки, переводить средства с одних счетов на другие независимо от расстояний и государственных границ. Во многих случаях игнорируются запреты Центральных банков.

В этой связи представители коммерческих банков высказывают опасение, что Национальный банк полностью перекроет каналы электронных потоков банковской информации. Это будет мера от бессилия организации контроля банковской системы.
Некоторые биржи Европы Парижская, Амстердамская, Брюссельская, ориентируясь на Нью-Йоркскую биржу, производят котировки в долларах. Всё это негативные факторы для существования евро. Однако необходимо признать, что в мире окончательно сложилась биполярная валютная система доллар евро. Рынок евро составляет 30 млрд.

USD и сравним с рынком американского доллара.
Евро стало реальностью. В этой ситуации разумная для Беларуси стратегия свести к минимуму негативные последствия частичного перевода на евро международных расчетов и одновременно воспользоваться преимуществами этого явления. В Беларуси, России, в Украине объём торговых операций в новой валюте небольшой и составляет 100-120 евро на душу населения. Для сравнения, Чехия, Венгрия, Польша имеют оборот в 3000-4000 евро на человека (62,с.48).

Однако для Беларуси существует объективная необходимость используя новую валюту закрепиться на европейском рынке. Кредиты европейских стран будут в евро, товары выгодно покупать в евро.

Работа с евро не только уменьшит затраты на валютные операции Беларуси, но и позволит избежать курсовых колебаний, кроме того, она обеспечит прозрачность европейского рынка. Наконец, оплата Газпрому может идти в евро, поскольку зарубежные клиенты этой структуры находятся в Европе.
Банк Commerzbank имеет уставной капитал 200 млрд. DEM, активов 750 млрд. DEM и представлен во всех регионах мира.

В Беларуси Банк готов предоставлять кредиты государству, предприятиям, коммерческим банкам и осуществлять портфельные инвестиции, может работать со средствами населения. Кредитам для коммерческих банков отдается преимущество.

Эти кредиты имеют меньший риск из всех возможных операций Commerzbank. Кредиты предприятиям ограничены несколькими параметрами.
Во-первых, из-за высокого риска не могут финансироваться долгосрочные проекты. Соответственно приемлемый для банка период кредитования и период реализации проекта во многих случаях не совпадают.
Во-вторых, кредиты гарантируются для малого числа предприятий: нет выбора. Соответственно Commerzbank не использует имеющиеся кредитные ресурсы.
В-третьих, сформированный кредитный портфель не очень качественный. Заемщики слабо прорабатывают проекты, не рассматриваются альтернативные варианты.
В-четвертых, ненадежны резервы, поскольку они осуществляются в белорусских рублях при этом валюта, необходимая для резервирования, пересчитывается по курсу Национального банка. Это уменьшает величину резерва в два раза.
В-пятых, слишком много просят кредитов под гарантию государства. Кредиторы слабо представляют совокупные объекты гарантии.

Теряется прозрачность в обязательствах государства и соответственно уменьшается допустимый кредит.
Основная проблема Commerzbank в Беларуси: Не соблюдаются принципы отношений заемщика с кредитором. Много просроченных кредитов, которые просят продлить.

На Западе это не принято.
Вопрос с портфельными инвестициями не решен в принципе, поскольку в Беларуси нет свободной продажи акций. Кроме этого белорусские предприятия не прошли международный аудит. Потенциально будут покупаться акции, доходность которых не менее 30%, чтобы компенсировать оперативный риск белорусского менеджмента. 30% это не дивиденд, а только чувство, что прибыль есть.

Западные инвесторы готовы реинвестировать всю прибыль в развитие бизнеса. По опыту Восточной Германии они знают надо пережить этап реструктуризации производства.
Банк готов создать местные филиалы и работать со средствами населения. Он может дать полную гарантию.

Опасения могут быть только у самого банка из-за возможных конфликтов с банками-резидентами.
Сейчас у руководства Commerzbank сложилось впечатление, что Беларуси не очень хочется привлекать западный капитал в банки и предприятия, хотя такая возможность есть (62,с.49). Власти должны понять, что инвесторы не будут долго и много торговаться, у них большой выбор.

Выбирают страны с приемлемыми условиями.
Глобализация финансового рынка западных стран привела к нарушению стабильности. Это находит выражение в мировых финансовых кризисах. Несмотря на могущество и относительную свободу крупнейших субъектов рынка олигопольных финансовых структур, последние не в состоянии регулировать стихийные процессы мирового рынка. Зависимость между денежной массой, находящейся в обращении, и динамикой номинального ВВП в мировом масштабе утеряны.

Это поняли в западных странах. Президент США предложил мораторий на электронную торговлю (52,с.125).

Очень жесткая позиция Франции.
Национальный банк Беларуси будет действовать осторожно и осмотрительно. Форсированный неконтролируемый вход в систему международных финансовых отношений превратит незначительные возмущения в угрозу национальной безопасности.
Негативные явления не нарушат поступательное развитие. Контролируемая глобализация банковской системы имеет больше выгод, чем угроз. Уже в настоящее время из 27 функционирующих банков в Беларуси 15 имеют долю иностранного капитала из России, Австрии, США, Швеции и других страU. Национальный банк активно стимулирует привлечение иностранного капитала в свободные экономические зоны (СЭЗ).

Разработано соответствующие Положение. Минимальный уставный фонд для регистрации банков в СЭЗ снижен с 5 млн. ЕВРО до 0,5 млн.

ЕВРО. Снят ряд нормативных ограничений.

Одновременно предусмотрена профилактика риска физических лиц. Вклады физических лиц в банки СЭЗ допускаются только, если эти лица акционеры (собственники банка) или нерезиденты.

Заключение

Подводя итог выполненной работы, сформулируем основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе:
1. Проводимое Национальным банком денежно-кредитное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики государства. Действия Национального банка Республики Беларусь должны быть направлены на достижение стратегических и тактических целей денежно-кредитной политики, обеспечение социально-экономического развития страны, увязаны с бюджетно-налоговой политикой, прогнозом платежного баланса Республики Беларусь. Результаты исследований показали, что в последние годы, начиная с 1991, нет должной увязки между конечными и промежуточными целями и применением инструментов денежно-кредитного регулирования. Достижения намечаемых показателей по экономическому росту осуществлялись за счет экстенсивных факторов денежно-кредитной политики при ухудшении качественных макроэкономических показателей.

Так, в 1997 году при приросте ВВП на 10% прирост денежной массы составил 89%, потребительских цен - 63%. В результате к 1.10.97г. общие потери владельцев рублевых депозитов составили 4,8 трлн. рублей.

Таким образом, полученный рост ВВП был профинансирован за счет обесценивания средств держателей белорусских рублей и роста просроченной задолженности за поставленные в республику энергоносители (93,6 млн. долларов США). Неоправданная эмиссия оказала отрицательное давление на многие показатели.

Официальный валютный курс Национального банка и политика в этой области способствовали снижению экспорта, падению рентабельности производства, росту бартерных операций, что сдерживало обновление основных фондов, приводило к ухудшению экономических показателей, и, соответственно, к потерям доходных составляющих бюджета.



Содержание раздела