d9e5a92d

Обязанность банка кредитовать счет

При безналичном перечислении денег они обязательно проходят через несколько счетов. Например, через счет плательщика, корсчет банка плательщика, корсчет банка получателя средств и счет получателя средств (4 счета). Для совершения операций по каждому счету в соответствии со ст.849 ГК банкам предоставлено 2 операционных дня.

Таким образом, через 4 счета деньги пройдут за 8 дней, что не противоречит ст.849 ГК, но противоречит ст.80 Закона о ЦБР. Срок совершения операций по счету является частью общего срока безналичных расчетов.

Часть не может быть больше целого. Следовательно, ст.80 Закона о ЦБР противоречит ст.849 ГК.

В силу ст.3 ГК в случае коллизии следует применять ст.849 ГК. Ст.80 Закона о ЦБР не учитывает особенности различных форм безналичных расчетов. Так, расчеты в порядке инкассо и аккредитива предусматривают целый ряд действий различных банков, которые непосредственно не связаны с перечислением средств. Например, при расчетах в порядке инкассо необходимо сначала направить соответствующие документы исполняющему банку, представить их для акцепта (от 3 до 10 дней), и только затем перечислить инкассированные суммы получателю средств. При расчетах в порядке аккредитива следует выставить аккредитив в исполняющем банке путем направления ему соответствующих документов, в течение срока действия аккредитива (как правило, несколько недель) получить от бенефициара необходимые документы, проверить их, а затем - выплатить деньги.

Очевидно, что все эти действия объективно невозможно выполнить в течение сроков, установленных ст.80 Закона о ЦБР.
Устанавливая в ГК сроки совершения банком операций по банковскому счету, законодатель применил дихотомическое деление этих сроков в зависимости от вида указанных операций. Таким образом, в первую группу оказались включенными операции по зачислению поступивших на счет клиента денежных средств (часть 1 статьи 849 ГК), а во второю - операции по выдаче и перечислению денежных средств со счета (часть 2 статьи 849 ГК).
Как к первой группе операций, так и ко второй в качестве общего правила применяется установленный ГК срок, который сформулирован таким образом, что соответствующая банковская операция должна быть исполнена банком не позднее дня, следующего за днем поступления соответствующего документа.
Различие в правовом режиме сроков заключается в том, что в отношении первой группы операций этот срок может быть лишь увеличен, и причем только договором банковского счета. Срок, относящийся ко второй группе, может быть изменен - как в сторону увеличения, так и уменьшения, причем как договором банковского счета, так и законом или изданными в соответствии с последним банковскими правилами.
Указанное дихотомическое деление сроков совершения операций иллюстрирует намерение законодателя усилить юридическую защиту интересов клиента в тех случаях, когда речь идет о получении им безналичных денежных средств. Более гибкая возможность изменения сроков выполнения поручений клиентов по выдаче и перечислению средств связана с техническими возможностями банков по выполнению тех или иных операций.
Наконец, в статье 35 определено, что иные, сроки (как более короткие, так и более длинные) могут быть установлены платежными документами. Предпочтение в этой коллизии в силу пункта 2 статьи 3 ГК отдается срокам, установленным ГК.

Обязанность банка кредитовать счет


В договор банковского счета любого вида стороны вправе включить условие о предоставлении банком кредита при временном отсутствии средств на счете клиента (овердрафт).
Ранее овердрафт предоставлялся в виде отрицательного остатка на том же счете, где учитывались средства клиента (дебетовое сальдо).
Однако в настоящее время ЦБР изменил порядок бухгалтерского счета средств, выданных клиенту в виде овердрафта,xxxiiiвыданные в виде овердрафта средства должны учитываться на отдельных ссудных счетах. На счете клиента (расчетном, корреспондентском, валютном и т.п.) овердрафт не отражается.
При отсутствии средств на счете кредит в виде овердрафта предоставляется немедленно путем оплаты расчетных документов за счет средств банка в пределах установленного договором лимита. Договором также должен быть согласован период кредитования, размер процентной ставки за пользование кредитом и допустимое количество овердрафтов в течение определенного периода времени.
Овердрафт является разновидностью кредита, и на эти отношения распространяются нормы гл.42 ГК, если договором не предусмотрено иное. Однако нельзя полностью исключать применение гл.42 ГК или некоторых наиболее существенных ее норм, что может привести к изменению правовой природы возникающих правоотношений.


Запрет контроля банком использования клиентом денежных средств

Согласно пункту 3 статьи 845 ГК банк не вправе определять контролировать направление использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законе или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
Поэтому в юридической литературе справедливо отмечается, что кредитные организации не состоят в отношениях подчиненности со своими клиентами и не вправе вмешиваться в их оперативную или административно-хозяйственную деятельность.
Здесь необходимо еще раз оговориться, указав, что в самом пункте 3 статьи 845 ГК содержится положение, согласно которому определение, контроль и другие ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами могут осуществлять с банком, если это позволяет сделать заключенный с клиентом договор банковского счета. Другое дело, когда указанный договор не содержит таких условий.

В этом случае такие действия банка будут оправданны лишь при наличии нормы закона, придающему ему такое право.
Специалисты в области банковского законодательства и расчетов относят данную норму ГК к одному из принципов, на которых основано правовое регулирование безналичных расчетов.
В литературе приводятся отдельные примеры, когда в соответствии с законом на банк возлагаются определенные контрольные функции в отношении счетов клиента. Так, Л.Г.

Ефимов указывает, что в Законе о валютном регулировании банки названы агентами валютного контроля, которые обязаны проводит проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, контролировать своевременность и полноту обязательной продажи части экспортной выручки резидентов н внутреннем валютном рынке.
Этот автор здесь же указывает и на нарушения рассматриваемой нормы ГК, говоря, что в соответствии со ст. 57 Закона ЦБР Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, включая контроль за расходованием фонда потребления (заработной платы) юридических лиц - клиентов. Однако это требование законодательство часто нарушается. Например, ЦБР требует, чтобы кредитные организации контролировали соблюдение предприятиями и организациями кассовой дисциплины.

Как известно, этот контроль не входит в сферу их коммерческих интересов и поэтому является несвойственной им функцией.
Что касается ограничений, устанавливаемых договором, то, по свидетельству О.В. Сгибневой, такие ограничения обычно устанавливаются по специальным счетам, являющимся средством обеспечения по исполнению клиентом своих обязательств по кредитному договору.

Они могут заключаться в обязанности клиента направлять денежные средства исключительно для погашения кредита либо, например, для расчетов с определенными контрагентами в связи с контролем банка за соблюдением целевого характера кредитаxxxiv.
Возможность установления в договоре банковского счета ограничений прав клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению, о которой я уже упоминал, не должна пониматься как безграничное право банка на установление любых по его усмотрению ограничений. Такого рода условия могут и должны рассматриваться, в том числе через призму статей 10, 168, 179, 428 ПС, и, кроме того, эти условия не должны приводить к тщетности договора, то есть к такому положению вещей, которое ведет к невозможности достижения цели договора.

Ограничения распоряжения счетом

Под арестом средств, находящихся на банковском счете, следует понимать временное прекращение по счету расходных операций, произведенное без расторжения договора банковского счета. Поэтому нельзя рассматривать как арест меры, указанные в письме Прокуратуры РФ, МВД РФ и ЦБР от 16 февраля 1993 г. Этот нормативный акт устанавливает порядок исполнения постановлений следственных органов о наложении ареста на средства предприятий и организаций, зачисленные на их счета по фальшивым авизо.

Причем арест предлагается устанавливать путем перечисления соответствующей суммы на специальный счет правоохранительных органов, что противоречит ст.858.
Пределы ареста средств на счете по сумме должны быть указаны в решении о наложении ареста. При наличии в банке нескольких счетов одного и того же клиента в решении необходимо уточнить, средства на каких счетах подлежат аресту.

В противном случае банк может выбрать любой счет.
В соответствии со ст.27 Закона о банках на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, арест может быть наложен не иначе как судом и арбитражным судом, судьей, а также постановлением органов предварительного следствия - при наличии санкции прокурора.
В гражданском судопроизводстве арест на денежные средства должника, находящихся на счете, может быть наложен как мера по обеспечению искаxxxv или исполнения решения.xxxvi
В соответствии со ст.136 и 137 ГПК арест с целью обеспечения иска полагается на основании определения суда или судьи. В соответствии со ст.75 АПК арест на денежные средства может быть наложен по определению арбитражного суда. Такое определение должно исполняться в порядке, установленном для решения арбитражного суда (ст.78 АПК).

Это значит, что основанием для прекращения банком операций по соответствующему счету является выданный судом исполнительный лист.
Уголовно-процессуальное право допускает возможность ареста имущества, включая денежные средства, находящиеся на счете в банке, на основании ст.175, 233 и 311 УПК.
В соответствии со ст.175 УПК в целях обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества следователь обязан наложить арест на имущество обвиняемого, подозреваемого или лиц, несущих материальную ответственность за их действия, или иных лиц, у которых находится имущество, приобретенное преступным путем. Арест на денежные средства юридического лица налагается постановлением следователя.
Арест банковского счета может быть осуществлен постановлением начальника таможенного органаxxxvii.
В практике судов общей компетенции и арбитражных судов РФ наметился разный подход в применении ареста как меры по обеспечению иска.
В письме ВАС РФ от 25 июля 1996 г. N 6 О результатах рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отдельных вопросов судебной практики был сделан вывод, коренным образом изменивший ранее сложившуюся практику в отношении ареста средств на счете. В нем указано, что при отсутствии средств на счете ответчика заявление истца о наложении ареста не может быть удовлетворено.

Т.е. нельзя наложить арест на сам счет ответчика, а также на суммы, которые в будущем поступят на этот счет.
Практика судов общей компетенции при этом осталась прежней. Поэтому в их определении, как правило, содержится следующая фраза: Необходимая для ареста сумма средств подлежит накоплению на счете.

Таким образом, суды общей компетенции исходят из возможности наложить арест на будущие поступления, в отличие от арбитражных судов.
Арест средств ответчика, налагаемый по требованию кредитора как мера по обеспечению иска, нередко лишает других кредиторов владельца счета возможности получать платежи с арестованного счета. В тех случаях, когда требования третьих лиц отнесены ст.855 ГК к более льготной очереди, чем обеспечиваемые арестом, возникает проблема: насколько обоснованно препятствовать исполнению тех расчетных документов, которые по закону должны исполняться ранее обеспечиваемого требования.
В письме ВАС РФ от 25 июля 1996 г. N 6 содержится механизм для решения поставленной проблемы. При наличии у ответчика кредиторов, которым в соответствии с законом предоставлено право на получение денежных средств с его счета до взыскания задолженности в пользу истца, и отсутствии на соответствующем счете ответчика иных средств, кроме арестованных сумм, такие кредиторы вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о разрешении списать определенные суммы в порядке установленной законом очередности.

Арбитражный суд рассматривает указанные ходатайства и при подтверждении изложенных в них фактов удовлетворяет их.
При отказе в иске мера по обеспечению иска в виде ареста на денежные средства ответчика действует до вступления решения в законную силуxxxviii. Аналогично следует решать вопрос о действии этой меры в случае прекращения производства по делу xxxix и оставления иска без рассмотрения xl.
Отмена обеспечения иска может быть произведена одновременно с решением (определением) или после его принятия, но до вступления решения (определения) в законную силу.
В этих случаях арбитражный суд выносит соответствующее определение.
Действующее законодательство не отвечает на вопрос, до какого момента действует арест средств на счете при удовлетворении иска. В ответ на запрос Ассоциации российских банков ВАС РФxli разъяснил, что в подобных случаях арест действует до фактического исполнения решения.

При этом списание средств со счета должно осуществляться с учетом очередности, установленной ст.855 ГК. В результате средства по обеспечиваемому арестом требованию списываются в той очереди, к которой оно отнесено законодательством.
В установленных законом случаях право приостанавливать операции по счетам может быть предоставлено определенному кругу органов.
В соответствии с подп.б п.1 ст.15 Закона о валютном регулировании должностные лица органов и агентов валютного контроля в пределах компетенции этих органов имеют право приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредоставления обязанными лицами документов, необходимых для осуществления валютного контроля, и сведений по вопросам, возникающим при проверках.
Поскольку коммерческие банки являются агентами валютного контроля, то, в пределах предоставленных им полномочий, они вправе приостанавливать операции по валютным счетам клиентуры в случаях, указанных в подп.б п.1 ст.15 Закона о валютном регулировании. При этом следует иметь в виду, что пределы использования такой меры воздействия на клиента, как приостановление операций по его валютному счету, должны соответствовать степени нарушения им валютного законодательства.

Сама эта санкция должна быть направлена исключительно на то, чтобы предотвратить нарушение.
Например, если клиент не предоставил банку внешнеторговый контракт, банк обязан отказать ему в переводе денег за границу. В этом случае речь может идти о приостановлении конкретной операции.
В соответствии с подп.в п.2 ст.14 Закона об основах налоговой системы налоговым органам и их должностным лицам предоставлено право приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, не предоставивших в налоговый орган документы, связанные с исчислением или уплатой налогов. Таким образом, банки, ведущие счета налогоплательщиков, являются простыми исполнителями соответствующих распоряжений налоговых органов и принимать самостоятельные решения по указанным вопросам не вправе.
Приостанавливая операции по счетам налогоплательщиков, налоговые органы довольно часто делают исключение для платежей в бюджет и во внебюджетные фонды. Учитывая, что такие действия фактически приводят к нарушению правил об очередности платежейxlii, их следует признать незаконными.
В соответствии со ст.124 ТК при попытке уклонения от уплаты таможенных платежей ГТК. РФ по представлению таможенного органа вправе приостановить операции по счетам плательщика до момента фактической уплаты, являющееся обязательным для исполнения банками и иными кредитными учреждениями.
Органы казначейства имеют право приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), использующих средства республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетные (федеральные) средства, в случаях непредставления (или отказа предъявить) органам казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием указанных средствxliii.

Обязанность банка хранить банковскую тайну

Обязанность хранить банковскую тайну распространяется на кредитные, аудиторские организации и ЦБР. Эта обязанность носит личный характер.
Кредитные организации гарантируют тайну сведений о счетах и вкладах, операциях по счетам и вкладам, сведений о своих клиентахxliv и корреспондентах, а также иной информации, устанавливаемой кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону xlv.
Таким образом, объектом охраны являются сведения о личности клиента, об их операциях и состоянии счета. Следовательно, кредитная организация не обязана хранить в тайне сведения о контрагентах своих клиентов, а также другую информацию, не имеющую непосредственного отношения к банковскому счету (кроме сведений о клиенте), если она не взяла на себя такие обязательства. Перечень операций по счету, на которые распространяется действие банковской тайны, определяется в соответствии со ст.848 ГК. Тайна распространяется и на движение вкладов (размер, время и сумма поступления или изъятия, от кого и по каким основаниям поступают суммы и пр.).

Сведения, составляющие банковскую тайну, должны быть получены кредитной организацией в процессе осуществления ею банковских операций и других сделок, предусмотренных ст.5 Закона о банках.
Каких-либо пределов для распространения правового режима банковской тайны на иные сведенияxlvi федеральное законодательство не содержит. Однако учитывая, что банковская тайна представляет собой особую разновидность коммерческой тайны, в этом случае следует руководствоваться постановлением СМ РФ от 5 декабря 1991 г. N 35 О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайнуxlvii. Требования указанного нормативного акта следует также учитывать при определении объема информации, включаемой в понятие сведения о клиентах и корреспондентах.

Сюда могут относиться любые данные о правовом, социальном, семейном и т.п. положении клиента, кроме тех, которые перечислены в постановлении СМ РФ от 5 декабря 1991 г. N 35. Например, информация о наличии у клиента несовершеннолетнего ребенка, на содержание которого он регулярно переводит деньги, должна быть включена в понятие банковской тайны.
Помимо сведений, указанных в п.2, ЦБР не вправе разглашать данные о счетах, вкладах, конкретных сделках и операциях, полученных им из отчетов кредитных организаций или в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Перечень лиц, обязанных сохранять банковскую тайну, включает в себя всех служащих перечисленных организаций, независимо от их должности и от того, входит ли работа с охраняемыми сведениями в круг их непосредственных служебных обязанностей. Если о банковских операциях узнает частное лицо (из разговоров, писем и т.п.), то оно не обязано соблюдать тайну.
Пределы раскрытия банковской тайны (порядок и условия предоставления указанной информации кредитными организациями, ЦБР и аудиторскими организациями третьим лицам без согласия клиентов) определяется законодательством. справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются им самим (а также их представителям), судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам РФ - в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а также, с согласия прокурора, - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим (а также их представителям), судам, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
При строгом толковании данного Закона органы дознания и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, включенные в систему министерства внутренних дел, в том числе и специализированные подразделения по борьбе с организованной преступностью, не могут получить непосредственный доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, поскольку в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством органами предварительного следствия они не являютсяxlviii.
А между тем по целому ряду преступлений в сфере экономики, в том числе по фактам незаконного предпринимательства, приобретения и сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем, злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности и прочим предварительное следствие вообще не проводится, они расследуются органами дознания (ст.126 УПК РСФСР).
Существенно также, что служба по борьбе с организованной преступностью, входящая в систему МВД России, не имеет в своей структуре следственных подразделений и, более того, ни одно из ее структурных подразделений не обладает статусом органа дознания.
В свою очередь требования ст.26 Закона РСФСР О банках и банковской деятельности в РСФСР вступают в противоречие с требованиями иных федеральных законов:
- ст.109 УПК РСФСР устанавливает, что по поступившим заявлениям и сообщениям о преступлениях органом дознания, следователем до возбуждения уголовного дела могут быть истребованы необходимые материалы и получены объяснения;
- ст.11 Закона РСФСР О милиции (п.25) дает право сотрудникам милиции при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции (в вышеупомянутом письме Ассоциации российских банков предлагается внести изменения в данную статью и приравнять помещения коммерческих банков к иностранным дипломатическим представительствам);
- ст.6 Федерального закона Об оперативно-розыскной деятельности предусматривает, что при осуществлении данной деятельности может проводиться такое оперативно-розыскное мероприятие, как наведение справок (в отличие от оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, порядок наведения справок законодатель не детализировал).
С учетом интересов всех заинтересованных сторон эта правовая коллизия могла бы быть разрешена путем внесения изменений в Закон РСФСР О банках и банковской деятельности в РСФСР, для чего часть 2 ст.26 после слов а при наличии согласия прокурора целесообразно изложить в следующей редакции: - органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие по делам, находящимся в их производстве. Но пока из всех органов дознания право получение подобной информации получили только таможенные и налоговые органы.
Условия предоставления таможенным органам сведений о юридических лицах, которые включены в понятие банковской тайны, определяются п.6 Положения о ГТК.



Содержание раздела