d9e5a92d

Уставный фонд банков

В лицензии указываются сроки ее действия, условия их продления, возможность внесения в нее поправок или ее аннулирования. В особом порядке выдаются лицензии на открытие на территории РФ банков с участием иностранных инвестиций.

Уставный фонд банков формируется путем выпуска и реализации акций.


Акционерные банки могут выпускать обыкновенные и привилегированные акции. Владелец акции имеет право на часть полученной банком прибыли дивиденды.

В случае ликвидации эмитента владелец акций имеет право на часть имущества эмитента, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов и владельцев привилегированных акций, в объеме пропорциональном доли имеющихся у него акций в уставном фонде банка.
Владелец акции имеет право голоса на общем собрании акционеров, участия в выборах органов управления и ревизионной комиссии.
Порядок выпуска акций банка, создаваемого при разделении или выделении банка, а также порядок и условия конвертации акций реорганизуемого банка, создаваемого путем разделения, определяется советом директоров (наблюдательным советом) реорганизуемого банка и утверждается его общим собранием.
Оплата акций банка при его учреждении производится его учредителями по номинальной стоимости
Увеличение уставного капитала банка может осуществляться путем увеличения номинальной стоимости уже размещенных акций или размещения дополнительных акций. Решение об этом принимается общим собранием акционеров банка.
Выпуск акций для увеличения УФ акционерного банка может осуществляться лишь после полной оплаты акционерами всех ранее выпущенных банком акций.
Регистрация выпуска акций должна сопровождаться проспектом эмиссии при условии либо число акционеров больше 500, либо общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
К исключительной компетенции общего собрания акционеров отнесено утверждение итогов эмиссии.
Проспект эмиссии состоит из трех разделов.
В первом разделе приводится информация о банке-эмитенте акций, о составе его крупных акционеров, о долях участия их в уставном капитале банка.
Второй раздел содержит информацию о финансовом состоянии банка-эмитента.
В третьем разделе приводится информация об уже выпущенных ценных бумагах и полная характеристика вновь выпускаемых акций.
Проспект эмиссии подписывается председателем правления и главным бухгалтером банка. При преобразовании ранее созданного банка из паевого в акционерный или при повторном выпуске акций проспект эмиссии должен быть заверен независимой аудиторской фирмой.
Регистрационные документы первого выпуска акций банка представляются в регистрирующий орган одновременно с подачей в Банк России других документов, необходимых для государственной регистрации самого банка. Регистрация акций банка происходит после регистрации банка как юридического лица.
Прекращение деятельности банка происходит путем его реорганизации или ликвидации как в добровольном, так и в принудительном порядке. Реорганизация может означать слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

При реорганизации банка права и обязанности переходят к правопреемникам.
Добровольная ликвидация может быть осуществлена только по решению собрания акционеров при условии платежеспособности банка по своим обязательствам.
Принудительная ликвидация осуществляется по решению ЦБ РФ об отзыве лицензии в случаях, предусмотренных Законом О банкротстве (несостоятельности) кредитных организаций. Решение о создании или ликвидации банка публикуется в периодической печати.

Вопросы для повторения по теме 2:


  1. Какие операции, вытекающие из его сущности банк преимущественно должен выполнять?
  2. Вы согласны или не согласны с утверждением, что товаром на финансовом рынке являются:


вклады обязательства банков?
ссуды требования к заемщику?
посредничество в платежах?

  1. Коммерческие банки создают деньги, предоставляя займы. Как они могут делать это и почему, как правило, деньги не создаются в результате кредитной деятельности других организаций или частных лиц?
  2. Какие основные документы регламентируют создание и деятельность коммерческих банков?
  3. Почему организационная структура банка зависит от вида, объемов и территориального расположения коммерческого банка?
  4. Как можно оценить реально имеющиеся ресурсы коммерческого банка?
  5. В чем выражается экономическая самостоятельность банка?
  6. Перечислите права акционера банка.
  7. Какие Вы знаете причины выпуска акций банка?
  8. Состав и содержание проспекта эмиссии.
  9. Опишите отличия в процедуре регистрации акций действующего и вновь создаваемого банка.
  10. В каких случаях банк может быть объявлен банкротом?
  11. Какие Вы знаете причины выпуска акций банка?


Тренировочные задания по теме 2:

2.1. Какие качества, черты банка выражают его сходство с предприятием, а какие имеют собственную специфику?
2.2. В чем состоит разница ссудного капиталиста (рантье) и банка?
2.3. Почему при построении организационной структуры банка не может быть в чистом виде использована в качестве аналога пирамидальная, географическая или функциональная структура?
2.4. В каких действиях ограничен банк до полной оплаты первичного уставного капитала?
2.5. Банк разместил 1000 привилегированных акций номиналом 10 тыс. руб.. Минимальный годовой дивиденд при эмиссии акций был объявлен 15% от их номинала. Определить минимальную сумму, которую банк должен выплачивать ежегодно в виде дивидендов по привилегированным акциям
2.6. Перечислите причины, которые могут послужить основанием для отказа регистрации акций:

Тесты по теме 2:


1
При обмене товарами производственных предприятий:

  • происходит смена собственника на товар;
  • не происходит смена собственника на товар.


2
Банк, продавая "свой товар":

  • выступает собственником ссужаемой суммы;
  • не выступает собственником ссужаемой суммы;
  • передает право собственности ссудозаемщику.


3
Понятие оплаченный и зарегистрированный Уставный фонд:

  • не совпадает у акционерного банка;
  • совпадает у акционерного банка;
  • не совпадает у паевого банка;
  • совпадает у паевого банка.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА. КОНТРОЛЬ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА


Основные вопросы темы:

  1. Законы РФ О банках и банковской деятельности, О центральном банке России. Специфика национального банковского и финансового законодательства.
  2. Банк России как орган контроля и регулирования деятельности коммерческих банков.
  3. Формы и методы контроля за деятельностью банков.


Монетаристские методы регулирования экономики в России стали применяться с 1991 г. в соответствии с законами О центральном банке России и О банках и банковской деятельности, принятыми в декабре 1990 г., которые со всеми последующими изменениями является правовой основой денежно-кредитной политики России. Этими законами определены статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального Банка РФ, структура банковской системы России, ее функции и порядок и виды деятельности коммерческих банков, а также изложены методы регулирования и контроля деятельности коммерческих банков для обеспечения сбалансированности совокупного спроса и предложения. ЦБ России является главным банком государства. Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБР экономически самостоятельное учреждение. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами.

Он подотчетен только Федеральному Собранию. ЦБ РФ призван методами экономического и административного воздействия в процессе проведения денежно-кредитной политики способствовать укреплению и развитию экономики России.
Основными функциями ЦБР являются: эмиссия банкнот, проведение денежно кредитной политики, рефинансирование кредитно-банковских институтов, проведение валютной политики, регулирование деятельности кредитных институтов, функция финансового агента правительства, организация платежно-расчетных отношений.
В настоящее время ЦБР обладает исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, который осуществляется в процессе кредитования коммерческих банков, государственного бюджета, покупки ценных бумаг в иностранной валюте.
Денежно-кредитная политика центрального банка, являющаяся составной частью государственного регулирования экономики, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита (совокупного денежного оборота).
Совокупный денежный оборот включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках. Каналы обращения наличной и безналичной денежной массы связаны между собой и образуют единое целое.
Структура совокупного денежного оборота по мере развития форм товарного обмена и платежей расчетных отношений постоянно претерпевала изменения. До середины 19 века наибольший удельный вес в совокупном объеме денежного оборота составляли наличные деньги, причем до 2/3 золотые и серебряные монеты.

В результате внедрения кредитных форм обращения, и, прежде всего, системы безналичных расчетов, доля налично-денежного компонента к 1913 г. едва достигала 15%, а удельный вес золотых монет был еще меньше (в настоящее время не превышает 5- 10 %).
Регулирование совокупного денежного оборота осуществляется посредством различных мер, одной из которых является применение целевых ориентиров изменения денежной массы в обращении.
Целевые ориентиры установление верхних и нижних пределов динамики денежной массы по своей сути означают введение прямых ограничений на изменение объема денежной массы.
Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров, является порядок установления последних в виде контрольных цифр (во Франции), либо диапазона (в США), либо прогноза (в Японии).
Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых центральным банком.
Выбор показателей, используемых для установления целевых ориентиров, зависит от тенденций развития денежной сферы, задач, стоящих перед регулирующими органами, методов регулирования, обеспечивающих выполнение намеченных ориентиров или минимизацию отклонения от них.
Как свидетельствует 20-летний опыт, использование центральными банками различных стран целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.
Денежно-кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии кредитная экспансия, т.е. оживление конъюнктуры в условиях падения производства, либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов, сопровождаемых "перегревами" конъюнктуры кредитная рестрикция.
Центральный банк использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются:

  • по форме их воздействия (прямые и косвенные);
  • по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги);
  • по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные).

Все эти методы используются в единой системе.
Основными инструментами денежно-кредитной политики центрального банка являются:

  • установление минимальных резервных требований;
  • регулирование официальной учетной ставки;
  • операции на открытом рынке.

Определение приоритетности инструментов денежно кредитной политики всецело зависит от тех целей, которые решает центральный банк на том или ином этапе развития страны.
Исходя из необходимости поддержания объема денежной массы в заданных параметрах, регулирования ликвидности банков и снижения уровня инфляции, центральные банки используют такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как изменение норм обязательных минимальных резервных требований, находящихся на счетах в центральном банке.
Этот метод относится к косвенным методам регулирования денежного обращения, основанным на действии рыночных механизмов.
Минимальные резервы это обязательная норма вкладов в центральном банке, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы привлеченных коммерческим банком средств. Она может зависеть от срочности вкладов и их вида.
Регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение: с одной стороны, оно гарантирует минимальный уровень ликвидности коммерческих банков, с другой стороны, используется как важный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка.
Обязательные резервы размещаются на счетах в центральном банке. Повышение норм обязательных резервных требований сокращает суммы свободных денежных средств, используемых для активных операций коммерческих банков, а снижение нормы резервов напротив, увеличивает возможности кредитования.
Во многих странах нормы обязательных резервов дифференцируются по видам депозитов. Как правило, по срочным и сберегательным депозитам устанавливается относительно более высокая норма резервов.

Расчет минимальных резервных требований осуществляется на месячной и квартальной базе, поскольку величина совокупных вкладов постоянно меняется и лишь в конце определенного периода можно точно определить среднюю величину вкладов.
Длительное использование этого инструмента кредитно-денежной политики может привести к использованию операций, которые не включаются в базу исчисления суммы резервных требований.
В России формирование минимальных банковских резервов началось в 1991 году, тогда была установлена единая норма в 2% без дифференциации по видам вкладов. В 1992 году в качестве одной из антиинфляционных мер нормы обязательных резервов были резко увеличены.

Они были установлены: по обязательствам банка, которые он должен удовлетворить сразу по требованию клиента 20 %, а по вкладам, которые могли быть затребованы клиентом после истечения определенного срока 15%.
В настоящее время норма отчисления в Фонд обязательного резервирования от всех видов привлечения, кроме вкладов населения, составляет 10%, по вкладам 7,5%.
Минимальные резервные требования могут рассчитываться на месячной и недельной базе. В России расчет минимальных резервных требований осуществляется в течение месяца за каждый день, т.е. на месячной базе.
Другим инструментом влияния на денежно-кредитную политику является регулирование официальной учетной ставки центрального банка.
Учетная ставка используется центральным банком в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям центрального банка. Таким образом, официальная учетная ставка центрального банка это плата, взимаемая им при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.
Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных ставок по кредитам. Устанавливая уровень официальной учетной ставки, центральный банк определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческих банков.

Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования центрального банка, и наоборот.
Изменение учетной ставки относится к косвенным инструментам денежно кредитного регулирования. Его широкое использование обусловлено простотой применения.

Если центральный банк преследует цель уменьшить кредитные возможности коммерческих банков, то он повышает официальную учетную ставку, что вызывает удорожание кредитов рефинансирования; если же цель центрального банка расширить доступ к кредитам коммерческих банков, то он снижает уровень ставки.
Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам центрального банка, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику.
Использование процентной ставки центрального банка особенно активно используется в условиях нарушения равновесия платежного баланса и обострения валютных кризисов. Страна, испытывающая трудности в сбалансировании внешних расчетов, стремится привлечь иностранный капитал посредством повышения процентных ставок.

Учетная ставка центрального банка может колебаться в довольно широких пределах, отражая как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры.
ЦБ РФ использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля. На протяжении 1991-1997 гг. учетная ставка неоднократно пересматривалась в диапазоне от 10% до 210% годовых, в зависимости от экономической ситуации стране.

В течение 1997-2000 год учетная ставка постоянно изменялась и на сегодняшний день она составляет 25% годовых. Уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.
Операции на открытом рынке, получили широкое распространение в послевоенный период, что соответствовало общей тенденции перехода центральных банков к косвенным формам регулирования.
Посредством проведения центральным банком операций на открытом рынке, т.е. купли-продажи Центральным банком ценных бумаг, увеличивается (при покупке ценных бумаг) или уменьшается (при продаже ценных бумаг) объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменение стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги.
Возможность осуществления операций на открытом рынке непосредственно после принятия решения Центральным банком и в произвольных объемах делает этот метод регулирования удобным для изъятия избыточной массы из обращения.
Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

  • условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей так называемые обратные операции (операции РЕПО);
  • объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;
  • срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;
  • сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка;
  • способа установления ставок: определяемых или центральным банком, или рынком.

В зависимости от условий сделок с ценными бумагами на открытом рынке различают прямые и обратные операции.
Прямые операции проводятся на налично-денежной "кассовой" основе, предполагающий полный расчет в течение дня совершения сделки. Операции на основе так называемой регулярной доставки предусматривают проведение полного расчета и доставку ценных бумаг их покупателю на следующий рабочий день.
Обратные операции на открытом рынке операции по купле-продаже центральным банком ценных бумаг с обязательством обратной продажи-выкупа по заранее установленному курсу. Обратные операции, характеризующиеся более мягким воздействием на денежный рынок, являются более гибким методом регулирования, что повышает их привлекательность и масштабы использования.
В России под операциями на открытом рынке имеется в виду купля-продажа ЦБ РФ государственных ценных бумаг, прежде всего облигаций и других обязательств. Эмитентом ценных бумаг является Правительство в лице Министерства финансов.

ЦБ РФ играет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга.
Операции с ценными бумагами позволяют: осуществить временное заимствование у коммерческих структур, коммерческих банков и населения для Правительства через ЦБРФ временно свободных денег; сократить инфляционное финансирование дефицита государственного бюджета; использовать государственные ценные бумаги для проведения Центральным Банком кредитной политики и на ее основе регулировать общую массу денег в обращении и повысить надежность коммерческих банков, формирующих свои активы путем приобретения гарантированных государством ценных бумаг.
Центральный банк является проводником валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, направленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны. Направления валютной политики определяются экономической и политической ситуациями в стране, состоянием ее платежного баланса и денежного обращения, а также внешними обязательствами, возникающими в результате участия страны в международных валютно-кредитных организациях.
В наиболее общем виде валютная политика заключается в:

  • регулировании валютного курса;
  • проведении валютного регулирования и валютного контроля;
  • формирования официальных валютных резервов и управления ими;
  • осуществлении международного валютного сотрудничества и участии в международных валютно-кредитных организациях.

Инструментами валютной политики являются валютные интервенции и (в той или иной степени) многие инструменты денежно-кредитного регулирования (дисконтная политика, операции на открытом рынке, установление резервных требований к банкам и др.).
До 1992 г. в России валютные операции были монополией государства. Вся поступающая в страну валюта в обязательном порядке продавалась Внешэкономбанку. В 1991 году в составе Госбанка СССР был создан Центр проведения межбанковских валютных операций.

В 1992 г. 30 ведущих коммерческих банков и ЦБ РФ учредили Московскую межбанковскую валютную биржу. На бирже регулярно определяется курс рубля к доллару США.

Биржевой курс рубля стал наиболее точным индикатором динамики макроэкономических процессов и инструментом воздействия на них. Исходя из роли валютного курса и его влияния на денежное обращение в стране, ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование, организует валютный контроль, публикует курс рубля по отношению к иностранным валютам и регламентирует порядок расчетов с иностранными государствами.
Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что ЦБ РФ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты.

С переходом к свободному определению курса рубля на бирже его курс начал снижаться. Однако ЦБ РФ благодаря валютной интервенции обеспечил плавное изменение курса рубля и тем самым предотвратил развал денежной системы страны.
ЦБ РФ предпринимает ряд административных мер, позволяющих регулировать валютный курс в направлении, отвечающим укреплению денежного обращения. К таким мерам, в частности относятся: решение об обязательной продаже части экспортной выручки, ограничение операций коммерческих банков по купле-продаже валюты на валютном рынке, разработка ЦБ РФ совместно с таможенным комитетом России системы методов экономического и административного воздействия на клиентов банков, несвоевременно отчитывающихся по приходу грузов, купленных за валюту, установление в 1996-1998 гг. верхнего и нижнего пределов колебания курса рубля при операциях на валютном рынке валютного коридора, который позволил ЦБР обеспечить равномерную и предсказуемую динамику валютного курса, увязанную с другими макроэкономическими показателями, в том числе и с темпами инфляции и процессом сближения уровня внутренних цен с уровнем мировых цен.

После кризиса 1998 года мы вновь перешли на установление валютного курса по результатам торгов.
Большое внимание ЦБР уделяет регулированию обращения наличной валюты. В России запрещается использование иностранной валюты в розничной торговле.

В то же время коммерческие банки имеют право открывать обменные пункты по совершению официальных операций с иностранной валютой.
В начале 1995 г. Правительство и ЦБ РФ приняли совместное заявление об экономической политике. В нем декларировалось, что Правительство и ЦБ РФ будут и впредь развивать функционирование рынка иностранной валюты, сохраняя при этом систему единого валютного курса.
Еще одной составной частью валютной политики являются формирование официальных валютных резервов и управление ими.
Валютные резервы ЦБ РФ это официальные запасы иностранной валюты, находящиеся на его счетах, а также в банках за рубежом, либо вложенные в иностранные ценные бумаги.



Содержание раздела