d9e5a92d

Прогресс во второй половине XX века


Заметный прогресс во второй половине XX века транспортных, информационных средств связи также сыграл огромную стимулирующую роль в развитии открытости национальных экономик, увеличении мобильности населения. Постепенно, шаг за шагом, разрушались торгово-экономические, валютно-финансовые препятствия, в силу которых страны длительное время были отгорожены друг от друга. Либерализация международного обмена облегчила адаптацию национальных хозяйств к внешним условиям и воздействиям, способствовала все более активному их включению в международное разделение труда.
С 60-х годов процессы открытости начинают распространяться на ряд развивающихся государств. С начала 80-х годов приверженность политике открытости декларирует Китай. Термин "открытость" вошел в словари многих стран мира, например, арабский - "инфитах", китайский - "кайфан".
Итак, что оке входит в понятие "открытость экономики"?
Следует различать понятия "свободы торговли" и "открытой экономики". Тезис о "свободе торговли" восходит к политической экономии А. Смита и не является изобретением современных американских экономистов. (Понятие "открытость экономики" шире тезиса "свободы торговли" как торговли товарами, включая в себя свободу движения факторов производства, информации, взаимообмен национальных валют.
1 Открытость экономики следует понимать как антипод автаркии, экономики самообеспечения, опоры на собственные силы в ее крайних проявлениях. Становление открытой экономики - объективная тенденция мирового развития. Действие в соответствии с принципами открытой экономики - это признание стандартов мирового рынка, действие в соответветствии с его законами.
Преимуществами открытой экономики являются;
- углубление специализации и кооперации производства;
- рациональное распределение ресурсов в зависимости от степени эффективности;
- распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;
- рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.
Открытая экономика предполагает целостность экономики, единый экономический комплекс, интегрированный в ми: ровое хозяйство, мировой рынок. Открытая экономика - это ликвидация государственной монополии внешней торговли (по большинству позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.
Одним из важнейших критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью (на отраслевом и макроэкономическом уровнях). Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации,
рабочей силы.
Сформировавшаяся открытая экономика и переход к открытой экономике - это не одно и то же. Открытая экономика не синоним бесконтрольности и вседозволенности во внешнеэкономических связях государства, прозрачности границ. Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности.

Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.
Стихийная открытость, распахнутость не только не способствует экономическому развитию, но и, наоборот, является угрозой экономической безопасности страны. Разумная открытость, построенная на принципах эффективности, конкурентоспособности, национальной безопасности, не может быть осознана без учета структуры экспорта и движения капитала, а также таможенной, валютной, налоговой, кредитной и инвестиционной политик, оказывающих влияние не только на формы, но и на общие масштабы их взаимодействия с внешним миром.
К количественным индикаторам открытости в первом приближении можно отнести удельный вес экспорта и импорта в валовом внутреннем продукте. Их комбинация дает представление о масштабах связей отдельных национальных экономик с мировым рынком. Так, отношение экспорта к ВВП определяется как экспортная квота.



где Э - объем экспорта.
В 90-х годах мировая экспортная квота постоянно растет - до 20% в 1997 г. (с учетом экспорта услуг - 22%). Этот показатель в среднем составляет для развитых стран 27%, для развивающихся - 12% и для стран с переходной экономикой - 5,5% (без России).
Другим показателем открытости экономики, выражающим соотношение между импортом и валовым внутренним продуктом (ВВП), является показатель импортной квоты (Ик):


где И - объем импорта.
К числу более комплексных показателей открытости обычно относят внешнеторговую квоту (ВТК):


где ВТ - объем внешнеторгового оборота.
К недостаткам показателя внешнеторговой квоты относится отсутствие учета величины экспорта и импорта капитала и взаимообмена национальных валют.
Показатели ВТК для стран "большой семерки" в 1990г.:


В 50-60-е гг. к числу открытых относили страны с величиной внешнеторговой квоты более 10%. К концу 90-х гг. этот критерий заметно вырос: страны с высокой степенью открытости имеют внешнеторговую квоту, превышающую 45%. Низкую степень открытости имеют те страны, у которых этот показатель менее 27%.
Факторами, влияющими на степень открытости экономики и уровень развития международных экономических отношений, является объем внутреннего рынка страны и уровень ее экономического развития, участие ее в международном производстве, в операциях международного финансового рынка и др. Некоторые экономисты выделяют следующую закономерность: чем больше в структуре экономики вес базовых отраслей (энергетики, металлургии, горно-рудной и др.), тем меньше участие страны в международном разделении труда (МРТ), тем меньше открытость экономики. По мнению американских экономистов Дж.

Сакса и Э. Уорнера степень открытости национальной экономики определяется отсутствием у страны "чрезмерно больших" экспортных и импортных пошлин, наличием "разумного" уровня конвертации национальной валюты, а также тем, что страна не должна быть социалистической.
Следует отметить, что не всегда представленные коэффициенты и показатели правильно отражают состояние открытости экономики. Так, внешнеторговая квота, характеризуя в известной степени открытость экономики, не может быть ее синтетическим показателем. Внешнеторговая квота, в основном, отражаеZ степень участия стран в МРТ, что является лишь одной из составляющих понятия открытости экономики.

Показатель открытости экономики является более сложным, комплексным.
Иногда у отдельных развивающихся стран-экспортеров сырья экспортная квота значительно выше средней. В этих случаях экспортная квота говорит скорее не о степени открытости конкретной страны и вовлеченности ее в мировое хозяйство, а просто о сырьевой направленности экспорта. Сходная ситуация имеет место в отношении России. Ее экспортная квота (на основе официального курса рубля) увеличилась с 4% в 1991 г. до 20% в 1996-1997 гг.

Это произошло в основном за счет почти двукратного уменьшения объема валового внутреннего продукта. Означает ли это, что российская экономика достигла высокой степени открытости? Ни по среднему уровню ввозных, таможенных пошлин, ни по структуре внешнеторгового оборота, в том числе экспорта, ни по параметрам инвестиционного климата, ни по ряду других показателей положительного ответа дать нельзя.

Стихийно формирующаяся открытая экономика России близка к распахнутости и анархичности. Ее в большей степени можно охарактеризовать как квазиоткрытость. Такая "открытость", будучи проявлением "детской болезни" всеобщей демократизации и "шоковой" либерализации внешней торговли, не только не способствует повышению эффективности экономики, ее конкурентоспособности, но, наоборот, наносит ей заметный ущерб, подрывает экономическую безопасность страны.

Внешняя открытость экономики, как, впрочем, и рыночная экономика, не являются целью преобразований в России, а служат важной предпосылкой повышения эффективности российской экономики, ее интеграции в мировое хозяйство для повышения, в конечном счете, благосостояния народа. При реализации системы мероприятий по интеграции российской экономики в мировое хозяйство необходимо сочетание прагматичной открытости с разумным протекционизмом. "Вхождение стран СНГ в мировой рынок, - отмечает германский экономист X. Шредер, - невозможно без торговых льгот, протекционистских мер и широкой технической поддержки".
В свою очередь М. Пебро напоминает, что свобода торговли "невозможна без предосторожностей, потому что слепое применение этого правила быстро привело бы к подчинению слабого сильным, к возникновению объективной ситуации экономического "колониализма", невыносимой для стран".
Непродуманная система мер по осуществлению открытости российской экономики внешнему миру объективно играет на руку более развитым странам Запада, имеющим прочные позиции на мировых рынках, создавая им односторонние преимущества. Можно предположить, что с ростом торгово-экономической мощи России и увеличением притока товаров на западные рынки, промышленно развитые страны не постесняются ввести жесткие протекционистские ограничения.



Содержание раздела