d9e5a92d

Первоначальное рыночное равновесие


Таким товаром для рассматриваемого примера является сталь, объем производства которой для точки P1 значительно ниже, чем оптимальный объем производства в точке P0 При уменьшении же объемов производства стали до объема, соответствующего точке Р1, потребление в стране будет определяться новой бюджетной линией SР1Т, параллельной MN. Общественное благосостояние Австрии неизбежно ухудшится, так как страна перейдет на более низкую кривую социального безразличия. Влияние тарифа на внутреннее потребление. Как мы уже убедились, при перемещении уровня производства в точку Р1 потребление в стране определяется новой бюджетной линией SP1T. Но в какой именно точке находится потребление?
Вот ответ, который, видимо, некоторых удивит: не в точке С' - точке касания бюджетной линии SP1T с наивысшей кривой безразличия. Напомним, что наклон SP1T определяется мировыми относительными ценами. Однако внутреннее потребление всегда происходит в соответствии с внутренними относительными ценами (определяющими наклон линии DF). Значит, точка, характеризующая потребление, находится на бюджетной линии SP1T в точке, в которой предельная
норма потребительского замещения равна внутреннему соотношению цен, т. е. в точке С1.
Тарифные поступления в государственный бюджет. Обратимся еще раз к рис. 4.4 и отметим, что в стране произведено продукции меньше, чем того требует потребление по внутренним ценам.

Таким образом, линия DF, характеризующая в точке Р1 объем производства в условиях внутренних цен (определяемый как национальный доход по факторной стоимости), расположена ниже и левее линии GH, показывающей объем потребления при внутренних ценах (эта величина известна как совокупный расход). Чем обусловлена разница между этими двумя величинами?
Разница между объемом производства и объемом потребления в условиях внутренних цен определяется величиной тарифных сборов, полученных государством. На графической модели (рис. 4.4) доход, получаемый правительством после введения тарифа на импортируемую ткань, представлен соответствующим ему отрезком DG.

Правительство расходует тарифные поступления на государственные нужды или перераспределяет их между отдельными потребителями в виде безвозмездных социальных выплат или сокращения подоходного налога.
Запретительный тариф. Влияние запретительного тарифа на макроуровне показано на рис. 4.5.


Рис. 4.5. Запретительный тариф
Кривая UV - это кривая производственных возможностей, кривые 1 и 2 - кривые социального безразличия. Соотношение мировых цен на сталь и ткань определяет абсолютную крутизну бюджетной линии MN. При этом в условиях свободной торговли соотношение внутренних цен устанавливается соотношением мировых цен.
Первоначально объем производства определялся точкой Р0, а объем потребления - точкой С0. Правительство страны вводит тариф, вследствие которого происходит уменьшение внутренних цен (новое соотношение цен определяет наклон линии DF). Очевидно, что торговля в этом случае полностью прекращается, как только объемы производства и потребления достигнут автаркического равновесия в точке Р1.

Тариф станет запретительным.
На рассматриваемом рисунке показана минимальная адвалорная тарифная ставка, при которой тариф становится запретительным. Очевидно, что дальнейшее увеличение размера пошлины уже ничего не изменит - тариф так и останется запретительным.

4.5
Общий равновесный анализ
экономической системы в условиях
импортного тарифа
для большой страны
Для анализа влияния тарифа на условия торговли возьмем две страны, например США и Великобританию, действия каждой из которых могут оказаться вполне достаточными для оказания влияния на международные цены (рис. 4.6).
Первоначальное рыночное равновесие показано на рис. 4.6 при помощи криJых предложения для США и Великобритании и достигается в точке их пересечения (E0). США при этом экспортирует OS0 т стали в Великобританию в обмен на ОС0 м ткани.

Наклон линии ТОТ0, характеризующий соотношение индексов экспортных и импортных цен1, определяет относительную стоимость стали по отношению к ткани в США.


Рассмотрим, как повлияет введение правительством США тарифа на исходное равновесие рыночной системы?
Из приведенного ранее анализа известно, что введение пошлины уменьшает объемы международной торговли, поэтому кривая предложения


Рис. 4.6. Влияние тарифа на условия торговли
США изменит свое первоначальное положение так, как это показано на рис. 4.6 пунктирной линией (ТОТ1).
Таким образом, после введения тарифа рыночное равновесие перемещается в точку Е1. Обратим внимание на тот факт, что условия торговли в США улучшились: новая линия ТОТ1 характеризующая соотношение экспортных и импортных цен в условиях пошлины, проходит круче по отношению к оси абсцисс (стали) нежели линия ТОТ0. Это и есть желаемый результат, достигнутый США от введения ею таможенной пошлины на ткань.
Итак, большая страна может значительно повысить эффективность своей внешнеторговой деятельности введением тарифа, потому что она имеет возможность использовать свою монополистическую и монопсоническую власть на мировых рынках.
На рынке стали США действует как монополист, ограничивая объем предложения, а на рынке ткани выступает как монопсонист, сокращая объем спроса. В результате этого возникает дефицит стали на мировом рынке (в объеме S1S0), тогда как предложение ткани избыточно (на величину С1С0). Поэтому относительная цена стали (экспортируемой США) на мировом рынке увеличивается, о чем свидетельствует
тот факт, что прямая ТОТ1, характеризующая новое соотношение индексов экспортных и импортных цен, проходит круче по отношению к оси абсцисс, чем ТОТ0, характеризующая условие торговли США до введения правительством США таможенного тарифа.
Заметим, что малая страна испытывает недостаток в монополистической и монопсонической власти на мировых рынках. Вот почему небольшая страна, находясь в условиях совершенной конкуренции, не может влиять на рыночные цены. В этом и заключается основное объяснение того, почему небольшое государство не может диктовать другим странам микрохозяйственной системы свои условия внешней торговли, в то время как большая страна может это делать.

1 Наклон линии ТОТ0 к оси абсцисс может быть рассчитан как отношение OC0/OS0

4.6
Фактический уровень защиты
национального производства
Номинальные тарифные ставки (публикуемые в стране) зачастую не позволяют точно оценить реальный уровень таможенной защиты, получаемой внутренними (национальными) производителями. Основная причина этого заключается в том, что номинальный тариф определяется только общей стоимостью импортируемой продукции, тогда как фактический уровень защиты - добавленной стоимостью отечественных товаров.
Рассмотрим два примера, разъясняющих ситуацию.
Пример 1. Предположим, что цена одной пары кожаной обуви на мировом рынке составляет 40 долл., и для производства одной пары обуви страна (к примеру, Италия) использует импортируемую кожу по цене 30 долл. (на одну пару). Добавленная стоимость итальянской обуви, рассчитываемая как разность между ценой за одну пару обуви и стоимостью приобретенного для ее изготовления сырья, равна в этом случае 10 долл. (40-30).
Предположим также, что итальянское правительство вводит 25-процентный номинальный тариф на импортируемую в страну обувь. Внутренняя цена одной пары обуви увеличивается на 50 долл.
Какой же будет фактическая степень защиты, обеспечиваемая итальянским правительством отечественным производителям обуви? Номинальная тарифная ставка, равная 25%, увеличивает добавленную стоимость от первоначального ее значения - 10 долл. - до 20 долл. (50-30).
Таким образом, происходит увеличение добавленной стоимости на 100%. Это и есть реальный уровень защиты отечественного производства, который Италия обеспечивает производителям кожаной обуви.
Пример 2. Предположим, что в дополнение к 25-процентной номинальной тарифной ставке на импортируемую обувь итальянское правительство вводит 10-процентный тариф на импорт кожи. Как это повлияет на фактический уровень защиты отечественной обувной промышленности?
Как и в предыдущем примере, первоначальное значение добавленной стоимости V= 10 долл. (40 - 30). Добавленная стоимость с учетом тарифов на готовую продукцию (25%) и кожу (10%) составит V =17 долл. (50 - 33), что целесообразно проиллюстрировать при помощи рис. 4.7.


Рис. 4.7. Расчет реального уровня защиты отечественного производства
при использовании тарифов
Относительный рост добавленной стоимости в данном случае составил 70% ((17 - 10) / 10 100).
Из рассмотренных примеров следует, что тариф на промежуточный товар (в нашем примере - кожу) существенно влияет на реальный уровень защиты на конечную продукцию.
В самом общем случае фактический уровень защиты F национальных; производителей может быть рассчитан по формуле

F =
V'-V
100,
V


где V - добавленная стоимость при производстве товара в условиях свободной торговли; V' - добавленная стоимость в условиях применения таможенных тарифв.
Запишем данную формулу в более подробном виде, введя для этого следующие обозначения:



Содержание раздела