d9e5a92d

Европейская валютная система (ЕВС)


экономический и валютный союз (ЭВС).
Целесообразно подробнее остановиться на последнем пункте.
Согласно Договору, основные направления экономической политики ЕС и стран-членов в процессе создания экономического союза будут определяться Советом Министров. Совмин обязан отслеживать ход экономического развития в каждой, стране и в случае несоответствия с проводимой ЕС экономической политикой принимать соответствующие меры. Особенное внимание уделяется исполнению государственного бюджета.

Что касается формирования валютного союза, то цель - проведение единой валютной политики, введение единой валюты, создание Центрального Европейского Банка, который совместно с центральными банками стран- членов образует Европейскую систему центральных банков. Начало последнего этапа создания ЭВС - не позднее 1 января 1999 г.
Евросоюз добивается поставленных целей главным образом путем проведения общей политики (или нахождения путей для проведения общей политики) в сельском хозяйстве, рыболовстве, на транспорте, в области окружающей среды, во внешней торговле, энергетике, а также в сферах, касающихся конкуренции и таможенного союза. Сельское хозяйство является показательной областью европейского строительства. В результате продуманного подхода к развитию этой отрасли страны Сообщества, обеспечивавшие себя в конце 50-х годов полностью лишь сахаром, молоком и свининой, сегодня могут обеспечить себя полностью практически всей номенклатурой агропродуктов, которые могут быть произведены в данных климатических условиях.

Во главу угла была поставлена эффективная система ценообразования (см. гл.11), правильный выбор подходов регулирования рынка, создание стройной системы протекционизма на границах, внедрение современной техники и технологии. Вместе с тем в этой области появились и определенные проблемы -так, необходима дальнейшая оптимизация отдельных подходов к ценообразованию в увязке с регулированием рынка из-за появления излишков сельхозпродукции, подвергается критике бюджетная и управленческая политика.
Гораздо более скромными представляются достижения ЕС в развитии отраслевой политики в энергетике, промышленности, на транспорте. Как признают западноевропейские эксперты, несмотря на имеющиеся договоренности, согласованной политики в области энергетики у стран ЕС нет. Причины в следующем. Большой объем потребления энергоносителей, недостаток собственных ресурсов, зависимость от иностранных поставщиков заставило страны возвести энергетическую политику в ранг политики национальной безопасности и ревниво относиться к "советам извне", даже если рекомендации исходят из институтов ЕС. Большинство стран стремятся покупать энергоносители у своих коллег по ЕС.

Пока же, несмотря на наличие программ и резолюций, крупных денежных интервенций со стороны бюджета Сообщества не просматривается.
Европейские договоры не предусматривают общей промышленной политики. Отработан общий подход: поддержка чисто рыночных принципов, создание на границах ЕС определенного уровня протекционизма для защиты своих производителей и условий чистой конкуренции внутри Союза. Более-менее активная работа проводится в рамках ЕОУС и Евратома.
Не создан пока и Общий транспортный рынок. Во всех сегментах транспортный рынок остается достаточно жестко регулируемым и замкнутым на национальном уровне. Так, в области морского транспорта существуют противоречия между странами Севера и Юга, в области наземного - государства-члены больше привязаны к отечественным фирмам, имеются проблемы и с воздушным транспортом (уровень госдотаций, межрегиональные перевозки и др.).
Европейская валютная система (ЕВС) начала действовать с марта 1979 г. Изначально были поставлены четыре цели:
достижение валютной стабильности внутри ЕС;
упрощение конвергенции процессов экономического развития;
придание на деле системе статуса основного элемента стратегии роста в условиях стабильности;
оказание стабилизирующего влияния на международные валютные и экономические взаимоотношения.
Главным элементом ЕВС является международная расчетная денежная единица - "ЕВРО", определяемая как корзина валют на основе долевого участия валют, отражающая относительную долю стран-членов в валовом национальном продукте ЕС, в торговле внутри ЕС, а также их вклада в механизмы валютной поддержки. Подводя некоторые итоги "работы" ЭКЮ можно отметить, что данная расчетная единица смогла достаточно успешно прижиться и, несмотря на разразившийся валютный кризис начала 80-х годов, т.е. практически сразу после её введения, выжить (хотя цена выживания и не объявлена). Можно говорить и о ее роли стабилизатора валютных курсов. Вместе с тем, все-таки, итоги функционирования ЕВС весьма неоднозначны, очевидна хрупкость системы, порождаемая структурными, экономическими и валютными причинами.



Корни "хрупкости" отнюдь не лежат на поверхности и ответ на вопрос, почему все-таки отодвигаются сроки введения общей валюты, достаточно неоднозначен. Действия механизмов ЕВС пока не всеохватывающи: в систему входят не все европейские валюты (частичное участие в корзине), для некоторых валют предусмотрен различный режим колебаний. За время существования ЕВС практически не сокращены структурные диспропорции между отдельными странами и регионами.
Задачи социальной политики изначально были поставлены ещё в Римском договоре. В частности, указывалось на необходимость гармонизации условий жизни и труда, улучшение возможностей занятости , повышение уровня жизни. С этой целью был создан ЕСФ. Однако, как признают сами ЕС-овцы, на практике к реальной работе в социальной области они приступили в середине 70-х годов, после Парижской конференции 1972 г. поставившей цель активизировать деятельность в социальной сфере, ибо это - одна из важнейших составляющих экономического и валютного союза. Для выполнения поставленных задач была переориентирована деятельность ЕСФ, он был нацелен на стимулирование возможностей занятости внутри Сообщества.

Были предоставлены значительные средства для работы по двум приоритетным направлениям: помощь отсталым или находящимся в упадке регионам и помощь наиболее уязвимым в период роста безработицы категориям трудящихся. В 1988 г. ЕК выдвинул три основные цели европейской социальной политики:
обеспечение более высокого уровня социальной монолитности;
предотвращение предпосылок к возникновению эксплуатации трудящихся в условиях создания единого крупного рынка;
сохранить и упрочить договорную политику, как основу социальной модели.
Следует отметить, что Евросоюзу удалось добиться серьезных успехов в проведении в жизнь установок социальной политики, чему не в малой степени способствовали крупные финансовые вливания. По некоторым оценкам, финансирование ЕСФ мероприятий социальной сферы только с 1987 г. по 1993 г. возросло в два раза.
На международной арене Евросоюз выступает в роли весьма активного партнера. Не обладая достаточным количеством собственных ресурсов, ЕС вынужден компенсировать их посредством расширения международных торговых связей. Главными конкурентами ЕС на международных рынках выступают США и Япония. В данном "треугольнике " пока далеко не все отрегулировано, время от времени обостряются отношения в той или другой области, получающие громкие названия, как-то "стальная война", "сельскохозяйственная война" и т.д. Вместе с тем были предприняты попытки, в первую очередь на политическом уровне, регулирования взаимоотношений в экономической сфере с тем, чтобы процессы экономической интеграции, идущие в Европе, на североамериканском континенте и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также в самих США, Японии, странах ЕС не замедлялись.

Большой удельный вес в подобного рода переговорах, по-существу, занимают проблемы передела рынков, подаваемые в оболочке борьбы с демпингом, протекционизмом и т.д. В 1990 г. ЕС и США подписали Трансатлантическую хартию, цель положений которой - укрепление двусторонних взаимоотношений, и прежде всего, в политической сфере. Между ЕС и Японией в 1991 г. было заключено специальное рамочное соглашение и подписана совместная декларация, регулирующие взаимоотношения в экономической сфере.

Для ЕС важно добиться четкой регулировки инвестиционной экспансии японских фирм в страны Союза.
Одной из важнейших проблем Евросоюза является проблема увеличения числа членов ЕС, возможность и даже необходимость решения которой была зафиксирована еще в Римском договоре. После исчезновения с карты Европы социалистических государств этот вопрос приобрел новое измерение. Речь идет о возможном присоединении к ЕС стран ЕАСТ, экссовских, прибалтийских. Эта проблема, безусловно не будет решена в ближайшее время, хотя авансы претендентам выдаются щедро.

Западноевропейских специалистов больше всего волнует вопрос об экономической готовности претендентов, о достижении ими таких параметров, стандартов, которые бы не помешали строительству в намеченные сроки экономического и валютного союза. Увеличение числа членов ЕС неизбежно со всей остротой поставит вопрос об углублении процесса интеграции в условиях, когда сегодняшние "15" не всегда сразу и полно могут решать задачи, например, валютного характера, при условии "практической конвертируемости" (и то не у всех !), а с приходом новых членов острота противоречий несоизмеримо возрастет.



Содержание раздела