d9e5a92d

Гукасян Г. - Единый комплекс лесопромышленности



Лес является древнейшим источником продуктов для удовлетворения потребностей человека, сырьем для производства таких товаров, без которых немыслима жизнь. Несмотря на глобальные изменения в развитии человечества, лес и поныне не утратил своего промышленного значения.

В отличие от многих других видов природного промышленного сырья, лес является возобновляемым ресурсом.
В умеренной зоне средний возраст созревания деревьев составляет 80-120 лет, в более теплом климате - 15-20 лет.


Структура комплекса

Лес необходимо охранять (от пожаров, вредителей, болезней и т.п.), создавать благоприятные условия для его развития, следить за тем, чтобы вовремя вырубались спелые и перестойные деревья. Совокупность такого рода действий называется ведением лесного хозяйства.
Лесное хозяйство (в отличие, например, от сельского) не является производителем товарной продукции, его главная функция - сохранение лесных богатств, организация их рационального использования, в первую очередь, лесной промышленностью.
Предприятия лесной промышленности являются основными производителями товарной продукции. Лесная промышленность включает в себя лесозаготовительную, деревообрабатывающую, мебельную, целлюлозно-бумажную и лесохимическую промышленности.

Все эти подотрасли связаны между собой в единый лесопромышленный комплекс на основе заготовки древесного сырья и его последующей переработки.
Многие лесопромышленные предприятия занимаются комплексной переработкой древесного сырья, используя малоотходные технологии.
Так, на деревоперерабатывающем комбинате из круглого леса одновременно могут производиться пиломатериалы, столярно-строительные изделия (окна, двери, обшивка, половые покрытия и т.п.), древесные плиты (из низкосортного сырья и отходов). При этом энергетическое обеспечение производства может осуществляться с помощью установок, работающих на древесных отходах.
Вне лесопромышленного комплекса потребителями его продукции являются абсолютно все отрасли экономики, включая промышленность, транспорт и торговлю (бумага, мебель, тара, упаковка и т.д.). Помимо этого, важнейшими потребителями продукции комплекса являются:
- строительство (круглые лесоматериалы, пиломатериалы, столярностроительные изделия, фанера, древесноволокнистые и древесностружечные плиты);
- производство печатной продукции и канцтоваров (бумага, в т.ч. газетная, картон);
- население (мебель, санитарногигиенические изделия);
- химическая, фармацевтическая, косметическая промышленности (продукты лесохимии);
- транспортное машиностроение (пиломатериалы, фанера, древесноволокнистые и древесностружечные плиты);
- энергетика (дрова, топливные брикеты);
- железнодорожный транспорт (шпалы и переводные брусья);
- табачная промышленность (сигаретная бумага) и др.

Круглый лес

Исходным сырьем для производства продукции комплекса является круглый лес. Различают три вида древесины, имеющей промышленное значение: тропическую (из тропических лесов), хвойную и лиственную (из лесов умеренной зоны).
Лесозаготовительная промышленность имеет ярко выраженный сезонный характер, определяемый климатическими особенностями местности.
Так, в России и других северных странах пик заготовок приходится на зимние месяцы, а спад происходит весной и осенью, в распутицу. Поэтому создаются межсезонные запасы древесины.
Заготовленный круглый лес различается по породам древесины, диаметру и качеству. Круглые лесоматериалы поставляются в сортиментах различной длины, определяемой стандартами страны-производителя или требованиями потребителя.
Раскряжевка хлыстов (т.е. распиловка ствола дерева на бревна определенной длины) позволяет получить из одного дерева сырье для производства различных видов лесобумажной продукции, подобно тому, как из туши говядины получают сырье для различных видов мясопродуктов.
Наиболее ценная часть ствола -его комлевая (нижняя), безсучковая часть. Она может использоваться в качестве фанерного кряжа, т.е. сырья для производства лущеного шпона, из которого изготавливается фанера. Для производства 1 куб. м фанеры требуется 2.4-2.9 куб. м фанерного кряжа.

Эта часть ствола является также идеальным сырьем для производства строганого шпона, который идет на облицовку мебели, панелей интерьера и т.п.
Следующая часть ствола - пиловочные бревна, или пиловочник, которые используются чаще всего при производстве пиломатериалов. Это достаточно толстые (более 20 см в диаметре) бревна с относительно небольшим количеством сучков. Для производства 1 куб. м обрезных пиломатериалов требуется 1.4-2.0 куб. м пиловочника.

Из пиломатериалов далее изготавливают столярностроительные изделия, мебель, тару, их используют непосредственно в качестве строительного материала.


Если древесина тонкой части ствола здоровая, она может использоваться в качестве рудстойки в шахтах, в качестве вагонной стойки в железнодорожных полувагонах и для других целей. Однако тонкая часть ствола чаще применяется в качестве балансов, сырья для производства целлюлозы.

К балансам не предъявляются жесткие требования по качеству. Для производства 1 тонны целлюлозы требуется 4.6-5.0 куб. м балансов.
Некачественная древесина идет на производство древесноволокнистых и древесностружечных плит, а также на дрова.
Таким образом, лесозаготовитель может продавать различные сортименты по существенно (в несколько раз) отличающейся цене. Поскольку транспортировка часто сопоставима со стоимостью самих круглых лесоматериалов, рынок сбыта конкретного производителя ограничен регионом, прилежащим к месту заготовки.

Этим же объясняется тот факт, что большинство предприятий по переработке древесины располагается в относительной близости к лесосырьевой базе.
По оценкам экологов, до 75% тропической древесины используется в качестве дров - отсутствие производственных мощностей по переработке древесины в слаборазвитых странах не оставляет альтернатив для более эффективного использования заготовленной древесины.

Лидеры производства и экспорта

Четыре пятых всех лесных ресурсов мира сосредоточены в 25 странах (рис. 1).

Однако это не означает, что ресурсы одинаково доступны или привлекательны для коммерческого использования.
70% мирового производства круглого леса приходится на 16 из 25 стран, а более половины производится в 7 странах (табл. 1). Распределение лидеров по географии экспорта круглого леса иное (табл.

2).
Из России (в основном из северо-западной европейской части) круглый лес поставляется главным образом в Скандинавию, а также в Японию и Китай (из сибирско-дальневосточного региона). Из США круглый лес идет в Канаду, из Малайзии - в Японию и Китай и т.д.

Продукцияпереработки древесины

Пиломатериалы. Исходным сырьем для производства широкой гаммы продукции из древесины являются пиломатериалы (рис.

2). Видимо, по этой причине производство пиломатериалов (первичная переработка древесины) получило распространение не только в странах, богатых лесом, но и в нетто-импортерах круглого леса.

Наиболее развито это производство в США и Канаде.
В отличие от круглого леса, продукция его первичной переработки вполне может перевозиться на значительные расстояния, поскольку затраты на транспортировку составляют разумную долю в цене пиломатериалов. Так, пиломатериалы из Швеции и Финляндии поставляются морем в Японию (!), из Канады - в Европу, с Урала - в Африку и т.п.

Однако крупнейшие экспортные потоки пиломатериалов все же достаточно коротки: из Канады - в США и из Скандинавии - в Западную Европу.
Фанера. Одним из наиболее ценных продуктов переработки древесины является фанера. Она широко применяется в производстве мебели, судостроении, строительстве, авиации, машиностроении, производстве тары и т.д.

Постоянное совершенствование свойств фанеры способствует росту ее популярности. Так, например, ламинированная фанера многократно увеличила срок службы опалубки, огнестойкая фанера нашла широкое применение в вагоностроении.
Традиционным лидером в производстве (и потреблении) фанеры являются США. Конкуренцию здесь составляет фанера из Юго-Восточной Азии, которая производится из плантационной древесины. Так, в начале



Рис. 2. География производства пиломатериалов, млн. куб. м. 90-х годов азиатское производство фанеры впервые превысило североамериканское. На рынке ценится также березовая (русская) фанера.
Крупнейшими экспортерами фанеры являются Индонезия и Малайзия, далее с большим отрывом следуют США, Финляндия, Канада и Россия. Основные экспортные потоки фанеры направлены из Юго-Восточной Азии в Японию, из Канады -в США.

Поставщиками фанеры в Европу являются Финляндия, Россия и Северная Америка.
Древесностружечные плиты. Широкое распространение в строительстве и в производстве мебели получили древесностружечные плиты (ДСП).

Таких плит в мире производится в 1.5 раза больше, чем фанеры. Причин этого минимум две:
- для их производства используется самая низкосортная древесина, а зачастую - отходы других деревообрабатывающих производств;
- их стоимость существенно ниже, чем стоимость фанеры.
В последнее десятилетие широкое распространение получили древесностружечные плиты с ориентированным расположением стружки (плиты OSB), обладающие рядом преимуществ перед традиционными ДСП.
Половина мирового производства ДСП сосредоточена в Европе и еще более трети - в Северной Америке. В последние годы значительные инвестиции вложены в развитие азиатского производства древесностружечных плит.
Крупнейшим экспортером ДСП является Канада, далее следуют Бельгия и Германия. Вектор экспортных потоков направлен из Канады - в США, из Бельгии и Германии - в другие страны Европы.
Древесноволокнистые плиты. Широко используются в строительстве, в производстве мебели и тары древесноволокнистые плиты (ДВП). На протяжении двух последних десятилетий их производство неуклонно растет.

Новинка в этом классе продукции - древесноволокнистые плиты средней плотности (плиты MDF). Их достоинства - лучшие механические свойства, качество поверхности, простота механической обработки и отделки поверхности. Благодаря этим достоинствам, доля MDF в мировом производстве ДВП сегодня составляет почти 50%. За последние 10 лет производство ДВП в Азии выросло в 3 раза, тогда как в Северной Америке оно сохранилось на прежнем уровне.

Тем не менее, безусловным лидером в производстве ДВП являются США, которые производят столько же древесноволокнистых плит, сколько вся Европа.
Крупнейшими экспортерами ДВП являются Германия (1.007 млн. куб. м), Канада (0.882 млн. куб. м) и Малайзия (0.730 млн. куб. м). Главные поставки: из Германии - в Европу, из Канады - в США, из Малайзии - в Японию и Китай.

Основныепотребители и цены

Самым емким рынком сбыта лесобумажной продукции являются США. Сюда ввозятся (главным образом из Канады) практически все виды продуктов из леса.

США являются самым крупным импортером пиломатериалов (45 млн. куб. м) и ДСП (7 млн. куб. м).
Крупными потребителями лесобумажной продукции являются также Япония, Китай, Германия, Великобритания и Бразилия.
Имея развитую национальную лесную промышленность и практически полное отсутствие экспорта, абсолютным лидером по импорту круглых лесоматериалов (15 млн. куб. м) и фанеры (3.9 млн. куб. м) является Япония.
Китай выступает первым в мире импортером ДВП (1.6 млн. куб. м), вторым мировым импортером фанеры (2.5 млн. куб. м), третьим импортером целлюлозы (9 млн. т) и т.д. Насыщение китайского рынка, несмотря на наличие мощной и динамично развивающейся национальной лесной промышленности, требует массового импорта практически всех видов лесобумажной продукции.
Естественно, что многие промышленно развитые страны являются одновременно экспортерами и импортерами лесобумажной продукции. Это в полной мере относится к большинству европейских стран.
Цены на лесобумажную продукцию варьируют в широких пределах. Зависят они от ряда факторов. Например, для круглого леса такими факторами являются порода древесины, диаметр ствола, место и время заготовки, влажность, наличие допустимых дефектов и т.п.

По мере увеличения степени переработки древесины количество параметров, влияющих на цену продукции, возрастает.
Считается, что многообразие типов и разновидностей лесобумажной продукции осложняет организацию биржевой торговли. С другой стороны, традиционность товарных потоков отдельных видов лесобумажной продукции позволяет не только определить уровень цен на эти виды товаров, но и при желании оценить тенденции изменения.
В таблице 3 приводятся средние цены на ряд массовых видов лесных товаров, рассчитанные как отношение суммарной стоимости к количеству поставленного в определенный период товара.
Мировой лесопромышленный комплекс, в значительной мере определяющий рост валового внутреннего продукта в ряде стран, динамично развивается. Экономической основой развития отрасли является устойчивый спрос на внутреннем и внешнем рынках



Содержание раздела