d9e5a92d

Регулирующая функция


Выполняя информационную функцию, экономические институты обеспечивают непрерывность общественного воспроизводства. 3.Регулирующая функция: социально-экономические институты направляют деятельность экономических субъектов в русло, наиболее полезное экономике в целом (сноска 29), и пытаются приостановить деятельность субъектов, приносящую отрицательные последствия.
4. Негэнтропийная функция проявляется в обеспечении устойчивости, повышения уровня организованности национальной экономики, способности в определенной мере гасить возникающие флуктуации.
Обеспечение последней функции становится возможным благодаря тому, что взаимоотношения индивида и институтов отличаются определенным неравноправием: реализуя свою деятельность, порожденную потребностями, через какой - либо институт, индивид бывает вынужден приспособить систему своих потребностей и интересов или способы их удовлетворения к институциональным нормам, тогда как влияние отдельного индивида на институты обычно ничтожно мало. Это объясняет и возможность выполнения институтами интегрирующей функции. Тем не менее подавление флуктуаций со стороны индивидов возможно лишь до определенного предела, за которым следует либо формирование конкурентного института, либо разрушение старого и передача его функций новому институту в точке бифуркации, т.е. изменение институтов является функцией общества в целом, а не отдельного индивида.

Изменившиеся институты, в свою очередь, оказывают влияние не только на функционирование национальной экономики, но и на поведение других институтов и каждого индивида.
Институты национальной экономики имеют в своем составе (см. табл. 1) фирмы, неприбыльные организации, государственные учреждения низового уровня и государственные предприятия.
Фирма как компонент национальной экономики представляет собой самостоятельный субъект хозяйствования, обладающий следующей системой признаков: она является юридическим лицом; использует свои активы в целях получения желаемых хозяйственных результатов и выполнения обязательств (сноска 30); объединяет ресурсы и индивидов; облегчает кооперацию труда индивидов; делает возможной согласование систем их потребностей и интересов. Отличительным признаком фирмы не является ее принадлежность к производственному сектору. Фирма может быть организована и в банковской сфере, страховании, сфере услуг.
Как и другие институты, фирма возникает благодаря осуществлению системы разделения труда в ответ на потребности индивидов и общества. Фирма является открытой системой, т.е. получает из среды ресурсы - на входах, - а на выходах выделяет в среду готовый продукт или услугу. Среда фирмы включает в себя не только экономические субъекты национальной и мировой экономики (другие фирмы, неприбыльные организации, страховые компании, транспортные, торговые и прочие организации и индивидов), но и устойчивые нормы, связи и отношения, выступающие внешней силой, которые могут относиться как к экономической (отношения собственности, законодательно закрепленные формы организации бизнеса, антимонопольное законодательство и т.д., общий уровень культуры бизнеса), так и неэкономической сфере общественной жизни (устойчивые культурные ценности народа, моральные нормы и т.д.).
Присвоение фирмой ресурсов из среды происходит в основном через рынок. Размещение ресурсов между различными способами их использования определяется механизмом цен. Р. Коуз считает, что внутри фирмы механизм цен как средство размещения факторов производства устраняется и заменяется административными методами. Это вытеснение ценового механизма считается им отличительной чертой фирмы (сноска 31). Но, во-первых, отношения фирмы со средой тоже могут носить административно-распорядительный характер (сноска 32).

Примером этому может служить не только государственное регулирование цен: последние десятилетия ознаменовались и изменениями отношений фирм между собой. Сейчас нередкой стала ситуация, когда фирмы в экономически развитых странах руководствуются не столько логикой рынка, на котором каждый преследует свой интерес, а нормативной логикой, в основе которой лежит "согласование усилий" или межфирменная кооперация (сноска 33). Во-вторых, современная практика экономически развитых стран показывает, что внутрифирменные отношения могут основываться на ценовом механизме и конкуренции между подразделениями, так что рыночные отношения пропитывают всю деятельность многих фирм (и это нередко называется причиной их успеха (сноска 34)).



Последний факт требует признать существование трансакционных издержек внутри фирмы, а не только при ее взаимоотношениях со средой. Поэтому одним из конституирующих признаков фирмы является не вытеснение ценового механизма, а минимизация внешних и внутренних трансакционных издержек посредством разделения труда на всех уровнях национальной экономики. Минимизации трансакционных издержек способствует также вертикальная и горизонтальная интеграция, диверсификация (и, отчасти, - комбинирование производства), переход на дивизиональную структуру управления, выделение внешних венчуров, а также сетевая организация, субподрядные отношения, межфирменная кооперация, способствующие налаживанию прочных связей по вертикали и горизонтали.
Сущность фирмы наиболее ярко проявляется в ее функциях. Функция любой системы, в том числе фирмы, представляет собой смысл ее существования, назначение, необходимость и задается системе средой ее обитания. С подобной трактовкой согласуется понимание функции как роли, выполняемой системой по отношению к среде (сноска 35). Функция фирмы определяется общественным разделением труда и состоит в удовлетворении общественных потребностей в каком-либо товаре или услуге.

Фирма выполняет также все функции, присущие экономическим институтам вообще.
Функция фирмы определяет ее структуру и поведение. Последнее и представляет собой процесс осуществления функции.
В процесс функционирования фирмы, несомненно, привносятся субъективные моменты, представленные потребностями, интересами и ценностями собственников, менеджеров и, частично других работников, которые оформляются в виде цели фирмы. Последняя в экономической литературе нередко отождествляется с функцией. Так, Л. Фон Мизес называет целью фирмы обслуживание потребителя причем, подобный взгляд до сих пор весьма распространен (сноска 36). Не менее, если не более распространенной является чрезвычайно узкая трактовка цели фирмы как максимизации массы или нормы прибыли, принятая неоклассической и марксистской школами. В действительности стремление фирм исключительно к максимизации прибыли представляет собой допущение, на основе которого построена теория поведения фирмы, согласно которой она будет выпускать продукцию до тех пор, пока ожидаемая прибыль максимизируется.

Это утверждение отражает не действительное поведение фирмы, а показывает, как бы вела себя идеальная рациональная фирма (сноска 37). У. Баумоль убедительно показал, что другие допущения относительно цели фирмы (например, о максимизации продаж, что более соответствует реальности) дадут совершенно иную теорию (сноска 38). В последнее время все больше исследователей приходят к выводу, что исходить из стремления к максимизации прибыли как единственной цели фирмы некорректно (сноска 39).
Чтобы ответить на вопрос, какие цели ставят перед собой фирмы, нужно обратиться к механизму и источнику их установления. Наиболее плодотворным подходом является понимание цели через осознанные потребности (сноска 40) и ожидаемые результаты (сноска 41). Цель - это желаемое состояние выходов, т.е. значение или подмножество значений функций системы (общесистемное определение цели см. выше). Таким образом, с точки зрения системного подхода цель не может быть просто "осознанной потребностью". Осознание потребностей предшествует постановке цели и определяет ее характер.

Цель фирмы задается ей либо коллективом работников, либо собственником, либо менеджерами (это зависит от формы собственности и степени отделения капитала - собственности от капитала - функции). Целями фирмы являются наиболее значимые осознанные общие потребности, преломленные через функцию фирмы, соизмеренные с возможными результатами ее деятельности. Множественность потребностей индивидов делает возможной и множественность целей, которые могут ставить перед собой фирмы. Наиболее значимыми целями, которые преследуют в современный период фирмы ПРС, являются (сноска 42): удовлетворительная (чаще) (сноска 43) или максимальная масса или норма прибыли; завоевание большей доли отраслевого рынка; рост фирмы, расширение ее деятельности как в пределах отрасли, так и за ее пределами; достижение определенного объема производства и уровня продаж; достижение власти над рынком (последняя цель наиболее характерна для корпораций, менеджеры которых, преследуя ее, пытаются увеличить свои доходы и престиж).

Было бы неверно рассматривать в качестве цели фирмы, например, достижение определенного уровня запасов, как это нередко считается (сноска 44), так как это средство, а не цель. Также нельзя относить к целям фирмы неограниченное потребление (сноска 45), стремление к совершенствованию, самореализации (сноска 46), поскольку это цели индивидов, а не фирмы.



Содержание раздела