d9e5a92d

Чадин С. - Есть ли перспективы у товарных бирж


Как известно, в странах с рыночной экономикой отсутствуют специальные государственные органы планирования, ценообразования и снабжения. Эти функции и роль арбитра в таких странах выполняют биржи, на которых концентрируется некоторая часть покупателей и продавцов, торгующих, как правило, не наличным товаром, а стандартными фьючерсными и опционными контрактами на его поставку.

Результаты этих сделок непосредственно влияют на рынок, являясь существенным индикатором уровня цен.
И продавцам, и покупателям выгодна такая торговля: уменьшается риск изменения цен в будущем, сокращается разница цен производителей в настоящем - словом, упрощается механизм ценообразования и повышается ликвидность товарного рынка.

Легально или нелегально?

В нашей стране, к сожалению, товарные биржи не получили достаточного распространения, и на большей части биржевых торгов осуществляются только конверсионные операции и сделки по купле-продаже ценных бумаг. Хотя сразу после создания 4 апреля 1990 г. первой товарно-сырьевой биржи в России наблюдался настоящий бум - за год было зарегистрировано около 800 бирж.

Если оценивать с точки зрения общепринятых стандартов, то большинство из новых бирж представляли собой обычные посреднические конторы - нечто среднее между ярмаркой, оптовым торговым домом и собственно биржей.
Начиная с 1993 года, произошло резкое падение деловой активности, снижение оборотов на биржах, а потом большинство из них закрылись. По данным Госкомстата РФ, к началу 1995 г. в России насчитывалось 160 бирж, к концу следующего года - 78.

Сегодня реально функционирующих бирж не более полусотни.
Конечно же, негативную роль сыграл кризис 1998 года, но явное нежелание производителя торговать реальными товарами по фьючерсным контрактам чаще всего объясняется другими причинами:
- вероятностью возможных задержек в производстве, отгрузке и пути, опасениями относительно стандартности товара;
- желанием контрагентов получать оплату не в той форме, которая предусмотрена расчетной палатой биржи;
- жёсткостью национального финансового климата и, какследствие, стремлением работать только с постоянным и проверенным партнёром.
В нашей стране биржевые инструменты практически не используются для хеджирования. Отечественные промышленники не умеют и не привыкли учитывать риски и управлять ими.

Практически для всех из них, особенно для сырьевых монополистов, ценовые риски по-прежнему - проблема далекого порядка, поскольку они всегда имеют возможность регулировать маржу прибыли нерыночными методами: лоббированием, невыплатой зарплат, пошлинами, трансфертами, взаимозачетами и прочими суррогатами.
Поэтому они и занимаются собственным банковским бизнесом: им нужна своя клиринговая система для работы с двумя валютами и двумя типами потоков денег - легальным и нелегальным.

Пусть оценит рынок

А между тем, введя механизм биржевой торговли товарами, государство может решить ряд серьезных задач. Так, МНС интересует определение объективной цены, на базе которой можно собирать налоги с оборота.

МАП обеспокоено ослаблением конкуренции, а МВД - разгулом преступности и отмыванием денег.
Да и сами производители и потребители выиграют из-за снижения расходов на посредников, а банки и другие финансово-кредитные институты будут успешнее оценивать инвестиционные проекты и техникоэкономические обоснования для выдачи средств.
Однако подобное развитие событий мало кого интересует. И именно из-за того, что исчезнет возможность собственной оценки продукции для уплаты налогов или получения кредитов и инвестиций.
Не секрет, что крупные компании для уменьшения налогооблагаемой базы намеренно занижают внутрикорпоративные цены (цены, по которым продукция реализуется аффилированным посредникам или дочерним организациям, нередко еще и зарегистрированным в оффшорных зонах). В результате федеральный и местные бюджеты получают с одних только нефтедобывающих компаний в полтора-два раза меньше, чем это могло быть при честной конкуренции на внутреннем рынке.
Решить данную проблему можно достаточно просто: обязать продавать часть товарной массы через биржи и платить налоги с цен, установленных в результате торгов. Оставшийся товар компании свободны продавать по любой цене.
Аналогично и при оценке инвестиционных и кредитных проектов будет достаточно сравнить цены клиентов с биржевыми котировками - и сразу станет понятно, насколько эффективно используются средства.
Таким образом, механизм биржевой торговли позволяет государству решать задачи регулирования ценообразования, сбалансированности спроса и предложения, а непосредственным поставщикам и потребителям дает возможность страховать (хеджировать) риски колебания цен на товары, а также снижать затраты на посредников...


Но кто у нас выступит против серых схем? Готова ли Россия к введению института товарных бирж?



Содержание раздела