d9e5a92d

Жехов А. - Без чего немыслим новогодний стол

По устоявшейся российской традиции новогодний стол не обходится без бутылок шампанского и хорошего виноградного вина. События последних 15 лет не смогли повлиять на эту традицию, однако изменения на рынках игристых и тихих вин значительны.

Хотя виноделие является одним из динамично развивающихся секторов российской экономики, спрос на вино, по мнению основных операторов рынка, не удовлетворен.

Виноградная лоза, ты ни в чем не виновата

Емкость рынка вина оценивается в 300 млн. л в год при ежегодном росте 20-30%. Потребление виноградных вин сегодня составляет порядка 3.5 л на душу населения в год, плодово-ягодных - около 1 л. Однако эти показатели еще не достигли уровня начала 1980-х гг., когда среднедушевое потребление виноградных вин в РФ составляло 9 л, а плодово-ягодных - 6 л в год.
В период перестройки в результате уничтожения большинства виноградников производство вина сократилось на 80% и до настоящего времени не восстановилось. С распадом СССР продуценты вино-материалов оказались за пределами РФ.

Сегодня хороший виноград в России можно выращивать только в Краснодарском крае. Здесь разнообразие почвенно-климатических условий позволяет получить виноград различных сроков созревания и производить широкую гамму сухих, десертных, крепленых и шампанских вин.

Возделыванием товарного винограда занимаются около 200 специализированных хозяйств, половина из которых имеют мощности по его первичной переработке.
Практика возделывания винограда требует ежегодной замены 7-8% старых, потерявших производст-



венную ценность насаждений. До 1985 года восстановление раскорчеванных виноградников осуществлялось за счет бюджетных средств, в 1986-1990 гг. половину их площадей винодельческие хозяйства обновили за счет собственной прибыли. Начиная с 1991 года, из-за отсутствия поддержки государства и необходимых собственных средств восстановление амортизированных площадей сокращается. Это, естественно, сказалось на объемах производства винодельческой продукции.

Сократилось производство плодовых вин.

Заграница нам не поможет

Помимо нехватки отечественного сырья на снижение производства винодельческой продукции значительно повлияло сокращение поставок виноматериалов из стран СНГ. Многие предприятия вторичного виноделия из-за отсутствия средств были вынуждены отказаться от закупок виноматериалов и перейти к выпуску более рентабельных виносодержащих напитков и аперитивов.
С начала 1990-х гг. производственные мощности винодельческих предприятий сократились почти на 40%, из оставшихся же используется не более чем пятая часть. Предприятия сегодня не в состоянии приобретать новые машины и оборудование.

Износ основных фондов составляет 70-80%. Из более чем 50-ти различных машин, необходимых виноградарям и виноделам, отечественные машиностроители выпускают лишь 9 (в бывшем СССР отраслевое машиностроение развивалось в основном на Украине, в Молдавии и Узбекистане).
Существовавший выбор вин в СССР в так называемые застойные годы формировался главным образом за счет собственного производства и поставок из соц-стран, прежде всего Венгрии и Болгарии. С распадом СССР и социалистического лагеря были нарушены хозяйственные связи России с другими странами, что, естественно, сказалось и на предложении винодельческой продукции из этих стран.
Таким образом, в конце 80-х -начале 90-х гг. основные источники формирования российского ресурса вин были серьезно урезаны по сравнению с доперестроечным периодом, и на рынке вина образовалась серьезная ниша, которая стала заполняться в основном крепкими алкогольными напитками.

Что мы пьем?

Ассортимент отечественной винодельческой продукции сегодня представлен практически исключительно винами без выдержки. Объем выпуска натуральных, особенно сухих, марочных вин заметно сократился.

Чтобы получить такое вино, его нужно выдержать 2-3 года, а замораживать средства на такой срок под силу не многим.
Московских производителей на рынке представляют вина АООТ Виват; вина типа Каберне, Изабель, Монастырское Мос-винкомбината; вина типа Хванчкара, Киндзмараули завода Сам-трест; портвейны Агдам, 777 и вино Карабахское Мосазервинза-вода. Краснодарский край представлен в основном креплеными винами типа Улыбка, Южная ночь, Черные глаза; Ставрополье - Осеннее, Портвейн N 72.
В потреблении преобладают красные сорта вин. В Москве на их долю приходится 71% всех продаж вина, в других регионах страны - 64%. Удельный вес белого вина составляет, соответственно, 25 и 33%, розового - 3 и 4%. Существует некоторая сезонность в потреблении красного и белого вина россиянами.



В теплый летний период предпочтение отдается белому вину, зимой - красному, подаваемому к столу комнатной температуры. При этом в любую погоду большим спросом пользуются полусухие, полусладкие и сладкие (в том числе крепленые) вина.
Полусухие вина больше представлены в сегменте рынка низкой и средней стоимости, сухие - в секторе товаров высшей группы. Доли различных категорий вина в потреблении по Москве и другим регионам страны распределяются следующим образом: полусухие -соответственно, 49.7 и 50.9%, полусладкие - 41.1 и 25.6%, сладкие -7.1 и 21.7%, сухие - 0.4 и 0.7%. Лидирующие позиции на российском рынке занимают относительно недорогие вина (стоимостью 80 руб. за бутылку) из Молдавии, Грузии и других стран СНГ. В общих продажах на такие вина приходится около 85%.

Доля вин средней стоимости (80-150 руб.) определяется специалистами в 10%, элитных марок (по 150-430 руб.) - в 3-5%.

Бутылочкамолдавского разлива

Потребление плодово-ягодных вин - специфика СССР, обладавшего наибольшими в мире площадями плодово-ягодных культур. Образовавшаяся с исчезновением этих вин ниша была с успехом заполнена недорогим ароматизированным вином.

Тем не менее, по мнению специалистов, предстоящее расширение рынка будет происходить главным образом за счет увеличения потребления виноградных вин.
Сегодня около половины потребности российского рынка в виноградном вине обеспечивают импортные поставки (табл. 1). Практически же все вина являются в той или иной степени импортными.

Однако часть из них привозят в страну уже разлитыми в бутылки, а часть производится на российской территории, но из импортных виноматериалов. Виноматериалы в основном поступают из Молдавии и других стран СНГ.
Работа со странами ближнего зарубежья остается привлекательной для импортеров вина в Россию. Проще всего сейчас, по мнению оптовиков, везти в Россию молдавские и украинские вина.

Дело в том, что в настоящее время вина из стран дальнего зарубежья облагаются ввозной 20%-ой пошлиной, от которой освобождены поставщики вин из стран СНГ.
Своеобразной перевалочной базой практически для всего импортируемого продовольствия, в том числе и для алкогольных напитков, служит Московский регион, куда сегодня завозится до 80% всего российского импорта виноградных вин. Отсюда фирмы, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью и зарегистрированные в Москве и области, осуществляют оптовую продажу импортируемого вина в другие регионы РФ.
В настоящее время на московском рынке более 65% предложения и потребления тихих вин остается за Молдавией. Эта продукция представлена повсеместно и в полном ассортименте - ординарные и выдержанные белые и красные вина практически всех производителей.

Наибольшим спросом у нас пользуются выпускаемое теперь и в Молдавии белое полусухое вино Монастырская изба и молдавские портвейны.
Потребление молдавского вина увеличивается и сегодня, без учета виноматериалов, поступающих в Россию, составляет примерно 100 млн. л в год. При этом производители стараются довести качество своей продукции до европейских стандартов, понимая, что после вступления России в ВТО ввозные пошлины сравняются, и они могут потерять потребителя.
Украинские (крымские) вина представлены в общей массе более качественными, по сравнению с молдавскими, напитками. В торговле можно встретить коллекционные крымские мускаты, портвейны и хересы, предпочитаемые в основном людьми среднего возраста.
Российские покупатели и иностранные поставщики в последнее время стали намного серьезнее относиться к винам на отечественном рынке. В результате этого произошел отток некачественных дешевых вин из импортного ассортимента, хотя доля их по-прежнему велика, и их обилие на рынке оказывает сдерживающее влияние на его развитие. Не исключено, что спрос на вино сравнительно высокого качества (не элитное) будет возрастать более высокими темпами, чем формирование его ресурса.

Этому способствует ужесточение правил производства и торговли водкой, что снижает ее конкурентоспособность по отношению к вину.

Классическое или резервуарное?

Шампанское, игристые и шипучие вина в России производят 12 предприятий общей мощностью 11.6 млн. дал в год (крупнейшие производители - Москва и Ростовская область). Коэффициент использования среднегодовой мощности у них один из самых высоких в пищеперерабатывающей промышленности - около 80%.
Выпуском шампанских и игристых вин в России занимаются следующие предприятия: новороссийская Агрофирма "Абрау-Дюрсо", Дербентский завод шампанских вин, Екатеринбургский виншампан-комбинат, АО Игристые вина в Санкт-Петербурге, АО Корнет в Москве, Московский комбинат шампанских вин, Нижегородский завод шампанских вин, Новосибирский пивоваренный винодельческий завод, Ростовский комбинат шампанских вин, Тольяттинский комбинат шампанских вин и коньяков, Хабаровский виншампанкомбинат, Цимлянский завод игристых вин.
Производство российскими комбинатами шампанских вин в целом сохраняется стабильным, хотя часто возникают проблемы с обеспечением виноматериалами. Выпуск отечественных виноматериалов не покрывает и 1/5 потребности в них.

Более половины этой продукции ввозится из Молдавии, остальное поступает из Украины, Испании и Аргентины.
На территории бывшего СССР существует четыре завода, где шампанское изготовляется классическим бутылочным способом. Два завода остались на Украине - в крымском поселке Новый Свет и поселке Артемово Донецкой области, Криковский завод - в Молдавии, и один - новороссийская агрофирма Абрау-Дюрсо - в России.
Технология производства этого напитка остается неизменной, такой же как и 100 лет назад при князе Льве Голицыне - основателе производства шампанского в России. По различным причинам, в том числе и из-за невозможности замораживать оборотные средства (технологический цикл длится три года), все предприятия, за исключением крымского, в последнее время сократили производство классического шампанского и постепенно переходят на выпуск шампанского резервуарного.
Технологии изготовления резервуарного и классического шампанских серьезно различаются. Если классическое шампанское производится на протяжении трех лет, то резервуарный метод рассчитанна более короткие сроки.

В купаж-смесь различных сортов сухих вин добавляются дрожжи и тиражный ликер. Затем в течение нескольких месяцев происходит брожение в специальном резервуаре, после чего смесь резко замораживается, и процесс брожения тем самым искусственно прерывается.

Для устранения запаха биодобавок в напиток добавляют - сахар в виде ликера и ароматизаторы.
На шампанское и игристые вина не наблюдается значительных сезонных колебаний спроса. В глазах россиян шампанское практически однозначно ассоциируется с праздничным столом. Поэтому вполне объяснимы всплески потребительской активности в предпраздничные и праздничные дни. Традиционно шампанскими являются Новый год и 8 Марта.

К примеру, в Москве в эти праздники продажи игристых вин увеличиваются, соответственно, в 7.5-8 и в 1.3-1.8 раза. Наибольшей популярностью у населения пользуются сладкие и полусладкие игристые и шампанские вина.

Более традиционным, разумеется, считается белое шампанское. Отношение к розовому и красному у потребителей неоднозначное. Многие люди, особенно старшего поколения, считают, что это вина заведомо невысокого качества.

Настоящие знатоки шампанских вин (процент которых довольно незначителен) предпочитают сухое белое шампанское.
По импорту шампанское, игристые и шипучие вина поступают на российский рынок как из стран СНГ (Молдавии, Украины, Грузии), так и из дальнего зарубежья -Франции, Италии, Венгрии, Германии. Более 80% вин этого класса, изготовленных в европейских странах, - дешевые игристые и шипучие вина.

Значителен процент более качественных сладких итальянских Asti, которые, имея солидную репутацию и привлекательный товарный вид, как минимум в три раза дешевле оригинальных французских шампанских. В последнее время в Калужской области по немецкой технологии производятся шипучие вина Feber и Dorato.
Потребление шампанского, игристых и шипучих вин в России за последние 2-3 года довольно заметно возросло (на 20-30%). Московский регион является вывозящим по этому виду продукции.
В общем объеме потребления Москвы и Подмосковья основная часть приходится на вина отечественных производителей. Причем участие московских предприятий в насыщении рынка весьма существенно.

Брют, сухое, полусухое и полусладкое игристые вина выпускаются АО Корнет под марками Корнет и Надежда, а Московским комбинатом шампанских вин - под старой, хорошо известной потребителю маркой Советское шампанское.



Содержание раздела