d9e5a92d

Овсянникова Г. - Государству не нужен алкогольный бизнес

С 1 января вступили в силу изменения в законодательстве по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции. Надо отметить, что эти нововведения довольно существенны и уже привели к серьезным последствиям.

Весь январь и начало февраля 2006 года российские производители алкогольной продукции используют старые запасы специальных марок, которые в просторечии обычно именуют акцизными. Многие заводы, исчерпавшие этот ресурс, вынуждены прекратить производство: раз нет марок, значит нельзя ничего продать.

Что стоит за всеми задержками в принятии документов, обеспечении предприятий специальными марками? Является ли это русской привычкой ждать, пока не клюнет жареный петух или же лоббированием интересов зарубежной виноводочной промышленности, решать нашему читателю.
Но сначала о тех переменах, которые наступили для производителей алкоголя. В новом законодательстве исключены: механизм акцизных складов; квотирование производства этилового спирта; контроль качества алкогольной продукции в субъектах Российской Федерации; регистрация оборудования, производящего алкогольную продукцию. Всё это направлено на снятие административных барьеров, что позволяет перейти к более современным и эффективным технологиям контроля в сфере алкогольной продукции. Кроме того, с 1 июля 2006 года будет отменена аккредитация поставщиков алкоголя в розницу, а с 1 января будущего года отменяются импортно-экспортные лицензии.

Уже сейчас четко определены новые лицензионные требования любая лицензия будет позволять работать в двух направлениях: и за пределы страны, и внутри страны. Однако у предприятий, работающих в алкогольной сфере, появляется необходимость повторного получения лицензии в 2006 году. Можно отметить еще несколько основных изменений в законодательстве по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции.

Во-первых, из-под действия закона выведена деятельность по производству и обороту натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6% и напитков изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта. То есть создается категория напитков, в том же статусе, что и пиво, так называемых алкогольных коктейлей. Во-вторых, законодательно закреплены определения видов алкогольной продукции, таких как натуральное вино, водка, денатурированный спирт, спиртосодержащая продукция и другие. В-третьих, фактически отменен порядок установления минимальных цен на водку.

Российская Федерация вправе регулировать цены на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, но сами ценовые нормы в новом законодательстве не установлены (ранее было понятие минимальная цена, которая определялась государством). Также отменена регистрация наименований алкогольной продукции и регистрация основного технологического оборудования. Вместо этого определен порядок лицензирования, при котором организация, приобретающая новую технику, должна предоставить перечень оборудования в лицензионные органы. Если к данному оборудованию не будет никаких претензий, оно будет допущено к использованию.

С 1 января 2006 года повсеместно начала внедряться так называемая ЕГАИС единая государственная автоматизированная информационная система, в которой будут содержаться абсолютно все сведения об алкогольной продукции, ее производителях, поставщиках и продавцах, вплоть до самых маленьких партий. На всех без исключения предприятиях будут установлены счетчики, учитывающие производство каждой бутылки алкогольной продукции.

Также для алкогольной продукции вводятся единые акцизные марки с информационными кодами, которые используются во всем мире, соответственно, ЕГАИС будет считывать и эту информацию. Законодательно определяются дополнительные экологические требования для производителей этилового спирта, которые предусматривают его производство только при условии полной переработки или утилизации на очистных сооружениях.

Можно сказать, что новое законодательство делает шаг навстречу бизнесу, упрощая многие бюрократические процедуры, связанные с производством и торговлей алкоголем. Но это только в теории. На практике же получилась несколько иная картина по классическому русскому сценарию хотели как лучше, а получилось как всегда. Еще полгода назад, в момент принятия законодательных актов, регулирующий алкогольный бизнес, многие эксперты прогнозировали наступление хаоса в виноводочной промышленности в новом году, но, конечно же, не до такой степени.

На данный момент, по факту вступления в силу нового законодательства, ситуация такова: большинство ликеро-водочных заводов страны просто-напросто встали. Январь прошел, а производители так и не могут получить от государства специальные марки, следовательно, не могут продавать плоды своих трудов. Естественно, это ведет к недополучению средств в федеральный бюджет.



Правительство оказалось неспособно в короткие сроки решить возникшие проблемы с отсутствием новых федеральных марок. Галина Родыгина, начальник отдела контроля в сфере производства и оборота алкогольной продукции УФНС РФ по Кировской области, на пресс-конференции 24 января заявила: Хоть в нашей области марки и поступили с Пермской фабрики Госзнака.

Однако они переданы на ответственное хранение. Мы и сами увидеть их не можем, и вам показать.

Также до сих нет порядка заключения договоров по закупке марок (каждое предприятие обязано закупать марки на алкогольную продукцию, у государства, тем самым обеспечивая поступления в бюджет с каждой бутылки). В итоге со всей страны поступают сообщения об остановке заводов.

Например, на конец января простой заводов Северо-Западного альянса участников алкогольного бизнеса (АЛБИ) из-за отсутствия новых федеральных марок обойдется Санкт-Петербургу приблизительно в миллиард рублей. Более сложная ситуация сложилась для производителей шампанских вин, у которых под угрозой оказался замкнутый производственный цикл, на восстановление которого потребуется $ 35-50 млн. Однако терпение производителей алкогольной продукции не безгранично.

Нижегородский завод шампанских вин уже подал иск в арбитражный суд г. Москвы на правительство РФ, требуя принять недостающие нормативные документы по выдаче акцизных марок нового образца. Компания намерена доказать в суде бездействие государства, из-за которого она терпит огромные убытки. Кроме самой компании недополучает деньги и бюджет, что, естественно, отражается на экономической ситуации в стране.

Вполне можно ожидать, что нижегородцы окажутся первой ласточкой в судебной борьбе, однако найти виноватых будет очень непросто: за принятие законов отвечают и многочисленные комитеты Госдумы, и министерства и ведомства. Сейчас простого потребителя все это не касается в магазинах полно как старых запасов алкоголя, так и иностранной продукции, которую наши проблемы не коснулись.

Однако, как только новые специальные марки поступят-таки на заводы, предприятия, скорее всего, повысят цены, чтобы и возместить убытки, и покрыть расходы на приобретение новых марок у государства.



Содержание раздела