d9e5a92d

Бобрик Л. - Истина в вине

История виноделия насчитывает тысячелетия и неразрывно связана с историей всей человеческой цивилизации. Виноделие и вино являются важной составляющей мировой культуры и экономики. Это один из самых главных хозяйственных секторов стран-производителей, включающий в себя не только выращивание самого винограда, но и предприятия по его переработке и хранению, производству тары, учебные и научные центры, торговые фирмы, магазины и, наконец, всевозможные маркетинговые компании по продвижению вина на рынок.

Кроме того, существует отрасль медицины -ампелография, занимающаяся изучением принципов виноградного лечения.

География виноделия

Доказательства широкого распространения сбродившего виноградного сока найдены еще в древнем Египте, но истинной родиной виноделия считают Средиземноморье. Именно там было создано вино в современном понимании этого слова.

В настоящее время любимый многими горячительный напиток производится в той или иной мере практически во всех странах, где может расти виноград (рис. 1), но все равно две трети мирового производства приходится на Европу.
Центром мирового виноделия считается Франция, где ежегодно производится до 75 млн. гектолитров вина - почти четверть мирового объема. В первую тройку производителей входят также Италия -около 70 млн. и Испания - 34 млн. гектолитров.

Следует отметить, что до начала антиалкогольной реформы Советский Союз был третьим в мире производителем вин, уступая лишь Франции и Италии.
Хотя страны Европы традиционно занимаются виноделием и их вина известны во всем мире, эта отрасль развивается и на других континентах (рис. 2).

Среди стран Азии наиболее активны Китай и Турция. Несколько крупных концернов есть в Японии, но их основные виноградники расположены в странах Америки и Европы.

На Ближнем Востоке существуют все предпосылки для виноделия, но официальная религия - ислам -серьезный тормоз в развитии этой отрасли.
Хорошие вина получаются и в Африке. ЮАР, крупнейший африканский производитель, прекрасно зарекомендовала себя на мировом рынке.

Однако в ряде африканских исламских стран, таких как Алжир, Марокко и т.д., позиции виноделия весьма скромны.
В Америке первое место по производству вина занимает Аргентина, затем США (13 млн. гектолитров). Лучшими по качеству признаны вина Чили, которые сейчас активно выходят на мировой рынок.
В Австралии получают около 4.5 млн. гектолитров в год, а в 60-х годах прошлого века виноделие стало развиваться и в Новой Зеландии.

Винный табель о рангах

Существует большое количество сортов и названий вин, и каждый год появляются новые. Поэтому для проведения торговых операций необходимо ознакомиться с их классификацией и обозначениями.

Наиболее подробный табель о рангах вин в странах бывшего СССР выглядит следующим образом.
Ординарные - виноградные вина, выпускаемые в продажу на следующий год после сбора урожая. В случае выдержки вина в течение нескольких (от 2 до 5) лет его называют марочным.

Лучшие, особенно тщательно приготовленные вина с выдержкой не менее 6-7 лет называют коллекционными.
В зависимости от состава и технологии изготовления виноградные вина разделяют на столовые и крепленые. Столовые белые и красные вина содержат от 5 до 14% спирта, полученного только в результате естественного брожения. По содержанию сахара они делятся на сухие - не более 1% сахара, полусухие - 1-2.5% и полусладкие - 3-8%.

Крепленые вина (с добавлением спирта), в свою очередь, делятся на крепкие (содержание спирта от 17 до 20% и сахара от 3 до 12%) и десертные (спирта от 12 до 16%, а сахара до 30%). Десертные вина, содержащие свыше 20% сахара, называют ликерными.
Особую группу представляют виноградные вина, насыщенные углекислотой: игристые и шипучие. Игристые, или шампанские, вина готовят из столовых вин, подвергая их вторичному брожению для насыщения углекислотой. Особо ценным является шампанское, полученное естественным, не ускоренным, способом.

Шипучие, или газированные, вина получают путем искусственного насыщения столового вина углекислотой.
И, наконец, ароматизированные вина, в которые для придания им специфичного запаха и вкуса добавляют настои трав, листьев, кореньев и т.д.





Рис. 1. Крупнейшие страны мира по площадям виноградников.
Рис. 2. Распределение площадей виноградников по частям света.

В каком месте и в какое время?


В странах Европейского Союза вина делят сначала на )две основные категории: столовые вина, соответствующие нашим ординарным, и вина, соответствующие нашим марочным. При этом их название должно обеспечивать адекватное качество. Так, например, по закону 1879 г. немецкие вина делятся на три основные категории по качеству: Deutschertafelwein (столовые вина), Qualitatswein b.A., или сокращенно K.b.A./Q.b.A (качественное вино одного из 13 официально установленных винодельческих регионов), Qwiali-tatswein mit Pradikat - K.m.P./Q.m.P (качественные вина с отличием).



Классификация французских вин -самая сложная и разработанная среди европейских. В ее основе лежит местность, где произрастают сорта винограда. Для начала вина можно условно разделить на четыре категории качества: Vins de Table (столовые вина), Vins de Pays (местные вина, соответствующие элите столовых вин), Vins Delimites de Qualite Superieure (VDQS) -f вина высшего качества с контролируемыми параметрами и Appellation d’origine controlee (AOC) -вина контролируемых наименований по происхождению, соответствующие марочным и коллекционным по нашей классификации. Большинство вин категории VDQS предназначено для выдвижения в ранг вин АОС.

Их количество незначительно. Качественные границы между VDQS и АОС весьма размыты, и на практике речь идет лишь о степени известности вин, произведенных в соответствии с традиционной технологией Категория АОС является высшей для французских вин.

Эти вина производятся из винограда, характерного для данной местности и растущего на определенном аттестованном участке с ограниченной производительностью. Причем увеличение предельной урожайности, установленной для этого виноградника, ведет к немедленному запрету ставить на бутылку этикетку высшего класса.
Чем точнее указано место виноградника, тем выше класс вина. Но вся трудность в том, что далеко не каждый человек знает указанную маленькую деревню и может определить ее принадлежность крупному району.

Существующие во Франции законы строго регламентируют г производство вин и их соответствие присвоенной марке.
При оценке качества и, следовательно, стоимости вина особое внимание обращают на год урожая винограда, который обязательно проставляется на бутылке. Дело в том, что урожай каждого года по-своему уникален. Поэтому издаются специальные календари по сортам вин, где каждому году выставляются оценки, которые, правда, носят рекомендательный характер.

Ценители и специалисты в области вин по названию и году урожая могут довольно точно характеризовать данное вино.
Наиболее удачными, согласно некоторым календарям, считаются приведенные в таблице 1 годы урожаев винограда по регионам мира.

О чем расскажет этикетка

Все свойства вина, его тип и происхождение указываются на этикетке. По сути - это визитная карточка или паспорт вина. Практически на всех этикетках ставятся год сбора урожая (в России - выдержка), название вина, содержание алкоголя, данные о емкости бутылки, данные о производителе, а для экспортных вин обязательно указывается страна-производитель.

Если вино было разлито непосредственно производителем, то на этикетке есть еще приписка разлито в бутылки в замке или во владении (mis en bouteille au chateau). Фирмы-посредники, скупающие вино у мелких виноделов, на этикетке бутылки ставят надписи типа Mis en bouteille par и название фирмы или Mis en bouteille dans la region de production.
Чем выше категория вина, тем больше может быть на этикетке информации, точнее определяющей его свойства и происхождение. Необходимо обратить внимание, что некоторые этикетки создавались известными художниками и могут наряду с бутылками иметь свою, и очень не маленькую, стоимость. Так, недавно в американском Лас-Вегасе была торжественно продегустирована бутылка мадеры, принадлежавшая в свое время еще президенту Томасу Джефферсону и оцениваемая минимум в $45 тыс.

А после дегустации предлагали $25 тысяч за пустую бутылку.
К сожалению, как и паспорт, этикетка может быть фальшивой, т.е. не отражать истинную суть вина, что нам, увы, давно знакомо и даже описано в произведениях классиков. На бутылке-то бургонское, а в бутылке-то киндер-бальзам какой-то. Не пройдет мне даром эта специя, уж я чувствую, - говорил Робинзон из пьесы Бесприданница А. Н. Островского.

Фальшивые вина не только приносят вред здоровью, но и подрывают авторитет марки вина, нанося моральные, а затем и материальные убытки.
С подделками борются виноделы всего мира, и даже во Франции, где давно существуют законы о вине и строго контролируется их соблюдение, приходится искать новые способы защиты от фальсификаторов.
Во-первых, там пытаются применить высокие технологии для защиты вина. Оказалось возможным определить его подлинность с помощью генетического анализа, что и будет обязательным для элитных марок.

Генетическая карта, включающая в себя характерные признаки тех сортов винограда, из которых делаются вина данной марки, будет также наноситься на этикетку.
Этот метод, конечно, не так красив и изыскан, как дегустация, но он более точен и удобен в повседневной жизни. Наверняка за Францией последуют и другие страны-производители. Дегустация вина - это не только необходимая работа для определения его качества и стоимости, это целое искусство, маркетинговая кампания, шоу или просто со вкусом проведенное время. Дегустации осуществляются в местах производства вина, в ресторанах, на соответствующих выставках и т.д. и, как правило, заканчиваются покупкой дегустированных вин.

Отдельно стоит дегустация вина специалистами высокого класса для представления дорогих, коллекционных, элитных вин на аукционах. К сожалению, мнение дегустаторов далеко не всегда отражает истинное качество вина. Большим конфузом стала дегустация, организованная психологами из журнала Psychology Today. 54 винным экспертам было предложено белое вино с добавленным безвкусным красным красителем, и никто из экспертов не понял, что оно поддельное.

Более того, одно и то же дешевое вино было представлено в дорогой и дешевой бутылках и получило по одежке разную оценку.

Винные аукционы

Особой гордостью и ценностью любой крупной фирмы-производителя являются коллекционные вина, которые наравне с антиквариатом, драгоценностями и произведениями искусства продаются на таких известных аукционах, как Сотби и Кристи. Участвовать в этих аукционах очень престижно и выгодно, поэтому добиться представления на них своей продукции непросто.

Так, владелец торговых марок Хеннесси и Вдова Клико компания LVMH специально приобрела для продажи своей продукции известный аукционный дом, основанный в 1796 г. и специализирующийся на предметах роскоши и искусства.
Качество вина и, следовательно, его начальную цену и дальнейшее продвижение на рынке определяют дегустаторы. Хорошая оценка известных дегустаторов дает возможность вину попасть на престижные аукционы, где его стоимость может достигать астрономических цифр. Например, за бутылку кларета Ша-то Лафит в декабре 1985 г. на аукционе Кристи было заплачено $136,248.

Конечно, с этим не сравнится скромное вино Божоле Нуво 1993 г., изготовленное в Беоне Мезон Жаффле (Бургундия), за первый бокал которого было заплачено $1453.
Массандра первая среди стран СНГ представила вина из своей коллекции на аукционе Сотби. Один из самых известных дегустаторов в мире, Роберт Паркер, оценил продукцию этой фирмы более чем 95 баллами по 100-балльной шкале, что немало способствовало ее выходу на мировой рынок и продаже в дальнейшем по очень высоким ценам на аукционах.
Сенсацией стала бутылка испанского вина Херес-де-ла Фронте-ра, созданного в 1775 г. (7 бутылок которого хранилось в коллекции Массандры), проданная за $50 тыс., - никогда еще херес не имел такой цены. Крымские вина массандровской коллекции хотя и не достигали таких заоблачных ценовых высот, но достойно соседствовали с другими лотами Сотби, зарекомендовав себя в винном мире с лучшей стороны.

Чем меньше урожай -тем выше цена

Вино, как и все живое, рано или поздно умирает. Поэтому коллекционные экземпляры рано или поздно, но обязательно продаются. Известно, что чем больше выдержка вина, тем оно ценнее.

Главное - не упустить тот момент, когда оно находится на пике своих достоинств, как тот херес, хранившийся 266 лет. Умершее вино представляет ценность лишь для специалистов.
Коллекции вин регулярно пополняются, и поэтому, пока растет виноград, они неисчерпаемы. Считается, что коллекцию фирмы-производителя можно разделить на три части: музейная, которая не продается, учебная и, наконец, самая большая (до 98%) - которая будет продана.

Стоимость вина, таким образом, определяется не только его личными качествами, но и тем, сколько бутылок конкретной марки и конкретного года урожая осталось в мире.
Чем меньше урожай, тем выше цена, и чем меньше остается бутылок с вином этого урожая, тем цена резче взвинчивается. Так, три бутылки портвейна Ливадия распродали на аукционе Сотби в 1990 г. по $6 тыс. за каждую.

Японцы, которые купили две бутылки, через три года смогли продать их у себя в стране по $17 тыс. за каждую.
Одна и та же бутылка вина может участвовать в аукционах несколько раз, и с каждым годом ее цена будет заметно расти (естественно, до того момента, как вино умрет). По словам Стивена Панне-ла, представителя компании Эйлин Харди, в настоящее время вино становится все более распространенным способом инвестиций у представителей среднего и богатого классов.

В качестве примера можно привести автора знаменитой рок-оперы Иисус Христос -суперзвезда лорда Уэббера. Он выставил часть своей винной коллекции (18 тыс. бутылок) на аукцион Сотби, рассчитывая получить 2 млн. фунтов стерлингов.

Но азарт покупателей потянул на 3.7 миллиона фунтов!

Рынок вина

Рынок вина можно условно разделить на две составляющие: рынок простого, столового вина, которое пользуется массовым спросом, и рынок дорогих элитных вин.
Рынок недорогих вин достаточно насыщен и в основном регулируется спросом населения. Сортов и названий так много, что простой покупатель далеко не всегда в состоянии сделать правильный выбор. Поэтому марке-



тинговые кампании на этом рынке имеют чуть ли не решающее значение. Считается, что в настоящее время в мире есть двухгодичный запас вина, что создает жесткую конкуренцию.
Серьезным событием в мире вина стал конфликт США со Всемирной винной организацией. Официальной причиной разногласий послужило использование неевропейскими странами наименований на бутылках шампанского и шабли и использование древесной стружки для создания определенного вкуса и аромата, имитирующего созревание вина в дубовых бочках.
Такая технология приводит к удешевлению вина, делая его более конкурентоспособным по сравнению с европейским, где законом подобные изменения в технологии запрещены. Так, в 2001 г. пять французских винных домов были оштрафованы на $13 тыс. за подобное нарушение технологии производства. В ответ на это США создают конкурирующую организацию Винная организация Нового Света, куда приглашают Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку и ряд южноамериканских стран.

Фактически разворачивается борьба за обширный азиатский рынок.
Дорогие элитные вина продаются в основном на аукционах или в дорогих ресторанах и специальных магазинах. Спрос на эти вина не уменьшается.

Во-первых, из-за их качества и престижности, во-вторых, как уже было сказано выше, коллекция элитных вин считается надежным вложением.

Бахусова торговля online

Наконец, и элитные, и дешевые вина можно купить в интернет-магазинах и на интернет-аукционах. Этот самостоятельный вид винного бизнеса имеет свои плюсы и минусы, но активно работает.

Так, например, крупнейший винный портал США Wine.com стал убыточным и был приобретен одним из своих конкурентов eVineyard.com.
Банкротство Wine.com стало уроком для других компаний, имеющих винные web-сайты. Они учли ошибки и продолжают успешно работать.

Например, онлайн-рынок Uvine создан для анонимной и безопасной продажи и покупки дорогих вин. Сайт предлагает новый способ глобальной торговли элитными винами, инвестирования и управления средствами в сфере виноделия, по своим характеристикам напоминающий биржу.
В Европе бахусова онлайн-торговля также переживает бум. Австралийская фирма Coles Myer только собирается открыть трехмерный виртуальный винный магазин.

В России тоже можно купить вино по Интернету. Например, основанная в 2001 г. виноторговая компания Гроссия уже открыла свой интернет-магазин с собственной службой доставки.

Стоит побороться

Развал СССР и антиалкогольная кампания 1985 г. практически лишили винодельческие предприятия России своего сырья, что привело к глубокому и длительному кризису отрасли. Поэтому винный рынок России, кстати, достаточно представительный, в основном состоит из импортированного вина или вина, произведенного в России, но из импортного сырья.
С этим связан и серьезный процент фальсифицированной продукции. По словам министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева, на российском алкогольном рынке нелегальный оборот водки и спиртосодержащих напитков достигает 40%.

В отличие от хорошо организованного и защищенного европейского рынка в России нет ни серьезной программы по восстановлению этой разрушенной отрасли хозяйства, ни законов, регламентирующих марку, а следовательно, и качество вина.
Около 70% импорта занимает продукция стран СНГ. Но самые дорогие элитные вина поставляют страны дальнего зарубежья, и эти поставки увеличиваются с каждом годом. Конечно, далеко не всякий житель России может позволить себе к ужину бутылочку вина за 15-20 тыс. рублей, но ориентация на натуральное, качественное вино прослеживается.

В частности, в вышеупомянутой фирме Гроссия можно купить подлинные качественные вина от $15.
В связи с этим виноторговые организации ищут поставщиков и производителей вина, где соотношение цена-качество оптимальное. Так, например, все большую часть российского рынка занимают вина из Чили.

Для проникновения используются разные способы - от презентаций вин в ресторанах до создания своих предприятий на территории России.
Винодельческая промышленность во всем ее объеме - прибыльная и очень престижная отрасль хозяйства. Аукционный способ продажи вин давно опробован и имеет большое будущее.

Россия - это бездонный и многогранный рынок сбыта винодельческой продукции, за который стоит побороться, в том числе и самой России.



Содержание раздела