d9e5a92d

Скоробогатова Т. Н. - Логистика. Учебное пособие

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЛОГИСТИКИ 1.Понятие и аспекты логистики "Logistics" современный англо-русский словарь дает перевод:

  1. материально-техническое обеспечение;
  2. организация и осуществление работы тыла, тыл и снабжение.

Действительно, развитие логистики происходило в двух направлениях.
Первое направление само по себе разноплановое.
Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов (греческое "logistice" искусство вычислять, рассуждать). По свидетельству Архимеда в Древней Греции было 10 логистиков. В Древнем Риме под логистикой понимали распределение продуктов. Немецкие философы 17-18 веков называли логистикой математическую логику (представитель Лейбниц).

Термин закрепили на конференции в Женеве.
Второе направление связано с войсковой логистикой. О войсковой логистике в Византийской империи: "Делом логистики является удерживать армию, надлежащим образом вооружать и организовывать, снабжать войсковыми средствами, своевременно и полно удовлетворять потребности, каждый поход готовить. Это значит рассчитывать время и пространство так, как и оценивать силу противника."
В начале 19-го века получил известность труд по логистике французского военного специалиста А. Жомини, который определял логистику как науку об управлении при планировании запасов, перевозках и снабжении войск. Широкое признание получила логистика после наполеоновских войн.

Новый этап в развитии военной логистики наступил во время второй мировой войны, когда логистические подходы стали применяться в американской армии.
Первоначально логистику определяли как:

  1. новое направление в организации движения грузов;
  2. теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах;
  3. совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;
  4. интеграция процессов производства и транспортировки;
  5. процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления;
  6. производственная инфраструктура;
  7. форма управления физическим распределением продукта;
  8. эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления;
  9. наука о рациональной организации производства и распределения;
  10. новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками.

В настоящее время под логистикой понимается наука об управлении материальными, а также связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в определенной системе. Логистику рассматривают в 3-х аспектах, т.е. как

  1. многостадийный хозяйственный процесс, включающий:
    • складирование готовой продукции у предприятий-изготовителей;
    • перевозку товаров, перегрузку их с одного вида транспорта на другой при смешанных перевозках;
    • складирование и хранение товаров в системе посреднических предприятий и организаций оптовой торговли;
    • разгрузку, приемку товаров у конечных потребителей, в том числе в системе розничной торговли;
  2. систему управления, объединяющую:
    • управляющую систему (подразделения аппарата управления предприятий-поставщиков и потребителей, коммерческо-посреднические, торговые и транспортные организации, координирующие органы государственного управления);
    • управляемую систему, т.е. отдельные логистические объекты (склады, транспортные средства и др.) и потоки;
  3. экономическую науку, основанную на экономике, планировании и организации материально-технического снабжения. Связана с экономикой транспорта и экономикой торговли.

Элементы логистики


Актуальность логистики на современном этапе экономического развития
Во влиянии логистики на экономическое развитие можно выделить 4 фактора: 1. Экономический, позволяющий сократить производственно-сбытовые затраты предприятийпроизводителей, уменьшить издержки обращения торгово-посреднических организаций, расширить ассортимент услуг и улучшить качество обслуживания потребителей.
2. Организационный. Дробление структур и децентрализация управления сопровождается развитием ассоциативных начал в хозяйственной деятельности.

Все более устойчивое положение приобретают интегральные формы, что и характерно для логистических процессов.
3. Информационный. В настоящее время на первый план выходит развитие информационных связей, которые являются причиной и следствием рыночных отношений.

Информационные потоки в то же время выступают предметом, средством и составляющей логистических процессов.
4. Технический фактор проявляется в том, что субъекты и объекты управления развиваются на основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и сфере управления. В свою очередь, коммерческая инициатива и товарно-денежные отношения стимулируют внедрение новой техники в процессы товародвижения, которые в условиях технической модернизации обуславливают эффективное управление на логистической основе.


Логистика оказывает существенное воздействие на развитие рыночных отношений:

  1. развивается конкуренция продукции и сервиса;
  2. снижаются затраты на товародвижение, т.е. на заготовку, складирование, разгрузку и отправку продукции;
  3. рационально используются ресурсы;
  4. эффективно функционируют отрасли производственной инфрастуктуры.

Многоплановое влияние оказывает логистика на работу органов государственного управления:

  1. востребуются их координационные функции, поскольку в последнее время хозяйственные связи формируются спонтанно, по инициативе предприятий-поставщиков и потребителей, а также в связи с развитием посреднических структур. В масштабе регионов функции координации товаропотоков призваны выполнять местные органы исполнительной власти;
  2. в региональных органах управления получают развитие функции рекомендательного и научно-методического характера при оказании государственной поддержки логистическим структурам;
  3. изыскиваются дополнительные источники повышения доходов государственного бюджета, например, благодаря регулированию цен на логистические услуги;
  4. развиваются межотраслевые связи предприятий промышленности, транспорта, торговли;
  5. логистические методы управления получают развитие в области межгосударственных отношений, что учитывается при образовании транснациональных финансово-промышленных групп.

Элементы, из которых складывается эффект от логистического подхода к управлению предприятием:

  1. производство ориентируется на рынок, возможен переход к малосерийному и индивидуальному производству;
  2. налаживаются партнерские отношения с поставщиками;
  3. сокращаются простои из-за нехватки материалов на рабочих местах;
  4. оптимизируются запасы (одна из центральных проблем логистики);
  5. сокращается численность вспомогательных рабочих вследствие повышения определенности процесса;
  6. улучшается использование производственных и складских площадей за счет снижения неопределенности потоковых процессов (в частности, на оптовых торговых базах до 30%);
  7. снижается травматизм из-за улучшения техники безопасности.

Этапы развития логистики


Использование принципов логистики в экономике началось сравнительно недавно. В 60-х - начале 70-х годов ХХ века в странах с развитой рыночной экономикой стали осознавать, что рационализация распределения произведенной продукции позволяет снизить ее себестоимость без дополнительных капитальных вложений.
Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% занимают расходы на логистику, т.е. на транспортировку, хранение, упаковку и т.д. Главные причины резкого возрастания интереса к логистике:

  • обеспечение конкурентных преимуществ за счет снижения себестоимости и улучшения качества поставок;
  • энергетический кризис (70-е годы);
  • НТП и в первую очередь, компьютеризация;
  • превращение рынка продавца в рынок покупателя.

Выделяют следующие этапы совершенствования логистики (графически они представлены на 1.2-1.5):
I. 60-е годы ХХ века. Происходит интеграция складского хозяйства с транспортом и координация их использования.

Ранее транспорт и склад были связаны только oпeрациями погрузки-разгрузки, теперь они работают по единой технологии (тара, в которой отправляется груз, выбирается с учетом транспорта). Ключевые моменты первого этапа развития логистики:

  • непосредственное реагирование на колебания спроса;
  • оценка логистической системы выражается долей затрат на транспортировку и другие операции по распределению продукции в выручке от реализации.

II. Середина 80-х годов ХХ века. Ко взаимодействию складирования и транспортировки подключается планирование производства.

Это позволяет повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременности выполнения заказов и более рационально использовать оборудование.
Ключевые моменты второго этапа развития логистики:

  • система логистики включает следующие элементы: обработку заказов, обслуживание заказчика, управление запасами готовой продукции;
  • используются компьютеры, но информационные системы не отличаются высокой сложностью;
  • работа логистической системы оценивается сопоставлением сметы расходов и реальных затрат.

III. 90-е годы ХХ века.

Совокупность материалопроводящих звеньев приобретает целостный характер.
Ключевые моменты третьего этапа развития логистики:

  • к элементам логистической системы второго этапа добавляются: добыча или закупка сырья, доставка сырья на предприятие, управление запасами сырья и незавершенного производства;
  • управление основано на планировании упреждающих воздействий;
  • работа системы оценивается сравнением со стандартом качества обслуживания.

IV. Настоящее время.

Логистические операции интегрируются с операциями маркетинга и финансов.
Ключевые моменты четвертого этапа:

  • увязка противоречивых целей подразделений предприятия;
  • долговременное (более года) планирование;
  • оценка работы системы с учетом требований международных стандартов.

Элементы 4-го этапа развития логистики

Однако, необходимо отметить, что и в настоящее время некоторые предприятия с недоверием относятся к логистике. Во многом это объясняется изменчивым экономическим климатом, нацеливающим на получение сиюминутной прибыли.

Кроме того, иногда трудно выделить отдачу от инвестиций в логистику. Отчасти это следствие сложности затрат на управление запасами и стоимости улучшений в обслуживание потребителей. Отечественная история развития логистики существенно отличается от западной:

  • в странах СНГ задачи оптимизации решались в основном для ППТН (продукции производственно-технического назначения);
  • в западных странах логистика развивалась как хозяйственная деятельность по управлению товарными потоками в сфере обращения.

В настоящее время ученые разных стран сходятся во мнении, что объектом логистики является материальный поток на всем пути своего движения, т.е. от первичного источника до конечного потребителя ( 1.6).

Логистика как управление материальным потоком

Логистические операции с материальными и информационными потоками


Все вышеизложенные определения логистики (см. тему 1) сходятся в том, что это наука об управлении материальными потоками в сферах производства и обращения. Управление материальными потоками осуществляется с помощью логистических операций. К ним можно отнести: погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и т.д.
Материальным потокам сопутствуют информационные потоки. Логистические операции с информационными потоками - это сбор, обработка и передача информации.
Логистические операции можно классифицировать следующим образом:
1) по переходу права собственности на товар:
- односторонние (внутри системы);
- двусторонние (материальный поток входит в систему или покидает её);
2) по изменению потребительских свойств:
- без добавления стоимости (погрузка);
- с добавлением стоимости (расфасовка);
3) по природе потока:
- с материальным потоком;
- с информационным потоком
- с финансовым потоком;
- с сервисным потоком.
При управлении материальными и информационными потоками решаются следующие вопросы:
- объём;
- сроки;
- средства;
- пункты и пути транспортировки.
Данные общие вопросы разбиваются на частные (таблица 2.1.). Таблица 2.1 Проблемы при управлении материальными и информационными потоками

Информа-ционный

Материальные потоки в логистике


Материальные потоки (ключевое понятие логистики) образуются в результате операций с сырьем, полуфабрикатами, готовыми изделиями, начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Классификация материальных потоков:

  1. по отношению к логистической системе: - входной (разгрузка железнодорожных вагонов, автомобильного транспорта); - выходной (погрузка); - внутренний (операции внутри предприятия); - внешний (движение грузов, к которым предприятие имеет отношение);
  2. по натурально-вещественному составу: одноассортиментные (хранение в картофелехранилище) и многоассортиментные (торговля на рынке);
  3. по количественному признаку:
  • массовые (железнодорожный состав, колонна машин, караван судов);
  • крупные (несколько вагонов, автомашин, судов);
  • средние (одиночные вагоны, автомобили, суда);
  • мелкие, не позволяющие заполнить грузоподъемность транспорта и требующие совмещения с другими грузами;
  1. по весу грузов: - тяжеловесные (металлы) и легковесные (1 т занимает объем более 2

    , пример табачные изделия).
  2. по степени совместимости образующих совместимые и несовместимые;
  3. по консистенции грузов:
  • насыпные (например, зерно) могут перевозиться в открытых вагонах, в контейнерах, на автомашинах;
  • навалочные, как правило, минерального происхождения, могут смерзаться, спекаться (соль, уголь, руда, песок и т.д.), перевозятся без тары;
  • тарно-штучные имеют самые разнообразные физико-химические свойства. Могут перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках. Крупные грузы могут транспортироваться без тары;
  • наливные перевозятся в цистернах и наливных судах.

Варианты направленности материального потока внутри торговой базы демонстрирует 2.1.
Объём работ по отдельной логистической операции за определённый период времени выражается в единице материального потока.

Схема материального потока на торговой базе

Размерность материального потока Единица измерения груза (шт., т.)________
Единица измерения времени (сутки, месяц, год) Пример расчёта материального потока приведён в табл. 2.2. Если материальный поток рассматривается для заданного момента времени, его можно назвать материальным запасом. Запас отражает результат изменения и накопления потока


(2.1.).
Если запасы на предприятии не используются, то выходной поток равен входному.
Таблица 2.2 Расчет годового материального потока на участке разгрузки железнодорожных вагонов торговой оптовой базы площадью 5 тысяч квадратных метров.

п/п
- на участок приёмки
- в экспедицию
- до зоны хранения
730
1218

Совокупный материальный поток (товарно-материальные ценности, рассматриваемые в свете приложения к ним логистических операций в определенном интервале времени) для всего предприятия определяется суммой потоков на отдельных участках. Пример логистической оптимизации материального потока в сфере обращения. Материальный поток в виде сахарного песка направлен от завода - изготовителя через оптовую базу Бакалея к магазинам розничной сети.

При производстве сахарный песок затаривается в мешки емкостью 50 кг. Покупатели приобретают в основном расфасованный сахар.
Задание. Снизить затраты на логистику за счет оптимизации упаковки товара.
Постановка задачи.
Возможны четыре варианта расфасовки:

  1. за прилавком магазина во время обслуживания очередного покупателя;
  2. в магазине, в помещении для подготовки товара к продаже;
  3. на оптовой базе в цехе фасовки;
  4. на заводе - изготовителе.

1 минимальный эффект; 4 максимальный эффект, т.к. здесь сосредоточено наиболее высокопроизводительное оборудование.
Почему в настоящее время расфасовка не ведется на заводе? Завод не имеет от этого никакой выгоды, зато осуществляет лишние затраты.
В результате завоза в магазины нерасфасованного сахарного песка участники процесса товародвижения упускают часть возможной прибыли. Этого не произойдет, если они объединятся и решат следующие задачи:

  1. определить размер дополнительной прибыли за счет расфасовки сахара на заводе-изготовителе, установить порядок ее распределения - экономическая задача;
  2. выбрать средства для доведения фасованного сахара до торговых залов магазинов: - тару; - виды транспортных средств; - погрузочно-разгрузочные механизмы техническая задача;
  3. договориться о едином процессе обработки материального потока от цеха фасовки на заводе до торгового зала магазина - технологическая задача;
  4. решить оптимизационные задачи: - оптимизировать запасы на каждом участке движения материального потока; - определить оптимальный размер поставляемых партий и т.д. - математическая задача.

Информационные потоки в логистике

Информационный поток - совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток соответствует материальному и может существовать в бумажной и электронной формах. Взаимодействие материального и информационного потоков показано на 2. 2. Выделяют следующие информационные потоки:

  • -по направлению движения: горизонтальный и вертикальный;
  • -по отношению к системе: внутренний, внешний, связующий (входной и выходной).
  • по времени функционирования: стационарные, периодические (с жесткими ограничениями времени передачи), оперативные (обеспечивающие связь абонентов в диалоговом режиме);
  • в зависимости от назначения: директивные, нормативно-справочные, отчетные, вспомогательные.

М И

2.2. Виды взаимодействия материального и информационного потоков
Информационный поток характеризуется следующими показателями:

  • источник;
  • направление движения;
  • скорость передачи и приема;
  • интенсивность.

Соответственно управлять потоком можно:

  • изменяя направление потока;
  • ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;
  • лимитируя объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Измерение информационного потока:
единица информации , то есть байт, бит . единица времени час, мин., сек. В практике хозяйственной деятельности информационный поток может измеряться:

  • количеством обрабатываемых и передаваемых документов;
  • суммарным количеством документострок.

В качестве примера рассмотрим структуру общего объема информации в магазине продовольственных товаров (табл. 2.3).
Таблица 2.3 Структура общего объема информации в магазине продовольственных товаров (%).

п/п
(%)
В т.ч.
- от поставщиков
- от подотчетных лиц
63,0
11,8
0,1
-
63,1
11,8
В т.ч.
- в вышестоящие организации
- в банк
1,8
3,1
0,3
-
2,1
3,1
В т.ч.
- для управления торгово-хозяйственной деятельностью
- для расчетов как вспомогательный материал
Итого
3,8
8,7
92,2
7,2
0,2
7,8
11,0
8,9
100



Содержание раздела