После того, как будет сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока, логистический канал преобразуется в логистическую цепь ( 3.7). - логистическая цепь; - логистический канал.
При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения, при выборе логистической цепи выбор выбор конкретного перевозчика, страховщика, экспедитора и т.д.
2. Задача выбора оптимального варианта размещения распределительного центра ставится и решается, когда на определенной территории имеется несколько потребителей материального потока. Причем необходимым и достаточным условием применения логистического метода является наличие потокового процесса и определенная системная целостность объекта, т.е. потребители и распределительный центр должны быть организационно, экономически, технологически и технически интегрированы.
Если распределение осуществляется в месте сосредоточения производства и отправка производится с помощью средств магистрального транспорта (например, железная дорога), то распределительный центр помещают близ транспортного узла. Если распределение осуществляется в месте потребления материального потока, то выбираем оптимальный вариант ( 3.8):
При выборе размещения распределительного центра применяется такая последовательность действий:
З=Странс+ Сэкспл+ Енорм К (3.1),
где Стран годовые транспортные расходы по проекту;
Сэкспл годовые эксплуатационные расходы по проекту;
К капиталовложения в строительство распределительного центра;
Енорм нормативный коэффициент экономической эффективности.
Возможно моделирование микрологистической системы, в которой осуществляется распределение. Применяется метод, аналогичный определению центра тяжести физического тела: - из легкого листового материала вырезают пластину, контуры которой повторяют границы района обслуживания; - на пластину в местах расположения населенных пунктов прикрепляют грузы, вес которых соответствует численности населения данных пунктов, или средним товарооборотам магазинов по продукции данного профиля, или производственным мощностям предприятия или другим грузовым показателям ( 3.9).
При расположении распределительного центра в центре тяжести модели транспортные расходы будут минимальны. Следует учитывать ошибку, которая будет внесена весом пластины (ошибка выразится присутствием на модели мнимого города, расположенного в центре тяжести самой пластины, с населением, соответствующим ее весу).
Применение описанного метода ограничено следующими условиями:
4. Основные функции и каналы распределения в логистической системе
Функции процесса распределения подразделяются на:
Распределение бывает эксклюзивным, селективным и интенсивным. Эксклюзивное распределение намеренно ограничивает число торговых точек.
При селективном имеется небольшое количество торговых точек, при интенсивном значительное. В любом случае использование посредника позволяет уменьшить число сделок, тем самым сэкономив время и другие ресурсы ( 3.10).
Их задача установление контактов с потребителями, сбор и размещение заказов, организация транзитной поставки товаров со складов фирмы.
II. Посредников (табл.
3.2).
1. Независимые оптовые посредники (дилеры) приобретают товары от своего имени и за свой счет, т.е. принимают на себя весь риск, вызванный порчей, моральным старением товаров, изменением конъюнктуры рынка. Они осуществляют хранение и транспортировку товаров, оказывают консультативно-информационные услуги.
Отношения между дилером и производителем прекращаются после выполнения всех условий поставки.
2. Дистрибьюторы ведут операции от имени производителя, но за свой счет. Производитель предоставляет право дистрибьютору торговать своей продукцией на определенной территории в течении определенного срока.
Дистрибьютор приобретает право продажи согласно договору. Следующие группы посредников не приобретают права собственности на товары, поэтому не несут потерь в связи с их обесцениванием, порчей и т.д. 3. Комиссионеры обычно имеют в наличии реализуемые товары, продают их от своего имени, но за счет владельца, не являясь собственниками товара. Располагают конторами, складами для приемки, хранения, обработки и продажи товаров.
Они кредитируют покупателей под свою ответственность и предоставляют различные услуги: информационное обеспечение, организацию транспортировки. Таким образом, комиссионер является посредником только для производителя, а не для конечного потребителя, рассчитывающегося непосредственно с комиссионером.
4. Брокеры обслуживают акт купли-продажи на временной основе, не вступают в длительные договорные отношения с поставщиками и потребителями. Играют роль посредников, за что получают комиссионные в форме процента от объема продаж, совершенных при их содействии. Сфера действия брокеров: - подержанное оборудование; - рынок сезонных товаров; - продажа недвижимости и т.д.
Примерно 1/6 брокеров имеют франшизинговое соглашение с крупными фирмами по продаже недвижимости, что позволяет им использовать торговый знак фирмы.
Оптовые агенты ведут операции путем продажи за счет и от имени поручителя, причем могут обслуживать несколько фирм-производителей, выпускающих неконкурирующие товары. Услугами оптовых агентов пользуются крупные и средние фирмы, если объем их продаж в данном регионе невысок и содержать собственного агента невыгодно.
Мелкие предприятия могут предоставить агенту право сбыта всей продукции в любом регионе. На рынке средств производства оптовые агенты реализуют в основном машины, оборудование, электротовары.
Отличие агента от брокера: агент устанавливает длительные связи с клиентами, иногда берет на себя функции складирования и осуществляет доставку. Агенты часто успешно реализуют новые виды продукции, за что берут высокие комиссионные (10-15%) (при обычной продаже 4%).
Таблица 3.2
Типы посредников в каналах распределения
Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, что объясняет большое количество разнообразных видов складов.
Склады разделяются:
Комплекс складских операций представляет собой такую последовательность:
Кроме того, между указанными операциями осуществляется внутрискладское перемещение грузов.
Технологические процессы складов и производства связывают в единое целое такие элементы логистики как грузовые единицы. Грузовая единица некоторое количество груза, которое погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Существенными характеристиками грузовой единицы являются:
- размеры;
- способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций.
В качестве платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размерами 1200 х 800 мм2, 1200 х 1000 мм2. Любой груз, упакованный в стандартную тару, располагается на них рационально.
Задача. Расположить на поддоне размерами 1200 х 800 (мм2):
Решение.
1. Понятие и виды логистических информационных систем
Одной из важнейших составляющих логистической системы является информация. При детальном подходе элемент информация сам разворачивается в систему, включающую совокупность взаимосвязанных элементов, обладающую интегративными качествами. Наиболее часто информационную систему подразделяют на две подсистемы:
1) функциональную, состоящую из совокупности решаемых задач, сгруппированных по целевому признаку;
2) обеспечивающую, включающую следующие элементы:
Логистические информационные системы (ЛИС) подразделяют на три группы:
1. Плановые, создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Примеры решаемых задач: создание и оптимизация звеньев логистической цепи, планирование производства, общее управление запасами.
2. Диспозитивные (диспетчерские), создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Могут решаться следующие задачи: - детальное управление запасами (распределение по местам складирования); - распоряжение внутризаводским (внутрискладским) транспортом; - учет отправляемых грузов; - отбор грузов по заказам.
3. В исполнительных (оперативных) логистических информационных системах обработка информации производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ (реальный масштаб времени). Решаются задачи контроля материальных потоков, оперативного управления обслуживанием производства, управления перемещением ППТН.
Различия в обеспечивающих подсистемах указанных систем:
С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня:
Задачи логистических информационных систем:
При построении ЛИС следует придерживаться следующих принципов:
2. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов
Чтобы эффективно управлять динамичной логистической системой, необходимо в любой момент времени иметь детальную информацию о входящих, выходящих и внутренних потоках. Данная проблема частично решается путем использования микропроцессорной техники, способной считывать (сканировать) разнообразные штриховые коды.
Наиболее широкое применение получил код EAN ( 4.1.):
В области внешней торговли наличие штрихового кода на товаре является обязательным при поставке товаров на экспорт.
В качестве примера эффективности использования штриховых кодов можно привести американскую торговую компанию Kmart Corporation. Компания обслуживает 2200 магазинов в разных регионах США, ассортимент которых включает 100000 наименований.
Используя коды, компания организовала систему управления товародвижением, позволяющую безошибочно определить, какой товар, в каком количестве, куда и когда надо поставить.
Преимущества технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов:
1. На производстве:
2. В складском хозяйстве ( 4.2):
1. Основные виды транспорта и их характеристика
Транспорт по назначению делится на две большие группы: 1) транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и население; 2) транспорт специального пользования внутрипроизводственный транспорт, а также принадлежащий нетранспортным организациям.
Организация перемещения грузов транспортом не общего пользования является предметом изучения производственной логистики. Транспортная логистика решает задачи, связанные с транспортом общего пользования:
При выборе транспортных средств во внимание принимают следующие факторы (табл. 5.1): 1) надежность соблюдения графика доставки; 2) время доставки; 3) стоимость перевозки; 4) способность перевозить различные грузы; 5) частота отправки груза; 6) способность доставить груз в любую точку территории.
Таблица 5.1
Факторы, определяющие выбор транспорта.
Факторы, определяющие плату при перевозке по железной дороге:
II. Автомобильный транспорт.
Тарифы:
На размер платы всегда влияет район, где осуществляется перевозка, для чего используют поясные поправочные коэффициенты.
III. Водный транспорт.
На речном транспорте тарифы определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета закладывается себестоимость и предельный уровень рентабельности, установленный законодательством.
На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется:
В процессе осуществления закупок материальных ресурсов, а также дистрибьюции готовой продукции предприятие может использовать различные виды транспорта, разных логистических партнеров, а также различные варианты транспортировки.
Выделяются следующие транспортировки грузов: