d9e5a92d

Предприятие как логистическая система

Величина грузопотоков может быть измерена:

  1. в условиях постоянной номенклатуры и объемов производства на основе норм расхода и производственной программы;
  2. в условиях часто изменяющихся факторов на основе средних показателей (проводится специальное исследование с последующей обработкой показателей или выбор типового представителя).

С целью установления равномерных грузопотоков составляется шахматная таблица грузооборота, где указывается масса поступивших и вывезенных грузов. Шахматная таблица с учетом пространственной планировки предприятия является исходным материалом для составления схемы грузопотоков.
С целью выявления фактов встречных, возвратных, не полностью загруженных и чрезмерно дальних перевозок проводится анализ грузопотоков и грузооборота.
При условии стабильных грузопотоков, что характерно для массового производства, перевозки осуществляются согласно графику по постоянным маршрутам с одинаковой интенсивностью. При неустойчивых грузопотоках (серийное и единичное производство) перемещение грузов осуществляется на основе разовых заданий или сменного графика.
Межцелевые перевозки могут осуществляться по маятниковой (веерной) или кольцевой схеме. Маятниковая схема может включать одностороннее или двустороннее движение транспортных средств.

По данной схеме происходит доставка изделий (материалов, деталей) со склада в цеха. Недостаток схемы: транспортные средства, имея максимальную загрузку по пути со склада в цех, возвращаются пустыми.
При кольцевой схеме транспортные средства доставляют грузы по очереди всем цехам, после чего возвращаются на склад за новой партией грузов. Такая схема часто называется кольцевой с затухающим грузооборотом.
Важнейшей задачей при внутризаводских перевозках является выбор средств автоматизации или механизации. При этом следует принимать во внимание ряд факторов:
I. Общие: - транспортные свойства грузов (габариты, масса, подверженность повреждениям, огне- и взрывоопасность), - условия перемещения (количество перемещаемых грузов, маршруты и расстояния перемещения, строительные характеристики зданий), - согласованность межцеховых, внутрицеховых и складских перевозок.
II. Частные:
1. При межцеховых перевозках наличие необходимого объема грузов в начале и конце маршрута, обеспечение фронта загрузки и разгрузки.
2. При внутрицеховых перевозках технология производства, наличие механизированных и почтовых линий обработки и сборки изделий.
3. При складских перевозках номенклатура хранимых материалов; оборачиваемость грузов; периодичность их поступления и выдачи со склада; выполнение на складе операций комплектования, упаковки, выборочного контроля; вид транспорта, поставляющего грузы на склад и со склада в цеха.

Предприятие как логистическая система

Представляя предприятие в качестве логистической системы, рассмотрим её основные составляющие (рис 8.1).
Отдельные функциональные цели логистики снабжения (поставок):

  • расчет потребности в материальных ресурсах в соответствии с программой производства;
  • правильный выбор поставщиков, сведение их количества к минимуму;
  • заблаговременный запрос на материалы;
  • использование единых контейнеров на протяжении длительного времени;
  • минимизация запасов;
  • достижение снабжения по требованию;
  • гарантия безошибочного размещения материалов;
  • интеграция снабжения и производства;

Для производственной логистики:

  • сокращение простоев оборудования;
  • оптимизация запасов;
  • улучшение использования производственных и складских площадей;
  • повышение качества продукции, обязательное устранение брака;
  • устранение нерациональных внутризаводских перевозок.

Отдельные функциональные цели логистики сбыта (распределительной):

  • поставка готовой продукции в соответствии с заявками клиентов (время, качество, цена);
  • качественное складирование с минимальными затратами;
  • повторное использование тары;
  • обеспечение высокого уровня сервиса;
  • сквозное управление изготовлением заказов до сбыта включительно.

Для транспортной логистики:

  • разработка оптимальных маршрутов и графиков движения транспорта;
  • совместное планирование работы различных видов транспорта;
  • координация работы транспорта со складскими и производственными звеньями;
  • выбор вида транспортных средств;
  • создание транспортных коридоров и транспортных цепей.

Для информационной логистики:

  • сопровождение и обслуживание материального потока;
  • нахождение (размещение);
  • время прибытия и (или) отправки в пункт (из пункта) размещения;
  • система транспортировки;
  • резервирование.

Кроме того, задачей информационной логистики является минимизация материальных потоков, замена их информационными, замена материальных запасов надежной информацией.


Следует отметить роль информационной логистики при контроле и управлении как всем предприятием, так и его подсистемами. Контроль осуществляется на основе следующих данных:

  • вид ППТН;
  • количество (объем);
  • происхождение ППТН;

Отдельные функциональные цели логистики утилизации:

  • планирование переработки и утилизация отходов;
  • сортировка отходов;
  • быстрая переработка материалов, которые могут повторно использоваться;
  • экологически безопасное складирование отходов, которые не могут использоваться повторно.

В индустриально развитых странах кроме отдельных видов деятельности законодательно обуславливаются ограничения относительно переработки отходов, что вызвано требованиями экологии. Поэтому логистика утилизации должна охватывать планирование, управление и физическую обработку отходов до допустимых норм.

Условия использования логистических методов на предприятии

Логистика способствует повышению эффективности работы предприятия при соблюдении следующих условий:

  1. Связь логистики с корпоративной стратегией. Руководители, применяющие логистику, должны постоянно задаваться вопросом: Обеспечивают ли наши логистические операции конкурентоспособность на рынках?
  2. Создание логистической службы на предприятии. Такая служба должна контролировать и координировать все функции, связанные с закупкой, транспортировкой, складированием, хранением запасов и сбытом.

В настоящее время такие службы только начинают создаваться, причем первой ступенью интеграции выступает объединение управления запасами и распределения продукции.

  1. Внедрение современных технологий обработки информации. Ранее ЭВМ были предназначены для обработки данных, относящихся к самой сделке (информация по заказ наряду, закупкам и т.д.). Сейчас создаются системы, позволяющие принимать логистические решения. Такие системы окупаются за 3-4 месяца и приносят значительную выгоду предприятию. Например, вложение средств в усовершенствование системы обработки информации, связывающей администрацию и подразделения логистической службы позволило некоторым компаниям добиться сокращения уровня запасов в 15-20 раз.
  2. Обучение кадров основным методам логистики.
  3. Установление тесных внутренних (координация действий подразделений предприятия) и внешних (сотрудничество с брокерами, поставщиками, оптовыми фирмами, потребителями и т.д.) связей.

Указанное условие непосредственно связано с использованием положений теории компромиссов. Теория предполагает учет интересов всех участников логистического процесса (как подразделений предприятия, так и других предприятий) при выработке управленческих решений. При этом оценкой эффективности решения служит соотношение затраты - эффект.

Экономические компромиссы можно рассматривать на стратегическом, организационном и оперативном уровнях. Примеры экономических компромиссов:

    1. на стратегическом уровне - заключение контракта с поставщиком на определенный период;
    2. на организационном уровне - выбор способа отгрузки, вида транспорта, уровня обслуживания потребителей;
    3. на оперативном уровне - выбор размера партии груза, видов тары, скидов с количества.
  1. Учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей ( 8.2.). Такая прибыль возникает за счет:
  • сокращения дебиторской задолженности в связи с уменьшением сроков исполнения заказов и точности выписанных счетов;
  • уменьшения запасов;
  • замены собственных основных фондов арендуемыми;
  • увеличения наличности.

Внедрение данного показателя привело к тому, что все большее число компаний стало пользоваться услугами специализированных фирм (транспортные предприятия, склады общего пользования и т.д.)

Влияние логистики на показатели деятельности предприятия


  1. Определение оптимального уровня качества логистического обслуживания, для чего сопоставляют прибыль с затратами на поддержание такого уровня. На основе предварительных расчетов разрабатывается программа обслуживания потребителей (пример представлен в табл. 8.1):


Таблица 8.1
Программа обслуживания потребителей


  1. Тщательная (полная, детализированная, учитывающая возможные изменения обстоятельств) разработка логистических операций.

Функции логистической службы


Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной логистической службы, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и кончая доставкой покупателю готовой продукции. Последнее способствует принятию системных решений, например решению задачи MOB: Make or buy - сделать или купить.

В узком смысле - это принятие решения, касающегося самостоятельного выпуска необходимых предприятию комплектующих. В широком принятие решения относительно использования собственного транспорта или транспорта общего пользования, собственных или общих складов. Логистической службой решаются такие частные задачи, как контроль за состоянием запасов, управление техническим обслуживанием основных фондов. Последняя система, называемая PRM (Phyzical Resource Management), включает сбор и обработку информации, выдачу рекомендаций относительно профилактики и ремонтных работ, контроль за наличием и использованием вспомогательных материалов и запасных частей.
На современном уровне логистический подход привел к созданию системы LRP- (logistic requirement planning) - системы планирования и контроля входного, внутреннего и выходного материального потока на уровне предприятия, объединения. Система обеспечивает интегральный подход к:

  • управлению запасами в каналах сферы производства и обращения;
  • прогнозирование потребности в транспортере;
  • определение величины спроса в продукции предприятия;
  • составление оптимальных логистических цепей.

Наиболее тесно логистика связана со службой маркетинга, ее можно рассматривать как инструмент реализации стратегии маркетинга. Маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует. Например, если служба маркетинга обосновала необходимость выпуска нового вида продукции, то задачами службы логистики будут:

  • обеспечение производства сырьем;
  • управление запасами;
  • транспортировка.

Основные моменты различия маркетинга и логистики представлены в табл. 8.2. Таблица 8.2 Сравнение маркетинга и логистики


Служба логистики тесно связана с планированием производства:

  • производство дает готовые изделия, т.е. объем работ для сбытовой логистики;
  • производство зависит от заготовительной логистики (своевременной и качественной доставки сырья, материалов, комплектующих частей).

Противоречия в логистике


Планирование, управление, контроль логистической деятельности на предприятии тесно переплетается с другими видами работ и расчленяется по службам. Одно подразделение предприятия занимается закупками материалов, другое - содержанием запасов, третье сбытом готовой продукции. При этом частные цели (т.е. подразделений) могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока (табл.

8.3). Таблица 8.3
Противоречия между производством и логистической системой


В предыдущем вопросе были рассмотрены составляющие логистики и указано, что основными из них являются снабженческая, сбытовая и производственная подсистемы. Противоречия между ними демонстрирует рисунок 8.6.
Рассмотрим противоречия, возникающие в каждой логистической подсистеме. Они наглядно представлены на 8.3. (снабженческая логистика), 8.4. (производственная логистика), 8.5. (сбытовая логистика).

Противоречия в снабженческой логистике




Содержание раздела