Проводим анализ данных. Наибольшую часть информации составляет входящий информационный поток, поступает от поставщиков (товарно-сопроводительные документы) - 63% и от подотчетных лиц - 11%.
Деятельность по управлению материальными потоками, также как и производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности осуществлялась человеком, начиная с ранних периодов экономического развития. Однако сравнительно недавно человечество осознало, каким потенциалом повышения эффективности обладает рационализация потоковых процессов в экономике, т.е. логистика.
Основные положения концепции логистики:
1. Реализация принципа системного подхода. Максимальный эффект можно получить при оптимизации совокупного материального потока на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного потребителя.
При этом все звенья материалопроводящей цепи должны работать как единый слаженный механизм.
2. Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. При выполнении отдельной операции универсальное оборудование проигрывает оборудованию, созданному специально для этой работы.
Принцип применим в условиях высокого уровня технического развития (массовое использование широкой номенклатуры средств производства).
3. Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда. В настоящее время работа в сфере управления материальными потоками не престижна.
Логистический подход создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров.
4. Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи. Одна из задач логистики минимизация затрат по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.
Минимум совокупных издержек - важный критерий выбора оптимального варианта логистической системы.
5. Развитие услуг сервиса на современном уровне. Логистический сервис становится средством повышения конкурентоспособности. Предположим на рынке несколько поставщиков одинакового товара.
Потребитель выбирает того, кто обеспечит наибольший сервис - доставка вовремя, в удобной таре и т.д.
6. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды. Принцип обусловлен появлением большого количества товаров, следовательно, неопределенностью спроса на них, резким колебанием качественных и количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы.
Цель логистической деятельности считается достигнутой, если выполняются шесть правил логистики:
1) груз - нужный товар;
2) качество - необходимое;
3) количество - заданное;
4) время - доставка в указанное время;
5) место - доставка в указанное место;
6) затраты - с минимальными затратами.
Принципы логистики реализуются через ее функции. Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Выделяют базисные, ключевые и поддерживающие функции. Базисные это функции, осуществляемые любым товаропроизводителем.
К ним относятся: снабжение, производство, сбыт.
Рассмотрим ключевые логистические функции:
Совокупность функций логистики образует функциональный цикл или цикл исполнения заказа.
Динамику функциональным циклам придаёт необходимость согласования потребностей в ресурсах на входе и на выходе. Потребности функционального цикла на входе определяются заказом на конкретное количество определенных ресурсов.
Обычно для выполнения крупного заказа требуется комбинация функциональных циклов, включающих на разных стадиях различные сделки и операции.
Потребности на выходе - это ожидаемые результаты работы. В той мере, в какой удовлетворены эти потребности, можно говорить об эффективности функционального цикла.
В зависимости от предназначения конкретного функционального цикла необходимые для его завершения операции могут находиться в полном ведении одного предприятия, а могут потребовать участия нескольких предприятий. По сути, функциональные циклы формируют снабженческо-сбытовую цепь и связывают между собой её участников.
Разным функциональным циклам присуща разная частота операций. Некоторые циклы предназначены для обеспечения единоразовой покупки-продажи.
В подобных случаях цикл планируется, осуществляется и по завершении операции прекращает своё существование. Другие же функциональные циклы предполагают исполнение долгосрочных контрактов.
Любая операция или объект в рамках конкретного логистического контракта одновременно могут быть причастны ко множеству других функциональных циклов. Например, складское предприятие может регулярно приобретать товары сразу у нескольких производителей. В то же время транспортное агентство, предоставляя услуги многим предприятиям, обслуживает несколько функциональных циклов.
Поэтому для предприятия, имеющего многочисленные связи с поставщиками и потребителями, часто трудно вычленить отдельный функциональный цикл.
Функциональные циклы в физическом распределении и снабжении имеют, как общие черты, так и различия.
Физическое распределение сводится к обработке и выполнению заказов потребителей до непосредственной поставки продукции. Отметим, что всю деятельность, связанную с привлечением и сохранением клиентов, можно грубо разделить на две составляющие: заключение сделок и их реальное исполнение.
Физическое распределение ведает реальным исполнением сделок и складывается из таких видов деятельности, как систематизация и передача заказа, идентификация заказа, комплектование заказа, доставка заданных грузов потребителям ( 2.3.).
Ключом к пониманию динамики функционального цикла физического распределения служит ориентация на заказы потребителей. Поэтому целесообразно разработать программу координации действий с потребителями, на основе которой строить управление заказами.
Функциональный цикл снабжения во многом схож с циклом обработки заказов ( 2.4.).
Среди расхождений наиболее важными являются следующие:
Исключение составляют дорогостоящие компоненты, которые перевозятся мелкими партиями в точном соответствии с потребностью при использовании более скоростных и надёжных (а соответственно и затратных) средств доставки.
Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы. Система (греч. целое, составленное из частей, соединение) - множество элементов, находящихся в связях друг с другом, образующих единую целостность, единство.
Классификация систем представлена на 3.1.
Выделим пять свойств системы:
1) целостность и членимость, т.е. система состоит из элементов;
2) наличие связей, между элементами системы должны существовать связи более мощные, чем связи отдельных элементов с внешней средой, иначе система не сможет существовать;
При формировании межэлементных связей образуется определенная структура системы. В зависимости от вида организации из комбинации элементов и их связей можно создавать различные структуры.
Любой элемент системы обладает определенным количеством свойств, одни из которых при формировании межэлементных связей подавляются, другие усиливаются. Это дает основание к возникновению систематизирующих факторов. Таким образом, система может разрушиться не только из-за внешних воздействий, когда они сильнее внутренних связей системы, но и из-за износа и перерождения внутренних связей;
Примеры систем: ручка, человеческий организм, логистическая система.
Логистические системы относятся к сложным, динамическим (стохастическим), открытым (адаптирующимся) системам.
Рассмотрим последний пример, т. е. логистическую систему предприятие:
Дадим определение логистической системы. Под логистической системой понимают совокупность функционально соотнесенных элементов, нацеленную на выполнение основной задачи логистики доставку товара необходимого количества и качества в нужные время и место с минимальными затратами.
Логистическая система представляет собой упорядоченную структуру, в которой осуществляются планирование и реализация движения и развития совокупного ресурсного потенциала, организованного в виде логистического потока, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды вплоть до реализации конечной продукции ( 3.2). Логистическая система может допускать относительную изолированность от внешней среды в информационном аспекте, в материально-энергетическом аспекте её границы должны быть абсолютно проницаемы.
Выделяют три вида логистических систем:
Логистические системы делятся на макро- и микро-. Макрологические системы представляют собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. Это крупная система управления материальными потоками, охватывающая промышленные предприятия, посреднические, торговые, транспортные организации.
Микрологистические системы включают технологически связанные производства, объединенные общей инфраструктурой. Они объединяются в макрологистику на базе товарно-денежных отношений.
Формирование логистических систем должно быть направлено на достижение целей хозяйствования. Под экономической надёжностью логистических систем подразумевается их свойство достигать планируемых экономических показателей, способствующих достижению цели обслуживаемой и обслуживающей систем.
Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем (ВПЛС); к ним можно отнести: промышленное предприятие, оптовую базу, узловую грузовую станцию, узловой морской порт и т.д. ВПЛС можно рассматривать на макро- и микро-уровне.
ВПЛС на макроуровне задают ритм всей логистической системе, определяют способность ее адаптации к окружающей среде путем изменения качественных и количественных критериев выходного потока (количество и ассортимент продукции). Гибкость ВПЛС проявляется через качественные и количественные параметры ( 3.3.).
На микроуровне ВПЛС представляет собой ряд подсистем, обеспечивающих вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. К ним относятся закупка, склады, запасы, транспорт, информация, обслуживание производства и кадры, сбыт.
Принципы производственной логистики:
Управление материальными потоками в рамках ВПЛС может осуществляться различными способами; наиболее существенные:
- материальный поток
- информационный поток
3.4. Схема толкающей системы
Толкающие системы способны увязать сложный производственный процесс в единое целое. Однако их возможности определяются количеством факторов, влияющих на производственную ситуацию.
Чем их больше, тем совершеннее должна быть система управления.
Толкающие системы характеризуются высоким уровнем автоматизации управления, позволяющим:
- обеспечивать текущее регулирование и контроль производственных запасов;
- материальный поток
- информационный поток
Характерные черты тянущей и толкающей систем даны в табл. 3.1.
К тянущим производственным системам относится система Канбан, позволяющая значительно снизить производственные запасы (в расчете на 1 выпускаемый автомобиль запасы деталей у фирмы Тойота составляют 77 долл., на автомобильных фирмах США 500 долл.). Перемещение деталей (изделий) по системе Канбан запрещается без сопроводительной карточки.
Различают два вида карточек: 1) карточка отбора, где указаны вид и количество изделий, поступающих в предыдущего участка; 2) карточка заказа, где предусмотрены те же параметры продукции.
Основные правила системы Канбан:
Необходимые условия для внедрения системы Канбан:
Таблица 3.1
Сравнение тянущей и толкающей производственных систем.
Интегрированный взгляд на функцию распределения получил развитие в 60-х начале 70-х годов ХХ века. До этого вопросы выбора каналов распределения, упаковки товаров, транспортировки и доставки решались как самостоятельные функции управления.
Распределение можно рассматривать с позиций микро- и макро-логистики. Основные составляющие первой: снабжение, производство, сбыт. При этом решаются задачи:
На уровне макрологистики задачами распределения являются:
1. Материальный поток исходит ( 3.6):
Потребление материального потока может быть производственным (использование общественного продукта в виде ППТН в качестве средств и предметов труда) и непроизводственным (использование общественного продукта на личное потребление и потребление на предприятиях непроизводственной сферы).
Поставщик и потребитель, в общем случае, представляют собой две микрологистические системы, связанные каналом распределения или логистическим каналом. Логистический канал частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от производителя до потребителя.