d9e5a92d

Концепция логистики

Проводим анализ данных. Наибольшую часть информации составляет входящий информационный поток, поступает от поставщиков (товарно-сопроводительные документы) - 63% и от подотчетных лиц - 11%.

Концепция логистики

Деятельность по управлению материальными потоками, также как и производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности осуществлялась человеком, начиная с ранних периодов экономического развития. Однако сравнительно недавно человечество осознало, каким потенциалом повышения эффективности обладает рационализация потоковых процессов в экономике, т.е. логистика. Основные положения концепции логистики:
1. Реализация принципа системного подхода. Максимальный эффект можно получить при оптимизации совокупного материального потока на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного потребителя.

При этом все звенья материалопроводящей цепи должны работать как единый слаженный механизм.
2. Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. При выполнении отдельной операции универсальное оборудование проигрывает оборудованию, созданному специально для этой работы.

Принцип применим в условиях высокого уровня технического развития (массовое использование широкой номенклатуры средств производства).
3. Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда. В настоящее время работа в сфере управления материальными потоками не престижна.

Логистический подход создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров.
4. Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи. Одна из задач логистики минимизация затрат по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.

Минимум совокупных издержек - важный критерий выбора оптимального варианта логистической системы.
5. Развитие услуг сервиса на современном уровне. Логистический сервис становится средством повышения конкурентоспособности. Предположим на рынке несколько поставщиков одинакового товара.

Потребитель выбирает того, кто обеспечит наибольший сервис - доставка вовремя, в удобной таре и т.д.
6. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды. Принцип обусловлен появлением большого количества товаров, следовательно, неопределенностью спроса на них, резким колебанием качественных и количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы.
Цель логистической деятельности считается достигнутой, если выполняются шесть правил логистики:
1) груз - нужный товар;
2) качество - необходимое;
3) количество - заданное;
4) время - доставка в указанное время;
5) место - доставка в указанное место;
6) затраты - с минимальными затратами.

Функции логистики

Принципы логистики реализуются через ее функции. Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Выделяют базисные, ключевые и поддерживающие функции. Базисные это функции, осуществляемые любым товаропроизводителем.

К ним относятся: снабжение, производство, сбыт.
Рассмотрим ключевые логистические функции:

  1. Поддержание стандартов обслуживания потребителей, обеспечение заданного уровня качества продукции, дистрибьюции и послепродажного сервиса. Широкое распространение получила идеология всеобщего управления качеством, принята обязательная сертификация товаров на основе стандартов ISO 9000.
  2. Управление закупками, включающее:
    • выбор поставщиков материальных ресурсов,
    • планирование потребности в ресурсах,
    • определение рациональных сроков и объемов поставок,
    • выбор форм поставок и товаропроводящих путей,
    • выбор типов транспорта для доставки материальных ресурсов.
      1. Управление транспортировкой. Под транспортировкой понимается совокупность процессов перевозки, погрузки, разгрузки и др. сопутствующих операций. Управление транспортировкой предполагает:
        • выбор перевозчика и экспедитора,
        • выбор вида транспорта,
        • определение рациональных маршрутов,
        • подбор транспортного средства под определенный вид груза.
          1. Управление запасами, т. е. процесс создания, контроля и регулирования уровня запасов в снабжении, производстве и сбыте.
          2. Управление процедурами заказов.
          3. Управление производственными процедурами (операционный менеджмент). Функция заключается в управлении потоками материальных ресурсов и незавершенного производства, нацеленном на минимизацию уровня запасов и сокращение длительности производственного цикла.
          4. Ценообразование, связанное с маркетинговой и логистической стратегиями предприятия-производителя. Логистическая стратегия задаёт уровень общих издержек. От маркетинговой стратегии зависит планируемый уровень рентабельности и окончательная цена продажи готовой продукции потребителю.


Поддерживающие логистические функции включают:
  1. Складирование, т.е. управление пространственным размещением заказов, предусматривающее выполнение следующих задач:
    • определение числа, типа и дислокации складов,
    • расчёт площади хранения материальных ресурсов,
    • планирование размещения запасов,
    • проектирование зон транспортировки, сортировки, погрузки разгрузки,
    • выбор погрузочно-разгрузочного и другого складского оборудования.
      1. Грузопереработка, т.е. перемещение материальных ресурсов на складе, сортировка или комплектование грузов, поддержание рационального объёма грузооборота склада.
      2. Защитная упаковка.
      3. Обеспечение возврата товаров, которые по каким-то причинам не удовлетворяют покупателей или не прошли гарантийного послепродажное срока службы. обслуживание
      4. Обеспечение запасными частями.
      5. Ремонт и другие виды сервиса.
      6. Сбор возвратных отходов.
      7. Информационно-компьютерная поддержка, во многом обеспечивающая выполнение интегрирующей функции логистики, как на микро-, так и на макроэкономическом уровне.
Каждая из функций представляет собой достаточно однородную с точки зрения цели совокупность действий.
Укажем на две особенности приведенного комплекса логистических функций:
    1. все функции взаимосвязаны и подчинены единой цели - управлению материальным потоком;
    2. носителями функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе, ключевыми из которых являются:
      • предприятия - изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные коммерческие операции;
      • коммерческо-посреднические организации;
      • предприятия оптовой торговли;
      • транспортные предприятия, экспедиционные фирмы.

Функциональный цикл логистики


Совокупность функций логистики образует функциональный цикл или цикл исполнения заказа. Динамику функциональным циклам придаёт необходимость согласования потребностей в ресурсах на входе и на выходе. Потребности функционального цикла на входе определяются заказом на конкретное количество определенных ресурсов.

Обычно для выполнения крупного заказа требуется комбинация функциональных циклов, включающих на разных стадиях различные сделки и операции.
Потребности на выходе - это ожидаемые результаты работы. В той мере, в какой удовлетворены эти потребности, можно говорить об эффективности функционального цикла.
В зависимости от предназначения конкретного функционального цикла необходимые для его завершения операции могут находиться в полном ведении одного предприятия, а могут потребовать участия нескольких предприятий. По сути, функциональные циклы формируют снабженческо-сбытовую цепь и связывают между собой её участников.
Разным функциональным циклам присуща разная частота операций. Некоторые циклы предназначены для обеспечения единоразовой покупки-продажи.

В подобных случаях цикл планируется, осуществляется и по завершении операции прекращает своё существование. Другие же функциональные циклы предполагают исполнение долгосрочных контрактов.
Любая операция или объект в рамках конкретного логистического контракта одновременно могут быть причастны ко множеству других функциональных циклов. Например, складское предприятие может регулярно приобретать товары сразу у нескольких производителей. В то же время транспортное агентство, предоставляя услуги многим предприятиям, обслуживает несколько функциональных циклов.

Поэтому для предприятия, имеющего многочисленные связи с поставщиками и потребителями, часто трудно вычленить отдельный функциональный цикл.
Функциональные циклы в физическом распределении и снабжении имеют, как общие черты, так и различия.
Физическое распределение сводится к обработке и выполнению заказов потребителей до непосредственной поставки продукции. Отметим, что всю деятельность, связанную с привлечением и сохранением клиентов, можно грубо разделить на две составляющие: заключение сделок и их реальное исполнение.

Физическое распределение ведает реальным исполнением сделок и складывается из таких видов деятельности, как систематизация и передача заказа, идентификация заказа, комплектование заказа, доставка заданных грузов потребителям ( 2.3.).

Базовый цикл физического распределения


Ключом к пониманию динамики функционального цикла физического распределения служит ориентация на заказы потребителей. Поэтому целесообразно разработать программу координации действий с потребителями, на основе которой строить управление заказами.

Функциональный цикл снабжения во многом схож с циклом обработки заказов ( 2.4.).

Функциональный цикл снабжения


Среди расхождений наиболее важными являются следующие:

  1. Снабжение отличается сроками доставки, размерами грузоперевозок, способами транспортировки и стоимостью задействованных ресурсов. Относительно более низкая стоимость материалов в сравнении с готовой продукцией открывает широкие возможности для манёвра при выборе соотношения между издержками на содержание запасов в пути и сроками транспортировки с использованием дешёвых способов грузоперевозки. В результате функциональный цикл процесса закупок обычно продолжительнее цикла обработки заказов.

Исключение составляют дорогостоящие компоненты, которые перевозятся мелкими партиями в точном соответствии с потребностью при использовании более скоростных и надёжных (а соответственно и затратных) средств доставки.

  1. Численность поставщиков предприятия, как правило, меньше численности потребителей. Материалы часто закупаются прямо у производителя либо у специализированного оптового продавца. Поэтому функциональный цикл в снабжении имеет более простую конфигурацию, чем в физическом распределении.
  2. Функциональный цикл обработки заказов, по определению, начинается в ответ на поступившие запросы клиентов. В силу этого, система физического распределения вынуждена приспосабливаться к нерегулярным требованиям потребителей. Система снабжения, напротив, сама порождает заказы. Способность назначать время и место закупок значительно уменьшает неопределенность хозяйственной деятельности.

Понятие логистической системы


Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы. Система (греч. целое, составленное из частей, соединение) - множество элементов, находящихся в связях друг с другом, образующих единую целостность, единство. Классификация систем представлена на 3.1.
Выделим пять свойств системы:
1) целостность и членимость, т.е. система состоит из элементов;
2) наличие связей, между элементами системы должны существовать связи более мощные, чем связи отдельных элементов с внешней средой, иначе система не сможет существовать;

  1. организация, т.е. связи должны быть упорядочены, представлять определенную структуру;

При формировании межэлементных связей образуется определенная структура системы. В зависимости от вида организации из комбинации элементов и их связей можно создавать различные структуры.

Любой элемент системы обладает определенным количеством свойств, одни из которых при формировании межэлементных связей подавляются, другие усиливаются. Это дает основание к возникновению систематизирующих факторов. Таким образом, система может разрушиться не только из-за внешних воздействий, когда они сильнее внутренних связей системы, но и из-за износа и перерождения внутренних связей;

  1. вхождение в систему высшего порядка;
  2. интегративные качества, т.е. присущие системе в целом, но не присущие ни одному из ее элементов в отдельности.

Примеры систем: ручка, человеческий организм, логистическая система.
Логистические системы относятся к сложным, динамическим (стохастическим), открытым (адаптирующимся) системам.

Основные классификации систем


Рассмотрим последний пример, т. е. логистическую систему предприятие:

  1. совокупность элементов: закупка, склады, запасы, транспорт, кадры, сбыт, обслуживание производства;
  2. существуют связи как внутренние, так и с внешней средой;
  3. связи упорядочены, причем они обычно имеют циклический характер, т.к. отражают стадии последовательной передачи материального потока между контактирующими подсистемами, а также внешней средой;
  4. предприятие входит в состав логистической цепи, которая, в свою очередь, может быть частью логистического объединения на государственном или международном уровне;
  5. интегративное свойство: способность доставить нужный товар в определенное время, в указанное место, необходимого количества и качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса, выход из строя технических средств и т.д.).

Дадим определение логистической системы. Под логистической системой понимают совокупность функционально соотнесенных элементов, нацеленную на выполнение основной задачи логистики доставку товара необходимого количества и качества в нужные время и место с минимальными затратами.
Логистическая система представляет собой упорядоченную структуру, в которой осуществляются планирование и реализация движения и развития совокупного ресурсного потенциала, организованного в виде логистического потока, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды вплоть до реализации конечной продукции ( 3.2). Логистическая система может допускать относительную изолированность от внешней среды в информационном аспекте, в материально-энергетическом аспекте её границы должны быть абсолютно проницаемы.


  • финансовый поток
  • материальный поток
  • финансовый поток
  • материальный поток

Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средств производства

Выделяют три вида логистических систем:

  • логистические системы с прямыми связями (потребитель - производитель);
  • логистические системы эшелонированные (производитель посредник(и) - потребитель);
  • гибкие логистические системы (производитель (посредник) потребитель).

Логистические системы делятся на макро- и микро-. Макрологические системы представляют собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран. Это крупная система управления материальными потоками, охватывающая промышленные предприятия, посреднические, торговые, транспортные организации.

Микрологистические системы включают технологически связанные производства, объединенные общей инфраструктурой. Они объединяются в макрологистику на базе товарно-денежных отношений.
Формирование логистических систем должно быть направлено на достижение целей хозяйствования. Под экономической надёжностью логистических систем подразумевается их свойство достигать планируемых экономических показателей, способствующих достижению цели обслуживаемой и обслуживающей систем.

Производственная логистика

Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем (ВПЛС); к ним можно отнести: промышленное предприятие, оптовую базу, узловую грузовую станцию, узловой морской порт и т.д. ВПЛС можно рассматривать на макро- и микро-уровне.

ВПЛС на макроуровне задают ритм всей логистической системе, определяют способность ее адаптации к окружающей среде путем изменения качественных и количественных критериев выходного потока (количество и ассортимент продукции). Гибкость ВПЛС проявляется через качественные и количественные параметры ( 3.3.).

Гибкость ВПЛС


На микроуровне ВПЛС представляет собой ряд подсистем, обеспечивающих вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. К ним относятся закупка, склады, запасы, транспорт, информация, обслуживание производства и кадры, сбыт. Принципы производственной логистики:

  • отказ от избыточных запасов;
  • отказ от изготовления серий изделий, на которых нет заказа покупателей;
  • устранение простоев оборудования;
  • обязательное устранение брака;
  • устранение нерациональных внутризаводских перевозок;
  • превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

Управление материальными потоками в рамках ВПЛС может осуществляться различными способами; наиболее существенные:

  1. Толкающая система - предметы труда, поступающие на производственный участок, им не заказаны, а поступают согласно команде из центральной системы управления производством ( 3.4).

- материальный поток
- информационный поток 3.4. Схема толкающей системы
Толкающие системы способны увязать сложный производственный процесс в единое целое. Однако их возможности определяются количеством факторов, влияющих на производственную ситуацию.

Чем их больше, тем совершеннее должна быть система управления. Толкающие системы характеризуются высоким уровнем автоматизации управления, позволяющим:
- обеспечивать текущее регулирование и контроль производственных запасов;

  • в реальном масштабе времени согласовывать и оперативно корректировать планы и действия различных служб предприятия;
  • составлять прогнозы.
  1. Тянущая система система организации производства, где предметы труда подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, а ставит задачу лишь перед конечным звеном технологической цепи ( 3.5).

- материальный поток
- информационный поток

Схема тянущей системы


Характерные черты тянущей и толкающей систем даны в табл. 3.1. К тянущим производственным системам относится система Канбан, позволяющая значительно снизить производственные запасы (в расчете на 1 выпускаемый автомобиль запасы деталей у фирмы Тойота составляют 77 долл., на автомобильных фирмах США 500 долл.). Перемещение деталей (изделий) по системе Канбан запрещается без сопроводительной карточки.

Различают два вида карточек: 1) карточка отбора, где указаны вид и количество изделий, поступающих в предыдущего участка; 2) карточка заказа, где предусмотрены те же параметры продукции.
Основные правила системы Канбан:

  1. производство продукции в больших количествах, чем указано в карточках, запрещается;
  2. различные детали должны изготавливаться в той последовательности, в какой подавались карточки;
  3. бракованная продукция не должна поступать на последующие участки.

Необходимые условия для внедрения системы Канбан:

  • сбалансированность производства;
  • сокращение времени переналадки оборудования;
  • автономный контроль качества продукции на рабочих местах.


Таблица 3.1
Сравнение тянущей и толкающей производственных систем.

Распределение в логистике

Интегрированный взгляд на функцию распределения получил развитие в 60-х начале 70-х годов ХХ века. До этого вопросы выбора каналов распределения, упаковки товаров, транспортировки и доставки решались как самостоятельные функции управления. Распределение можно рассматривать с позиций микро- и макро-логистики. Основные составляющие первой: снабжение, производство, сбыт. При этом решаются задачи:

  • планирование процесса реализации;
  • получение и обработка заказа;
  • упаковка, комплектация и другие операции, предшествующие отгрузке;
  • отгрузка;
  • доставка, контроль за транспортировкой;
  • послереализационное обслуживание.

На уровне макрологистики задачами распределения являются:

  1. выбор схемы распределения материального потока;
  2. размещение распределительных центров на логистическом полигоне, т.е. построение сети складских объектов.

1. Материальный поток исходит ( 3.6):

  • из источника сырья (1);
  • из производства (2);
  • из распределительного центра (3);
  • поступает:
  • на производство (4);
  • в распределительный центр (5);
  • к конечному потребителю (6).

Потребление материального потока может быть производственным (использование общественного продукта в виде ППТН в качестве средств и предметов труда) и непроизводственным (использование общественного продукта на личное потребление и потребление на предприятиях непроизводственной сферы). Поставщик и потребитель, в общем случае, представляют собой две микрологистические системы, связанные каналом распределения или логистическим каналом. Логистический канал частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от производителя до потребителя.



Содержание раздела