Товары, пользующиеся невысоким спросом, удобней разместить на более отдаленных участках склада, где они не станут мешать работе и откуда их можно будет отгружать только тогда, когда потребуется.
7. Избавьтесь от лишнего и непригодного для работы склада имущества.
Распродайте устаревшее оборудование и продукцию по сниженным ценам фирмам, продающим уцененные товары, реализуйте его через Интернет-аукционы.
8. Сконцентрируйте все человеческие и материальные ресурсы на работах, приносящих наибольшую прибыль.
9. Вводите принцип интеграции. Организуйте работу с поставщиками таким образом, чтобы они помогали вам. Например, упаковка поставщиком партий товара по заказам (для кросс-докинга) конечных потребителей.
Однако на складе важен контроль правильности нанесенных на заказы штрих-кодов и радиокодов о месте назначения.
7. Отбирайте заказы на товары, пользующиеся малым спросом, непосредственно с места хранения (со складских полок). Это более рационально, чем перевозить их сначала на площадки для комплектования заказов, так как в этом случае путь перемещения товаров удлиняется.
6.6. Рекомендации по приемке, упаковке и отгрузке товара
1. Проводите подготовку склада к приемке продукции. Отсутствие такого этапа приводит к внеплановым работам, срывам графика работ, затоваренности проходов и т.п.
Необходимо: а) своевременно получать информацию о поставке товара из отдела снабжения, а именно:
- перечень товарных позиций;
- количество поступающего товара (в том числе по каждой товарной позиции);
- сроки поступления товара;
- наименования поставщика (-ов);
Бизнес-образование без границ
- тип тары (короба, паллеты);
- информацию о дополнительной сопроводительной документации (сертификаты соответствия и т. д.);
б) создать форму документа (карта сведений поставки), в которую эта информация экспортируется из информационной системы или которую заполняют вручную, в зависимости от возможностей склада;
в) определить число служащих (с использованием технологических карт см. табл. 6), участвующих в разгрузке и приемке продукции;
г) определить состав техники, необходимой для разгрузки транспорта;
д) определить потенциальные места хранения поступившей продукции;
Предпочтительно, чтобы за каждой товарной группой (товарной позицией) от поставки к поставке была закреплена определенная зона хранения, что упростит поиск и подбор товара с мест хранения, а также позволит учесть принципы товарного соседства.
Склад должен быть подготовлен к внедрению этого метода по технико-технологическим возможностям и иметь соответствующее программное обеспечение.
Итак, рассмотрим три основных метода идентификации в складском технологическом процессе.
Индивидуальное кодирование. Это наиболее простой и минимальный по затратам на его внедрение и использование метод идентификации. Состоит он в следующем: каждой товарной позиции на складе присваивается индивидуальный код (номер), который может содержать в себе информацию (смысловой код), а может не нести никакой информации (несмысловое кодирование).
При смысловом кодировании определяется приоритет информации.
Структура кода и значение каждой цифры должны быть зафиксированы в нормативном документе предприятия, и тогда при необходимости работники и руководители смогут расшифровать информацию по конкретной грузовой единице.
При несмысловом кодировании каждой товарной позиции присваивается свой номер, что позволяет индивидуализировать ее среди другой продукции при однородном внешнем виде.
Нанесение кодировки проводится при помощи наклейки бумажных этикеток, на которых предварительно напечатаны коды. Для их создания потребуется этикеточная лента и этикет-пистолеты.
Штриховое кодирование (ШК) это второй способ маркировки. Внедрение ШК обосновывается и тем, что все чаще крупные клиенты торговых и производственных компаний ставят его наличие обязательным условием при закупках продукции.
Однако внедрение системы ШК влечет за собой серьезные основные и дополнительные затраты.
К основным затратам относится закупка оборудования (терминалы сбора данных, сканеры, сервер, принтер для печати этикеток), программного обеспечения, совместимого с системой ШК, оплата услуг и взносов в Ассоциацию Юнискан/EAN. К дополнительным затратам можно отнести обучение персонала, услуги консультантов по подготовке склада к внедрению ШК и проч.
Несмотря на то, что основным определителем (маркером) товаров является штриховой код, который печатается на этикетках либо непосредственно на упаковке товара, в складских процессах есть ограничение его применения. Печать штрих-кода невозможно сделать на полиэтиленовой пленке, которой обматывают паллеты. Через эту пленку невозможно и считать код на упаковке, поэтому самым доступным способом маркировки паллет является наклейка на них бумажных этикеток.
Это дополнительный компонент затрат при введении штрих-кодов.
Для создания этикеток используются термо- и термотрансферные принтеры. Функционально (то есть по возможностям печати) все принтеры одинаковы, и различаются они в основном по мощности работ (дневной нагрузке).
Основной недостаток сканеров заключается в том, что удалять от компьютера их можно только на длину кабеля, к тому же тогда нарушается информационная связь с программой компьютера. Например, при отсутствии товара с таким штриховым кодом в базе, на экране появляется окно, предлагающее создать карточку нового товара, а кладовщик, не видя этого, продолжает сканировать оставшийся товар при зависшей на данной операции программе, и дальнейшие действия работника идут впустую.
Недостаток ограничения по удаленности первого вида сканеров преодолевается при использовании радиосканера, но проблему отсутствия обратной связи с компьютером он не решает. Даже если сканер имеет дисплей, то на него можно передавать очень мало информации.
Возможно решение, когда в паре работают два человека с рациями: один работник с радиосканером принимает поступающий товар, а второй находится у компьютера и общается с первым сотрудником по рации.
Успешно справляются с такими задачами более дорогие, но и более функциональные устройства терминалы. Терминал представляет собой мобильный компьютер, снабженный сканирующим устройством.
В зависимости от сложности складской учетной системы задания можно передавать на терминал через устройство связи непосредственно около компьютера.
Тогда задания делятся по зонам хранения товаров, и каждому сотруднику сообщают только ту его часть, которая относится непосредственно к его зоне.
У обеих схем есть общий недостаток результат каждой складской операции становится известен складской системе только по ее завершении. Малые и средние склады такой принцип организации работы чаще всего устраивает, а для больших складов требуется более совершенное решение система WMS (Warehouse Management System).
Терминалы, работающие с WMS, находятся в постоянном on-line-контакте с системой, и программа сама принимает решение на распределение заданий между сотрудниками склада в зависимости от той роли, которую они выполняют в текущий момент.
Например, система видит, что рядом с точкой 1, из которой надо взять товар для отгрузки клиенту, находится погрузчик, который получает задание переместить этот груз в точку 2 место сбора заказа. Как только погрузчик сообщит о завершении операции, система может дать ему как свободному и наиболее близко находящемуся к требуемой точке задание на внутреннее перемещение с пикинг-склада в зону штучной комплектации.
Таким образом, все складские задания разбиваются на операции, выполняемые наиболее подходящими для этого в данный момент сотрудниками, снижая количество их холостых перемещений по складу почти вдвое.
Такой режим работы диктует определенные требования к аппаратной части терминалов, в особенности к оборудованию и организации радиосети. В данной схеме связь для терминала требуется в каждый момент времени.
Большинство производителей складских терминалов подразделяют их на три класса малый, средний и высший. Практически во всех классах есть модели с функцией работы по радиоканалу. Различаются они степенью защиты, мощностью процессора и размерами дисплея.
Одним из важнейших параметров является ударопрочность, так как складские и производственные условия эксплуатации существенно жестче, чем в торговом зале магазина.
Для малых и средних складов подойдут терминалы малого и среднего класса, для крупных складов терминалы не ниже среднего класса. Чем современней модель терминала, тем более надежные комплектующие используют при его производстве.
Это сказывается на цене устройства, но при интенсивной эксплуатации первоначальные вложения быстро окупаются.
Таким образом, нами были рассмотрены основные компоненты работы склада, возможные пути модернизации склада и совершенствования операционных процессов, а также подходы к принятию решения относительно создания собственного склада либо об аутсорсинге складской деятельности. В приложениях к основному учебному материалу Вы сможете ознакомиться с международным классификатором типов складских помещений, а также показателями, используемыми компаниями для оценки эффективности работы склада.
Надеюсь, что изученный Вами материал будет полезен и дополнит базовые темы модуля важной для менеджера-практика информацией.
Риэлторские компании дают близкое определение характеристик, хотя возможно некоторое отклонение.
Характеристики складских комплексов
1. Тип конструкции
Класс А
Современное одноэтажное складское здание из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей предпочтительно прямоугольной формы
Класс В
Одно- или многоэтажное складское здание предпочтительно прямоугольной формы, вновь построенное или реконструированное (в случае многоэтажного строения наличие достаточного количества грузовых лифтов/подъемников грузоподъемностью не менее 3 тонн)
Класс C
Капитальное здание, производственное помещение или утепленный ангар Класс D
Подвальные помещения, неотапливаемые производственные помещения или ангары
Тогда риэлторы предъявляют следующие требования к ним по нагрузкам: от 4 т/м2 (SRG), не менее 5 т/м2 (KF) и 4-5 т/м2 (JLLS).
Если учесть, что средняя масса паллеты в зависимости от типов хранимых грузов может достигать 1,2 т, а при рабочей высоте от 10 м можно организовать до 6-7 ярусов хранения, то расчетные показатели нагрузок только для организации паллетного хранения без учета массы самих стеллажных конструкций превысят 7 т/м2.
Кроме того, высотное хранение предполагает наличие специализированной техники для обработки грузов. Например, масса высотного уз ко проход но го штабелера фирмы Linde может достигать 11,3 т. Если приплюсовать к этой цифре массу паллеты с грузом (1,2 т), то нагрузка на пол составит 6,5 т/м2.
Тогда величина 4-5 т/м2 является недостаточной для высотного хранения.
Высотное хранение предъявляет также требования по перепаду высот и ровности полов. Важными показателями являются: точечная нагрузка, динамическая нагрузка и коэффициент вязкости поверхности полов.
Термины абсолютно плоские бетонные полы (SRG), ровный бетонный пол с антипылевым покрытием (KF) и суперплоские противопыльные полы (JLLS) требуют уточнения. При высоте складирования свыше 10 м перепад должен быть не более 2 мм на 3 м.
Кроме того, необходимо учесть требования в связи с использованием специализированной складской техники. На каждый тип техники у производителей существуют нормативные допуски по отклонению груза, находящегося на разной высоте, которые определяют ровность пола. Они варьируются в зависимости от массогабаритных характеристик груза и высоты его подъема.
Например, по нормативам компании Linde для работы узкопроходного штабелера с высотой подъема мачты более 6 м при ширине колеи до 1 м перепад высот между внешними рабочими колеями не должен превышать 1,5 мм.
Кроме того для техники полы должны иметь специальное упрочняющее покрытие. В противном случае динамические нагрузки при работе штабелеров, ричтраков и узкопроходной техники разрушат их поверхностный слой.
Следовательно, для полноценной эксплуатации складского комплекса необходимо опираться на конкретный проект, а при создании типовых полов оправданно заложить в проект высотного хранения более высокие требования к полам по сравнению с существующими классификациями.
Характеристики складов, представленные выше, дают основание к следующему выводу: для принятия решения о высотном хранении и аренде соответствующего склада следует провести детальный анализ всех основных показателей существующего или планируемого грузопотока.