d9e5a92d

Снижение дефицита бюджета


относительно 1994 г. был существенно снижен: происходило сближение годовых темпов роста уровня цен в экономике страны и среднегодового объема номинальной денежной массы в обращении (см. 76). Ужесточение денежно-кредитной политики обусловило, таким образом, снижение коэффициента монетизации национального продукта.
Однако несмотря на сокращение реальной денежной массы в обращении, падение реального объема национального продукта было меньшим по сравнению с предыдущими годами. Это может объясняться как компенсирующими монетарными факторами, так и факторами, связанными с процесса ми в реальном секторе народного хозяйства. Основным монетарным компенсатором негативных последствий на физический объем производственного выпуска в результате снижения реальной денежной массы явилось повышение скорости обращения денег.


76. Динамика реальных показателей

Другим монетарным фактором сдерживания спада реального ВВП в условиях жесткой денежно-кредитной политики явилось использование в платежном обороте коммерческих и банковских векселей.
Основным "стабилизирующим" фактором сдерживания спада реального ВВП явился рост неплатежей, включая просроченную задолженность по счетам поставщиков и ссудам банкам. Таким образом, можно сделать вывод, что поддержание минимальных темпов спада производства в определенной мере обеспечивалось немонетарным обращением конечных товарно-материальных ценностей (неплатежи, в значительной мере - вексельное обращение).

Воздействие денежно-кредитной политики на процессы в финансовом секторе

Государственный бюджет Республики Узбекистан исполнен в 1995 г. с дефицитом по отношению к ВВП в размере 2,9%, что значительно ниже уровня требований и рекомендаций международных валютных организаций. В 1994 г. государственный бюджет был исполнен с дефицитом 4,1% к ВВП. Такое снижение дефицита бюджета в 1995 г. по отношению к 1994 г. было достигнуто за счет роста доходной части бюджета по отношению к ВВП и относительного снижения доли расходной части государственного бюджета: если доходы бюджета в номинальном выражении в 1995 г. выросли по отношению к 1994 г. в 4,7 раза, то расходы выросли в 4,6 раза (см. таблицу 7).

Таблица 7

Исполнение государственного бюджета Республики Узбекистан в 1995 г.

 Показатели
 В % к доходу и  расходу
 в % ВВП
 ВВП
 
 
 Доходы, всего
100,0
30,1
 НДС
19,2
5,8
 Акцизы
26,8
8,1
 Налог на дохоы и прибыль
28,7
8,6
 Подоходный налог с насиления
9,6
2,9
 Налог на имущество
2,2
0,7
 Земльный налог
2,5
0,8
 Прочие поступления
11,0
3,3
 Расходы, всего
100,0
33,0
 Соцкультмероприятия
41,4
13,7
 Народное хозяйство
16,4
5,4
 Финансирование госкапвложений
18,8
6,2
 Содержание госуправления
3,0
1,0
 Прочие расходы
20,4
6,7
 Дефицит
 
2,9

Некоторый относительный рост доходной части бюджета был достигнут в основном за счет роста акцизного налога.
Особо следует отметить резкий рост поступлений по налогу на имущество, земельному налогу, подоходному налогу с населения.
Относительное сокращение расходной части бюджета в 1995 г. было достигнуто в основном за счет сокращения прочих расходов, доля которых во всех расходах упала с 36,2% в 1994 г. до 20,4% в 1995 г. Если все расходы бюджета в номинальном выражении выросли в 4,6 раза, то прочие расходы - всего в 2,6 раза. Снижение расходов также было достигнуто за счет сокращения соцкультмероприятий, доля которых во всех расходах упала с 43,4% в 1994 г. до 41,4% в 1995 г. При этом значительно возросла доля расходов на народное хозяйство и финансирование госкапвложений, что в значительной мере связано со структурной перестройкой, осуществляемой в народном хозяйстве Узбекистана.
В целом нагрузка расходной части государственного бюджета на ВВП упала с 33,3% в 1994 г. до 33,0% в 1995 г. Это свидетельствует об упорядочении и относительном сокращении государственных расходов, облегчении нагрузки на реальный сектор.
Одной из серьезных проблем для экономики страны является существование неплатежей, которые осложняют макроэкономическое управление, затрудняют оценку кредитоспособности предприятий, препятствуя тем самым естественному ходу экономических процессов и надлежащей кредитной деятельности банков. Особенно характерно данное явление для агропромышленного и машиностроительного комплексов.





ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Монетарная политика, денежно-кредитная политика, денежно-кредитная сфера, индекс потребления цен, номинальная ставка финансирования, ставка рефинансирования, банковские операции, кредитно-денежное регулирование, макроэкономическая стабилизация.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что включают в себя реформы методов и инструментов монетарной политики?
2. Какова ситуация в денежно-кредитной сфере Республики Узбекистан?
3. В чем заключается сущность кредитно-денежной политики современного государства?
4. Каким образом Центральный банк Узбекистана проводит операции на открытом рынке и как эти операции влияют на объем денежной массы в стране?
5. Как денежно-кредитная политика влияет на макроэкономическую ситуацию?



Содержание раздела