d9e5a92d

Прочие логистические концепции

- знать выходные спецификации и требования подведомственных производственно-логистических процессов и процедур;
- быть способным измерять результаты работы и контролировать логистические операции;
- быть хорошо подготовленным и снабженным необходимыми инструкциями;
- хорошо понимать конечную цель управления.
Как и в концепции точно в срок, в системе тощего производства одну из ключевых ролей играют взаимоотношения с надежными поставщиками. Партнерство с надежными поставщиками материальных ресурсов выражается в следующих основных моментах:
- поставщик это партнер, а не конкурент;
- продавец и покупатель материальных ресурсов координируют свои действия для успеха на рынке;
- продавец должен сертифицировать свою продукцию в соответствии с мировыми стандартами качества; покупатель не должен проверять качество исходных материальных ресурсов;
- продавец должен стремиться уменьшить цены на свою продукцию при стабильных длительных взаимоотношениях с покупателем;
- продавец должен кооперироваться с покупателем при внесении изменений в характеристики материальных ресурсов или разработке новых продуктов;
- продавец должен интегрировать свои логистические операции с логистической стратегией покупателя материальных ресурсов.
Конечной целью такого партнерства является установление длительных связей с ограниченным числом надежных поставщиков по каждому виду материальных ресурсов. В концепции тощего производства поставщики рассматриваются как часть собственной организации производственной, маркетинговой и логистической деятельности, обеспечивающей достижение миссии компании.

Такой подход к поставщикам, практически не требующий входного контроля материальных ресурсов, делает их настоящими партнерами по бизнесу и способствует интегрированию снабжения в логистическую стратегию фирмы. Поставщики материальных ресурсов должны удовлетворять следующие основные ожидания фирмы-производителя готовой продукции:
- доставка материальных ресурсов должна осуществляться в соответствии с технологией
- материальные ресурсы должны отвечать всем требованиям стандартов качества; входной контроль материальных ресурсов должен быть исключен;
- цены на материальные ресурсы должны быть как можно ниже из расчета длительных хозяйственных связей по поставкам, но цены не должны превалировать над качеством материальных ресурсов и доставки их потребителю;
- продавцы материальных ресурсов должны предварительно согласовать возникающие перед ними проблемы и трудности с потребителем;
- продавцы должны сопровождать поставки материальных ресурсов документацией (сертификатами), подтверждающей контроль качества их изготовления, или документацией по организации такого контроля у фирмы-производителя;
- продавцы должны помогать покупателю в проведении экспертиз или адаптации технологий к новым модификациям материальных ресурсов;
- материальные ресурсы должны сопровождаться соответствующими входными и выходными спецификациями.
Большое значение для реализации концепции тощего производства во внутрипроизводственной логистической системе имеет всеобщий контроль качества на всех уровнях производственного цикла. Как правило, большинство западных фирм использует при контроле качества своей продукции концепцию всеобщего управления качеством и серию стандартов ISO-9000. В процессах изготовления продукции и управления потоками материальных ресурсов в системе тощего производства обычно выделяют пять составляющих, которые мы обозначим соответствующими символами:
т-| трансформация (материальные ресурсы превращаются в готовую продукцию);
инспекции (контроль на каждом этапе производственного цикла);
ф транспортировка (материальных ресурсов, запасов незавершенного производства и готовой продукции); д складирование (материальных ресурсов, запасов незавершенного производства и готовой продукции);
О задержки (в производственном цикле).
Логистическое управление этими компонентами должно быть направлено на реализацию целей систем тощего производства. В этом плане необходимыми элементами являются трансформация и транспортировка; инспекции качества нужно проводить как можно реже ( в соответствии с концепцией всеобщего управления качеством), а элементы складирование и задержки вообще исключить.

Иными словами, необходимо убрать бесполезные операции, что является девизом концепции тощего производства.
Рассмотрим на условном примере, как можно трансформировать производственный процесс из обычного (часто встречающегося на практике) в процесс, соответствующий LP-потоку (рис. 6.8). В левой части схемы представлен типовой производственный цикл изготовления продукции с так называемым широким потоковым процессом.



На схеме обозначены соответствующие этому циклу операции.
Как видно из сравнения схем, устранение бесполезных операций, таких, как складирование и ожидания в производственном цикле, приводит к существенному сокращению непроизводительных логистических издержек и длительности производственного периода.
Еще одним элементом систем тощего производства является принцип тянущих систем, частично рассмотренный нами выше. Применительно к данной концепции этот принцип означает: отсутствие складов, только минимальные запасы на полках, все запасы на рабочих местах, т. е. следует использовать только те компоненты, которые необходимы для удовлетворения заказа потребителя.

В подобных системах уменьшение запасов на сборке, вызванное рыночным спросом, продуцирует автоматическую диспетчеризацию заказов для производственных участков. Это, в свою очередь, активизирует цепь заказов обратной связи от внутренних поставщиков, и в конечном итоге заказ доходит до внешнего поставщика.

Схема, иллюстрирующая метод тянущей системы, приведена на рис. 6.9.
Рассмотренные примеры основных микрологистических концепций и систем, конечно, не исчерпывают всего их многообразия. В западной экономической литературе исследованию подобных систем посвящено большое число работ по логистическому и операционному менеджменту.

Следующий раздел посвящен описанию некоторых из наиболее распространенных логистических концепций и систем.

Прочие логистические концепции


В зарубежной практике среди прочих микрологистических концепций за последнее десятилетие большое распространение получили различные варианты концепции реагирования на спрос {demand-driven techniques, DDT). Эта концепция в основном разрабатывалась как модификация концепции планирования потребностей/ресурсов в плане улучшения реакции на изменение потребительского спроса.

Наиболее известными являются четыре варианта концепции: точки заказа (перезаказа), быстрого реагирования, непрерывного пополнения запасов и автоматического пополнения запасов.
Концепция точки заказа {перезаказа) {re-orderpoint, ROP) использует одну из старейших методик контроля и управления запасами, основанную на точке заказа {перезаказа) и статистических параметрах расхода продукции. Эта концепция применяется для определения и оптимизации уровня страховых запасов в целях элиминирования колебаний спроса. Эффективность метода ROP в значительной степени зависит от точности прогнозирова-
Заказ
потребителя



Рисунок 6.9. Принцип работы тянущей системы: МР материальные ресурсы; ГП готовая продукция
ния спроса, вследствие чего он долгое время не пользовался популярностью у логистических менеджеров. Так как прогнозы потребительского спроса на готовую продукцию не отличались особой точностью, практического применения метод ROP в логистике не находил. Возрождение метода связано с революцией в информационных технологиях, когда появилась возможность получать и обрабатывать информацию о спросе из каждой точки продаж с помощью современных телекоммуникационных и информационно-компьютерных систем.

Этому же способствовали новые гибкие производственные технологии, значительно уменьшившие длительность производственно-логистических циклов. Сфера использования концепции ROP это в основном регулирование уровня страховых запасов, причем в тех или иных вариантах определения точек заказа используются другие методы реагирования на спрос.
Микрологистические концепции быстрого реагирования, непрерывного пополнения запасов и автоматического пополнения запасов базируются на методологии реактивного отклика на предполагаемый спрос путем концентрации или быстрого пополнения запасов в точках рынка, близких к прогнозируемому расширению спроса. Эти концепции имеют определенное сходство, так как в основном нацелены на максимальное сокращение времени реакции логистической системы на изменение спроса и даже на превентивные решения по управлению запасами готовой продукции, предвосхищающие динамику спроса.
Концепция быстрого реагирования (quick response, QR) представляет собой логистическую координацию между розничными торговцами и оптовиками с целью улучшения продвижения готовой продукции в их распределительных сетях в ответ на предполагаемые изменения спроса. Реализация этих концепций осуществляется путем мониторинга продаж в розничной торговле и передачи оптовикам информации об объеме продаж по специфицированной номенклатуре и ассортименту и от оптовиков производителям готовой продукции.

Информационная поддержка обеспечивает разделение процесса быстрого реагирования между розничными торговцами, оптовиками и производителями. Например, розничные торговцы могут потребовать от фирмы-производителя сократить длительность производственного периода с 15 до 13 дней, а цикл пополнения запасов от поставщиков с шести до трех дней.

Совершенствование информационных технологий способствует уменьшению неопределенности в сроках доставки готовой продукции, производстве и пополнении запасов, открывая возможности максимально гибкого взаимодействия партнеров в интегрированных логистических сетях. Применение концепции быстрого реагирования позволяет уменьшить запасы готовой продукции до требуемого уровня, но не ниже величины, способной быстро удовлетворить потребительский спрос, и в то же время значительно повысить оборачиваемость запасов.
Логистическая стратегия непрерывного пополнения запасов (continuous replenishment, CR) является модификацией концепции быстрого реагирования и предназначена для устранения необходимости в заказах на пополнение запасов готовой продукции. Целью данной стратегии является установление эффективного логистического плана, направленного на непрерывное пополнение запасов готовой продукции у розничных торговцев. Путем ежедневной обработки информации об объеме продаж у розничных торговцев и отправок готовой продукции от оптовиков поставщик (фирма-производитель) рассчитывает необходимую суммарную потребность в количестве и ассортименте товаров.

Затем достигается соглашение между поставщиком, оптовиками и розничными торговцами на пополнение их запасов готовой продукции путем подписания обязательства по закупкам. Поставщик на основе обработки информации о продажах и прогнозе спроса непрерывно (или с высокой периодичностью) пополняет запасы у розничных торговцев непосредственно или через оптовых посредников.

В некоторых случаях для сокращения времени пополнения применяется сквозной фрахт или прямая доставка готовой продукции розничным торговцам, минуя оптовиков. Согласно концепции непрерывного пополнения запасов, для эффективной работы необходимо выполнение двух основных условий: во-первых, должна быть обеспечена достоверная информация от розничных торговцев и надежная доставка готовой продукции; во-вторых, размеры грузовых отправок должны максимально соответствовать грузовместимости транспортных средств.
Дальнейшим развитием стратегий быстрого реагирования и непрерывного пополнения запасов явилась логистическая концепция автоматического пополнения запасов (automatic replenishment, AR). Данная концепция обеспечивает поставщиков (производителей готовой продукции) необходимым набором правил для принятия решений по товарным характеристикам и категориям.

Товарная категория представляет собой комбинацию размеров, цвета и сопутствующих товаров, обычно представленных вместе в определенной торговой точке розничной сети. Путем применения стратегии автоматического пополнения запасов поставщик может удовлетворить потребности розничных торговцев в товарной категории за счет устранения необходимости отслеживания единичных продаж и уровня запасов для товаров быстрой реализации. Реакция на товарную категорию позволяет поставщикам увеличивать гибкость и эффективность пополнения запасов.

Управление запасами у розничных торговцев повышает их ответственность за надежность поставок и поддержание уровня запасов в соответствии со спросом. С позиций розничных торговцев
результатом внедрения логистической стратегии автоматического пополнения запасов является файл пополнения страховых запасов, сконструированный таким образом, чтобы максимизировать объем продаж для товарной категории. Эта стратегия позволяет также уменьшить затраты розничных торговцев, связанные с разделением запасов и обеспечением надежности их пополнения.
Хотя логистические стратегии быстрого реагирования, непрерывного пополнения запасов и автоматического пополнения запасов направлены в большей степени на удовлетворение запросов розничных торговцев, они обеспечивают также определенную выгоду от интегрированных взаимоотношений для производителей и оптовиков. Существуют две основные причины подобного альянса.

Первая связана с тем, что информационные потоки, отражающие требования покупателей, процедуры заказов и графики доставки готовой продукции, обеспечивают поставщиков (производителей и оптовых торговых посредников) лучшим видением проблемы управления запасами в дистрибьюции. Производители и Оптовики могут лучше планировать поставки, когда они знают объем продаж и уровень запасов готовой продукции у розничных торговцев, в распределительных центрах и на производстве.

Это лучшее видение помогает поставщикам быстрее реагировать на изменение спроса, решать вопросы об организации сбора заказов, размещении складов и производственных подразделений. Информированность в интегрированных распределительных каналах помогает поставщикам устанавливать приоритеты в производстве и распределении между отдельными товарами и группами потребителей.

Вторая причина развития интегрированных логистических систем связана с тем, что учет факторов времени и информации способствует лучшей координации деятельности партнеров (звеньев логистической системы) в распределительной сети. Альянс между звеньями логистической системы, основанный на обмене информацией и уменьшении рисков, способствует улучшению их операционной эффективности, установлению длительных партнерских взаимовыгодных отношений.

ЛИТЕРАТУРА


1. Новиков О. А., Уваров С. А. Коммерческая логистика: Учебное пособие. СПб.: СПбУЭиФ, 1995.
2. Гаджинский А. М. Основы логистики: Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1995.
3. Залманова М. Е. Логистика: Учебное пособие. Саратов: СГТУ, 1995.
4. Неруш Ю. М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1997.
5. Плоткин Б. К. Основы теории и практики логистики: Методические указания. СПб.: СПбГУЭФ, 1996.
6. Промышленная логистика: логистикоориентированное управление организационно-экономической устойчивостью промышленных предприятий в рыночной среде / Колл, авторов: И. Н. Омельченко, А. А. Колобов, А. Ю. Ермаков, А. В. Киреев/Под ред. А. А. Колобова,М.: МГТУ, 1997.
7. Родников А. Н. Логистика: Терминологический словарь. М.: Экономика, 1995.
8. Сергеев В. И. Менеджмент в бизнес-логистике. М.: ФИЛИНЪ, 1997.
9. Транспортная логистика: Учебное пособие/Под ред. Л. Б. Миро-тина.

М.: МГАДИ, 1996.



Содержание раздела