d9e5a92d

Парадигмы логистики

В связи с этим оформление такой документации целесообразно выполнять непосредственно получателем или отправителем грузов, привлекающим для этого специальных работников декларантов. С точки зрения требований логистики товаропоток должен проходить все пункты своей траектории с одинаковой скоростью и интенсивностью.

В экспортно-импортных поставках одним из таких пунктов является таможенная граница, или таможня.
В пункте таможни возможны замедление или приостановка товарного потока. Для ускорения процесса товародвижения и, вообще, для нейтрализации таможенного риска таможня должна быть включена в логистическую систему в качестве ее институциональной инфраструктуры.

Это означает, что в составе логистических служб (закупокснабжения, реализациисбыта, транспортировки) оптовых покупателей и оптовых продавцов предусматривается представительство таможенной службы или делегирование таможенных функций: таможенные формальности (оформление документов, уплата пошлин и сборов) должны выполняться заранее в начальной или конечной точках товаропотока. Поскольку во внешнеэкономической деятельности товародвижение в значительной мере определяется таможенным регулированием, то правомерно говорить о специфической таможенной логистике как самостоятельной отрасли коммерческой логистики со своими принципами, методами и техническими средствами.
Таким образом, одним из направлений логистической деятельности является определение и отслеживание возможных рисков на всем движении товаропотока. Для той или иной конкретной реализации логистической системы необходимо оценить вероятность каждого риска либо, что то же самое, надежность или вероятность отказа системы, нарушение функционирования составляющих (звеньев, элементов) данного логистического процесса. Знание этих вероятностей необходимо для оценки эффективности управления, с одной стороны, и внешнего страхования с другой.

Вероятность риска определяется статистическими методами по фактическим данным о выполненных логистических процессах.
Риски и страхование в логистической деятельности описываются в общем виде рядом зависимостей.
1. Величина страховых премий (взносов) (с) есть функция от вероятности риска (Р):
с = f(p). (5)
2. Вероятность риска есть функция от множества факторов:
p=f(xvx2.....х},...,хд) или p = f({Xj}). (6)
3. Множество факторов, влияющих на риски, состоит из трех подмножеств:
- внутренние факторы А1, структура, организация и управление логистической системы, состояние технических средств, их моральный и физический износ, уровень развития инфраструктуры и др.;
- внешние факторы Хп природные явления, форс-мажорные обстоятельства, действия партнеров, ситуации на путях перемещения товаропотоков и др.;
- человеческий фактор действия персонала логистической системы, определяемые квалификацией, компетентностью, знаниями и навыками, т. е.
Ц} с х, и xlt W хт. (7)
4. Размер страховых премий (взносов) для имущества /-го вида
(с,):
с, = siPi + d, (8)
где Sj страховая сумма имущества /-го вида;
вероятность риска (отказа) имущества в процессе эксплуатации или вероятность наступления страхового случая;
dt непредвиденные расходы и прибыль страховщика.
5. Соотношение страховой суммы з, и страховой стоимости к(: Причем предпочтительно, когда 6. Чрезмерное страхование: При чрезмерном страховании договор страхования признается недействительным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость. Возможно частичное страхование, при котором страховщик принимает на себя ущерб пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости.
7. Величина ущерба м,:
и, = р(. + ті + /; + at, (12)
где Рі цена вновь приобретаемого имущества;
ті затраты на доведение имущества до работоспособного состояния (доставка, монтаж, настройка и регулирование, испытания и др.);
/, косвенный ущерб (упущенный доход, неустойка за невыполнение обязательства, утрата клиентуры и др.); at ущерб, определяемый временем доведения имущества до работоспособного состояния; причем а суточная ставка ущерба, / время.
8. Эффективность страхования для страховщика:
ІС( Sj . (13)
9. Эффективность страхования для страхователя:
u, s, или иій8І+а, (14)
где а накопленный амортизационный фонд для данного имущества.
10. Условие взаимной выгоды страхования для страхователя и страховщика:
U, =s, (15)
Страхование в логистических системах процесс сложный и многовариантный, требующий проведения комплекса расчетов для оптимальных условий страхования. Эти условия должны быть учтены в договоре страхования. Конкуренция на рынке страховых услуг дает возможность достичь взаимной коммерческой выгоды как для страхователя, так и для страховщика.



В любом случае забота о безотказной работе логистической системы, о ее эффективности лежит на непосредственных участниках логистического процесса.

Парадигмы логистики


Эволюция логистической концепции тесно связана с парадигмами в логистике. Исторически сложились четыре основные парадигмы:
- аналитическая,
- технологическая (информационная),
- маркетинговая,
- интегральная.
Вокруг этих фундаментальных парадигм на Западе сконцентрировались определенные научные школы, группы исследователей и логистические сообщества.
Аналитическая парадигма представляет собой первоначальный классический подход к логистике как к теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками в производстве и обращении. Примером концентрации исследований вокруг аналитической парадигмы являются американские университеты, где логистика одна из основополагающих дисциплин. Аналитическая парадигма логистики основана на теоретической базе, использующей при исследованиях методы и модели теории управления запасами, исследования операций, экономической кибернетики, методы математической статистики и др.

Характерной особенностью применения аналитической парадигмы является построение достаточно сложной экономико-математической модели, отражающей специфику решаемой логистической проблемы. При этом проблема должна быть четко определена, а модель реализуема, что достичь достаточно трудно, учитывая сложность, большую размерность и стохастичность логистических объектов (особенно интегрированных логистических систем). Кроме того, реализация подобных моделей требует огромного массива исходной информации и разработки сложных алгоритмов принятия решений в логистическом управлении.

Указанные особенности привели к тому, что область практического применения логистических моделей и задач, основанных на аналитической парадигме, сужена в основном до внутрипроизводственных логистических систем. Для большинства фирм, заинтересованных в интегральном подходе к логистическим исследованиям, классическая, аналитическая парадигма мало приемлема.
Технологическая парадигма появилась в 1960-х годах и тесно связана с бурным развитием информационно-компьютерных технологий. Философия данной парадигмы заключается в том, что, с одной стороны, можно сформулировать общую проблему управления материальным потоком логистического объекта, а с другой построить информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы.

Основной акцент этой парадигмы сделан на административных функциях компании: планировании, закупке материальных ресурсов, производстве, дистрибьюции готовой продукции и др. Поддержка совокупного процесса управления материальным потоком осуществляется с использованием информационно-компьютерных систем учета, связи (телекоммуникаций), контроля и принятия решений.
Теоретической основой технологической парадигмы является системный подход, который применяется как для моделирования самих логистических объектов, так и для построения систем информационно-компьютерной поддержки. Основные стратегии логистического управления состоят в том, чтобы автоматизировать тривиальные задачи и использовать информационно-компьютерную поддержку для решения более сложных логистических задач.

При этом оптимизация процесса управления материальным потоком не является целью в рамках данной парадигмы.
Практическим примером использования технологической парадигмы являются широко распространенные системы планирования потребностей/ресурсов, применяемые во внутрифирменном планировании и управлении запасами и закупками материальных ресурсов, а также поставками готовой продукции потребителям. Наряду с этим решаются и отдельные задачи оптимизации, например определение оптимальной партии поставки (заказа) или уровня запасов продукции в элементах логистических систем типа оптимальных производственных технологий.

В то же время логистические системы, построенные на принципах использования технологической парадигмы, не обладают необходимой гибкостью и динамичностью, требуемыми на современном этапе развития рыночной экономики, например для регулирования отношений производителей с поставщиками и конечными потребителями продукции.
С начала 1980-х годов и до настоящего времени в ряде индустриально развитых стран Запада при построении фирменных логистических систем часто применяется маркетинговая парадигма. Модели, использующие эту парадигму, имеют целью описать и объяснить отношения между логистической системой и возможностями фирмы в конкурентной борьбе. Проектируемая логистическая система должна реализовывать стратегическую цель фирмы стратегию конкуренции на рынке сбыта продукции, что требует решения таких маркетинговых задач, как изучение рынка, определение конкурентных позиций фирмы, прогнозирование спроса на продукцию и т. п.
Научной базой данной парадигмы являются в основном экономические и социальные дисциплины: экономика и организация производства, стратегия, операционный менеджмент, управление персоналом и качеством продукции, маркетинг, социальная психология и др. Математическую основу парадигмы составляет теория вероятностей, математическая статистика, методы исследования операций. Необходимо отметить, что модели логистических объектов, использующие эту парадигму, являются в определенной степени абстрактными, имеют большую размерность.

Многие переменные таких моделей носят качественный характер, что затрудняет получение простых аналитических решений.
Примером практического использования маркетинговой парадигмы за рубежом является система LRP (logistics requirements planning system) система контроля входных, внутренних и выходных материальных потоков на уровне фирмы, территориально-производственных объединений и макрологистических структур. Система LRP известна также под названием система управления логистической цепью (supply chain management system). Система LRP обеспечивает: концептуальный маркетинговый подход к управлению запасами в распределительных сетях и внутри производственных подразделений объекта; прогнозирование потребностей в материальных ресурсах, спроса на готовую продукцию и потребности в транспортных средствах; определение оптимального числа звеньев в логистической цепи и т. д.
В практических задачах построения логистических систем указанные три фундаментальные парадигмы, как правило, комбинируются. В то же время в последние годы на Западе укоренилась и активно распространяется новая логистическая парадигма, которую большинство исследователей называют интегральной.

Эта парадигма, по существу, развивает маркетинговую, учитывая при этом новые предпосылки бизнеса на современном этапе, частично уже рассмотренные нами.
Основными предпосылками интегральной парадигмы логистики являются следующие:
- существует новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в реализации конкурентных возможностей фирмы;
- имеются достаточно широкие перспективы интеграции между логистическими партнерами, развития новых организационных (структурных) отношений;
- технологические возможности, в частности в области гибких автоматизированных производств и информационно-компьютерных технологий, радикально изменились и открыли новые горизонты контроля и управления во всех сферах производства и обращения продукции.
Чтобы быть конкурентоспособной на рынке, фирме необходимы гибкость и динамичность, т. е. быстрая адаптация к изменяющимся условиям рыночной среды и спроса на продукцию. Таким образом, как уже отмечалось, важнейшее значение приобретает фактор времени. При этом должны сокращаться все временные фазы жизненного цикла изделия (логистического цикла): время на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, время поставки сырья и материалов, время производства, время обработки заказа, время дистрибьюции готовой продукции и т. д. Для сокращения длительности производственного периода компании часто стремятся к узкой специализации, однако при этом возникает потребность в интеграции с логистическими посредниками в распределительных системах.

Важность фактора времени в современной интегрированной логистике была подчеркнута возникновением специальных терминов менеджмент длительности производственного периода (time-based management), или логистика длительности производственного периода (time-based logistics).
Усложнение рыночных отношений и усиление конкуренции в настоящее время приводят к трансформации логистических систем, выражающейся в следующих основных моментах:
- возрастает скорость материальных потоков. Увеличиваются интенсивность и сложность материальных и информационных потоков. Усложняются финансовые взаимоотношения между логистическими посредниками;
- сокращается число звеньев (агентов) логистической цепи. Уменьшается число взаимосвязей в рамках организационно-экономических отношений в логистических системах, но сложность их возрастает;
- уменьшается надежность логистической цепи, так как практически исчезают материальные запасы в производстве и распределительных сетях..
Следствием этих тенденций является увеличение потенциальной неустойчивости логистических систем. Для повышения их устойчивости и надежности при достижении стратегических целей бизнеса необходима дальнейшая интеграция как в самой логистической цепи, так и с динамической внешней средой. Использование для решения этой задачи традиционных парадигм,
как правило, не приводит к положительному результату. Аналитическая парадигма не способна формализовать адекватным способом сложные динамические системы. Попытки приспособить технологическую парадигму к изменившимся условиям приводят лишь к распространению старой идеологии планирования потребностей/ресурсов или оптимальных производственных технологий на новые организационно-экономические структуры бизнеса, что не дает положительного эффекта и порождает неадекватные информационные системы.

Применение маркетинговой парадигмы хотя и позволяет получить отдельные оптимальные решения, но генерирует новые проблемы, не обеспечивая конструктивного интегрального подхода.
Сущность новой, интегральной парадигмы заключается в рассмотрении логистики как некоего инструмента менеджмента, интеграции различных функций, связанных материальным потоком, для достижения целей бизнеса. Проиллюстрируем смысл интегральной парадигмы на схеме (рис.

5.1). Рис.

5.1а отражает традиционный логистический подход, основанный на специфических функциях бизнеса: закупке, производстве, продаже и соответствующем теоретическом аппарате (инжиниринге, микроэкономике, организации производства, операционном менеджменте, физическом распределении). В этом смысле с концептуальных позиций логистика имеет известный потенциал интеграции в рамках материального потока, однако она рассматривается в основном





Рисунок 5.1. Интегральная парадигма логистики: а традиционный логистический подход; б интегральный логистический подход как координирующая гиперфункция, преследующая цель компенсации осуществляемой не в полном объеме интеграции с партнерами по бизнесу.
Новые перспективы логистики, основанные на интегральной парадигме, проиллюстрированы на рис. 5.16.

Эта модель представляет материальный поток в качестве интегратора, причем интегрирующая функция может распространяться на несколько фирм, организаций, логистических посредников, обобщенных функций, компьютерных информационных систем и финансовых институтов. Единственным необходимым условием является наличие взаимодействия указанных объектов (элементов интегрированной логистической системы) либо с управляемым материальным потоком непосредственно, либо опосредованно через информационные или финансовые потоки.

Таким образом, логистическая система, согласно новой, интегральной парадигме, рассматривается как единое целое, как интегрированная система, реализующая цели бизнеса во всех своих звеньях от поставщика до конечного потребителя (покупателя).
Интегральная парадигма отражает новое понимание бизнеса, где отдельные фирмы, организации, системы рассматриваются как некоторые центры логистической активности, прямо или косвенно связанные в едином интегральном процессе управления материальным потоком для наиболее полного удовлетворения запросов покупателей в соответствии с целями бизнеса. Основой подобного интегрального подхода являются: концепция всеобщего управления качеством, японские системы контроля качества продукции, интегрированные системы дистрибьюции товаров, концепции точно в срок, тощего производства и др.
На интегральной парадигме базировалось, например, создание такой логистической системы, как ISCIS (Integrated Supply Chain Information System) интегрированной информационной системы, обслуживающей логистический канал. Система ISCIS реализует интегральную координацию логистических систем и их звеньев на микро- и макроуровнях как по материальным, так и по информационным потокам с помощью режима on line обработки сообщений в телекоммуникационных сетях.

Информационное обеспечение системы унифицировано международным стандартом ISO 9735 - EDIFACT.
Интегральная парадигма успешно используется и при синтезе макрологистических структур. Например, создание мировой сети центров торговли (trade points) в рамках Международной программы ООН по повышению эффективности мировой торговли (программа UNCTAD 19952005 гг.) во многом базируется на интегральной логистической концепции.
Таким образом, в фирменных логистических системах материальный поток рассматривается как интегрирующий фактор, объединяющий весь жизненный цикл изделия: от идеи к конструкции, затем производству, распределению, продаже, послепродажному сервису, после чего цикл возобновляется в соответствии с меняющимися запросами покупателей.
В соответствии с новой, интегральной парадигмой определение логистики звучит следующим образом: Логистика представляет собой общую точку зрения: стратегическую, тактическую, операционную на компанию и ее партнеров по бизнесу с материальным потоком в качестве интегратора. Раскроем более подробно смысл некоторых частей данного определения.
Общая точка зрения означает, что логистическая деятельность направлена прежде всего на достижение синергии организационных единиц, систем, использующих различные концепции организации производства и управления качеством и т. п. Значение слов стратегическая, тактическая, операционная заключается в том, что отправной точкой является цель, а не существующие функции системы. Компания и ее партнеры по бизнесу означает, что логистические посредники помогают фирмепроизводителю товара достичь цели ее бизнеса, реализуя при этом и свои цели, например получение прибыли.

Кроме того, это означает, что фирма-производитель не может не учитывать интересов своих партнеров дилеров, торговых посредников, компаний-дистрибьюторов, банков и т. п. Значение выражения материальный поток в качестве интегратора заключается в том, что с материальным потоком нужно обращаться как с единым целым, а не как с рядом независимых процессов.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что логистика это некая метадисциплина,объектом исследования и оптимизации которой является материальный поток. Новая, интегральная парадигма представляет собой ситуационную и комбинационную перспективу при организации бизнеса как на внутрифирменном (микроуровне), так и на различных макроуровнях, например региональном, международном и т. д. Важнейшее значение при этом имеет согласование локальных критериев оптимизации функционирования элементов (центров активности) логистической структуры, таких, например, как максимизация прибыли или минимизация логистических издержек, с глобальной бизнес-целью структуры, интегрируемой единым материальным потоком.

Методология и научная база логистики


Рассматривая парадигмы логистики, мы частично касались некоторых методологических и научных аспектов, используемых в теоретических и практических логистических исследованиях и разработках. Современная теория логистики и логистического менеджмента в концептуальном плане базируется на методологии:
- системного анализа,
- кибернетического подхода,
- исследования операций,
- экономико-математического моделирования.
Для решения конкретных проблем, возникающих при анализе и проектировании логистических систем и методов управления на разных экономических уровнях, более детально используются методы программно-целевого планирования, функционально-стоимостного анализа, макро- и микроэкономики, прогнозирования, моделирования и т. п.
Научную базу логистики составляет широкий спектр дисциплин:
- математики (теория вероятностей, математическая статистика, теория случайных процессов, математическая теория оптимизации, функциональный анализ, теория матриц, факторный анализ и др.);
- исследования операций (математические методы оптимизации (линейное, нелинейное и динамическое программирование, теория игр, теория статистических решений), теории массового обслуживания, управления запасами, методы имитационного моделирования, сетевого планирования и др.);
- технической кибернетики (теории больших систем, прогнозирования, общая теория управления, теории автоматического регулирования, графов, идентификации, информации, связи, расписаний, оптимального управления и др.);
- экономической кибернетики и экономики (теория оптимального планирования, методы экономического прогнозирования, маркетинг, менеджмент, стратегическое и оперативное планирование, производственный (операционный) менеджмент, ценообразование, всеобщее управление качеством, управление персоналом, дистрибьюция, организация продаж, предпринимательство, финансы, бухгалтерский учет, управление проектами, управление инвестициями, социальная психология, экономика и организация транспорта, складского хозяйства, торговли и др.).
Уже это простое перечисление показывает, какой огромный научный потенциал, накопленный человечеством за предыдущие десятилетия, используется в современных логистических исследованиях и разработках. В ретроспективном периоде при анализе и проектировании логистических систем, методов и приемов логистического менеджмента были разработаны и апробированы многие методологические принципы, основными из которых в настоящее время являются:
- системный подход, который проявляется в рассмотрении всех элементов логистической системы как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели управления. Отличительной особенностью системного подхода является оптимизация функционирования не отдельных элементов, а всей логистической системы в целом;
- принцип общих затрат, т. е. учет всей совокупности издержек управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в логистической цепи. Как правило, критерий минимума общих логистических затрат является одним из основных при оптимизации логистических систем;
- принцип глобальной оптимизации. При оптимизации структуры или управления в проектируемой логистической системе необходимо согласование локальных целей функционирования элементов (звеньев) системы для достижения глобального оптимума;
- принцип логистической координации и интеграции. В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев логистической системы (цепи) в управлении материальными (информационными, финансовыми) потоками при реализации целевой функции;
- принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки. При анализе, проектировании и оптимизации объектов и процессов в логистических системах и цепях широко используются различные модели: математические, экономико-математические, графические, физические, имитационные (на ЭВМ) и др.



Содержание раздела