d9e5a92d

Логистическая миссия и логистическая среда фирмы

п. Эти и другие задачи операционного менеджмента решаются, например, микрологистическими внутрипроизводственными системами типа планирования потребностей/ресурсов, оптимальных производственных технологий, KANBAN и др.
К одной из ключевых логистических функций относится и ценообразование. Стратегия ценообразования тесно связана с маркетинговой и логистической стратегиями фирмы-производителя продукции.

Логистическая стратегия задает уровень общих логистических издержек, составляющих базу цены готовой продукции, а от маркетинговой стратегии зависит планируемый уровень рентабельности и окончательная цена продажи готовой продукции потребителю, определяемая конъюнктурой рынка, уровнем цен конкурентов и прогнозами спроса.
К поддерживающимлогистическим функциям обычно относят:
- складирование;
- грузопереработку;
- защитную упаковку;
- обеспечение возврата товаров;
- обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание;
- сбор возвратных отходов;
- информационно-компьютерную поддержку.
Складирование представляет собой логистическую функцию управления пространственным размещением запасов и предусматривает выполнение таких задач, как определение числа, типа и дислокации складов; объема (площади) хранения материальных ресурсов, готовой продукции; планирования размещения запасов; проектирования зон транспортировки, сортировки, погрузки-разгрузки; выбор погрузочно-разгрузочного и другого складского оборудования и т. п.
Грузопереработка (обработка грузов) обычно осуществляется параллельно со складированием и также обеспечивает функцию поддержания запасов. Элементарные логистические операции, из которых складывается процесс грузопереработки, представляют собой перемещение материальных ресурсов или готовой продукции на складе, размещение продукции на складских стеллажах и т. п. Данная комплексная логистическая функция обычно связана с выбором технологического оборудования для организации перемещения грузов по складу, погрузочно-разгрузочного оборудования; организацией процедур сортировки, консолидации или комплектования грузов для выполнения заказов и транспортировки; поддержанием рационального объема грузооборота склада и т. д.
В процессах дистрибьюции готовой продукции производителей важная роль принадлежит защитной упаковке, обеспечивающей сохранность грузов, доставляемых потребителям различными видами транспорта. Кроме того, упаковка имеет большое значение в маркетинге, так как от ее привлекательности в значительной степени зависит потребительский спрос.

Применение в физическом распределении стандартных типоразмерных рядов тары и упаковки позволяет значительно снизить логистические издержки за счет согласования объемных модулей тары и упаковки с грузовместимостью транспортных средств, а также технологическими параметрами складских помещений и грузоперерабатывающего оборудования.
К логистическим поддерживающим функциям относятся также различные процедуры возврата товаров, которые по каким-то причинам не удовлетворяют покупателей или не прошли гарантийного срока службы. Наряду с организацией сервисного обслуживания, ремонта оборудования и обеспечения потребителей запасными частями процедуры возврата готовой продукции пред-приятиям-изготовителям образуют систему послепродажного сервиса, которую иногда относят к ключевым логистическим функциям.
В процессах производства и сбыта готовой продукции возникают так называемые вторичные материальные ресурсы, которые состоят из отходов производства (возвратных и невозвратных) и отходов производственного и личного потребления. Вто-



ричные материальные ресурсы образуют специфические материальные потоки, управление которыми в настоящее время также относят к объекту исследования логистики.
Современные логистические системы не могут функционировать без информационно-компьютерной поддержки.Во многомименно электронная обработка информации о материальных и финансовых потоках, автоматизация документооборота при организации товародвижения, планирование, организация, регулирование, учет, контроль и анализ материальных потоков на компьютерах в снабжении, производстве и сбыте сделали возможной реализацию современной интегральной концепции логистики. Информационно-компьютерная поддержка применяется в настоящее время практически для всех логистических действий как на микро-, так и на макроэкономическом уровне.
Рассмотренные логистические функции являются основными, но не исчерпывают всего их многообразия в плане возможных действий над материальными потоками, потоками услуг и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в современном бизнесе.


На рис. 3.1 представлена схема-классификация логистических операций и функций. На схеме дополнительно в качестве одной из ключевых логистических функций показано физическое распределение. В западной экономической литературе до сих пор продолжается дискуссия об этой комплексной логистической функции.

Некоторые западные исследователи считают физическое распределение чуть ли не синонимом логистики, другие подменяют им понятие дистрибьюция. На наш взгляд, это связано с эволюцией логистической концепции на Западе, когда в период с 1950-х до середины 1970-х годов термин физическое распределение, по существу, использовался вместо термина логистика, но в понятийном плане представлял собой менеджмент готовой продукции в товаропроводящих структурах сбыта фирм-произво-дителей продукции и торговых посредников (см. главу 1, рис. 1.1).

Не противоречя значению, вкладываемому в это понятие западными исследователями, можно дать следующее определение: фи-зическоераспределение это комплекснаялогистическая функция, являющаяся составной частью процесса дистрибьюции и включающая в себя все логистические операции, связанные с физическим перемещением и хранением готовой продукции в товаропроводящих структурах производителей и (или) логистических посредников.
Логистические операции и функции задаются начальными условиями, параметрами внешней среды, альтернативами стратегии, характеристиками целевой функции. Для определения объема логистических операций и функций фирмы следует учитывать внешние, межцеховые, межучастковые, межоперационные, внут-рискладские и прочие грузопотоки, которые зависят от целого ряда факторов, и в первую очередь, от уровня организации производства. Факторы, влияющие на объем логистических операций и функций, могут быть сгруппированы в следующие группы:
1. Отраслевые факторы:
- номенклатура, габариты и масса потребляемых фирмой материалов и комплектующих изделий;
- число поставщиков материальных ресурсов;
- число получателей готовой продукции;
- существующая система организации внешних перевозок (централизованные перевозки, перевозки, осуществляемые фирмой или ее партнерами);
- наличие проектно-технологических организаций для разработки проектов совершенствования комплекса логистических операций;
- наличие посреднических фирм, занимающихся комплексной поставкой материальных ресурсов;
- наличие инновационных пусконаладочных предприятий.
2. Региональные факторы:
- существующая в регионе система связей с поставщиками материальных ресурсов и потребителями продукции фирмы (непосредственная, через оптовые базы в регионе или вне его);
- наличие специализированных предприятий по обеспечению перевозок внутри региона, специализированных предприятий по изготовлению и ремонту стандартных средств механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ и тары.
3. Внутрипроизводственные факторы:
- габариты и масса изготовляемой продукции;
- объем выпуска продукции;
- тип производства (единичное, мелкосерийное, крупносерийное, массовое);
- форма организации производственного процесса (технологическая, предметная, подетальная специализация);
- генеральный план предприятия (взаимное расположение производственных подразделений и складов, рельеф местности, наличие подъездных путей);
- компоновка технологического оборудования;
- строительные характеристики складских и производственных помещений (число пролетов, высота, допустимая нагрузка на пол и перекрытия и пр.).
На объем логистических операций, обслуживающих межцеховые грузопотоки, значительное влияние оказывает сложность производственной структуры, существующая система складирования и организации межцеховых перевозок. В зависимости от этих факторов межцеховые грузопотоки могут значительно превышать объем внешних грузопотоков предприятия.
Модель определения объема логистических операций для материальных потоков логистической системы фирмы будет иметь следующий вид:
Оло = ІоГ + Хо,с,
/=) /=1
где Оло общий объем логистических операций:
0,п объем логистических операций на грузопотоках логистической системы (/' =1, п число грузопотоков логистической системы);
Оу объем логистических операций на складах логистической системы (J =1, к число складов логистической системы).
В наиболее распространенной организационной структуре предприятия общий объем логистических операций рассчитываются по следующей формуле:
Оло=+0зс+мц+с,+о:У+о:0,
где 0н объем логистических операций на внешних грузопотоках (прием, отправление);
С?з объем логистических операций на общезаводских складах;
О^ц объем логистических операций на межцеховых грузопотоках;
Оцмц объем логистических операций на цеховых и межцеховых складах;
Ому объем логистических операций на цеховых и межучастковых грузопотоках;
0му объем логистических операций на межучастковых складах;
Qm0 объем логистических операций на межоперационных грузопотоках.
Дальнейшее перемещение грузов уже не является объектом изучения логистики, так как оно становится частью технологического процесса обработки, а хранение осуществляется в накопительных устройствах технологического оборудования.
С концептуальных позиций можно выделить следующие функции логистики.
Системообразующая функция. Логистика представляет собой систему эффективных технологий обеспечения процесса управления ресурсами.

В узком смысле слова логистика образует систему управления товародвижением (формирование хозяйственных связей, организация перемещения продукции через места складирования, формирование и регулирование запасов продукции, развитие и организация складского хозяйства).
Интегрирующая функция. Логистика обеспечивает синхронизацию процессов сбыта, хранения и доставки продукции с ориентацией их на рынок средств производства и оказание посреднических услуг потребителям.

Она обеспечивает согласование интересов логистических посредников в логистической системе. Логистика позволяет осуществить переход от частных, локальных экстремумов к общей оптимизации.
Регулирующая функция. Логистическое управление материальными и сопутствующими потоками направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда на стыке различных организационно-экономических уровней и отраслей. В широком смысле управляющее воздействие заключается в поддержании соответствия поведения части логистической системы интересам целого. Чем выше ресурсный потенциал какой-либо подсистемы, тем больше она в своей деятельности должна ориентироваться на стратегию логистической системы.

В противном случае при превышении подсистемой определенного, наперед заданного уровня автономности может возникнуть опасность разрушения самой системы.
Результирующая функция. Логистическая деятельность направлена на поставку продукции в необходимом количестве, в указанное время и место, с заданным качеством (состоянием), при минимальных издержках.

Логистика стремится охватить все этапы взаимодействия снабжениепроизводствораспределение-потребление, иначе говоря, она представляет собой алгоритм преобразования ресурсов в поставку готовой продукции в соответствии с существующим спросом.
В практическом плане на современном этапе развития логистический подход состоит в установлении адекватности материального, финансового и информационного потоков, определении технологии оптимального перемещения ресурсов и товаров, выработке стандартный требований к качеству товаров и их упаковке, выявлению центров возникновения потерь времени, нерационального использования материальных и трудовых ресурсов, оборудования и т. п.

Логистическая миссия и логистическая среда фирмы


Задачи логистики на фирме нельзя рассматривать в отрыве от стратегических целей ее бизнеса. В этом смысле на Западе часто используют понятие миссия, определяющее философию фирмы на рынке сбыта ее продукции (услуг). При формулировке миссии фирмы ее высший менеджмент должен ответить на два основных вопроса: что представляет собой фирма в настоящее время и каковы основные направления ее развития?

Таким образом, миссия это тот исходный фундамент, который определяет все даль -нейшие стратегические и тактические цели и задачи фирмы и принимаемые на их основе решения.
На современном этапе развития рыночных отношений для большинства фирм в заявляемых ими миссиях так или иначе присутствует цель максимального удовлетворения требований потребителей к качеству товаров и услуг, порожденная широко распространившейся за рубежом философией всеобщего управления качеством. Глобализация экономики привела к тому, что современные потребители исходят из набора ожиданий, установленного в соответствии с характеристиками продукции самых лучших компаний в мире, требуют более высокого качества товаров и услуг по более низкой цене, ожидают быстрой реакции на их запросы и т. п. Фирмы все более оцениваются не только с точки зрения качества их продукции и сервиса, но и способности поставлять готовую продукцию вовремя, в небольших объемах к непосредственному месту потребления.
Потенциал логистики как раз и позволяет реализовать целевые установки фирмы в рамках ее миссии, являясь стратегическим фактором в условиях усиления конкуренции. В этом плане логистическую миссию за рубежом часто трактуют, как правило семи R, или логистический микс (по аналогии с маркетинговым миксом): ensuring the availability of the right product, in the right quantity and the right condition, at the right place, at the right time, for the right customer, at the right cost1, что можно перевести как обеспечение наличия нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с наименьшими затратами. В правиле семи R отраженві существенные черты логистической миссии организации бизнеса, ключевыми из которых являются качество продукции, время и затраты. Фирма должна разрабатывать логистическую миссию, не противоречащую общей маркетинговой и производственной стратегии.

Целью логистики на фирме должно быть обеспечение общего менеджмента материальных и сервисных потоков как основы для достижения долговременного успеха в бизнесе. Отсутствие миссии и четкой стратегии логистики может поставить фирму в позицию наблюдателя, с запозданием реагирующего на рыночную динамику спроса, не имеющего ясной перспективы в будущем.

Логистическая миссия должна обеспечить фирме систему видения качества ее продукции и услуг, уровня ее конкурентоспособности, интеграции снабженческой, производственной и маркетинговой стратегии, обеспечить реализацию кредо фирмы, позиционирования ее на рынке и относительно конкурентов.
Для более четкого понимания места логистики (логистического менеджмента) на фирме необходимо рассмотреть ее окружение логистическую среду фирмы, которую обычно подразделяют на внешнюю (макросреду) и внутреннюю (микросреду). На рис.

3.2 представлена схема, отражающая воздействия на логистику факторов внешней и внутренней (внутрифирменной) среды.
Факторы внешней (макрологистической) среды фирмы укруп-ненно можно разделить на политические, экономические, правовые, технологические, социальные и экологические. Политические факторы, отражая общую политическую ситуацию в стране и мире, оказывают существенное влияние на организации бизнеса, определяя их стратегическое ( в том числе и логистическое) поведение, например в плане принятия стратегических решений по расширению или свертыванию бизнеса, инвестиционной и финансовой политики, политики дистрибьюции, экспортно-импортных операций и т. д.
Экономические факторы необходимо рассматривать в многоаспектном плане:
- на уровне экономики страны в целом в разрезе макроэкономических показателей и индикаторов (курса национальной валюты, уровня инфляции, среднего темпа прироста валового национального продукта, темпов развития промышленного производства, биржевых индикаторов и т. п.);



Рисунок 3.2. Факторы, воздействующие на логистику
- на отраслевом и региональном уровнях (темпы и ограничения развития отдельных отраслей и территорий, динамика реструктуризации, инвестиционная политика в отраслях и регионах, динамика отраслевой производительности труда и т. д.);
- в разрезе рынков факторов производства (рынков труда, землепользования, капитала), финансового рынка, банковской системы;
- в разрезе анализа спроса и предложения на рынке конечных товаров и услуг, анализа возможных конкурентов и т. д.
Правовые факторы определяются законодательными нормами. Основой правовой базы логистики в России являются Конституция РФ, Гражданский кодекс, налоговое, таможенное законодательство, законы о банках, биржах и т. д.
Группа технологических факторов, имеющих важное значение для логистики (см. раздел 1.2), характеризует как общий уровень научно-технического потенциала страны, так и технологический уровень отдельных отраслей и инфраструктуры экономики. Важную роль для продвижения логистической концепции играет уровень развития транспортных и телекоммуникаций, информационнокомпьютерных систем, гибких автоматизированных и роботизированных производств, транспортных и грузоперерабатывающих средств, электроники и микропроцессорной техники и т. д. Принципиальное значение имеет внедрение новых (инновационных) технологий и технических средств, обеспечивающих эффективную реализацию логистических функций.
Для развития логистики приоритетное значение имеют социальные факторы (миграция населения, динамика структуры рабочего и свободного времени, структура трудовых ресурсов, уровень культуры и т. п.), а также экологические факторы, связанные прежде всего с развитием транспорта и транспортных коммуникаций в плане уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду. В США, Японии, странах ЕС приняты различные программы защиты окружающей среды, которые непосредственно влияют на формируемые микро- и макрологистические системы и принятие логистических решений.
Среди факторов внутрифирменной (микрологистической) среды укрупненно можно выделить функциональные сферы производства, маркетинга, финансов, используемые трудовые ресурсы, а также влияние высшего управленческого персонала. Подробно эти факторы проанализированы в последующих разделах данной главы.

Место логистического менеджмента на фирме


Уточним понятие логистического менеджмента и определим его место в общей структуре менеджмента фирмы. С позиций теории управления в рыночной экономике понятие менеджмент трактуется в двух смыслах: во-первых, как совокупность средств и форм управления производством и сбытом для достижения стратегических, тактических и оперативных целей и задач фирмы; во-вторых, как инструмент управления взаимоотношениями персонала фирмы с внешними партнерами по бизнесу и с потребителями продукции (услуг).

В первом смысле, логистический менеджмент на фирме представляет собой синергию основныхуправ-ленческихфункций (организации, планирования, регулирования, коор -динации, контроля, учета и анализа) с элементарными и комплексными логистическими функциями для достижения целей логистической системы.
Во втором смысле логистический менеджмент это управленческий персонал, который по своей роли в управленческой иерархии фирмы и организационных уровнях логистической системы можно подразделить на:
- высший управленческий персонал (top management) например, интегральный менеджер, начальник отдела логистики, члены исполнительной дирекции фирмы, выполняющие функции логистических менеджеров, и т. п.
- средний управленческий персонал (middle management, supervisors) руководители структурных подразделений логистической системы, отдельных звеньев логистической системы и т. п.
- персонал нижних звеньев управления фирмы (lower management).
При построении современных логистических систем большое значение имеет определение места логистического менеджмента в общей структуре управления фирмой и определение областей взаимодействия с другими сферами менеджмента. Современная система менеджмента фирмы представляет собой композицию организационной структуры управления с функционально-ориентированными сферами деятельности (финансы, инвестиции, производство, маркетинг и сбыт, инновации, персонал и т. п.), объединенными стратегическими, тактическими и другими целями.
С точки зрения логистики осуществление функций стратегического (тактического, оперативного) и функционального менеджмента должно способствовать реализации логистической миссии фирмы, согласованной с маркетинговой и производственной стратегиями. Система менеджмента фирмы может быть представлена в виде схемы (рис.

3.3).
Особенностью логистического менеджмента является то, что он как по стратегическим, так и по тактическим (оперативным) целям и задачам связан со всеми функциональными областями менеджмента (инвестиционного, инновационного, производственного, финансового, информационного, управления персоналом) в процессах управления закупками материальных ресурсов, производством и сбытом готовой продукции. Зачастую бывает очень трудно разделить сферы действия логистического и других видов менеджмента (особенно производственного, инвестиционного, финансового, информационного).

Поэтому обычно выделяют основную координирующую и интегрирующую функции логистического менеджмента на высшем уровне иерархии управления фирмой.
Вышесказанное относится и к трем важнейшим сферам организации бизнеса: производству, маркетингу и логистике. Особенно активные споры среди специалистов до сих пор ведутся по поводу разграничения функций и взаимодействию маркетинга и логистики. По-видимому, первопричиной этих споров является то, что логистическая концепция бизнеса появилась и начала развиваться сначала именно в сфере распределения, системах сбыта готовой продукции товаропроизводителей, относящихся и к сфере маркетинга.

В западной литературе по логистике для разделения сфер и описания взаимодействия между производством, маркетингом и логистикой используется понятие полезность, или утилита {utility). Считается, что процедуры производства, маркетинга и логистики добавляет определенную полезность к исходным материальным ресурсам, образуя общую полезность готовой продукции для потребителя (рис. 3.4).

Аналогичный подход справедлив и для услуг.
Утилита формы реализуется в процессе производства изделия или сборки готовой продукции в промышленности, когда материальные ресурсы (сырье, материалы, комплектующие изделия и т. п.) преобразуются некоторым образом в конечный продукт, добавляя к исходному сырью стоимость и образуя полезность новой формы продукта. В современном бизнесе некоторые логистические операции также обеспечивают утилиту формы. Например, сортировка, консолидация, разукрупнение и другие элементарные логистические операции изменяют форму готовой продукции (в основном в системах дистрибьюции) путем изменения грузовых размеров и упаковочных характеристик.

Так, разукрупнение паллетов в индивидуальные упаковки, пригодные для продажи покупателям, добавляют утилиту формы к готовой продукции.
Однако для логистики фундаментальными являются утилиты места и времени. Как уже отмечалось, одной из ключевых логистических функций является транспортировка перемещение товаров из мест, где имеются их излишки (запасы), в места, где существует спрос на эти товары.



Содержание раздела