d9e5a92d

Основные принципы логистики

Такой подход позволял добиться определенных результатов. Увеличивая затраты на одни операции с целью большего снижения расходов на другие операции, оказывалось возможным сводить к минимуму издержки на всю логистическую систему.

Характерный пример такого подхода - увеличение затрат на транспортировку и их сокращение на управление запасами и складирование.
Ориентация на минимизацию общих затрат дала положительный экономической эффект на основе использования внутрифункциональных компромиссов. Однако время показало, что затратный критерий ограничивает финансовые возможности фирмы, поскольку не отражает влияние спроса на соотношение ее доходов и расходов.

В результате наметился переход к иному критерию (извлечение максимальной прибыли фирмы от логистических операций), который ориентирован одновременно и на затраты, и на спрос. Но и новый подход имел определенные ограничения.
Акцент на внутрифирменные функции логистики при сравнительно небольшом внимании к аналогичным функциям, выполняемым другими фирмами-участницами одного и того же логистического процесса, ущемлял интересы последних. Поэтому в конце периода классической логистики произошли изменения в ее концепции.

Критерием формирования оптимальной системы управления распределением стала максимальная прибыль от логистических операций всех фирм-участниц. Акценты были перенесены на межфирменные компромиссы в сфере логистики.
Началом 80-х годов можно датировать новый период в развитии логистики - период неологистики, или логистики второго поколения. В этот период логистика характеризуется расширением сферы действия компромиссов.
Необходимость такой экспансии обосновывалась тем, что ни одна из функциональных зон внутри фирмы, включая и логистику, обычно не располагает достаточными ресурсами и возможностями для того, чтобы в одиночку должным образом реагировать на существенные изменения внешних условий и самостоятельно эффективно работать. Для более эффективного реагирования требовались совместные усилия всех структурных подразделений фирмы и предприятия.

Кроме того, необходимо было использовать знания и опыт менеджеров, рассматривающих деятельность фирмы как единое целое.
Концептуальный подход к развитию систем логистики, воплощающий эту идею, получил название комплексный или подход на основе всего предприятия. В рамках этого подхода функции логистики рассматриваются как важнейшая подсистема общефирменной системы.

Это означает, что логистические системы должны создаваться и управляться, исходя из общей цели - достижения максимальной эффективности работы всей фирмы.
Поэтому внимание стало фокусироваться на межфункциональных компромиссах фирмы, включая собственно производственные и другие нелогистические ее подразделения. Критерием такого подхода стала минимизация издержек всего предприятия.
Еще одним доводом в пользу развития межфункциональных компромиссов послужила взаимозависимость расходов на логистические, производственные и другие операции фирмы, поскольку какое-либо изменение в одном из этих видов деятельности непременно оказывает влияние на другие, но не обязательно благоприятное. Очень часто попытка максимально снизить издержки за счет любого элемента может привести к более высоким общим затратам. Например, низкие издержки на транспортировку грузов могут оказаться дорогостоящим делом для фирмы в целом. Такое положение может возникнуть, если транспортное подразделение добивается достижения этой цели, принося в жертву скорость и, в особенности, надежность доставки.

Поэтому предложение об изменении одного из видов деятельности необходимо рассматривать в увязке с общей суммой затрат на обращение и производство.
Собственно критерий минимума общих издержек товародвижения и производства требует нахождения определенных компромиссов между интересами всех структурных подразделений фирмы в целях достижения наилучшего соотношения между издержками и полученными результатами. Однако интересы различных отделов, естественно, разные.

Например, руководители отдела маркетинга заинтересованы в увеличении доли рынка и, в связи с этим, в высоком уровне запасов. Так, только при этом условии, можно обеспечить ритмичность, надежность регулярность поставок минимально необходимого потребителям количества товаров, то есть добиться высокого качества обслуживания клиентуры. Со своей стороны, отдел
производства, стремясь избежать возможных срывов поставок, также выступает за высокий уровень запасов. Но при такой политике одновременно снижается другой показатель уровня обслуживания - выполнение индивидуальных заказов, на которое отдел неохотно идет из-за того, что затраты производства растут при уменьшении размеров партий изделий и увеличении числа переналадок в технологическом процессе. Финансовые и контролирующие подразделения стремятся к сокращению объемов запасов, а транспортный отдел требует большего объема однократно поставляемых грузов (это влечет снижение ритмов поставок, увеличиваются объемы складских запасов и у поставщиков, и у клиентуры).



Отдел хранения запасов заинтересован в их сокращении, но следование этому ведет к снижению степени надежности работы всей сети сбыта, производства и, в конечном счете, ослабляет конкурентные позиции фирмы. Специалисты же в области логистики, как менеджеры по управлению материальными потоками, занимают компромиссную позицию и пытаются найти и удержать оптимальный баланс затрат, запасов и качества обслуживания
- Миссия Б: обслужить покупателей продукции компании, удовлетворить их требования в отношении размера отправок и частоты доставки при минимальных общих издержках.
- Миссия В: удовлетворить спрос внутренних потребителей при помощи существующих каналов распределения и организационно-технической базы с целью получения максимальной прибыли компании посредством балансировки требований розничной торговли относительно издержек.
Из рисунка видно, как сформулированные миссии сферы распределения могут оказывать различное влияние на издержки функциональных областей и при этом обеспечивают вполне логичную основу для калькуляции издержек фирмы. Иными словами, в настоящее время на конкурентных рынках функциональные логистические расходы определяются потребностями выполняемой миссии, то есть суммированием затрат по вертикали.
Сочетание функционального подхода и реализации конкретных целевых установок в сфере логистики используется также и при анализе прибылей компаний.
Взаимодействие двух отмеченных выше принципов калькуляции издержек и прибыли в части, связанной с логистикой, привело к необходимости с четкой последовательностью разработать наиболее экономичную для фирм схему товародвижения. В первую очередь определяются цели логистики и альтернативы их реализации.

Затем намечаются функции, выполнение которых должно привести к достижению поставленных целей, и исчисляются связанные с ними затраты для каждого альтернативного варианта. На заключительной фазе разработки логистической схемы, исходя из критерия сравнительной эффективности таких вариантов, производится выбор наиболее приемлемого из них.
Таким образом, калькулируя издержки по методу миссий, фирма при помощи вышеуказанной матричной модели может отобрать наиболее выгодные варианты с точки зрения выбора целей обслуживания.
В случае пользования услугами нескольких конкурирующих между собой центров активности (например, транспортных компаний) метод миссий предоставляет возможность выбрать такой центр, который способен с минимальными для фирмы-заказчика или приемлемыми для обеих сторон расходами осуществить логистические операции в рамках поставленных целей.
По мнению ряда западных специалистов, принципы логистики вполне естественны и просты. Тем не менее, руководители фирм не всегда считаются с их здравым смыслом и не все убеждены в том, что следование этим принципам должно стать неукоснительным принципом в деятельности фирм.

Однако опыт показывает: фирмы, пренебрегающие принципами логистики, как правило, обладают меньшей конкурентоспособностью и меньшим потенциалом для увеличения прибыли.
Логистика способствует повышению эффективности работы фирмы при соблюдении следующих принципов.
- 1 Поддержание связи логистики с корпоративной стратегией. Общепризнанно, что все аспекты логистических операций должны быть непосредственно связаны со стратегическим планом корпорации или фирмы. Это первое и самое главное условие достижения высоких прибылей от применения логистики (рис.

1.6).
Руководители, применяющие логистику на своих предприятиях, стремятся к достижению общей цели и управляют логистическими операциями в интересах реализации стратегии компании, направленной на обеспечение конкурентоспособности за счет сокращения затрат и дифференцирования услуг. Такие руководители, как правило, работают исходя из принципа, что их отдел или подразделение вносит свою лепту в увеличение общей прибыли фирмы.



Большинство фирм в западных странах признает важность обслуживания конкретного потребителя. Они установили параметры обслуживания и строго следят за тем, как удовлетворяются требования, предъявляемые к обслуживанию.

Наибольшего эффекта добиваются те фирмы, логистические подразделения которых заключают внутренний контракт с каждым из производственных отделов на размер обслуживания и получают от них соответствующую плату.
- 8 Тщательная разработка логистических операций - один из основных принципов логистики, способствующий значительной экономии затрат. В ходе такой разработки фундаментальные проблемы увязываются с малыми вопросами.

Это возможно лишь при углублении знаний и приобретении всем руководящим составом фирмы большого опыта работы.
Американские специалисты считают, что выполнение фирмами вышеуказанных восьми требований гарантирует взаимосвязь логистики с маркетингом и производством, обеспечивает не только высококачественное проведение всех логистических операций, но и создание эффективного, с низкими издержками сервиса для покупателей, будет содействовать росту прибыли по активам рассматриваемой сферы деятельности, то есть повышению конкурентоспособности фирм.

Информационные потоки В ЛОГИСТИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ

Информация на современном уровне развития общественного производства - это самостоятельный производственный фактор, потенциальные возможности которого открывают широкие перспективы для укрепления конкурентоспособности фирм.
Значительный прогресс в деле рационализации мероприятий, направленных на увеличение экономической эффективности производства и сбыта, может быть достигнут путем максимальной координации материальных и информационных потоков при их объединении, что и является одной из основных задач логистики. Для ее решения необходимы широкое применение электронной обработки данных, стандартизация материальнотехнических связей, организация работы на основе научного функционального анализа и структуризации, а также применение новых технологий - ведущих в автоматизации операций.
В основном звене (на фирменном уровне) логистическая система распадается на ряд структур, которые можно представить в виде горизонтальных функциональных субсистем в области закупок, производства и сбыта. В свою очередь, в рамках каждой из субсистем находятся структуры функционального характера - складское хозяйство, транспортировка, производство, услуги, обеспечение и обработка информации.

Каждый из этих элементов неизбежно присутствует на любом производстве, а логистика объединяет их в систему с целями и задачами, которые лежат в области минимизации издержек всего производства, а не отдельного взятого элемента.
Инструментом подобного объединения является информационное обеспечение процессов производства. Во внешней сфере деятельности фирмы причиной успеха или неудачи на рынке могут служить:
оперативное получение информации о том или ином событии или коммерческой ситуации, сложившейся на рынке;
получение запроса на поставку или отказ от нее.
И в том и в другом случае также первостепенную роль играет комплекс информационного обеспечения. Потоки информации являются теми связующими нитями, на которые нанизываются все элементы логистической системы.

При этом информационная сеть предполагает создание баз данных, коммуникаций внутри фирмы, наличие комплекса мероприятий по принятию оперативных решений и т.д.
Чтобы анализ информационной деятельности в логистике был плодотворным, необходимо рассматривать всю логистическую систему как совокупность функционально ограниченных логистических субсистем, функционирование которых как целого обеспечивается информационной логистикой на уровне ее собственных информационных субсистем.

Создание логистических информационных систем


Информационные системы обеспечивают подготовку, ввод, хранение, обработку, контроль и передачу данных. Они отличаются иерархической структурой.

Степень их автоматизации обычно относительно высока. Информационные системы бывают реализованы как сеть взаимосвязанных вычислительных машин разной величины и абонентских пунктов (терминалов).

Их подсистемы выполняют функции на различных уровнях управления, как правило, используя общий банк данных (рис. 1.7).
Информацию для более высокого уровня получают сжатием данных из детальной базы более низких уровней. Детальные данные передаются на более высокий уровень только в случае значительных отклонений от требуемого или ожидаемого состояния.
Логистические информационные системы представляют собой соответствующие информационные сети, начинающиеся с дневных требований заказчиков (представляющих чисто стохастическую величину), распространяющиеся через распределение и производство до поставщиков. Эти системы обычно разделяются на три группы.
- 1 Информационные системы для принятия долгосрочных решений о структурах и стратегиях (так называемые плановые системы). Они служат главным образом для создания и оптимизации звеньев логистической цепочки.

Для плановых систем характерна пакетная обработка задач.
- 2 Информационные системы для принятия решений на среднесрочную и краткосрочную перспективу (так называемые диспозитивные или диспетчерские системы). Они направлены на обеспечение отлаженной работы логистических систем. Речь идет, например, о распоряжении (диспозиции) внутризаводским транспортом, запасами готовой продукции, обеспечении материалами и подрядными поставке, запуске заказов в производство. Некоторые задачи могут быть обработаны в пакетном режиме, другие требуют интерактивной обработки (on-line) из-за необходимости использовать как можно более актуальные данные.

Диспозитивная система подготавливает все исходные данные для принятия решений и фиксирует актуальное состояние системы в базе данных.
- 3 Информационные системы для исполнения повседневных дел (так называемые исполнительные системы). Они используются главным образом на административном и оперативном уровнях управления, но иногда содержат также некоторые элементы краткосрочной диспозиции. Особенно важны для этих систем скорость и обработки и фиксирование физического состояния без запаздывания, (то есть актуальность всех данных), поэтому они в большинстве случаев работают в режиме on-line. Речь идет, например, об управлении складами и учете запасов, подготовке отправки, оперативном управлении производством, управлении автоматизированным оборудованием.

Управление процессами и оборудованием требует интеграции информационных систем коммерческого характера и систем управления автоматикой.
Создание информационных систем требует системного мышления. Для создания информационной логистической системы на уровне производства необходимо сформировать модель такой системы, а затем реальную систему организации информационного потока на взятом как единое целое предприятии.
Одним из подходов к созданию модели информационных потоков на производстве является анализ существующей системы управления. Он предполагает сведение конкретных участков производства к единым компонентам, комбинируя которые можно получить структурную модель для анализа вариантов структуры предприятия.
Структурная модель должна содержать оба основных элемента, а именно: производственные мощности и средства организации материального потока. Комбинируя эти элементы исследователи и организаторы систем делят всю структуру предприятия на буферную и технологическую части. Основной отличающий их критерий - находится ли предмет труда в стационарном состоянии или он приведен в движение.

Далее определяют, какие данные должны быть собраны, когда обработаны и переданы для обеспечения оптимального управления материальным потоком. Определенные таким образом группы передаваемых данных должны включать в себя следующие элементы, создающие базу для информационного контроля над всей структурой материально-технического снабжения:
тип предмета снабжения,
количество или его объем,
происхождение предмета снабжения,
его месторасположение (размещение),
время прибытия в пункт размещения,
время отправки из пункта размещения,
система транспортировки,
время транспортирования,
резервирование.
Перечисленные группы составляются для всех мест размещения и для каждого перевозимого объекта. С этой целью устанавливаются пункты считывания и передачи информации во всех местах размещения.
Заключительный этап построения информационной модели системы материально-технического снабжения связан с распределением полученных данных по двум компьютерным системам с различными областями функционирования. Одна система (связанная с транспортными заказами) ведет контроль потока материалов и осуществляет управление им, другая же управляет непосредственно производством и следит за заделами материалов, находящихся под непосредственным влиянием процесса производства.

В ряде случаев обе системы объединяют в одну. В любом варианте информация начинает обрабатываться сразу после поступления производственного заказа так же, как и регистрация материалов, уже привезенных с помощью транспортной системы. Преимущества этой системы выражаются в улучшении показателей обслуживания клиентов за счет доставки товаров в четко обусловленное время, снижении потерь товаров в результате длительного хранения, снижении затрат фирмы на учет товарной массы, сокращении и рациональном использовании складских площадей, контроле за моральным старением товаров и их уценкой, а также в сокращении затрат на перевозки. Использование штриховых кодов - показательная деталь в новом подходе к управлению информационными системами логистики. Штриховое кодирование позволяет выйти на новый технологический уровень в двух аспектах:
автоматизации физических товарных потоков;
управления информационным потоком.
Система материального обеспечения производства подвергается иерархической структуризации. Подзадачи материального обеспечения: транспортировка, складирование, распределение - выполняются с помощью автоматизированных функциональных элементов.

Комбинация этих элементов в подсистеме образует сетевую структуру, представляющую подобласти материального обеспечения производства.
Электронная передача данных представляет собой автоматизированное соединение информационных систем или разных организаций, или территориально удаленных друг от друга подразделений одного предприятия. Связь между ними обеспечивают коммуникационные системы при помощи средств техники связи.

Эта деятельность обычно называется дистанционной передачей данных, которая является предпосылкой для полной интеграции информационных систем не только в масштабе одной страны, но и в международном.
Прямую связь между ЭВМ допускают телефонные сети, являющиеся аналоговыми; для них характерна низкая пропускная способность и опасность возникновения при передаче случайных ошибок. ЭВМ должны быть оснащены специальной аппаратурой, преобразующей аналоговые сигналы в цифровые и наоборот.

В последнее время получают распространение цифровые сети передачи данных, часто использующие оптические кабели; создаются спутниковые системы.
Для организации электронной передачи данных между предприятиями необходимо достичь совместимости аппаратного оборудования и программного обеспечения. К этой цели ведут три пути:
- договор с партнером о протоколе передачи, структуре сообщений и т.д.;
- перенесение всей проблемы совместимости на специализированное предприятие услуг связи;
- электронная передача данных на основе стандартизированных методов.
Информационные системы и электронная передача данных открывают дальнейшие перспективы для рационализации в логистике, но они требуют серьезной работы по организации и стандартизации. Коммуникационные системы позволяют обеспечить интегрированный информационный поток вдоль логистической цепочки без необходимости изменять существующие системы обработки данных на предприятиях.

ЛОГИСТИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМ


Рассмотрение логистики в качестве фактора повышения конкурентоспособности предполагает, что последствия принимаемых решений в данной области должны поддаваться измерению в плане их воздействия на функциональные затраты и доходы от продажи товаров. В связи с этим актуализируется задача нахождения способа контроля издержек и показателей, наиболее корректно отражающих связь логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами фирм. Определить количественные параметры последствий логистических решений можно лишь при соблюдении следующих условий методологического и технического характера:
наличия хорошо отлаженной учетно-информационной системы;
проведения комплексного анализа расходов и доходов структурных подразделений фирм и всех участников логистической цепи, основанного на применении принципа миссий и единой методологии исчисления издержек;
определения доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирм.
В зарубежной экономической литературе отмечается, что у фирм, принявших на вооружение логистическую концепцию и построивших свою стратегию на ее основе, наблюдается значительное улучшение показателя, отражающего отношение прибыли, полученной от продажи товаров или услуг, к инвестированному капиталу (ПИК - прибыль на инвестированный капитал). При этом указывается на двоякое значение логистики, заключающееся в уменьшении издержек и увеличении доли компании на рынке



Содержание раздела