d9e5a92d

Выбор критериев и методов оптимизации организационной структуры региональной ЛС

В соответствии с этапами применения системного подхода к формированию региональной ЛС, сформулированными нами выше (см. табл. 16.1), одной из основных задач является синтез ее оптимальной организационной структуры.
Для региональных ЛС организационная структура должна соответствовать заданной цели управления выделенными региональными материальными потоками для удовлетворения требований потребителей: организаций бизнеса, правительственных институтов, населения и т.п.
Выбор и оптимизация организационной структуры региональной ЛС должны осуществляться с учетом основных комплексных факторов и методологических принципов, изложенных нами в разделе 16.2.
Однако существуют единые общеметодологические аспекты, относящиеся к понятию организационная структура управления, раскрытые, например, в работах [52, 187] и других. Для цели дальнейшего исследования представляется важным обобщение концептуальных моментов, относящихся к организационным структурам систем управления.
Отправной точкой методологии анализа и синтеза организационных структур является единство функций и структуры системы управления в процессе достижения глобальной цели управления. При этом структура системы управления рассматривается как необходимая форма реализации функций управления.

Таким образом в основе формирования организационной структуры региональной ЛС должны лежать выделенные логистические функции, необходимые и достаточные для реализации глобальной цели синтезируемой макрологистической системы. Все остальные элементы региональной ЛС: методы принятия решений, технические средства обеспечения, персонал, информация и т.д. являются средствами, необходимыми для эффективной реализации той или иной логистической функции.
Достижение глобальной цели региональной ЛС должно быть обеспечено за счет необходимого уровня интеграции и координации деятельности ЗЛС в верхнем эшелоне менеджмента, который может быть реализован, например, в виде логистического центра, отдела логистики и т.п. Таким образом, в большинстве региональных
ЛС должен быть реализован иерархический принцип построения организационной структуры системы управления.
Большое значение в постановке задачи синтеза организационной структуры ЛС имеет классификация оргструктур. Как показал анализ литературных источников по логистике, этому вопросу не уделено достаточного внимания.

Поэтому нами предложена классификация организационный структур Л С ( 16.9), в основу которой положен системный подход.
По принципу устойчивости функциональных связей и числу ЗЛС оргструктуры делятся на жесткие (детерминированные) с фиксированными связями и неизменным количеством ЗЛС и адаптивные, изменяющие содержание (состав) функций и (или) количество звеньев, приспосабливаясь к воздействиям внешней среды или изменению целевой функции управления в ЛС.
По принципам управления и подчиненности традиционно различают децентрализованные, централизованные и смешанные структуры в зависимости от процедуры принятия управленческих решений.
Важную роль играет признак иерархичности организационной структуры, так как большинство региональных ЛС являются иерархическими многоуровневыми системами.
По принципу формирования ЗЛС оргструктуры можно разделить на функционально-ориентированные, в которых ЗЛС объединены по выполняемым функциям в процессе управления, объектно-ориентированные, например, по отношению к территории, отрасли экономики или участку логистической цепи и смешанные.
По виду логистических цепей (каналов), функционирующих в ЛС, различают прямые (линейно-упорядоченные), эшелонированные (многокаскадные) и гибкие (смешанные) организационные структуры.
В процессе формирования организационной структуры управления ЛС необходимо учитывать следующие методические принципы:

  • 1. Правильное сочетание централизации и децентрализации функций логистического менеджмента с современной интегральной концепцией логистики.
  • 2. Соблюдение норм управляемости и диапазона административного контроля.
  • 3. Рациональное разделение функций персонала высшего, среднего и низшего звеньев менеджмента при соблюдении единства распорядительности и персональной ответственности.
  • 4. Принцип установления четких границ между персоналом линейного и функционального менеджмента.
  • 5. Четкое разграничение функций между ЗЛС и персоналом логистического менеджмента.
  • Принцип устойчивости, надежности и адаптации к изменениям окружающей среды.
  • Наряду с указанными принципами при синтезе организационных структур ЛС нужно учитывать большое количество факторов, действующих как внутри Л С, так и во внешней среде. К внутренним факторам относятся, например, такие как вид ЛС и логистических цепей и другие организационные факторы; количество и тип выполняемых функций; факторы технической и информационно-компьютерной поддержки логистического менеджмента; факторы различных технологических процессов в ЗЛС; экономические и финансовые факторы и показатели; факторы персонала (квалификация, социально-психологические) и др. При всем многообразии внешних факторов определяющее значение для синтеза организационных структур ЛС имеют: законодательная база и нормативно-методическое обеспечение, макроэкономические индикаторы, налоговые, финансовые и бюджетные ограничения, таможенная политика, территориальное размещение ЛС, конкурентная среда и ряд других.


    Формирование рациональных организационных структур ЛС, являясь принципиально новым направлением в отечественной экономике, ставит перед исследователями ряд проблем теоретического и методологического характера. Исходной методологической предпосылкой синтеза организационной структуры, на наш взгляд, должно быть ее наилучшее соответствие реализации глобальной целевой функции ЛС, или, чтобы логистический менеджмент в такой структуре позволял достичь цели ЛС наиболее эффективным способом. Подобная предпосылка требует уточнения функций логистического менеджмента.
    С точки зрения менеджмента персонала эффективное управление ЛС должно базироваться на следующих принципах:
    • единоначалие;
    • оптимальное распределение обязанностей;
    • оптимальное число уровней управления (иерархии);
    • информационная обеспеченность каждого уровня менеджмента;
    • наличие и эффективность контроля;
    • оптимальное количество информации для контроля и управления;
    • заинтересованность исполнителей в конечном результате.

    В самом общем виде задача оптимизации синтеза организационной структуры ЛС выглядит следующим образом ( 16.10).
    Для формализации задачи синтеза организационной структуры ЛС введем следующие обозначения:
    Р - множество возможных принципов Р построения системы или ЗЛС;
    F() - множество взаимосвязанных логистических функций, из которого при синтезе ЛС достаточно выбрать подмножество f, достаточное для реализации выбранных принципов управления;
    А - множество возможных взаимосвязанных элементов системы (ЗЛС).
    При введенных обозначениях задача синтеза оптимальной структуры состоит в определении кортежа:
    P;
    F()(16.3)
    A A
    [f F()] [A A],
    где - означает операцию отображения элементов множества F на элементы множества А.
    Таким образом, соотношения представляют собой при выбранной целевой функции оптимальное отображение множества функций ЛС на множество взаимосвязанных элементов ее структуры - ЗЛС.
    При построении структуры ЛС решающая роль принадлежит правильному и обоснованному выбору критерия оптимизации. В методологическом плане синтезируемая организационная структура должна быть наилучшим образом приспособлена для реализации глобальной цели функционирования региональной ЛС. С позиций системного подхода такая наилучшая приспособленность может трактоваться как эффективность логистического управления, характеризуемая тремя показателями: величиной ожидаемого полезного эффекта (результата), вероятностью его достижения и затратами
    схема оптимизации организационной структуры ЛС ресурсов на достижение этого эффекта с заданной вероятностью. При этом основной принцип количественной оценки критерия эффективности состоит в соизмерении результатов логистического управления с затратами (логистическими издержками) на их получение. Под критерием эффективности мы будем понимать экстремальное значение показателя (целевой функции) эффективности функционирования ЛС. [ZEBR_TAG_br В большинстве случаев основным критерием эффективности региональных ЛС является минимум совокупных логистических издержек, связанных с управлением региональными материальными и сопутствующими (информационными, финансовыми) потоками при обеспечении требуемого уровня качества логистического сервиса. В этом проявляется существенное отличие региональных (макро-) ЛС от микрологистических систем (например, на уровне фирмы-производителя товаров), в которых минимизация издержек - один из возможных критериев.

    Для фирмы в качестве критериев оптимизации ее функционирования в рыночной среде бизнеса и, соответственно, синтеза логистической организации и управления, могут применяться, например, такие как максимальный объем продаж, максимальная прибыль, завоевание максимальной доли рынка, удержание позиций на рынке сбыта продукции, максимальная величина курсовой стоимости акций фирмы и т.п. Обязательным условием при этом является наиболее полное удовлетворение запросов потребителей в качестве продукции, сроках выполнения заказов, логистическом сервисе.
    В то же время необходимо учитывать, что, так как в структуре региональных ЛС большое количество ЗЛС представляют собой организации бизнеса, производящие товары или услуги, то упомянутые выше критерии оптимизации их функционирования должны быть увязаны и учтены в общей модели оптимальной структуры региональной ЛС. Такая увязка может представлять значительную сложность из-за возможной несовместимости или несовпадения по направлению действия локальных и глобальных целевых функций.

    Один из возможных путей достижения глобального компромисса при этом состоит в использовании для синтеза оргструктуры и логистического управления в региональных ЛС методов векторной (многокритериальной) оптимизации.
    Задача синтеза эффективной организационной структуры региональной ЛС усложняется отсутствием в настоящее время достаточно обоснованных формализованных критериев, отражающих цели ее функционирования. Многокритериальность (векторный характер целевой функции) усугубляется качественным характером составляющих-критериев.
    Рассмотрим постановку задачи оптимизации организационной структуры региональной ЛС в самом общем плане. Для этого сформулируем следующий набор исходных данных:
    1. Выполняемые ЛС функции представим в виде множества решаемых задач Е = {Ei}, i = 1, I , каждая из которых, в свою очередь, может состоять из qi этапов и иметь di вариантов их решения в ЛС.
    2. Связи между задачами и их этапами зададим в виде графа Ge = {Eqi (Eqi Eq'i)}, где Eqi, Eq'i Е. Дуги графа (Eqi, Eqi) характеризуют соотношения следования, существующие между решаемыми задачами и их этапами и соответствуют направлениям материальных, информационных и финансовых потоков.
    3. Множество возможных ЗЛС М = {Мj} и связей между ними, которые задаются в виде графа Gm = {Мj, (Mj, М'j)}, j, j' = 1, J . Вершины графа отображают узлы (ЗЛС), а дуги - связи между ними.
    4. В региональной ЛС иногда может быть задан конечный набор вариантов возможных ЗЛС и связей между ними, т.е. G

    m

    , = l, Г, где G

    m

    - -й возможный вариант структуры.
    5. За критерий оптимизации (в общем случае, векторной целевой функции) примем экстремум показателя W.
    Тогда задача синтеза оптимальной организационной структуры региональной ЛС будет состоять в нахождении: узлов системы (М) :л связей между ними (Gm); множества задач логистического управления (Е) и вариантов их решения (i, i = 1, I); распределение задач по уровням и ЗЛС, при которых максимизируется эффект логистического управления и достигается стратегическая цель функционирования региональной ЛС, т.е.
    max

    qi Ei

    i
    qi

    j m

    x

    i
    qi, j

    , (16.4)
    [при Е Е, М М, Ge Ge Gm Gm],
    где

    i
    qi

    - эффект от реализации qi-гo этапа i-й задачи при использовании i-го варианта его решения;
    x

    i
    qi, j

    - бинарная переменная, принимающая значение 1, если qi-й этап i-й задачи при использовании di-гo варианта его реализации решается в j-м ЗЛС, и значение 0 в противоположном случае.
    Максимизация целевой функции производится с учетом системы ограничений на материальные, финансовые, информационные, трудовые и другие ресурсы.
    Для дальнейшего уточнения и детализации постановки задачи синтеза оптимальной структуры региональной ЛС нам потребуется понятие логистической элементарной операции, введенное нами в разделе 2.2 книги.
    Поставим в соответствие каждой логистической операции е( входной и выходной векторы xi = (xi1, xi2, ..., xim) и уi = (yi1 yi2, ..., yin) соответственно. Преобразование вектора х_ в у( зададим соотношением
    yi = fi (xi), (16.5)
    где fi - функция (оператор) преобразования.
    Если оператор fi - линейный, то выражение (16.5) можно записать в матричном виде
    yi = Аixi, (16.6)
    где Ai - матрица преобразования входного хi материального и (или) связанных с ним информационного и финансового потоков в выход ной вектор уi ЗЛС.
    Элементарные логистические операции в региональной ЛС оказываются связанными как по направлениям исследуемых материальных потоков, так и против них, что можно представить графом Г'(Е, Н'), множество вершин которого Е соответствует операциям {е1, е2, ..., еn}, а каждая дуга hij Н' указывает на то, что выход операции еi является входом операции еj
    Как правило, преобразование (16.5) связано с затратой ресурсов (финансовых, трудовых, информационных и др.). Поэтому кроме логистических связей между операциями ei(i = l, n ), необходимо учесть связи, обусловленные наличием ограничений типа
    k[fi(xi)] - Uk, (k = 1, m), (16.7)
    где Uk - количество ресурсов k-го типа или ресурсы, выполняющие k-ю функцию;
    Связи между логистическими операциями, возникающие при наличии ограничений типа (16.7), будем называть ресурсными (или функциональными). Эти связи могут быть представлены в виде ресурсного графа Г(E V, H), в котором множество вершин V = (v1, v2, ..., vm) представляет источники ресурсов, а дуга hkj показывает, что для логистической операции ej требуются ресурсы k-го типа.
    Таким же образом далее будем изображать связи операций, которые не сводятся к технологии логистического управления, например, принадлежность одному проекту, территориальной зоне и т.п.
    Синтезируемая оргструктура региональной ЛС будет в этом случае представляться объединенным графом Г(E V, H' H), получаемым из графа Г' добавлением ресурсных вершин и дуг графа Г, который мы будем называть графом взаимосвязи логистических операций.
    Разбиение множества элементов Е на N несвязанных подмножеств запишем в виде последовательности E1, E2, ..., EN, где Еj Е и Еi Еj 0, для i, j =1, N и Ei = Е.
    Задача синтеза организационной структуры состоит в разбиении Е на подмножества Е1, Е2, ..., EN, при котором достигается экстремум целевой функции W(Ei), где W(Ei) - показатель эффективности структуры ЛС, определенный на множестве Е. При этом близость логистических операций ei, ej будем характеризовать величиной mij, где mij - значение потока по дуге hij графа Г, измеряемое объемом МР, ГП, информации, грузопотоком и т.п.
    Кроме того необходимо ввести понятие подсистемы, которой соответствует связный подграф D графа Г. Подсистемы D и F назовем независимыми, если они не имеют общих ЗЛС, т.е. D Г= 0. Порядком r(D) = r подсистемы D называется количество ее элементов (ЗЛС).

    Величина максимально допустимого порядка г характеризует норму управляемости данной подсистемы.
    Сила внутренних и внешних связей подсистемы F системы D E характеризуется суммарными величинами потоков m(F) и n(F) соответственно по всем дугам, соединяющим подсистему F D с другими элементами системы D E и с остальными элементами всей системы, т.е.
    m(F) =

    - Конец документа --


Содержание раздела