d9e5a92d

Современное производство и логистика

С позиций интегральной парадигмы логистики производство является одной из базисных комплексных логистических активностей, занимающей центральное место в фирме. Как показано в разделе 2.3 (см. схему 2.5), в микрологистической системе фирмы производственный процесс состоит из большого количества элементарных и комплексных логистических активностей, объединенных заданной целевой функцией.

Эта целевая функция обычно сформулирована на основе маркетинговой стратегии и лежит вне непосредственно производственного цикла. Поэтому изолированное рассмотрение логистики в производстве ГП (или сервисе) возможно только в том случае, если заданы цели и ограничения внешней макро- и микрологистической среды.

Эти цели и ограничения являются основой оперативного объемно-календарного планирования выпуска определенного ассортимента продукции.
Указанные предпосылки позволяют сформулировать некоторый комплекс задач внутрипроизводственной микро-ЛС в рамках заданной (прогнозируемыми и планируемыми спросом и заказами) производственной программы, к основным из которых относятся:

  • оперативно-календарное планирование с детальным расписанием выпуска ГП;
  • оперативное управление технологическими процессами производства;
  • всеобщий контроль качества, поддержание стандартов качества продукции и соответствующего сервиса;
  • стратегическое и оперативное планирование поставок МР;
  • организация внутрипроизводственного складского хозяйства;
  • прогнозирование, планирование и нормирование расхода МР в производстве;
  • организация работы внутрипроизводственного технологического транспорта;
  • контроль и управление запасами МР, НП и ГП на всех уровнях внутрипроизводственной складской системы и в технологическом процессе производства;
  • внутрипроизводственное физическое распределение MF и ГП;
  • информационное и техническое обеспечение процессов управления внутрипроизводственными материальными потоками;
  • автоматизация и компьютеризация управления материальными (информационными, финансовыми) потоками в производстве.

Перечисленный комплекс задач должен решаться в рамках фирменной логистической стратегии оптимизации управления материальными и сопутствующими им потоками с точки зрения:

  • оптимизации (минимизации) уровней всех запасов МР, НП, ГП внутри производственно-технологического цикла и складской системы;
  • оптимизации работы внутрифирменного транспортно-складского комплекса;
  • сокращения времени производственно-технологического цикла;
  • уменьшения всех логистических издержек в производстве ГП.

Место производства (операционного менеджмента) в решении общих стратегических и тактических задач фирмы показано на 6.1. На схеме операционный менеджмент рассмотрен с позиций системного подхода к функционированию фирмы на рынке.

Функциональный логистический менеджмент в этом случае представляет собой такое управление внутрипроизводственными материальными потоками, которое обеспечивает выполнение производственной программы с наименьшими затратами при соблюдении всех ограничений.
На 6.1 показано взаимодействие основных систем менеджмента фирмы (персонала, финансового, маркетингового, логистического и операционного) в процессе управления производством ГП. При заданных ограничениях внешней среды основным критерием оптимизации логистического управления производственны: ми процедурами будет минимизация внутренних логистических издержек, связанных с управлением запасами, МР, НП, ГП, внутризаводской транспортировкой, грузопереработкой, хранением и т.п.

Основными факторами внешней среды для внутрипроизводственной ЛС являются решения по поставкам МР, системадистрибьюции ГП и рынок конечных потребителей. Параметры внешней среды определяют как ограничения (например, ресурсные и финансовые по объемам и срокам поставки МР, условиям доставки, финансированию закупок и кредитованию, налоговым ставкам и таможенным пошлинам и т.д.), так и задающие воздействия - настройку системы. Определяющим параметром настройки для внутрипроизводственной ЛС является динамика спроса на продукцию фирмы.

При этом необходимо учитывать ограничения по производственным мощностям, а также то, что объемные и временные показатели спроса формируются не только как заказы потребителей, но и как требуемые уровни запасов (страховых, транзитных и других) в дистрибутивной сети.

Взаимосвязь операционного и логистического менеджмента в структуре менеджмента фирмы


Процесс логистического менеджмента во внутрипроизводственной ЛС с заданными параметрами настройки и ограничениями заключается в оптимизации следующих основных показателей:

  • частоты оборачиваемости запасов МР, НП;
  • общих затрат на снабжение МР;
  • общих логистических издержек;
  • скорости оборота МР и НП для отдельных складов;
  • расходов на единицу ГП;
  • загрузки складов и транспортных средств;
  • степени риска, связанного с содержанием запасов и др.
<

p> Рассматривая логистический менеджмент в производстве в разрезе его взаимодействия с операционным менеджментом, необходимо подчеркнуть интегрирующий потенциал логистики, направленный на поддержание системной устойчивости фирмы на рынке за счет качественного отслеживания динамики спроса производством требуемых объемов продукции и сервиса. Это подтверждается проанализированными нами в 4-й главе основными микрологистическими концепциями и системами, в которых в той или иной степени обязательно присутствует интеграция между производством и снабжением, производством и сбытом или тотальная интеграция всех базисных логистических активностей.

Как известно из общей теории управления, введение интегрирующих элементов в контур управления повышает устойчивость системы в целом и улучшает параметры качества управления. С этих позиций логистический менеджмент производственными процедурами можно представить в виде некоторой адаптивной экстремальной системы управления, отслеживающей динамику спроса и оптимизирующей параметры качества производства ( 6.2).
По сравнению с рассмотренным выше представлением ЛС в виде следящей системы (см. схему 2.6) в данном случае имеется контур адаптации и оптимизации логистического управления (например, по критерию минимума издержек), который настраивает параметры Л С в зависимости от изменения факторов (F) внешней среды (поставок МР, спроса) и внутреннего состояния (Z). Анализ и синтез внутрипроизводственных ЛС на основе методов современной теории управления позволяет получить много конструктивных решений по алгоритмам логистического менеджмента, процедурам принятия решений, улучшению качества и эффективности управления материальными и сопутствующими потоками.

Например, использование дифференциальных уравнений ЛС, понятия передаточных функций, частотных и спектральных характеристик позволяет оценить устойчивость ЛС к внешним возмущениям и качество управляющих алгоритмов, улучшить реакцию производства на изменение спроса, уменьшить перерегулирование в системе (величину запасов) и время производственного цикла.
Современное определение производственного (операционного) менеджмента звучит следующим образом: это совокупность действий по планированию, координации и исполнению производственно-технологического цикла для создания продуктов и сервиса [265]. Это определение, как и современное определение логистики, возникло в результате длительной эволюции промышленного производства в мире. Для лучшего понимания интерфейса логистического и операционного менеджмента, на наш взгляд, важно проследить основные исторические вехи развития производства и сопутствующие им микрологистические концепции и системы (табл.

6.1).
В табл. 6.1 приведены основные исторические вехи и этапы развития производства и операционного менеджмента, оказавшие определяющее влияние на их современное состояние и логистическое сопровождение.

Перечисленные в табл. 6.1 логистические концепции и системы подробно проанализированы в главе 4.
С позиций современного операционного менеджмента конкурентные преимущества дает использование передовых производственных технологий (Advanced Manufacturing Technologies - АМТ), позволяющих за счет применения информационно-компьютерной поддержки и гибких производственных систем обеспечить быстрый переход на производство новой продукции различных серий, размеров

Представление внутрипроизводственной ЛС с позиций теории управления


Таблица 6.1
Эволюция операционного менеджмента

Производственная концепция Год (период), автор Основное содержание концепции Сопутствующая логистическая концепция (система)
1 2 3 4
Разделение труда 1776г., А. Смит Разделение производственного процесса на ряд задач и закрепление за каждой задачей различных рабочих -
Взаимозаменяемые части 1790г., Е. Уитни Стандартизация элементов продукции для обеспечения взаимозаменяемости -
ABC анализ (Парето-анализ) 1900г., В. Парето Метод классификации элементов: не все элементы одинаково важны (значимы) -
Научный менеджмент 1911 г., Ф.У. Тейлор Наблюдение, измерение, анализ и улучшение рабочих процессов; нахождение наилучших способов выполнения каждой операции с точки зрения максимизации выпуска продукции -
Диаграмма производственных операций 1912г., Г. Гантт Названная в честь автора диаграмма Гантта получила широкое распространение в промышленности как основа производственного планирования (расписания) -
Конвейер, поточная сборка 1913 г., Г. Форд Впервые была применена Г. Фордом при сборке автомобиля модели Т -
Модели управления запасами 1913- 1925гг., Ф. Харрис, Р.Уилсон Математические модели, используемые для принятия решений по управлению производственными запасами -
Статистические оценки и контроль 1935- 1940гг. Первое использование статистических методов для контроля производственных процессов Военная логистика

Продолжение

1 2 3 4
Исследование операций 1940г. Методологический и методический инструментарий для оптимизации решений в управлении (впервые применен в военной области) Военная логистика
Появление цифровых электронно-вычислительных машин (ЭЦВМ) 1951 г., С.Юнивак Компьютеры начали использоваться в фирмах для планирования, контроля и т.п. производственного процесса. Компьютеры становятся интегральной частью операционного менеджмента Военная логистика. Фрагменты промышленной логистики
Total Quality Management (TQM) 1950- 1970гг., Э. Деминг, Дж. Юран, К.Ишикава, Ф. Кросби Философия управления качеством, впервые примененная японскими автомобилестроительными корпорациями Концепция бизнес логистики; система MRP I
CAD/CAM технологии и системы 1960-1970гг. Первоначальное использование компьютерных систем поддержки проектирования и производства (подобных отечественным САПР и АСУ) Концепция ЛТ, Система KANBAN, Концепция RP, Система MRP I
Гибкие производственные системы (FMS) Компьютерный контроль данных (CNS) 1970-1980гг. Использование быстропереналаживаемого технологического автоматизированного оборудования. Компьютерная поддержка производства Концепции JIT, RP; Микрологистические системы MRPII, ОРТ, KANBAN
Компьютерные интегрированные производства (CIM); Робототизированные комплексы; Передовые производственные технологии (АМТ) 1980- 1995 гг. Интегрированное использование компьютеров, информационных технологий, гибких производственных систем в планировании, производстве и тотальном управлении качеством. Робототехника. Концепция Lean-production; Концепции DDT, QR.CR.AR. Микрологистические комбинированные системы. Модификации MRP II, ОРТ, KANBAN

и степени сложности. Наряду с использованием философии TQM, передовые технологии интегрируют производственные активности фирмы для удовлетворения динамичного потребительского спроса с наивысшим: качеством продукции и сервиса.

Логистический менеджмент, основанный на современных маркетинговой и интегральной парадигмах, позволяет существенно усилить конкурентные возможности фирмы в том числе и в производстве. На 6.3 представлены конкурентные преимущества, достигаемые совместным использованием TQM, элементов АМТ и логистики.
Синергия современных возможностей всеобщего управления качеством, передовых производственных технологий и логистики позволяет фирме достичь конкурентных преимуществ в гибкости (быстрой переналадке оборудования, уменьшению времени производственного цикла, выпуску нового ассортимента продукции), быстрой реакции на изменение потребительского спроса, себестоимости производства, качества продукции и сопутствующего сервиса, производительности труда. Результатом интеграции TQM, АМТ и логистики является повышение эффективности и системной устойчивости фирмы на рынке, обеспечение возможности внедрения инноваций и выполнения стратегических задач.



Содержание раздела