d9e5a92d

СКЛАДИРОВАНИЕ, ГРУЗОПЕРЕРАБОТКА И УПАКОВКА

Среди поддерживающих комплексных логистических активностей главная роль принадлежит складированию (Warehousing), грузопереработке (Materials Hadling) и упаковке (Packaging). Выделение их в самостоятельные объекты изучения логистического менеджмента связано, во-первых, с определенными методическими подходами и практическими инструментарием, применяемыми логистическими менеджерами зарубежных фирм; во-вторых, традицией изучения этих разделов логистики в западных университетах, прежде всего, американских.

Логистические решения в складировании


Проблеме складского хозяйства и складирования в отечественной литературе (в различных аспектах материально-технического снабжения, производства и сбыта) всегда уделялось достаточно большое внимание (см., например, работы [13, 35, 51, 89, 99, 101, 104, 177, 212]. Однако традиционный подход отечественных специалистов к организации, планированию и управлению складским хозяйством предприятий промышленности, сельского хозяйства и торговли, применяемый для плановой экономики, не учитывал характерных для современной логистики особенностей маркетинговой и интегральной парадигм, оказывающих сильное влияние на складирование.

По существу этот же подход с небольшими корректировками на рынок был перенесен и в отечественную литературу по логистике [20, 46, 48, 100, 182].
Не вдаваясь подробно в организацию складского хозяйства, работу транспортно-складского оборудования и адресуя читателей к приведенной выше литературе, попытаемся кратко сформулировать и охарактеризовать основные задачи логистического менеджмента в складировании.
В современной рыночной экономике изменилось само содержание понятия склад от здания (сооружения), где хранятся определенные виды МР, НП или ГП, к эффективному средству управления запасами на различных участках логистической цепи и материальным потоком в целом. Несмотря на наличие достаточно большого количества различных классификаций складов, с позиций фирменного логистического менеджмента может быть предложена следующая классификация ( 12.1).
На схеме отражены пять основных признаков классификации складов в логистике: по отношению к базисным логистическим
активностям и посредникам, видам продукции и собственности, по функциональному назначению.
Как указывалось ранее, фирмы иногда вынуждены создавать свои склады в системе снабжения (закупок) для уменьшения транспортных издержек, потребностей комплектования МР и т.п. В производстве различают склады как по организационной структуре (заводские, цеховые, рабочих участков и т.п.), так и по видам продукции (склады МР, НП, ГП), функциональному назначению и другим признакам.

Склады ГП в дистрибутивной сети фирмы различают по мощности и обслуживаемой территории (региональные распределительные центры и базы, консигнационные склады, территориальные склады и базы и т.д.), по функциональному назначению и по другим признакам, указанным на схеме классификации ( 12.1).
По виду продукции можно выделить склады МР, НП, ГП, тары, возвратных отходов, запасных частей и т.п. По уровню специализации - склады узкоспециализированные (для одного или нескольких наименований продукции), ограниченного и широкого ассортимента.
По виду собственности различают склады частные (корпоративные), государственных и муниципальных предприятиях, общественных и некоммерческих организаций, ассоциаций и т.д.
Большое значение для принятия решений в логистическом менеджменте имеет принадлежность склада собственно фирме или логистическим посредникам (в системах снабжения и дистрибьюции): торговым, транспортно-экспедиторским (грузовые терминалы), предприятиям по грузопереработке (склады для сортировки, комплектации, консолидации и т.п.), прочих логистических посредников (например, склады для таможенной очистки грузов) и т.д.
По функциональному назначению различают:

  • склады буферных запасов, предназначенные для обеспечения производственного процесса (склады МР и НП, производственных, страховых, сезонных и других видов запасов);
  • склады перевалки грузов (терминалы) в транспортных узлах, при выполнении смешанных, комбинированных, интермодальных и других перевозок;
  • склады комиссионирования, предназначенные для формирования заказов в соответствии со специфическими требованиями клиентов;
  • склады сохранения, обеспечивающие сохранность и защиту складируемых изделий;
  • специальные склады (например, таможенные склады, склады временного хранения, тары, возвратных отходов и т.п.).

Роль складирования в логистике неоднозначна. С одной стороны, рассматривая современные логистические концепции JIT, Lean production, DDT, мы отмечали, что общей тенденцией является максимальное сокращение складских запасов. Негативная роль запасов,


без складирования; [ZEBR_TAG_li- со складированием (консолидацией) продуктов в одном дистрибутивном центре. Исходные данные и результаты сравнительных расчетов логистических издержек в дистрибьюции приведены в табл.

12.2.
Из рассмотренного примера видно, что при втором варианте - применении склада (дистрибутивного центра) для консолидации продукции производителей общие логистические издержки меньше.
Основными причинами, заставляющими фирмы прибегать к складированию, являются:

  • уменьшение логистических издержек в производстве и транспортировке за счет лучшего использования производственных мощностей, технологического оборудования; перевозок грузов экономичными партиями;
  • координация и выравнивание спроса и предложения за счет создания складских страховых и сезонных запасов ГП в дистрибутивной сети;
  • 4 удовлетворение потребностей операционного менеджмента, так как складирование может быть частью производственного процесса;
  • создание условий для внедрения эффективных маркетинговых стратегий сбыта ГП;
  • улучшение потребительского спроса за счет более быстрого
  • реагирования на спрос;
  • достижение экономии на превентивных закупках по более низким ценам и складировании запасов МР, необходимых для обеспечения производственного процесса;
  • более широкое географическое покрытие определенной территории рынка;
  • гибкость в апробации новых секторов рынка.

В зарубежной литературе по логистике большое внимание уделяется сравнению двух типов складов: частных (private) и общественных (public) складов (складов общего пользования). Склады общего пользования предназначены для удовлетворения потребностей в складировании продукции фирм различных отраслей экономики и обладают такими преимуществами по сравнению с частными складами как отсутствие необходимости в инвестициях, более
Таблица 12,2
Пример потенциального снижения затрат при использовании складирования

Фирмы-производители I вариант: без складирования
Вес отправки (кг) Транспортный тариф за доставку (усл. ед./100кг) Суммарные транспортные расходы (усл. ед.)
А
В
С
D
10000
8000
15000
7000
2,00
1,80
3,40
1,60
200
133
510
112
Итого 40000 966
II вариант: со складированием
Фирмы-производители Вес отправки (кг) Тариф за 100 кг за доставку до дистр. центра (усл. ед./ 100кг) Общие затраты до дистр. центра (усл. ед.) Затраты на складирование (консолидацию), усл. ед. Тариф от дистр. центра до потребителя (усл. ед./100 кг) Общие затраты от дистр. центра (усл. ед.) Тотальные логистич. издержки (усл.ед.)
А
В
С
D
10000
8000
15000
7000
0,75
0,60
1,20
0,50
75
48
180
35
10
8
15
7
1,00
1,00
1,00
1,00
100
80
150
70
185
136
345
112
Итого 40000 778

низкие затраты на складирование, большие гибкость и число предоставляемых услуг, лучшее технологическое складское оборудование. По данным Американской ассоциации владельцев складов [215] склады общего пользования осуществляют следующие виды логистических услуг:

  • грузопереработку, хранение и распределение относительно упаковки или грузовой единицы;
  • хранение транзитных грузов;
  • контроль и регулирование температуры и влажности в помещении склада;
  • предоставление аренды складского пространства потребителям;
  • предоставление офисных помещений, услуг видеотерминалов, телефонного и компьютерного сервиса;
  • предоставление информации, связанной с транспортировкой грузов, экспедированием, дорожным движением;
  • физическое распределение продукции в пределах склада;
  • предоставление современных устройств подготовки и считывания информации, сканеров и т.п.;
  • разработку плана консолидации грузовых отправок;
  • упаковку и сортировку товаров;
  • дезинфекцию;
  • маркировку, прикрепление ярлыков, написание трафаретов, упаковку в защитную пленку;
  • почтовые услуги и экспресс-отправки;
  • пакетирование, паллетирование и обвязывание груза;
  • погрузку (разгрузку) на автомобили, прицепы и полуприцепы;
  • подготовку, тестирование, испытание, взвешивание и контроль;
  • консолидацию и разукрупнение партий грузов;
  • подготовку специальных мест хранения;
  • подготовку и доставку товаросопроводительных документов;
  • предоставление автотранспорта для местных и дальних перевозок;
  • установку специальных приспособлений на транспортные средства для доставки негабаритных грузов;
  • оформление складских документов по приемке груза, переадресовке, транзиту и т.п.;
  • распределение грузовых отправок;
  • подготовку грузовых документов;
  • информирование о кредитовании;
  • предоставление взаймы хранимых товаров;
  • территориальный складской сервис;
  • терминальный сервис для грузовых водных, железнодорожных и смешанных перевозок;
  • хранение крупногабаритных грузов, металла и другой продукции, требующей нестандартного складского оборудования;
  • открытое хранение грузов;
  • грузопереработку, хранение и затаривание мелкопартионных отправок грузов;
  • розлив, грузопереработку, хранение, бутилирование жидких грузов;
  • грузопереработку и хранение контейнеров.

Как видно из этого перечня, современный склад выполняет огромный объем сервисных логистических операций, предоставляя клиенту возможность широкого выбора логистических решений по складированию, грузопереработке, упаковке, транспортировке, информационным услугам, т.е. по существу играет роль крупного логистического центра (КФР).
Решения, который должен принимать логистический менеджер фирмы в складировании, можно укрупнено разделить на следующие группы:

  • 1) Выбор типа, количества и мощности складов.
  • 2) Рациональная дислокация складов на определенной территории.
  • 3) Определение номенклатуры (ассортимента) хранимой и обрабатываемой на складах продукции.
  • 4) Выбор системы грузопереработки на складе и технологического складского оборудования.
  • 5) Планировка складских помещений, проектирование склада, оптимизация использования складских объемов.
  • 6) Решения по персоналу, уточнение логистических функций склада, перспективы расширения.

Первые две задачи обычно решаются вместе и зависят от принятой фирмой логистической стратегии и величины затрат, связанных со складированием в общей сумме логистических издержек. Альтернативой строительству нового склада (системы складов) является аренда складских помещений других фирм, общественных складов и т.п.

При этом в качестве основного критерия выбора, как правило, принимаются общие логистические издержки с ограничениями по требуемому уровню качества складского сервиса.
На 12.2 показаны зависимости отдельных логистических издержек от количества складов в системе дистрибьюции [227].
Определение количества и оптимальной дислокации складов обычно требуют большого объема исходной информации, которая включает:

  • перечень всей продукции и продуктовых миксов, хранимых и обрабатываемых на складе;
  • дислокация основной массы потребителей, точек хранения, источников пополнения склада (или производственных подразделений фирмы);
  • спрос на каждую единицу продукции от определенной территориальной группы потребителей;
  • транспортные тарифы (или издержки);
  • время доставки, транзита, цикла заказа, логистического цикла; затраты или тарифы на складирование;
  • затраты на закупку и себестоимость продукции;
  • размеры грузовых отправок по каждой позиции номенклатуры продукции и смешанных отправок;
  • уровни хранимых запасов по местам дислокации, способы контроля и пополнения запасов;
  • затраты, связанные с процедурами заказов и капитальные издержки;
  • цели потребительского логистического сервиса; возможное складское технологическое оборудование и ограничения по размерам, мощности, весу;
  • возможные партнеры по дистрибьюции и разделению складских функций между ними и т.д.

Уже сам объем исходной информации говорит о том, что для решения указанных выше задач требуются достаточно сложные экономико-математические методы и модели. Как правило, эти задачи решаются на компьютерах с применением методов оптимального программирования (линейного, нелинейного, динамического),
величина годовой поставки k-му потребителю с n-го склада; [ZEBR_TAG_ul class=nds

  • nk - удельные переменные транспортно-складские расходы по доставке продукции от поставщиков k-му потребителю через n-й склад;
  • bn - условно-постоянные логистические издержки n-го склада, не зависящие от объема реализации;
  • Хn - годовой объем реализации продукции с n-го склада, n = 1, N;
  • (Xn) =
    { 1, если Xn 0,
    0, если Xn = 0;
    при соблюдении ограничений:
    1) удовлетворение потребителей в складских поставках со всех складов:
    N
    n = 1
    Xnk = Pk, k = 1, K; (12.2)
    где Pk - годовая потребность (спрос) k-ro потребителя;
    2) сумма поставок потребителям со склада должна равняться его объему реализации:
    K
    k = 1
    Xnk = Xn, n = 1, N; (12.3)
    3) неотрицательность переменных:
    Xnk 0; Xnk 0; n = 1, N; k = 1, K. (12.4)
    Для нахождения оптимального плана размещения с использованием сформулированной постановки применяется алгоритм комбинаторного поиска последовательных оценок вариантов.
    Оптимальная дислокация складов различного уровня может быть найдена с помощью следующего итерационного алгоритма.
    Сформулируем исходные данные следующим образом. Имеется m потребителей в некоторой территориальной зоне, заданных координатами (ai, bi), i = l, m. Каждый потребитель характеризуется объемом спроса на продукт Аi, i = 1, m Требуется определить координаты склада (центра консолидации) (х, у) так, чтобы сумма расстояний от данных m точек с учетом спроса A#ID/ID# до точки (х, у) была минимальной. Таким образом, на плоскости XOY необходимо найти точку (х, у) оптимальной дислокации, такую, что
    P(x, y) =
    m
    i = 1
    Ai (x - ai)2 + (y - bi)2 min. (12.5)
    Опишем алгоритм нахождения минимума целевой функции Р(х, у). Возьмем частные производные от Р(х, у):
    { P(x, y) / =
    m
    i = 1
    Ai(x - ai) / (x - ai)2 + (y - bi)2;
    P(x, y) / =
    m
    i = 1
    Ai(x - bi) / (x - ai)2 + (y - bi)2 ;
    (12.6)
    Из анализа известно, что для нахождения искомой точки (х, у) необходимо частные производные приравнять нулю и решить систему уравнений вида
    { P(x, y) / x = 0;
    P(x, y) / y = 0.
    (12.7)
    Однако решение данной системы уравнений наталкивается на серьезные трудности ввиду ее нелинейности. Поэтому обычно используется итерационный метод решения.
    Первое приближение определяется по формуле
    x(1) =
    m
    i = 1
    Aiai / m. (12.8)
    Подставляя найденное значение х(1) в уравнение для частной производной по у, получаем приближение у(1). Подставляем у(1) в уравнение для частной производной по х и находим х(2) и так далее до тех пор, пока
    P(x(k), y(k)) - P(x(k + 1), y(k + 1)) (12.9)
    где k - номер итерации, а - малое положительное число (заданная степень точности).
    Функция Р (х, у) выпукла снизу и имеет единственный экстремум, что, в свою очередь, позволяет получить единственное оптимальное решение, используя приведенный выше алгоритм.
    Можно показать, что приближенное решение поставленной задачи достигается использованием формул
    { x =
    m
    i = 1
    (Aiai) / m A;
    x =
    m
    i = 1
    (Aibi) / m A,
    (12.10)
    где А - средний спрос, определяемый по выражению
    A = (
    max
    i
    Ai +
    min
    i
    Ai) / 2. (12.11)
    Очевидно, что при Аi = const, решение, получаемое с помощью приближенных формул, совпадает с оптимальным. Приближенное значение будет тем ближе к оптимальному, чем меньше разность (
    max
    i
    Ai -
    min
    i
    Ai).
    Задачи планировки складов обычно подразделяются на:
    - планировку складского пространства;
    - определение зон хранения, приема, отправки, грузопербработки партий грузов;
    - планировку для комплектования заказов потребителей (сортировки, подборке, упаковки и т.п.).
    При решении задач выбора складского технологического оборудования обычно определяется количество и требуемая производительность подъемно-транспортных машин и механизмов (кранов, кранов-штабелеров, погрузчиков, тележек, роботокаров и т.п.), оборудования для сортировки, упаковки, защиты, противопожарного оборудования, средств охранной сигнализации и связи и т.д. Эти и другие перечисленные выше задачи достаточно полно отражены в отечественной литературе, в частности, в работах Ю.М. Неруша [100, 101].
    Большое значение для повышения производительности складских работ и качества сервиса имеет автоматизация работы склада и применение современных компьютерных складских систем. В качестве примера на 12,3 приведена схема современного компьютерного склада, на которой отражены основные логистические операции и функции [227].


Содержание раздела