d9e5a92d

ПРЕДИСЛОВИЕ

В связи со становлением рыночных отношений в России в последние годы появилось и стало активно развиваться новое научно-практическое направление - логистика. Интерес, который проявляют к логистике отечественные ученые, преподаватели вузов, научно-технические работники, менеджеры предприятий промышленности и транспорта, инженеры и бизнесмены, объясняется не только новым для отечественной экономики и непривычно звучащим термином, но и, главное, - теми впечатляющими результатами, которые получены благодаря применению логистического подхода в экономике промышленно развитых стран.
Зарубежный опыт показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе. Неслучайно все больше специалистов, добившихся успеха в этой области, продвигается на высшие должности в руководстве компаний.

С позиций бизнеса под логистикой понимают эффективное управление материальными и сопутствующими (информационными, финансовыми, сервисными) потоками для достижения корпоративных, целей с оптимальными затратами всех ресурсов. В настоящее время в передовых фирмах традиционные функциональные области логистики транспортировка, управление запасами, закупками и заказами, складирование, грузопереработка, упаковка) интегрировались на базе общей информационно-компьютерной платформы, образовав стратегическую инновационную систему.

Внедрение методов логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства и затраты в дистрибьюции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса.
В большинстве зарубежных стран созданы и эффективно функционируют логистические ассоциации, организации и сообщества. Выходит большое количество периодических изданий по различным аспектам логистики. Так, в США существует около двадцати подобных изданий. Активно развиваются межгосударственные и транснациональные макрологистические системы, призванные облегчить перемещение через границы информации, товаров, капитала и людей.

Периодически проводятся всемирные и европейские конгрессы по логистике. Последний конгресс Европейской логистической ассоциации (ЕЛА) - ЕВРОЛОГИСТИКА-2000 состоялся 14-16 мая 2000 г. в Афинах под девизом: ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ - лучше, быстрее, дешевле!.
Отечественная экономика переживает сейчас непростой период, когда необходим поиск путей выхода из затянувшегося кризиса.
Одним из таких путей, как показывает мировой опыт, является построение логистических систем. Для России формирование и развитие логистических производственных, торговых, транспортных и информационных систем имеет первостепенное значение, так как позволит ускорить интеграцию нашей страны в мировое экономическое и информационное пространство.

Уже сегодня наша страна активно участвует в международных проектах TEDIM, UNCTAD, TACIS по созданию региональных транспортно-логистических и телекоммуникационных систем, сети логистических центров в торговле и на транспорте. Разработан и внедряется ряд федеральных и региональных программ и проектов, элементами которых являются логистические системы (федеральные программы: Возрождение торгового флота, Дороги России, Терминал, Российская сеть региональных информационно-аналитических центров и др.).
Логистика является относительно молодой и бурно развивающейся наукой и сферой бизнеса. Многие вопросы, относящиеся к ее понятийному аппарату и терминологии, по мере развития рыночных отношений постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием. Наиболее интенсивное развитие за рубежом логистика получила за два последних десятилетия.

Именно тогда возникли современные логистические концепции и технологии, такие как Integrated Supply Chain Management (Интегрированное управление логистической цепью), Lean Production (Стройное производство), Time-based Logistics (Логистика ведущего времени), E-Logistics (Электронная логистика) и др.
В апреле 2000 года в высшей школе России открылась специальность 062200 Логистика. Большое значение в связи с этим приобретает учебно-методическое обеспечение специальности.

За последние три года произошел определенный прорыв в отечественных публикациях по логистике - вышло несколько десятков учебников и учебных пособий, подготовленных в основном преподавателями различных отечественных вузов (см. библиографию). Анализ этих работ показывает, что, к сожалению, отсутствует единый методологический подход к изучению логистики (или отдельных ее функциональных областей: логистики производства, закупок, распределения, транспортировки, складирования и т.п.), нет четкости в понятийном аппарате и терминологии, а самое главное - слабо использован длительный зарубежный опыт преподавания дисциплин специальности Логистика и практического логистического менеджмента в фирмах. В настоящее время отсутствуют и переводы на русский язык классических работ по логистическому менеджменту ведущих зарубежных ученых и специалистов, таких как Д. Бауэрсокс, Д. Клосс, Дж. Койл, С. Лэнгли, Р. Баллоу, Дж.



Кавинато, М. Кристофер, О. Хелферич, Дж. Хескетт, Д. Ламберт и др.
Предлагаемый учебник позволит, на наш взгляд, в какой-то мере восполнить этот пробел. Его структура и содержание сформированы таким образом, чтобы максимально систематизировать и учесть западный опыт, дать отечественному читателю наиболее полное представление о логистике как в теоретических аспектах, так и применительно к практическим задачам бизнеса.
В учебнике рассматриваются эволюция логистики, основные понятия и терминология, современные логистические концепции и системы как на уровне организаций бизнеса, так и на макроэкономическом уровне. Анализируется роль и место логистического менеджмента в фирме с позиций получения конкурентных преимуществ, рассматривается взаимосвязь логистики с другими функциональными сферами бизнеса. Впервые в отечественной литературе исследуются теоретические и практические проблемы построения региональных транспортных логистических систем.

В разделах учебника, посвященных функциональному логистическому менеджменту, подробно исследуются комплексные логистические функции и бизнес-процессы на внутрифирменном уровне. Рассматриваются логистические аспекты управления заказами, закупками материальных ресурсов, управления запасами, транспортировки, дистрибьюции и физического распределения, складирования, грузопереработки и упаковки.

Большое внимание уделено поддержке логистическое го менеджмента: информационно-компьютерному обеспечению, прогнозированию, логистическому администрированию, включая организационные аспекты формирования логистических служб в компаниях, вопросы планирования, контроля, анализа и аудита.
Замысел учебника во многом сложился благодаря зарубежным стажировкам автора, общению с западными специалистами по логистике, знакомству с работой институтов логистики и транспорта Великобритании, Голландии, Швеции, Финляндии, факультетов логистического менеджмента ряда зарубежных университетов, изучению опыта работы логистических центров и фирм. В книге автор привел практически всю известную ему на середину 2000 года отечественную библиографию по логистике (исключая статьи в периодике) и основные зарубежные источники по логистическому менеджменту и отдельным его частям.

  • Виктор Сергеев,
  • доктор экономических наук, профессор,
  • Президент Международного центра подготовки кадров
  • в области логистики


Содержание раздела