d9e5a92d

Парадигмы логистики

Прослеженная нами эволюция логистики тесно связана с логистическими парадигмами. Исторически сложились четыре основные парадигмы:

  • 1) аналитическая;
  • 2) технологическая (информационная);
  • 3) маркетинговая;
  • 4) интегральная.

Вокруг этих фундаментальных парадигм на Западе сконцентрировались свои научные школы, группы исследователей и логистические сообщества.
Аналитическая парадигма представляет собой первоначальный классический подход к логистике как к теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками в производстве и обращении. Примером концентрации исследований вокруг аналитической парадигмы являются американские университеты, где логистика - одна из основополагающих дисциплин. Аналитическая парадигма логистики основана на твердой теоретической базе, использующей при исследованиях методы и модели теории управления запасами, исследования операций, экономической кибернетики, методы математической статистики и др. Характерной особенностью применения аналитической парадигмы является построение достаточно сложной экономико-математической модели, отражающей специфику решаемой логистической проблемы.

При этом проблема должна быть четко определена, а модель реализуема, чего достичь достаточно трудно, учитывая сложность, большую размерность и стохастичность логистических объектов (особенно интегрированных логистических систем). Кроме того, реализация подобных моделей требует огромного количества исходной информации и разработки сложных алгоритмов принятия решений в логистическом управлении.

Указанные особенности привели к тому, что область практического применения логистических моделей и задач, основанных на аналитической парадигме, сужена в основном до внутрипроизводственных логистических систем. Для большинства фирм, заинтересованных в интегральном подходе к логистическим исследованиям, классическая, аналитическая парадигма неудобна.
Технологическая парадигма появилась в 1960-х годах и тесно связана с бурным развитием информационно-компьютерных технологий. Философия данной парадигмы заключается в том, что, с одной стороны, можно сформулировать общую проблему управления материальным потоком логистического объекта, а с другой, - синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы. Фокус этой парадигмы сосредоточен на административных функциях компании: планировании, закупке материальных
ресурсов, производстве, дистрибьюции готовой продукции и др. Поддержка совокупного процесса управления материальным потоком осуществляется с использованием информационно-компьютерных систем учета, связи (телекоммуникаций), контроля и принятия решений.
Теоретической основой технологической парадигмы является системный подход, который применяется как для моделирования самих логистических объектов, так и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки. Основные стратегии логистического управления состоят в том, чтобы автоматизировать тривиальные задачи и использовать информационно-компьютерную поддержку для решения более сложных логистических задач.

При этом оптимизация всего процесса управления материальным потоком не является целью внутри данной парадигмы.
Практическим примером использования технологической парадигмы являются широко распространенные системы MRP/DRP, применяемые во внутрифирменном планировании и управлении запасами и закупками материальных ресурсов, а также поставками готовой продукции потребителям. Наряду с этим решаются и отдельные задачи оптимизации, например, определение оптимальной партии поставки (заказа) или уровней запасов продукции в элементах логистических систем типа ОРТ.

В то же время логистические системы, построенные на принципах использования технологической парадигмы, не обладают необходимыми уровнями гибкости и динамичности, требуемыми на современном этапе развития рыночной экономики, например, для регулирования отношений производителей с поставщиками и конечными потребителями продукции.
С начала 1980-х годов и до настоящего времени в ряде развитых капиталистических стран при синтезе фирменных логистических систем часто применяется маркетинговая парадигма. Модели, использующие эту парадигму, имеют целью описать и объяснить отношения между логистической системой и возможностями фирмы в конкурентной борьбе.

Синтезируемая логистическая система должна реализовывать стратегическую цель фирмы - стратегию конкуренции на рынке сбыта продукции, что требует решения таких маркетинговых задач, как изучение рынка, определение позиций фирмы на рынке, прогнозирование спроса на продукцию и т.п.


Научной базой данной парадигмы являются в основном экономические и социальные дисциплины: экономика и организация производства, стратегия, операционный менеджмент, управление персоналом и качеством продукции, маркетинг, социальная психология и др. Математическую основу парадигмы составляет теория вероятностей, математическая статистика, методы исследования операций. Необходимо отметить, что модели логистических объектов, использующие эту парадигму, являются в определенной степени
абстрактными, имеют большую размерность, многие переменные носят качественный характер, что затрудняет получение простых аналитических решений.
Примером практического использования маркетинговой парадигмы за рубежом является LRP-система (Logistics Requirements Planning) - система контроля входных, внутренних и выходных материальных потоков на уровне фирмы, территориально-производственных объединений и макрологистических структур. Система LRP известна также под названием Supply Chain Management System (система управления логистической цепью) [141].

Система LRP обеспечивает: концептуальный маркетинговый подход к управлению запасами в дистрибутивных сетях и внутри производственных подразделений объекта; прогнозирование потребностей в материальных ресурсах, спроса на готовую продукцию и потребности в транспортных средствах; определение оптимального количества звеньев в логистической цепи и т.д.
В практических задачах построения логистических систем указанные три фундаментальные парадигмы, как правило, комбинируются. В то же время в последние годы на Западе укоренилась и активно распространяется новая логистическая парадигма, которую большинство исследователей называет интегральной.

Эта парадигма, по существу, развивает маркетинговую, учитывая при этом новые предпосылки бизнеса на современном этапе, частично рассмотренные нами выше.
Основными предпосылками интегральной парадигмы логистики являются следующие:

  1. Есть новое, понимание механизмов рынка и понимание логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы.
  2. Имеется достаточно много перспектив интеграции между логистическими партнерами, новых организационных (структурных) отношений.
  3. Технологические возможности, в частности в области гибких производств и информационно-компьютерных технологий, радикально изменились и открыли новые горизонты контроля и управления во всех сферах производства и обращения продукции.

Чтобы быть конкурентоспособной на рынке, необходимы гибкость и динамичность, т.е. быстрая адаптация фирмы к изменяющимся условиям рыночной среды и спроса на ее продукцию. Таким образом, как уже указывалось нами ранее, важнейшее значение приобретает фактор времени. При этом должны сокращаться все временные фазы жизненного цикла изделия (логистического цикла): время на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, время поставки сырья и материалов, время производства, время обработки заказа, время дистрибьюции готовой
продукции и т.д. Для достижения сокращения основного ведущего времени (lead time) компании часто стремятся к узкой специализации, однако, при этом возникает потребность интеграции с логистическими посредниками в системах дистрибьюции.
Важность фактора времени в современной интегрированной логистике была подчеркнута возникновением специального термина Time-based management или Time-based logistics, т.е. менеджмента (логистики) ведущего времени [275].
Усложнение рыночных отношений и усиление конкуренции в настоящее время приводят к трансформации логистических систем, выражающейся в следующих основных моментах:

  1. Возрастает скорость материального потока. Увеличивается интенсивность и сложность материальных и информационных потоков. Усложняются финансовые взаимоотношения между логистическими посредниками.
  2. Сокращается число звеньев (агентов) логистической цепи. Уменьшается количество организационно-экономических отношений в логистических системах, но сложность их возрастает.
  3. Уменьшается надежность логистической цепи, так как практически исчезают материальные запасы в производстве и дистрибутивных сетях.

Следствием этих тенденций является увеличение потенциальной неустойчивости логистических систем. Для повышения их устойчивости и надежности при достижении стратегических целей бизнеса необходима дальнейшая интеграция как в самой логистической цепи, так и с динамической внешней средой.

Использование для решения этой задачи традиционных парадигм, как правило, не приводит к положительному результату. Аналитическая парадигма не способна формализовать адекватным способом динамические сложные системы. Попытки приспособить технологическую парадигму приводят лишь к распространению старой идеологии MRP/OPT на новые организационно-экономические структуры бизнеса, что не дает положительного эффекта и порождает неадекватные информационные системы.

Применение маркетинговой парадигмы хотя и позволяет получить отдельные оптимальные решения, но генерирует новые проблемы, не обеспечивая конструктивного интегрального подхода.
Сущность новой, интегральной парадигмы заключается в рассмотрении логистики как некоего синтетического инструмента менеджмента, интегрированного материальным потоком для достижения целей бизнеса. Проиллюстрируем смысл интегральной парадигмы на схеме ( 1.2). Рисунок а отражает традиционный логистический подход, основанный на специфических функциях бизнеса: закупке, производстве, продаже и соответствующем теоретическом аппарате - инжиниринге, микроэкономике, организации
производства, операционном менеджменте, физическом распределении. В этом смысле с концептуальных позиций логистика имеет интегрирующий потенциал, ориентированный по материальному потоку, однако рассматривается в основном как координирующая гиперфункция и как компенсация для ограниченной или недостающей интеграции с партнерами по бизнесу.
Новые перспективы логистики, основанные на интегральной парадигме, проиллюстрированы рисунком б. Эта модель представляет материальный поток в качестве интегратора, причем интегрирующая функция может распространяться на несколько фирм, организаций, логистических посредников, обобщенных функций, компьютерных информационных систем и финансовых институтов. Единственным необходимым условием является наличие взаимодействия указанных объектов - элементов интегрированной логистической системы - либо с управляемым материальным потоком непосредственно, либо опосредованно - через информационные или финансовые потоки.

Таким образом, логистическая система, согласно новой, интегральной парадигме, рассматривается как единое целое - интегрированная система, реализующая цели бизнеса от поставщика до конечного потребителя (покупателя).
1.2. Иллюстрация интегральной парадигма логистики: а - традиционный логистический подход; б - интегральный логистический подход
Интегральная парадигма отражает новое понимание бизнеса, где отдельные фирмы, организации, системы рассматриваются как некоторые Центры логистической активности, прямо или косвенно связанные в едином интегральном процессе управления материальным потоком для наиболее полного и качественного удовлетворения покупателей в соответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса. Основой подобного интегрального подхода являются: концепция TQM, японские системы контроля качества продукции, интегрированные системы дистрибьюции товаров, концепции JIT, Lean Production и др.
На интегральной парадигме базировалось, например, создание такой логистической системы как ISCIS (Integrated Supply Chain Information System) - интегрированной информационной системы, обслуживающей логистический канал. ISCIS реализует интегральную координацию логистических систем и их звеньев на микро- и макроуровнях как по материальным, так и по информационным потокам с помощью онлайнового режима обработки сообщений в телекоммуникационных сетях.

Информационное обеспечение системы унифицировано международным стандартом EDIFACT.
Интегральная парадигма успешно используется и при синтезе макрологистических структур. Например, создание мировой сети Trade Point (центров торговли) в рамках Международной программы ООН по повышению эффективности мировой торговли (программа UNCTAD 1995-2005 гг.) во многом базируется на интегральной логистической концепции.
Таким образом, в фирменных интегрированных логистических системах материальный поток рассматривается в более активном смысле, объединяющем весь жизненный цикл изделия: от идеи к конструкции, затем производству, распределению, продаже, послепродажному сервису и вновь к повторному циклу в соответствии с меняющимися запросами покупателей.
В соответствии с новой, интегральной парадигмой определение логистики звучит следующим образом: Логистика представляет собой общую точку зрения: стратегическую, тактическую, операционную на компанию и ее партнеров по бизнесу с материальным потоком в качестве интегратора [262].
Раскроем более подробно смысл некоторых частей определения.
Общая точка зрения означает, что фокус логистики направлен на потенциальную синергию организационных единиц, систем, различных перспектив, подобных концепциям в производстве и управлении качеством, и различных подходов.
Значение слов стратегическая, тактическая, операционная заключается в том, что отправной точкой является цель, а не существующие функции системы.
Компания и ее партнеры по бизнесу означает, что логистические посредники помогают фирме-производителю товара достичь цели ее бизнеса, реализуя при этом и свои цели, например, получение прибыли. Кроме того, это означает и предупредительность фирмы-производителя по отношению к своим партнерам - дилерам, торговым посредникам, компаниям физического распределения, банкам и т.п.
Значение выражения материальный поток в качестве интегратора заключается в том, что с материальным потоком нужно обращаться как с единым целым, а не как с рядом независимых активностей.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что логистика - это некоторая метадисциплина, объектом исследования и оптимизации которой является материальный поток. Новая, интегральная парадигма представляет собой ситуационную и комбинационную перспективу при организации бизнеса как на внутрифирменном (микроуровне), так .и на различных макроуровнях, например, региональном, международном и т.д.

Важнейшее значение при этом имеет согласование локальных критериев оптимизации функционирования элементов (центров активности) логистической структуры, таких, например, как максимизация прибыли или минимизация логистических издержек, с глобальной бизнес целью структуры, интегрируемой единым материальным потоком.
Возникновение и развитие интегральной парадигмы логистики связано с работами таких зарубежных ученых и специалистов как Д. Бауэрсокс [218, 220], М.Портер [268], Д.Эрикссон [233], Н. Хатчинсон [-242], С.Моллер, Дж.Юхансон [261, 262] и др.



Содержание раздела