d9e5a92d

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Прослеженная выше эволюция логистической концепции показывает, что как само определение, так и объекты исследования логистики изменялись и уточнялись по мере развития рыночных отношений. Однако основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике всегда оставался материальный поток. Позднее в сферу интересов логистики попали информационные и финансовые потоки, сопутствующие материальному, а совсем недавно (около десяти лет назад) на Западе все активнее стали применять принципы логистики к потоку услуг (сервиса). Продолжая это обобщение, резонно предположить, что объектом исследования и управления в логистике может быть любой экономический поток, например, поток трудовых ресурсов.

На наш взгляд, расширение объектной сферы логистики, допустимо лишь тогда, когда к новому объекту применимы те же методология, методы, приемы исследования и менеджмента, что и к материальному потоку, как это произошло с сервисными потоками. Исследование и управление потоками, например, трудовых ресурсов (персонала) имеют принципиально иные, чем в логистике, концептуальные и методические подходы.

Поэтому в рамках данной книги мы ограничимся в основном изучением материальных потоков, как объекта методологии логистики и приемов логистического менеджмента; информационные и финансовые потоки мы будем рассматривать в подчиненном плане, как генерируемые исследуемым материальным потоком.
В то же время, принимая во внимание важность для современной экономики индустрии сервиса, ряд разделов книги посвящен вопросам логистического менеджмента сервисных потоков.
Как было указано выше, в зарубежной и отечественной литературе нет единого определения логистики. За рубежом в учебниках и специальной литературе по логистике и логистическому менеджменту чаще всего используется определение логистики, данное СЛМ в 1985 г. (см. раздел 1.2). В отечественной литературе насчитывается свыше трех десятков различных определений логистики, некоторые из которых в хронологическом порядке приведены в табл.

2.1.
Учитывая неоднозначность толкования понятия логистика, а также ее объектов исследования, предлагаемых зарубежными и отечественными
исследователями, попытаемся дать обобщенное определение логистики, как науки и как инструмента бизнеса. При этом следует иметь в виду, что в зарубежной научной литературе почти повсеместно применяется термин логистический менеджмент (или менеджмент в бизнес-логистике), а не логистика (см. табл.

1.2), что подчеркивает прагматичность подхода западных ученых и специалистов к логистике с позиций использования ее в бизнесе.
Резюмируя вышеизложенное, можно дать следующее определение: Логистика - это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей.
С позиций бизнеса: Логистика - это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств.
Перейдем теперь к рассмотрению основного объекта исследования логистики - материального потока. В логистике единой трактовки термина материальный поток пока не выработано. На наш взгляд, наиболее, подробно это понятие исследовано в работах Б.К. Плоткина [120, 121], М.Е.

Залмановой [43] и О.В. Лавровой [70, 71].

Широко распространенным в отечественной литературе является определение материального потока (Material flow) как продукции, рассматриваемой в процессе приложения к ней различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенной к временному интервалу [141].
Анализируя это определение, прежде всего нужно отметить, что термин продукция также трактуется по-разному, например, как товарно-материальные ценности, материальные ресурсы, средства производства и предметы потребления и т.п. По нашему мнению, наиболее конструктивным подходом является толкование слова продукция в зависимости от ее пространственного положения в конкретном месте логистической цепи (понятие логистическая цепь будет раскрыто ниже).

В этом смысле в укрупненном плане можно выделить материальные ресурсы (Material resources или Raw materials), незавершенное производство (Work-in-process) и готовую продукцию (Finished goods).


Под материальными ресурсами (МР) мы будем понимать предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие, сборочные единицы, топливо, запасные
Таблица 2.1
Сводка определений логистики, используемых в отечественной литературе1

Определение Литера турный источник
Логистика - комплексное направление в науке, охватывающее проблемы управления материальным и информационным потоком в их взаимодействии [73]
Логистика - это научная дисциплина об управлении потоками в системах [121]
Логистика - междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков [148]
Логистика - научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными потоками в сферах производства и обращения [31]
Логистика - наука о рациональной организации производства и распределения, позволяющая комплексно с системных позиций охватывать вопросы снабжения, организовывать сбыт и распределение готовой продукции [108], [150]
Логистика - процесс планирования, реализации, контроля затрат перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места потребления в соответствии с требованиями клиентов [108], [150]
Логистика - концепция прогнозирования, основанная на достижении высокого уровня надежности управления процессами доставки, и поэтому осуществление этой концепции обеспечивает бизнесменам относительную стабильность их деятельности в условиях неопределенности рыночной среды [178]
Логистика - организация системы, включающая производство, хранение, транспортировку и распределение продукции с максимальной прибылью [38]
Логистика - научный инструментарий эффективного взаимодействия производительных сил общества путем системной организации и оптимизации материальных товарных и информационных потоков [2]
Логистика - наука об организации и планировании процесса обращения материальных ресурсов в общественном производстве (на всех его участках и этапах) и управлении этим процессом [43]

Продолжение табл. 2.1

Определение Литера турный источник
Производственно-коммерческая логистика - это применение современных науковедческих дисциплин к построению (синтезу), исследованию, анализу и количественной оценке эффективности функционирования логистических систем в сфере материально-технического обеспечения производственно-коммерческой деятельности и оптовой торговли средствами производства [48]
Логистика - процесс управления производством, движением и хранением материалов, изделий и товаров, а также сопутствующих им информационных потоков посредством организации каналов товародвижения, так что текущие и будущие затраты минимизируются при условии высокоэффективного (надежного) выполнения и доставки заказов [182]
Логистика - новое научное направление, учение о планировании, управлении и наблюдении (отслеживании) при движении материальных и информационных потоков в производственных и энергетических системах [182]
Логистика как наука изучает потоковые процессы в экономике, в частности, управление товародвижением или управление материальными ресурсами для нужд снабжения - эти потоки обусловлены процессами купли-продажи и в свою очередь порождают денежные (финансовые) потоки [122]
Логистика - наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя [82]

части, предназначенные для ремонта и обслуживания технологического оборудования и других основных фондов, отходы производства.
Незавершенное производство (НП) - продукция, не законченная производством в пределах данного предприятия.
Готовая продукция (ГП) - это продукция, полностью прошедшая производственный цикл на данном предприятии, полностью укомплектованная, прошедшая технический контроль, сданная на склад готовой продукции или отгруженная потребителю (торговому посреднику).
Приведенные определения тоже в известном смысле условны, так, например, сырье, полуфабрикаты могут быть ГП и, в свою очередь, ГП может быть МР для других товаропроизводителей в зависимости от условий производства, обращения и места продукции
в рассматриваемой логистической системе (более подробно этот вопрос исследован в разделе 4.1).
Особым видом МР является тара и упаковка, играющие важную роль в логистике, особенно в процессах физического распределения товаров.
Очевидно, что формой существования материальных потоков должно быть движение конкретных видов продукции (МР, НП, ГП) в процессах закупок, производства и сбыта. Поэтому материальный поток можно определить, как находящиеся в состоянии движения МР, НП и ГП, к которым применяются логистические активности, связанные с физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, Консолидация, разукрупнение и т.п.
Если продукция не находится в состоянии движения, то она переходит в запас. Таким образом, материальный поток, рассматриваемый в определенном временном сечении, является запасом МР, НП или ГП.
Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток, но это соответствие не является изоморфным. То же можно сказать и о финансовых потоках (потоках денежных средств), сопровождающих материальные.
Материальный поток характеризуется определенным набором параметров и может быть классифицирован по нескольким признакам.
Параметрами материальных потоков могут быть:

  • номенклатура, ассортимент и количество продукции;
  • габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);
  • весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);
  • физико-химические характеристики груза;
  • характеристики тары (упаковки);
  • условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);
  • условия транспортировки и страхования;
  • финансовые (стоимостные) характеристики;
  • условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции, и др.

С каждым из указанных параметров связан определенный объем информации и со многими параметрами - финансовые показатели (издержки, цены, тарифы) и ограничения. Однако следует иметь в виду, что, зачастую, во временном и пространственном аспектах информационные и финансовые потоки могут не совпадать с материальными.
Абстрагируясь пока от анализа информационных и финансовых аспектов, дадим классификацию материальных потоков с позиций
логистики ( 2.1). В схеме классификации выделены следующие основные признаки:

  1. По отношению к логистической системе (ЛС) различают внутренние (не выходящие за пределы ЛС) потоки и внешние, поступающие в ЛС из внешней среды (входные) и выходящие из ЛС во внешнюю среду (выходные).
  2. По отношению к звену логистической системы (ЗЛС) материальные потоки делятся на входные и выходные. Внутренние материальные потоки в ЗЛС обычно не рассматриваются в рамках заданной декомпозиции ЛС.
  3. По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой мы будем понимать систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для целей статотчетности, учета и планирования.

Классификация и кодирование продукции в пределах Российской Федерации осуществляется на основе ОКП - Общесоюзного классификатора продукции народного хозяйства - систематизированного перечня классов, подклассов и других группировок промышленной и сельскохозяйственной продукции. ОКП включает классификационную часть (К-ОКП) и идентификационную часть (А-ОКП).
К-ОКП содержит высшие классификационные группировки, построенные по иерархической пятиуровневой классификационной схеме, закодированные шестиразрядными десятичными цифровыми кодами.
А-ОКП содержит позиции номенклатуры продукции определенных типов, марок, вариантов исполнения, комплектации и т.д., закодированных десятиразрядными кодами.
При экспортно-импортных операциях в Российской Федерации используется классификатор продукции ТНВЭД.
При классификации и кодировании продукции за рубежом используются:
МСТК- Международная стандартная торговая классификация;
НСТС - Номенклатура Совета таможенного сотрудничества.
В 1983 г. Совет таможенного сотрудничества принял Гармонизированную систему описания и кодирования товаров (Harmonized Commodity Description and Coding System), разработанную на основе НСТС, которая играет важную роль в логистике. Большое значение для идентификации материальных потоков имеет штриховое кодирование, которое подробно рассмотрено в разделе 13.4.

  1. По ассортименту материальные потоки можно разделить на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающийся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам.

Классификация материальных потоков


Ассортимент подразделяется на групповой, видовой и внутривидовой. Развернутый ассортимент продукции черной металлургии называют также сортаментом, лесной и деревообрабатывающей промышленности - сортиментом.

  1. По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, габаритные, весовые и физико-химические характеристики груза, способы затаривания, условия транспортировки и др.

Например, при транспортировке железнодорожным транспортом грузы различаются:
а) в зависимости от весовых и объемных показателей:

  • тяжеловесные (масса одного места больше 500 кг); большой массы (масса от 100 до 500 кг);
  • легковесные (не обеспечивающие использования грузовместимости);
  • негабаритные (высота одного места более 3,8 м, ширина - более 2,5 м, длина - больше длины грузовой площадки);

б) по физико-химическим свойствам: сыпучие (перевозимые навалом);

  • наливные (жидкие и полужидкие), перевозимые в цистернах, бутылях и других специальных емкостях;
  • штучные (единицей измерения которых являются штуки);
  • тарно-штучные (измеряются количеством тары - мешки, ящики, рулоны и т.п.).

При перевозках грузов автомобильным транспортом все виды груза делятся на четыре класса по степени использования грузоподъемности автомобилей и формированию сдельных тарифов. В то же время с точки зрения выполнения погрузочно-разгрузочных работ при автоперевозках применяют следующую классификацию грузов:

  • тарно-упаковочные и штучные;
  • тяжеловесные;
  • навалочные;
  • лесоматериалы;
  • металлы и металлические изделия;
  • зерновые грузы и овощи;
  • наливные грузы.

По способу затаривания при транспортировке различают грузы в:

  • контейнерах;
  • поддонах (паллетах);
  • ящиках;
  • флягах;
  • бутылях;
  • мешках и т.д.

Очевидно, что такое большое количество характеристик предопределяет специфический подход и свою классификацию материальных потоков по рассматриваемому признаку при анализе и синтезе конкретных ЛС.

  1. По степени детерминированности параметров потока различают материальные потоки детерминированные и стохастические. Детерминированным материальным потоком мы будем называть поток с полностью известными (детерминированными) параметрами. Если хотя бы один из параметров не известен или является случайной величиной (процессом), то материальный поток будем называть стохастическим.
  2. По признаку непрерывности во времени различают непрерывные и дискретные материальные потоки. К непрерывным материальным потокам относятся, например, потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др. Большинство материальных потоков являются дискретными во времени.

Материальный поток может быть охарактеризован таким показателем как интенсивность. Под интенсивностью материального потока мы будем понимать количество объемных или массовых показателей (единиц) продукции, поступающей на вход ЛС в единицу времени.

Кроме того, применяются такие показатели как скорость, плотность потока и другие.
1 Определение логистики, приведенное в Терминологическом словаре А.Н. Родникова [141], дано выше в табл.

1.1.



Содержание раздела