d9e5a92d

Организационные аспекты логистического менеджмента

Функции логистического менеджмента фирмы реализуются в определенной организационной структуре ЛС, под которой понимается качественно определенный, относительно устойчивый порядок функциональных связей между ее звеньями.
В процессе развития теории управления производством и различных аспектов менеджмента применительно к современному уровню рыночных отношений выделились следующие основные организационные структуры (формы) управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная (штабная), линейно-штабная. Для обеспечения гибкости управления сложными экономическими объектами, какими являются крупные фирмы, основные организационные структуры дополняются программно-целевыми формами управления в виде различные матричных структур: управление по проекту, управление по продукту, координационные комиссии, интегральное управление и т.д. [187]. Исследование генезиса организационных структур систем управления показывает, что для синтеза эффективной организационной структуры ЛС необходимы следующие условия:

  • 1) выделение необходимых и достаточных функций логистического менеджмента (ключевых логистических активностей);
  • 2) обособление ЗЛС по функциям управления, необходимым для реализации глобальной цели ЛС;
  • 3) наличие отношений логистического менеджмента (координации, интеграции, согласования) между выделенными ЗЛС.

При формировании организационной структуры функциональная структура ЛС всегда остается ее основным ядром, определяя содержание процесса логистического менеджмента.
Особенностью ЛС является то, что почти каждое ЗЛС является синтезом объекта и субъекта управления, причем отдельные звенья могут представлять собой функционально обособленные логистические подсистемы, имеющие свои цели и локальные критерии оптимизации. Поэтому достижение стратегической цели ЛС должно быть обеспечено за счет необходимого уровня интеграции, координации и директивного управления в высшем эшелоне менеджмента фирмы, который может быть реализован, например, в виде отдела логистики, интегрального менеджера и т.п.
Генезис организационного обеспечения фирменного логистического менеджмента за рубежом, как и сама эволюция логистики, имеет несколько характерных этапов (см. 15.1). На схеме отражены три основных этапа (фазы) эволюции организационных структур ЛС: фрагментаризация, функциональное агрегирование и процессовая интеграция.

Каждому из этих этапов присущи свои характерные особенности формирования и развития организационных структур, реализующих функции фирменного логистического менеджмента.
На этапе фрагментаризации в связи с выделением отдельных логистических активностей в производстве, транспортировке, управлении запасами и т.п., а также учетом и контролем связанных с ними затрат произошло закрепление некоторых логистических функций за соответствующими подразделениями организационных структур зарубежных фирм. При этом традиционные организационные структуры управления в фирмах стали постепенно трансформироваться в структуры с функционально-агрегированными логистическими активностями для управления процедурами заказов, запасами, транспортировкой, складированием, грузопереработкой, производственными процедурами. В основном агрегирование шло по линиям: снабжение-производство и дистрибьюция (физическое распределение).

Этому способствовало и наличие конфликтов по управлению материальными и сервисными потоками в традиционных организационных сферах фирменного менеджмента: финансах, производстве и маркетинге (см. 15.2) [217].
Закрепление функций, в настоящее время относящихся к прерогативе логистики, за традиционными сферами организации управления в зарубежных фирмах (согласно схеме 15.2.) претерпело существенные изменения в последующих фазах эволюции организационной поддержки логистического менеджмента.
Профессор Д. Бауэрсокс выделяет три фазы организационных изменений ЛС, происшедших на этапах фрагментаризации и функционального агрегирования [227]. Рассмотрение этих изменений имеет, на наш взгляд существенное значение для становления логистического менеджмента в отечественном бизнесе.
Первая фаза относится к концу 1950-х началу 1960-х годов, когда в западных (прежде всего американских) фирмах начали выделяться и постоянно агрегироваться такие активности, как материальный менеджмент и физическое распределение ( 15.3).
Специфическими кластерами, вокруг которых стали группироваться логистические активности на первой фазе были:

  • в производстве - снабжение МР и запасными частями;
  • в маркетинге - потребительский сервис;
  • в финансах - управление запасами.

Вторая стадия развития организационных логистических структур охватывает период конца 1960-х начала 1970-х годов и связана

Генезис организационного обеспечения логистического менеджмента

#


прежде всего с агрегированием функций в ключевой логистической активности - физическом распределении. Кроме того, на формирование организационно-функциональных структур ЛС повлияли концепции общих затрат и повышение роли качества продукции и сервиса.

Логистический менеджмент начал позиционироваться как важный стратегический элемент. Развитие логистической организационной структуры приобрело вид, представленный на 15.4.
Третья фаза совершенствования организационных структур микро-ЛС относится к периоду с середины 1970-х годов до начала 1980-х годов (началу логистического ренессанса). Эта фаза характеризуется окончательным закреплением всех выделенных логистических активностей за персоналом фирменного логистического менеджмента в соответствии с иерархией и видом (линейная, функциональная, штабная) организационных структур управления.

При этом четко разграничивались полномочия и ответственность каждого структурного подразделения. На формирование организационной структуры ЛС сильно повлияло интенсивное развитие и внедрение в практику логистического менеджмента ИКТ.

Информационные технологии позволили осуществлять автоматизированное логистическое планирование, контроль и мониторинг, более полно интегрировать логистические активности. Типовая организационно-функциональная структура ЛС фирмы, соответствующая третьей фазе, приведена на 15.5.
15.3. Эволюция организации логистического менеджмента (фаза 1) 456
На этапе функционального агрегирования организационные структуры фирменных ЛС реализовывались практически в трех основных видах: линейной, штабной и линейно-штабной. Фрагменты соответствующих оргструктур представлены на 15.6 [227].
Развитие процессовой функциональной и информационной интеграции в логистике привело к повышению роли координирующих и интегрирующих функций, которые в организационных структурах ЛС стали выполнять специально создаваемые отделы логистики и так называемые интегральные логистические менеджеры, входящие в персонал top - менеджмента фирмы. Интегральные менеджеры согласовывали логистическую стратегию фирмы с маркетинговой, отвечали за разработку и выполнение стратегического логистического плана фирмы. Одной из важнейших задач интегрального менеджера стало согласование интересов и локальных целей
15.4. Эволюция организации логистического менеджмента (фаза 2)
15.5. Типовая организационно-функциональная структура ЛС (фаза 3)
функционирования логистических посредников в ЛС, устранение возникающих конфликтов для наиболее эффективной реализации глобальной цели управления материальными, информационными и финансовыми потоками.
Типичными функциями интегральных логистических менеджеров крупных западных фирм (на уровне вице-президентов компаний) являются:

  • установление перспективных целей и задач логистического менеджмента;
  • согласование логистической маркетинговой и производственной стратегии фирмы;
  • разделение полномочий по управлению материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками;
  • согласование интересов поставщиков МР, торговых, транспортных и других логистических посредников, функционирующих в ЛС фирмы; устранение возникающих конфликтов;
  • формулировка целей и ограничений по управлению запасами в логистической фирменной сети (при управлении закупками, производством, дистрибьюцией):
  • определение уровня инвестиций в систему контроля и управления запасами (информационную систему, складское хозяйство):

Фрагменты организационных структур ЛС


  • разработка стратегического логистического плана и согласование его с производственным расписанием;
  • определение необходимых финансовых ресурсов и бюджета стратегического логистического плана;
  • определение структуры ЛКС и требований к применяемым ИКТ;
  • установление политики управления персоналом логистического менеджмента, программ обучения и повышения квалификации персонала;
  • пересмотр стратегии управления запасами, складирования в соответствии с изменениями в маркетинговой и производственной продуктовых стратегиях фирмы;
  • определение направлений оптимизации и снижения тотальных логистических издержек.

В настоящее время в большинстве зарубежных компаний сформировался определенный персонал высшего, среднего и низшего звеньев менеджмента, за которым были закреплены соответствующие функции [229] (табл. 15.1).

В гр. 4 табл. 15.1 приведен процент компаний США, использующих соответствующие должности в 1990 г.
В современном западном бизнесе формирование организационных структур идет во все большей степени от вертикальной к горизонтальной организации. При этом формируются, как правило, матричные, программно- и процессно-ориентированные оргструктуры и команды персонала фирмы (иногда называемые self-directed work teams - SDWT), реализующие заданные целевые установки логистического менеджмента на определенных горизонтальных уровнях (см. схему 15.7).
Горизонтально ориентированные организационные структуры ЛС (подобные представленной на 15.7) отличаются от обычных вертикальных иерархических структур следующими основными признаками:

  • организационным построением вокруг проекта (процесса);
  • выровненной по уровням (задачам) иерархичностью;
  • использованием персонала каждого горизонтального уровня для решения всех возникающих проблем менеджмента;
  • привлечением потребителей для решения поставленной задачи;
  • максимизацией связей между ЗЛС уровня (логистического канала);
  • высоким уровнем информированности персонала менеджмента и непрерывным повышением его квалификации;
  • поощрением инициативы персонала по совершенствованию менеджмента.

На этапе процессовой и функциональной логистической интеграции на Западе широкое распространение в фирмах получили матричные оргструктуры ( 15.8) [228].

Матричная организационная структура ЛС


Таблица 15.1
Состав и функции персонала логистического менеджмента западных фирм

Уровень менеджмента Должность Типовые функции (должности)
Высший Вице-президент Дистрибьюция (или физическое распределение) 29
Маркетинг (продажи) 24
Производство (операционный менеджмент) 19
Транспортировка 5
Материальный менеджмент (управление закупками) 3
Логистика 10
Смешанные функции 10
Директор Физическое распределение (операции в дистрибьюции) 35
Транспортировка 15
Материальный менеджмент 6
Маркетинг (продажи) 8
Операционный менеджмент Логистика 10 12
Смешанные функции 14
Средний Менеджер Дистрибьюция (физическое распределение) 28
Менеджер по транспортировке 22
Менеджер по потребительскому сервису 3
Материальный менеджмент 4
Логистическое планирование 6
Операционный менеджмент 8
Планирование запасов 3
Логистика 10
Маркетинг 5
Складирование 9
Смешанные функции 11
Супервайзер Супервайзер по складированию 23
Супервайзер по дистрибьюции 20
Супервайзер по транспортировке 27
Смешанные функции 30
Низший Аналитик Аналитик по операциям дистрибьюции 26
Аналитик по логистическому планированию 11
Транспортный аналитик 23
Смешанные функции 40

Структура, представленная на 15.8, относится к так называемым полуформальным организационным формам. Подобное построение управления в фирме как бы покрывает вертикальными функциональными потоками полномочий определенные проекты и программы, в том числе логистического менеджмента.

В матричных структурах интегральный логистический менеджер отвечает за организацию ЛС, координацию действий ЛС с функциональными сферами бизнеса и формирование горизонтального потока управления и принятия решений.



Содержание раздела