d9e5a92d

Логистическое стратегическое планирование

Разработка логистической стратегии занимает центральное место в фирме наряду с корпоративной маркетинговой и производственной стратегиями и установлением миссии. Логистическая стратегия должна быть непротиворечива с корпоративной стратегией фирмы и следовать в русле ее миссии. При выработке логистической стратегии необходимо ответить на следующие ключевые вопросы:

  1. Какой тип компании мы представляем сейчас?
  2. Какой тип компании мы хотим представлять в будущем?
  3. Кто наши потребители (покупатели)?
  4. Какова природа и особенности нашего бизнеса?
  5. Каковы альтернативные возможности развития нашего бизнеса?
  6. Каковы наши сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами?
  7. Какую корпоративную стратегию мы хотим определить?
  8. Какая маркетинговая (продуктовая) стратегия является наиболее подходящей для нас?
  9. Какова должна быть логистическая стратегия при определенной маркетинговой (продуктовой) стратегии?
  10. Каковы основные цели и задачи логистической стратегии? 11.Что должен представлять собой стратегический логистический план?
  11. Какой бюджет необходим для реализации стратегического плана?
  12. Как организовать мониторинг выполнения стратегического плана?
  1. Какие ключевые логистические активности должны иметь приоритет в плане?
  2. Каков должен быть уровень интеграции логистических активностей?
  3. Что представляет собой единица (часть) логистического плана?
  4. Какова природа внешней окружающей среды?
  5. Какова природа, уровень и особенности рынка?
  6. Каковы наши основные конкуренты на рынке и что представляет каждый конкурент в сравнении с нашей фирмой?
  7. Каковы были наши прошлые логистические стратегии и как они изменились в настоящее время?
  8. Каковы были финансовые вложения в реализацию предыдущих логистических стратегий и где взять новые инвестиции?
  9. Каков прогноз изменения основных факторов (показателей, индикаторов) внешней окружающей среды?
  10. Что должно являться фундаментом нашего стратегического логистического плана?
  11. Каковы должны быть наиболее актуальные программы для достижения целей логистической стратегии?
  12. Каковы риски, связанные с выполнением логистической стратегии?
  13. Как количественно оценить выполнение логистической стратегии?

Укрупненно процедуру разработки логистической стратегии фирмы можно представить в виде схемы ( 15.14). На схеме логистическая стратегия, связывающая корпоративные стратегические цели фирмы, маркетинговую и производственную стратегии, состоит из следующих основных компонентов:

  • конфигурации логистической сети;
  • координации и разработки организационной структуры ЛС;
  • определении стратегических требований к качеству продукции и потребительского сервиса;
  • интегрированной системы управления запасами;
  • логистической информационной системы.

Стратегические решения по конфигурации логистической сети включают определение качества, дислокации и конфигурации логистических цепей, каналов, складов, терминалов, диспетчерских центров, пунктов грузопереработки и т.п. (так называемых facilities), которые обеспечивают экономичное покрытие рынка сбыта ГП.
Стратегия координации и организации предопределяет организационно-функциональную структуру ЛС, количество ЗЛС, приоритетные ключевые логистические активности и стратегические взаимоотношения между логистическими посредниками в ЛС.
Стратегия потребительского сервиса идентифицирует основные параметры качества продукции и логистического сервиса, которые
должны соответствовать требованиям и будущим ожиданиям потребителей продукции (сервисных услуг) фирмы.
Интегрированная стратегия (система) управления запасами предполагает развертывание функций определения, контроля, регулирования (пополнения) запасов в полной логистической цепи от поставщиков МР до конечных потребителей.
Наконец, одной из главных составляющих логистической стратегии является ЛИС, связывающая информационными и телекоммуникационными каналами и ИКТ основные базисные и комплексные логистические активности и сферы бизнеса.

Схема разработки логистической стратегии фирмы


ЛИС обеспечивает интерфейс с внешней средой через маркетинговую стратегию, а с внутренней микросредой фирмы через производственную стратегию.
Разработка логистической стратегии согласно схеме ( 15.14) осуществляется в четыре этапа: оценка, анализ возможностей, установление приоритетов, выполнение.
На этапе оценки позиционируется логистическая стратегия по отношению к миссии и корпоративной стратегии фирмы на рынке. Должна быть тщательно проанализирована общая экономическая и политическая ситуация, определены предполагаемые тенденции их изменения на период 5-15 лет.

Более детально оценивается интерфейс логистической стратегии с маркетинговой и производственной.


В частности, по отношению к внешней окружающей логистической среде должны быть оценены экономические тенденции (на общегосударственном и местном уровнях), динамика макроэкономических показателей (уровня инфляции, ВНП, курса валют, процентных ставок, биржевых индикаторов и т.д.), демографические тенденции, технологический и научный уровни в соответствующих отраслях, тенденции развития рынков сбыта, возможные группы конкурентов, законодательство и т.п.
Влияние некоторых показателей внешней среды на логистическую стратегию отражено в табл. 15.5.
Подобным же образом оценивается и внутренняя микроэкономическая среда фирмы (см. главу 3).
На втором этапе разработки логистической стратегии подбираются и анализируются возможные стратегические решения на уровне корпорации в целом и отдельных структурных подразделений, определяются базовые требования к компонентам логистической стратегии.
Третий этап заключается в установлении приоритетов и выбора одной доминирующей логистической стратегии из набора возможных альтернатив. При этом принципиальное значение имеет ранняя идентификация потребных ресурсов для выполнения стратегии и источников их получения.
Наконец, заключительный этап состоит в разработке непосредственно стратегического логистического плана с определением агрегированных показателей как в целом для ЛС, так и для отдельных уровней менеджмента. На этом этапе утверждается организационная структура Л С, определяется базовая ЛИС, система оценки выполнения стратегических задач и мониторинга.
Интегрированный процесс логистического планирования показан на схеме ( 15.15) [217].
Одними из основных целей разрабатываемых зарубежными фирмами логистических стратегий обычно являются:

  • уменьшение затрат;
  • минимизация инвестиций в ЛС;
  • улучшение логистического сервиса.

Стратегия уменьшения затрат направлена на сокращение операционных составляющих издержек, связанных в основном с движением МР, НП, ГП (транспортировкой) и запасами продукции. Лучшая стратегия формулируется в результате альтернативного выбора среди возможных вариантов системы складирование-транспортировка путем лучшего размещения складов, оптимизации уровней запасов, выбора оптимальных способов транспортировки и маршрутов и т.п.

Уровень сервиса обычно ограничивается, пока не найдены оптимальные общие затраты, причем максимизация прибыли является приоритетной задачей.
Стратегия минимизации инвестиций связана с поиском наилучших путей организации ЛС, позволяющих получить максимальную отдачу (возврат) на вложенный капитал. Практическими направлениями реализации данной стратегии являются, например, прямая доставка ГП потребителям (минуя складирование), использование складов общего пользования, широкое применение концепции ЛТ в производстве и дистрибьюции, использование логистических партнеров в ЛС и т.п.

Процесс логистического планирования


Таблица 15.5
Показатели внешней среды

Ключевые факторы Характеристики Влияние на элементы логистической стратегии
Экономические изменения Рост валового национального продукта
Уровень инфляции
Процентные ставки
Распределение капитала
Динамика заработной платы
Динамика развития отраслей экономики
Цены на энергоносители
Изменение затрат на поддержание запасов
Внутренние ограничения на затраты и тарифы
Динамика заработной платы
Решение в складировании
Решение в транспортировке
Демографические изменения Темпы роста населения
Возрастная структура
Размер семьи
Миграция населения
Численность работоспособного населения
Расположение складской и транспортной инфраструктуры
Мобильность менеджмента
Наличие рабочей силы
Состояние потребительского рынка (мощность)
Затраты на доставку ГП
Ведущее время логистических циклов
Уровни запасов
Политические изменения в законодательстве Величина налогов
Схемы и нормы амортизации
Структура налогов
Торговая и таможенная политика
Защита прав потребителей
Защита окружающей среды
Программы развития сельского хозяйства
Промышленная структурная политика
Транспортное регулирование
Инвестиции в строительство заводов и в оборудование
Глобализация
Выбор транспорта и способа транспортировки
Научно-технические исследования, инжиниринг
Упаковка
Грузопереработка
Расположение складов
Ограничения на использование ресурсов Тенденции использования собственных природных ресурсов
Расположение новых источников ресурсов
Нестабильность зарубежных поставок сырья и материалов
Торговые и тарифные внешнеэкономические взаимоотношения с другими странами
Затраты на транспортировку
Глобализация источников снабжения
Использование взаимозаменяемых ресурсов
Нехватка источников сырья
Затраты на создание и поддержание запасов
Требования к складированию

Стратегии улучшения потребительского сервиса основаны на допущении, что улучшение качества продукции и сервиса приводит к повышению прибыли фирмы от расширения рынка сбыта и увеличения объема продаж. Кроме того, подобные стратегии упрочают положение фирмы на рынке и повышают имидж фирмы, что в конечном счете также сказывается на росте валовой прибыли.

Однако, в этих стратегиях важное место принадлежит проблеме оптимизации качества сервиса, так как предоставление потребителям сверхвысокого уровня сервиса, который они не требуют и не ожидают, приводит только к дополнительным затратам.



Содержание раздела