d9e5a92d

Логистические информационные системы

Разнообразные информационные потоки, циркулирующие внутри и между элементами ЛС, ЛС и внешней средой, образуют своеобразную логистическую информационную систему (ЛИС), которая может быть определена как интерактивная структура, состоящая из персонала, оборудования и процедур (технологий), объединенных связанной информацией, используемой логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования ЛС.
Организационная структура ЛИС может быть представлена в виде схемы, адаптированной к известной структуре информационной системы в маркетинге, предложенной Ф. Котлером [62] (рис 13.4).
Как видно из 13.4, организационная структура ЛИС может быть укрупненно сформирована из четырех подсистем: управления процедурами заказов, научных исследований и связи, поддержки логистических решений и генерирования выходных форм и отчетов. Эти взаимосвязанные подсистемы осуществляют информационно-компьютерную поддержку всех функций логистического менеджмента и связь с микро- и макрологистической окружающей средой.
Прежде чем перейти к описанию отдельных подсистем ЛИС, рассмотрим ее функциональную структуру, которая традиционно в зарубежной литературе по логистическому менеджменту [217, 218, 227, 253, 256] представляется в виде пирамиды ( 13.5).

Организационная структура ЛИС

В основании функциональной пирамиды ЛИС лежит система трансакций между ЗЛС, определяющая взаимоотношения между функциональными подразделениями фирмы в плане реализации логистических активностей, логистическими посредниками и потребителями продукции фирмы. На схеме отражены только ключевые активности, связанные со вторым уровнем информационных процедур контроля и учета.

Указанные два функциональных уровня ЛИС обычно сильно связаны с системой дистрибьюции ГП фирмы, в частности, количеством и дислокацией центров распределения.
На уровне анализа логистические региональные или административные менеджеры фирмы в основном используют информацию в тактических целях для маркетинга, прогнозирования финансовых и операционных производственных показателей. Наконец, на верхнем стратегическом уровне логистика определяет стратегию менеджмента и связана со стратегическим корпоративным планированием и рыночной миссией фирмы.
Характеристики системных уровней функциональной структуры ЛИС связаны с достижением определенных стратегических и тактических целей фирмы и конкурентных преимуществ, что отражено в табл. 13.2.
Таблица 13.2 характеризует развитие ЛИС и получение на этой основе конкурентных преимуществ в качестве продукции (сервиса) и снижения логистических издержек.
В организационной структуре ЛИС в качестве одной из основных подсистем выделена подсистема управления процедурами заказов, что обусловлено непосредственным контактом этой подсистемы с потребителями в процессах обработки и выполнения заказов. Об информационных проблемах логистического менеджмента этой ключевой активностью мы говорили в главе 5.
Большое значение в этой подсистеме имеет использование концепции EDI и основанных на ней стандартов, о чем подробно будет рассказано в следующем разделе.
Подсистема научных исследований и связи отражает влияние внешней и внутрифирменной окружающей среды на процесс логистического менеджмента и осуществляет интерфейс между ЗЛС и функциями управления за счет:

  • интеграции логистического планирования с корпоративным планированием;
  • интерфейса логистического менеджмента с другими корпоративными функциями;
  • стратегических установок для организационной структуры ЛС и персонала;
  • интеграции информационных технологий; подготовки или покупки технологических решений и использования посредников;
  • адаптации форм логистических цепей, каналов и сетей, а также функций для фирмы;
  • акцентирования на производительности и качестве в логистике.

Рассматриваемая подсистема играет важную роль в отражении (сканировании) изменений и требований окружающей среды как внешней, так и внутрифирменной. Логистический менеджер может использовать эту подсистему для сканирования окружающей среды четырьмя способами:

  • 1) косвенным рассмотрением в результате общего анализа получаемой информации, когда нет определенной заданной цели;
  • 2) прямым рассмотрением, когда информация об окружающей среде анализируется активно с заранее сформулированной целью;
  • 3) неформальным исследованием относительно ограниченных и неструктурированных данных;
  • 4) формальным исследованием с использованием заранее составленного плана, процедур и методов обработки и анализа получаемой информации.

Таблица 13.2
Взаимодействие системных характеристик логистической информационной системы, целей фирмы и конкурентных преимуществ


Уровень функциональной структуры Системные характеристики уровня Цели фирмы и конкурентные преимущества
Стратегическое планирование Высокий уровень риска
Экстенсивные решения
Достижение конкурентных преимуществ
Анализ и принятие решений Вычислительные аспекты анализа и процедур принятия решений
Экспертиза и обучение основных пользователей
Концентрация на наиболее эффективных действиях. Оптимизация
Идентификация и определение конкурентных альтернатив
Контроль и учет Создание систем контроля и мониторинга
Отслеживание обратной связи для совершенствования решений в логистическом менеджменте
Ориентация на потребителей
Оценка конкурентных позиций фирмы и потенциальных сфер улучшения бизнеса
Операции Высокие затраты на техническое и программное обеспечение
Структурированная подготовка отдельных категорий пользователей
Концентрация на наиболее эффективных операциях
Конкурентная квалификация

Для оптимизации результатов оценивания влияния окружающей среды на поведение ЛС логистический менеджер должен использовать ключевые информационные источники подсистемы в процессе мониторинга. Здесь необходимо учитывать два аспекта. Во-первых, использование информации собственным персоналом фирмы для оценки эффективности своих логистических решений.

Например, бухгалтерская информация или информация о ценах на ГП конкурентов может дать исчерпывающий ответ об эффективности менеджмента; информация о размерах грузовых отправок может быть использована транспортными подразделениями фирмы и т.д. Во-вторых, логистические партнеры фирмы, такие как поставщики МР, торговые посредники, перевозчики и потребители ГП также могут использовать информацию подсистемы для улучшения координации и снижения собственных затрат.
Важное место в рассматриваемой подсистеме принадлежит прогнозированию в аспектах сбора исходной информации, оценки точности, достоверности, использования наиболее эффективных методов прогнозирования (см. раздел 14.2).
Третьим компонентом ЛИС является подсистема поддержки логистических решений, которая представляет собой интерактивную компьютерную информационную систему, включающую базы данных и аналитические модели, реализующие, как правило, оптимальные задачи, возникающие в процессе логистического менеджмента. Подсистема формирует, обновляет и поддерживает различно структурированные централизованные и распределенные базы данных для четырех основных типов файлов:

  • 1) базисных файлов, содержащих внешнюю и внутреннюю информацию, необходимую для принятия логистических решений;
  • 2) критических факторов, определяющих главные действия, цели и ограничения при принятии решений;
  • 3) политики/параметров, содержащих основные логистические операционные процедуры для ключевых областей;
  • 4) файлов решений, хранящих информацию о предыдущих (периодических) решениях для различных логистических активностей.

В данной подсистеме используется большое количество экономико-математических моделей и методов (в частности, прогнозирования) для поддержки решений, принимаемых персоналом логистического менеджмента. Все эти модели и методы можно разделить на три основных класса: оптимизационные, эвристические и имитационные.
Оптимизационные модели принятия решений основаны на методах операционного исчисления: программирования (линейного, нелинейного, динамического, стохастического, целочисленного), математической статистики (корреляционно-регрессионный анализ, теория случайных процессов, теория идентификации, теория статистических
моделей принятия решений и т.п.), методах вариационного исчисления, оптимального управления, методах теории массового обслуживания, графов, расписаний и т.д.
Само перечисление оптимизационных задач, решаемых с помощью информационно-компьютерной поддержки, заняло бы достаточно много места. В частности, для различных логистических активностей можно указать задачи:

  • оптимального диспетчирования в производстве, транспортировке, грузопереработке;
  • оптимальная дислокация facilities в производстве, распределении, складировании;
  • построение оптимальных логистических цепей, каналов, сетей;
  • построение оптимальной организационной структуры ЛС;
  • оптимальная маршрутизация;
  • определение оптимальных длин составляющих логистических циклов;
  • оптимизация процедур сбора, обработки и выполнения заказов;
  • оптимизация параметров систем управления запасами;
  • оптимальный выбор перевозчика, экспедитора, поставщика и т.д.

Частично некоторые оптимизационные задачи были рассмотрены в предыдущем материале книги.
В случае недостаточности исходных данных для применения формализованных экономико-математических моделей используются эвристические методы (например, индивидуальных и групповых оценок, ранжирования, МГУА и т.п.) и методы имитационного моделирования на ЭВМ объектов и процедур принятия логистических решений. В частности, в работе [189] подробно рассмотрено применение имитационного моделирования для решения задач выбора перевозчика и экспедитора, в работе [212] - для планирования потребности и распределении МР.
Широко применяются за рубежом методы имитационной оптимизации типоразмерных рядов тары и упаковки в логистике: G PSS, Q-GERT, SIMSCRIPT, SLAM, GASP.
В рассматриваемой подсистеме широко применяются интерактивные (диалоговые) процедуры информационной поддержки принятия решений персоналом логистического менеджмента фирм.
Четвертый элемент организационной структуры ЛИС - подсистему генерирования выходных форм и отчетов (в зарубежной литературе the reports and outputs subsystem) можно представить как выходной интерфейс с остальными компонентами в виде блок-схемы ( 13.6).
В основу построения ЛИС заложены шесть основных принципов:
1) Полнота и пригодность информации для пользователя.

Компоненты подсистемы генерирования выходной информации в общей структуре ЛИС


Логистический менеджер должен иметь в наличии необходимую и полную (достаточную) информацию для принятия решений, причем в необходимом ему виде. Например, информация о статусе запасов или о заказах потребителей часто нуждается в предварительной обработке и обычно размещается не там, где логистический менеджер принимает решения.

Поэтому ЛИС должна представлять информацию в том месте, того вида и полноты, которая требуется при выполнении соответствующих логистических функций и операций.
2) Точность.
Точность исходной информации имеет принципиальное значение для принятия правильных решений. Например, информация об уровнях запасов в дистрибутивной сети в современных ЛС допускает не более 1 ошибок или неопределенности для принятия эффективных решений в физическом распределении, создании запасов и удовлетворении потребителей.

Большое значение имеет точность и достоверность исходных данных для прогнозирования спроса, планирования потребностей в МР и т.п.
3) Своевременность.
Логистическая информация должна быть доставлена в систему менеджмента вовремя, как этого требуют многие логистические технологии, особенно основанные на концепции ЛТ. Своевременность информации важна практически для всех комплексных логистических активностей.

Кроме того многие задачи в транспортировке, операционном менеджменте, управлении заказами и запасами. решаются в режиме реального времени (on line). Этого же требуют и многочисленные задачи логистического мониторинга.

Требование своевременности поступления и обработки информации реализуются современными логистическими технологиями сканирования, спутниковой навигации, штрихового кодирования, внедрение стандартов EDI/EDIFACT.
4) Ориентированность.
Информация в ЛИС должна быть ориентирована на выявление дополнительных возможностей улучшения качества продукции, сервиса, снижения логистических издержек. Способы получения передачи, отображения и предварительной обработки информации должны способствовать выявлению узких мест, резервов экономии ресурсов и т.п.
5) Гибкость.
Информация, циркулирующая в ЛИС, должна быть приспособлена для конкретных пользователей и иметь наиболее удобный для них вид. Это касается как персонала фирмы, так и логистических посредников и конечных потребителей. Бумажный и электронный документооборот, промежуточные и выходные формы, отчеты, справки и другие документы должны быть максимально приспособлены к требованиям всех участников логистического
процесса и адаптированы к возможному многопользовательскому интерфейсу.
6) Подходящий формат данных.
Форматы данных и сообщений, применяемые в компьютерных и телекоммуникационных сетях ЛИС должны максимально эффективно использовать производительность технических средств (объем памяти, быстродействие, пропускную способность и т.д.). Виды и формы документов, расположение реквизитов на бумажных документах, размерность данных и другие параметры должны облегчать машинную обработку информации.

Кроме того необходима информационная совместимость компьютерных и телекоммуникационных систем логистических посредников и других пользователей по форматам данных в ЛИС.



Содержание раздела