d9e5a92d

Логистические информационно-компьютерные технологии

Для логистического менеджмента информационно-компьютерные технологии (ИКТ) являются одним из основных источников повышения эффективности принимаемых решений, производительности и конкурентоспособности. Логистические ИКТ обычно определяются как совокупность операций в ЛС, связанных с получением и обработкой потоков информации в реальном масштабе времени о внутренних материальных потоках, характеристиках и запасах МР, НП, ГП, грузовых отправках, параметрах заказов и других логистических характеристиках.

С точки зрения внешней логистики фирмы нуждаются в коммуникациях с логистическими посредниками в обработке заказов, транспортировке, грузопереработке, управлении запасами с торговыми посредниками, банками, страховыми фирмами и непосредственно с конечными потребителями ГП.
Логистические ИКТ относятся к классу так называемых новых информационных технологий, которые определяются как совокупность внедряемых (встраиваемых) в системы организационного управления принципиально новых средств и методов обработки данных, представляющих собой целостные технологические системы и обеспечивающих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той социальной среды, где развиваются новые информационные технологии.
Различают следующие виды базовых информационных технологий:

  • микроэлектронных компонентов;
  • технического обеспечения;
  • программного обеспечения;
  • телекоммуникаций.

Для логистического менеджмента фирм важную роль играет интерфейс рынка ИКТ с базовыми технологиями, который можно представить в виде схемы [15] ( 13.7).
Сложность, большая размерность и наличие огромного количества документов, используемых при управлении материальными потоками в ЛС, вызвали появление за рубежом концепции Electronic Data Interchange - EDI (электронного обмена данными). В наиболее общей трактовке EDI представляет собой компьютерный информационный обмен между пользователями с применением стандартного формата данных и обслуживающий современные телекоммуникационные технологии. Относительно недавно

Интерфейс рынка информационно-компьютерных технологий с базовыми информационными технологиями


применение EDI буквально революционизировало процедуры управления заказами в зарубежных фирмах.
Использование EDI улучшает достоверность, своевременность и качество логистической информации. Для реализации всех преимуществ EDI необходимо связать все ЗЛС, а также потребителей и других внешних пользователей логистической информации телекоммуникационными каналами.

Эта связь осуществляется за счет фирменных локальных сетей, коммерческих и некоммерческих телекоммуникационных сетей, действующих в пределах региона, страны или глобальных (например, CompuServe, America Online, Relcom, Internet и других).
Непосредственная выгода применения EDI в ЛС проявляется в следующих основных моментах:

  • возрастании производительности в операционном менеджменте;
  • улучшении канальных взаимоотношений между ЗЛС;
  • возрастании производительности внешних подсистем ЛС;
  • возрастании способности к полной интеграции действий ЗЛС;
  • уменьшении операционных и административных издержек.

Повышение производительности достигается за счет быстрой передачи и обработки информации, а точности и достоверности данных - за счет уменьшения количества бумажных документов и возможности ошибок ввода данных. Сокращение логистических издержек достигается за счет уменьшения доли живого труда и материальных затрат, связанных с печатью, почтой, процедурами бумажного документооборота; сокращения телефонных, телексных и факсимильных коммуникаций; уменьшения административных затрат. Известно множество примеров успешного использования EDI крупнейшими зарубежными фирмами. Например, концерн Volvo получает ежегодную экономию около 30 миллионов долларов в автоматизированной дистрибутивной сети управления запасами за счет внедрения EDI.

Другим примером является интегрированное использование EDI крупнейшей в мире компанией по распределению почтовых отправлений United Parcel Service (UPS) США. В 1992 году коммуникационная сеть UPS, в которой использовался EDI, объединяла 6 супер-ЭВМ, 250 мини-ЭВМ, 40000 персональных компьютеров, около 75000 терминалов между более чем 1300 дистрибутивными центрами во всем мире.
Для EDI существенными являются коммуникационные и информационные стандарты. Коммуникационные стандарты определяют технические характеристики таким образом, чтобы компьютеры могли корректно интерпретировать обмен информацией. Коммуникационные стандарты определяют характеристики приема, преобразования и скорость передачи данных.



Информационные стандарты регламентируют структуру и вид документов, которые должны быть переданы.
Наиболее часто используемые в EDI коммуникационные стандарты - это ASC X. 12 (стандарт Американского комитета стандартов Х.12) и стандарт UN/EDIFACT (о котором мы уже упоминали ранее), стандарт TDK/ EDIA и другие. Стандарт ASC X.12 используется в основном в США, a EDIFACT играет главную роль (в том числе и в логистике), так как используется в глобальном масштабе (например, в странах ЕС).
Информационные стандарты определяются так называемыми транзакционными рядами (в логистике рядами УДЕ). Транзакционный ряд - это ряд кодов, описывающих связанные электронные документы. В табл.

13.3 приведены наиболее распространенные общие промышленные информационные стандарты, связанные с логистическим менеджментом в управлении заказами, складировании и транспортировки в США.
Примеры логистических транзакционных рядов документов, использующих коды (табл. 13.3) приведены в табл.

13.4 [218]. Транзакционный код идентифицирует соответствующий документ (реквизит).
Применение стандартов EDI в логистических ИКТ постоянно расширяется, что проиллюстрировано графиками ( 13.8) для индустрии упаковки продукции [248]. По прогнозам специалистов ожидается, что к 2000-му году около 200 тысяч компаний в Европе и свыше 250 тысяч компаний в США будут пользоваться системами EDI и стандартами UN/EDIFACT.
Преимущества применения стандартов EDI в логистическом менеджменте заказов достигается при определенном объеме сообщений, что подтверждается обобщенными графиками изменения затрат при использовании различных способов передачи информации в логистических каналах ( 13.9) [244].
Таблица 13.3
Преимущественные EDI информационные стандарты для логистики

Аббревиатура Расшифровка Применение
UCS Uniform Communication Standards бакалейная торговля
VICS Voluntary Inter-Industry Communication Standards Commitee торговля продукцией массового спроса
WINS Warehouse Information Network Standards операции складирования
TDCC Transportation Data Coordinating Commitee транспортные операции
AIAG Automotive Industry Action Group автомобильная промышленность

Таблица 13.4
Трансакционные ряды, использующие коды EDI

Трансакционный документ Код UCS Код VICS
Заказ на покупку 875 850
Изменение заказа на покупку 876 860
Изменение цены ГП предприятия для покупателя 879 в процессе
Инвойс 880 810
Поддержка операции 888 N/A
Каталог цен на ГП N/A 832
Дайджест продвижения товара 889 N/A
Трансакционный документ Код WINS
Заказ на складскую отправку 940
Статус-отчет об уровне запаса на складе 941
Грузовой эдвайс-трансфер складского запаса (отправка) 943
Эдвайс-трансфер получения партии груза на склад 944
Верификационное сообщение о складской отправке 945
Сообщение об остатке запаса на складе 947
Трансакционный документ Код TDCC
Информация об автомобильной отправке 204
Грузовая автомобильная накладная 210
Статус спроса на грузовые автомобильные отправки 213
Сообщение о статусе грузовой автомобильной отправки 214

Как мы уже указывали, основным глобальным стандартом в системе EDI является стандарт UN/EDIFACT, утвержденный ЕЭК ООН и ISO.
Стандарт UN/EDIFACT базируется на международном стандарте синтаксических правил (ISO 9735) и международном стандарте Справочника элементов торговых данных (ISO 7372). Он представляет собой набор принципов обмена деловыми данными между промышленными предприятиями, экспортерами, снабженческими организациями, оптовыми дистрибьюторами, ритейлерами, брокерами, агентами, экспедиторами, перевозчиками, банками, страховыми компаниями, административными и правительственными организациями и институтами. Стандарт формирует однообразно построенные сообщения, которые базируются на международных стандартах, заменяет традиционные бумажные документы на электронные каталоги (файлы).

Преимуществами использования стандарта UN/EDIFACT является ускорение информационных логистических потоков, адаптация к различным архитектурам ЭВМ и телекоммуникационным сетям и повышение на этой основе конкурентоспособности фирм.

Темпы роста использования EDI в логистике упаковки


Сравнительные затраты при использовании различных коммуникаций в логистическом менеджменте заказов
В сентябре 1988 г. ЕЭК ООН утвердила в качестве рекомендованного официального документа для глобального применения при платежах и расчетах в любой деловой активности и любой отрасли первое стандартное сообщение UN/EDIFACT Коммерческий инвойс (сокращение ООН/ИНВОЙС), придав ему статус 2. В дальнейшем были утверждены такие важнейшие для логистики сообщения UN/EDIFACT как МЕЖДУНАРОДНОЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ (ПАКЕТ), ТАМОЖЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ, ПОРУЧЕНИЕ НА ПОКУПКУ, МАНИФЕСТ и другие [63].
Например, пакет МЕЖДУНАРОДНОЕ ТРАНСПОРТНО-ЭК-СПЕДИЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ заменило такие бумажные документы как коносамент, железнодорожную, авиа- и автодорожную накладные, извещение о прибытии, документы по обработке грузов, что позволило существенно упростить мониторинг логистической интермодальной перевозки от двери до двери.
Рассмотрим некоторые основные моменты, связанные с применением в логистических ИКТ стандарта UN/EDIFACT, основываясь на [68].
Внедрение системы EDI и стандарта EDIFACT существенно изменили логистический процесс, сблизив отношения между логистическими посредниками: грузоотправителями, перевозчиками, экспедиторами, агентами, таможней и т.д. Пользователи EDI и EDIFACT, объединенные в национальные ассоциации, имеют возможность постоянно расширять стандартную информационную базу данных, упрощать и унифицировать документооборот и повышать на этой основе эффективность логистических ИКТ.
Одним из существенных компонентов EDI и EDIFACT являются национальные и глобальные телекоммуникационные сети. Кроме уже упоминавшихся сетей можно указать на сеть Infonet Services Corp и глобальную сеть BIMCOM (Bimcom Maritime Community Network), созданную международной ассоциацией БИМКО, объединяющей около 3000 членов и более 100 стран из числа судовладельцев, экспедиторов, судовых агентов, фрахтовщиков, страховых компаний и т.д.

BIMCOM успешно эксплуатирует стандарт UN/ EDIFACT, представляя также доступ к морской космической организации INMARSAT.
При внедрении стандарта UN/EDIFACT достигаются существенные преимущества в операциях физического распределения фирменных ЛС, а именно: облегчается подготовка грузовых партий к отправке; определяется в кратчайшее время местоположение товара, транспортного средства, контейнера; наличие запасов на складах дистрибутивной сети и производителя; наличие грузов к отправке; определяется на любом участке интермодальной перевозки местонахождение груза и точное время его прибытия в пункт назначения;
существенно упрощаются процедуры планирования, регулирования, контроля и мониторинга.
Базу стандарта UN/EDI FACT составляют два главных компонента: Справочник ООН элементов торговых данных (UNTDED - ISO 7372), - своего рода словарь и Синтаксические правила (UN/EDIFACT - ISO 9735) - аналогия грамматике.
Объединение элементов данных СИНТАКСИСа позволяет структурно построить третий компонент - международное стандартное сообщение ООН (UNSM), подобное концепции для делового бумажного документа, где из стандартных блоков-элементов создаются сегменты, являющиеся, по существу, предложениями, которые составленные вместе в виде параграфов становятся стандартным сообщением. Для упрощения проектирования стандартного СООБЩЕНИЯ используются следующие документы, поддерживающие стандарт, которые разработала ЕЭК ООН, как производные от двух вышеназванных базовых:

  • Руководящие принципы для проектирования сообщения;
  • Справочник типов сообщения (UNEDMD);
  • Справочник сегментов данных (UNEDSD);
  • Справочник составных элементов данных (UNEDCD);
  • Справочник базовых элементов данных (UNEDED).

Для электронной передачи сообщения EDIFACT применяются Единые правила ведения обмена торговыми данными через телетрансмиссию (UNCID).
Класс ИКТ, применяемых в логистическом менеджменте, чрезвычайно широк и охватывает практически все логистические активности. О некоторых ИКТ мы уже упоминали в предыдущем материале книги, в частности, при описании систем KANBAN, MRP, DRP и других; при анализе ЛИС в управлении процедурами заказов, грузопереработки.

Us имея возможности рассмотреть полную совокупность этих технологий, остановимся на ИКТ, применяемых логистическими менеджерами в важнейшей логистической активности - транспортировке.
Применительно к автомобильному транспорту России основные задачи, которые в перспективе должны решаться с помощью логистических ИКТ, приведены в табл. 13.5.
Большинство из перечисленных в табл. 13.5 логистических ИКТ в автоперевозочном процессе давно и успешно применяются за рубежом. Наибольшее распространение из них получили различные системы слежения, связи и диспетчеризации транспорта на базе спутниковых систем навигации и связи. Некоторые из этих систем начали активно распространяться в нашей стране.

Например, ГП Мор-связьспутник, используя телекоммуникационную сеть BIMCOM, разрабатывает эффективные системы управления и контроля местонахождения транспортных средств и состояния груза в автоматическом режиме на базе спутниковых систем GPS и Inmarsat-C.
Таблица 13.5
Комплекс задач логистического менеджмента при управлении грузовыми автомобильными перевозками с применением ИКТ

Комплексная задача Подзадача (функция)
1. Информационно-компьютерная поддержка процесса автоперевозок

обмен информацией между грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиками, экспедиторами и другими логистическими посредниками по сети, электронной почте, радио, телефонной, факсимильной и другой связи;

обработка заявок, сбор и обработка информации о заказах на транспортно-логистические услуги;

оперативное управление движением автомобилей на маршруте; организация попутной загрузки;

автоматическое определение местоположения автомобиля на маршруте и связь с диспетчером;

получение и передача пользователям оперативной информации об аварийных (внештатных) ситуациях на маршруте: безопасности водителя, автомобиля, сохранности груза, технических неисправностях подвижного состава;

предупреждение водителя об отклонениях от графика движения по маршруту (расписания), о погодных и дорожных условиях, об опасных ситуациях и возникновении препятствий на дорогах;

объективный контроль за действиями водителя;

оптимизация прокладки маршрута автомобиля в городах с сообщением водителю;

передача сообщений грузоотправителям, грузополучателям и другим ЗЛС о месте нахождения автомобиля и состояния груза в реальном масштабе времени;

передача информации водителю о дислокации и телефонах ближайших АЗС, СТОА, медпунктов, гостиниц, страховых и охранных фирм, пунктов питания, финансовых учреждений, ценах на ГСМ, тарифах на экспедиторские и другие логистические услуги;

информирование водителя о дислокации складов, универсальных терминалов, специализированных терминалов с таможенной обработкой грузов.

2. Внедрение единых информационных технологий обработки транспортной и логистической документации на основе стандарта UN/EDIFACT

Продолжение табл. 13.5

3. Создание, обновление и ведение баз данных и справочников
  • БД и справочники: грузоотправителей; грузополучателей ;
  • автотранспортных фирм и индивидуальных предпринимателей - автоперевозчиков;
  • транспортно-экспедиционных фирм; грузовых универсальных и специализированных терминалов, терминальных комплексов, грузовых распределительных центров, перевалочных пунктов, баз и складов торговых посредников;
  • предприятий логистического Сервиса (компаний физического распределения);
  • мощности, структуры парка, провозных возможностей, номенклатуры основных перевозимых грузов ДТП;
  • тарифов ДТП по видам перевозок и перевозимым грузам;
  • тарифов ТЭП, логистических фирм, компаний физического распределения по основным логистическим операциям, сопровождающим автоперевозки;
  • состояния и параметров автомобильных дорог и дорожных сооружений;
  • цен на ГСМ по зонам, территориям и стационарным АЗС;
  • почтовых адресов и телефонов АЗС, предприятий автосервиса, баз (магазинов) запасных частей, отделений ГИБДД, РТИ, охранных и страховых фирм, гостиниц, мотелей, медпунктов, пунктов питания, расположенных вдоль основных магистралей;
  • черного списка неблагонадежных транспортных и логистических партнеров. Разработка, ведение и обновление электронного справочника-каталога автомобильного транспорта по типажу, видам, маркам и модификациям подвижного состава с указанием: основных технических параметров; линейных норм расхода ГСМ;
  • применяемых марок автошин;
  • норм амортизации подвижного состава;
  • базовых цен заводов-изготовителей на месяц запроса.
4. Разработка электронной карты автодорог с возможностью прокладки оптимального маршрута
5. Компьютерная обработка тахограмм

Продолжение табл. 13.5

6. Информационно-компьютерная поддержка функций подразделений автомобильного транспорта в логистических центрах
7. Разработка, обновление и ведение электронной базы данных Правовое обеспечение автотранспортных перевозок
  • Базы данных по разделам: перевозки в пределах Российской Федерации;
  • перевозки между РФ и странами СНГ;
  • международные автоперевозки и таможенное законодательство;
  • транспортно-экспедиционная деятельность;
  • мульти- и интермодальные перевозки;
  • терминальные перевозки, расчеты за перевозку, экспедирование, погрузку- разгрузку, хранение, страхование и другие логистические операции в транспортировке;
  • безналичные расчеты водителя по кредитным картам за ГСМ, запасные части, автосервис, гостиничное, медицинское и другое обслуживание;
  • внутренние и международные банковские расчеты.
8. Информационно-компьютерная поддержка финансовых расчетов
9. Прием и оформление заказов на техническое обслуживание, ремонт, эвакуацию через систему автосервиса
10. Внедрение информационно-компьютерной поддержки современных логистических технологий в автоперевозках грузов технологии ЛТ в перевозках от двери до двери
SDP - системы планируемой доставки
QR - быстрого реагирования

Глобальная система спутниковой связи Inmarsat-C обеспечивает:

  • прямую и быструю связь с диспетчерским пунктом;
  • хранение сообщений в базе данных;
  • возможность получать информацию о местоположении и состоянии транспортного средства и груза;
  • соединение с сетью передачи данных Х.25 и телексной связью;
  • групповой вызов транспортных средств.

Оборудование, устанавливаемое на транспортном средстве, включает:

  • приемопередающее устройство обычно размером 36x25x5 см с встроенным приемоиндикатором определения местоположения или без него;
  • малогабаритную всенаправленную антенну;
  • малогабаритный компьютер;
  • печатающее устройство;
  • сенсорные датчики для контроля за состоянием транспортного средства и груза.

Стоимость оборудования, устанавливаемого на транспортном средстве, зависит от комплектации и условий поставки, поэтому может меняться от 5 до 10 тыс. США.
Специально для российских автоперевозчиков была разработана и успешно эксплуатируется спутниковая система связи и контроля за движением транспортных средств Евтелтракс
На начало 1995 г. в мире эксплуатировалось около 150 видов систем слежения и диспетчеризации транспортных средств, причем более половины из них использовали для определения местоположения автомобилей датчики спутниковой навигационной системы GPS NAVSTAR. Система GPS NAVSTAR является на сегодняшний день самой современной радионавигационной системой, обеспечивающей высокоточное определение координат, скорости и времени в любом месте земного шара 24 часа в сутки. Возможности этой системы позволяют определить местонахождение транспортного средства с точностью до 100 м, а при относительных измерениях - до 2-5 м.
Принцип работы систем диспетчеризации и спутниковой связи можно проиллюстрировать схемой ( 13.10).
Приемник GPS сигналов, расположенный на подвижном объекте, определяет его координаты и скорость, которые посредством радиосвязи передаются на центральный диспетчерский пункт. Навигационная информация может также дополняться данными от различных датчиков, устанавливаемых в автомобиле (сигнализация и т.п.).
Высокоточная информация о скорости и местоположении транспортного средства накладывается на электронные карты дорог на центральной рабочей станции, осуществляющей слежение (диспетчеризацию). Любое транспортное средство может быть точно и однозначно определено, независимо от того, находится оно на или вне маршрута.

Информация о местоположении, скорости и состоянии транспортного средства сохраняется в базе данных и может быть использована для дальнейшего анализа. Скорость поступления информации от каждого транспортного средства такова, что диспетчер контролирует обстановку практически в реальном времени.

Принцип работы системы диспетчирования и спутниковой связи для автотранспортных средств


Система спутниковой связи Inmarsat-C обеспечивает двухстороннюю передачу текста и данных фактически из любой точки Земли. Четыре геостационарных спутника обеспечивают охват всей планеты по долготе и до 75 по широте.

Связь осуществляется через Береговые Наземные Станции, которые позволяют направлять сообщения в различные сети передачи данных, телефонные сети, телексные сети или подвижному абоненту, имеющему зарегистрированный терминал Inmarsat-C. Специально для транспортных применений Inmarsat-C позволяет передавать короткие сообщения, например, о местоположении транспортного средства и состоянии датчиков по более дешевому тарифу и за более короткое время.

Кроме того, возможна организация группового вызова (передача сообщений группе автомобилей), заданной группе пользователей или даже группе, расположенной в указанном географическом регионе.
В качестве примера рассмотрим основные характеристики системы диспетчеризации и спутниковой связи LOGIQ Dispatch, разработанной голландской фирмой SIM AC SYSTEMS bv.
Система предоставляет следующие возможности:
Диспетчеру

  • оперативная связь с транспортным средством через систему спутниковой связи Inmarsat-C;
  • контроль местоположения транспортного средства на электронной карте;
  • контроль состояния автомобиля и груза по данным с разнообразных датчиков, устанавливаемых на транспортном средстве.

Водителю

  • оперативная связь с диспетчером не выходя из автомобиля, из любой точки маршрута и даже в движении.

Так как диспетчер постоянно имеет точную информацию о местоположении автомобиля и его состоянии, появляется возможность попутной загрузки, таможенные документы готовятся еще до прибытия автомобиля на таможню. Использование системы позволяет повысить безопасность перевозок, оперативно реагировать на разнообразные дорожные ситуации, повысить дисциплину водителей и т.п.
Система LOGIQ Dispatch включает в себя следующее оборудование:

  • Galaxy Land - станция спутниковой связи стандарта Inmarsat-C;
  • специализированный бортовой компьютер МОТ;
  • набор датчиков на транспортном средстве;
  • программное обеспечение LOGIQ Dispatch Interactive;
  • набор электронных карт на выбранную территорию;
  • возможно подключение к выделенной цифровой линии сети передачи данных Х.25 на диспетчерском центре.

Galaxy Land является терминалом Inmarsat-C производства американской фирмы Trimble.
В комплект входит электронный блок и малогабаритная антенна, легко устанавливаемая на автомобиле, например, под спойлером.



Содержание раздела