Опорными элементами макрологистических систем различного назначения являются ЛЦ, реализующие функции высшего эшелона менеджмента. Как было показано в разделе 16.3, ЛЦ играет координирующую и интегрирующую роль в макро-ЛС, обеспечивая ее эффективное функционирование.
Зачастую сама макро-ЛС представляет собой ЛЦ, сформированный для уровня, например, района, города, системы предприятий и т.п.
Для РТЛС согласно сформулированным выше методическим и организационным принципам и подходам необходимо построение совокупности ЛЦ в составе регионального и системы территориальных ЛЦ, как правило, функционально совмещенных с информационно-аналитическими центрами (см. схему 17.2). В настоящее время в нашей стране ведутся активные разработки и поиски наиболее приемлемых вариантов организационно-функциональных структур ЛЦ для РТЛС, учитывающих специфику и состояние транспортной
системы конкретного региона. В частности автором было разработано Положение о региональном информационно-аналитическом центре транспортной логистики (РИАЦТЛ) для РТЛС Северо-Запад [166,171].
Основными предпосылками создания РИАЦТЛ явились следующие:
Целью создания Центра является формирование эффективной системы мониторинга, анализа и регулирования регионального рынка транспортно-логистического сервиса.
Основные задачи:
Для решения этих задач Центр выполняет следующие функции:
Перспективная организационная структура Центра имеет вид, представленный на 17.9.
Центр организует свою деятельность по выполнению возложенных на него задач и функций путем привлечения на коммерческой (договорной) основе научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций, вузов, консалтинговых, аудиторских фирм и других предприятий, организаций и учреждений, отдельных экспертов для проведения экспертизы программ и проектов в области транспортной логистики, сертификации, обучения; отработки современных информационно-логистических технологий и координации деятельности в перевозочном процессе на базовых (опорных) транспортных, транспортно-экспедиционных предприятиях, Л Ц в Северо-Западном регионе, состав которых определяется Координационным советом по транспортной логистике Ассоциации Северо-Запад.
В перспективе развитие Центра может осуществляться в следующих основных направлениях:
Еще одним примером построения ЛЦ как основы макрологистической транспортной системы является проект ЛЦ в Самарской области Российской Федерации [113]. Структура реализации проекта формирования транспортной макро-ЛС в Самарской области представлена на 17.10.
Основным элементом рассматриваемой макрологистической системы является ЛЦ, создаваемый на базе АО Волгатранстерми-нал.
Предполагается, что Волгатранстерминал как ЛЦ выступает в качестве исполнителя для всех клиентов, нуждающихся в перемещении товаров. Это предприятие берет на себя задачу обслуживания и организации прохождения товаров через транспортные узлы и таможенные пункты, обеспечивая клиента в случае необходимости информацией о месте нахождения его груза в данный момент времени. Последнее служит дополнительной сервисной услугой.
Для обеспечения выполнения данных функций ЛЦ имеет разветвленную компьютерную сеть, содержащую абонентские пункты в соответствующих транспортных узлах, таможнях, у постоянных клиентов и в станциях отправления и приема грузов. Штатный персонал Волгатранстерминал с помощью компьютерной сети и терминальных узловых механизмов способен быстро и качественно обслуживать клиентов по приему и выдаче грузов, а также их перевалку на транспортных стыках (узлах) и отслеживать их перемещения.
Последнее обеспечивается путем стыковки логистической компьютерной сети - КС (ТРАНСЛОГИКС) с существующими транспортными КС (например, железнодорожной КС, авиационной КС).
Л Ц, выступая исполнителем по отношению к грузоотправителям и (или) грузополучателям, является заказчиком по отношению к транспорту (различным его видам). Он обеспечивает непрерывность транспортного конвейера, интегрируя тем самым взаимодействие различных видов транспорта по отношению к клиентам. Это значительно упрощает и упорядочивает работу транспортного конвейера и, что главное, освобождает клиентов от транспортно-экспедиционных работ, централизуя их в ЛЦ.
Последнее обстоятельство позволяет данные работы выполнять более профессионально с применением автоматизации и механизации.
При создании ЛЦ в технологию перевозок вводится крупный централизованный склад, расположенный по возможности поблизости с центрами маршрутов. Товары поставщиков свозятся на этот склад, где они обрабатываются и сортируются в соответствии с необходимостью поставок товаров получателем. Благодаря этому обеспечивается полная загрузка транспортных средств.
Централизация управления перевозками дает возможность заблаговременно планировать маршруты так, чтобы обеспечивать загрузку подвижных единиц при обратных рейсах. Это обстоятельство обеспечивает также четкость и высокую частоту отправки и приемки товаров в
назначенные моменты времени, что в свою очередь, приводит к высвобождению складов клиентов, которые могут использоваться для других целей.
Централизация складирования позволяет применять существенно более высокую степень механизации и автоматизации складских операций, улучшить систему охраны грузов в сравнении с разрозненными мелкими складами. Централизованные склады по своей сути представляют собой крупные, насыщенные современной техникой и технологией предприятия, которые способны осуществлять и ряд производственных операций в качестве дополнительного сервиса для постоянных клиентов.
Например, на их базе осуществляется упаковка товаров, расфасовка, сортировка и т.п. Кроме того, Л Ц выполняет по заказу клиентов установку и сборку на их территории крупногабаритных товаров и агрегатов.
В табл. 17.1 приведен перечень характерных основных и вспомогательных услуг Л Ц областной транспортной логистической системы |113|.
Организационная структура управления Л Ц представлена на 17.11.
Одной из проблем, возникающих сейчас при создании РТЛС, является координация работы и интегрирование функций большого количества отраслевых, ведомственных и корпоративных ЛЦ, пытающихся заполнить соответствующие ниши рынка транспортно-логистического сервиса в регионе. В частности, в Санкт-Петербурге уже функционируют и активно развиваются ЛЦ, созданные Октябрьской железной дорогой, Северо-Западным таможенным управлением (СЗТУ) ГТК РФ, АО Пулково, компаниями Логистик-Норд, Транском-Интер, Балтийские транспортные системы (БТС), ассоциациями автотранспортных предприятий и экспедиторов, коммерческими структурами типа Союзконтракт, Юниленд, Неско и другими.
Эти ЛЦ формируют рыночные цены на предоставляемые ими транспортно-логистические услуги практически без участия и контроля городских властей. В результате большинство потребителей (грузоотправителей, грузополучателей, торговых посредников, коммерческих структур) не удовлетворены качеством и стоимостью транспортно-экспедиторских и складских услуг, таможенного сервиса, которые далеки от мировых стандартов.
Поэтому важнейшими задачами формируемых РТЛС должны быть координация работы ЛЦ и посредников в регионе, сертификация и квотирование их услуг, экспертиза проектов ЛЦ, информационной и терминальной инфраструктуры под управлением региональных органов и администрацией субъектов РФ в регионе.
В то же время уже созданные и эффективно функционирующие Л Ц (отраслевые, ведомственные, корпоративные и другие) должны использоваться в качестве опорных для отработки транспортных
и информационных логистических технологий, являясь базовыми ЛЦ РТЛС.
В качестве примера отраслевого ЛЦ можно привести Центр автотранспортной логистики (ЦАЛ) Санкт-Петербурга, созданный и эффективно функционирующий на базе 29-го Конструкторско-технологического центра [49].
Целями ЦАЛ являются:
Таблица 17.1
Услуги логистического центра Волгатранстерминал
Наименование | Технические средства обеспечения | |
Основные виды услуг | ||
1 | Организация приема и выдача грузов | Компьютерная сеть (КС), механизация |
2 | Осуществление продвижения товаров через транспортные стыки (транспортные узлы) | КС, механизация погрузочно-разгрузочных работ |
3 | Организация продвижения товаров через таможенные пункты | КС |
4 | Организация рациональной перевозки с минимальной себестоимостью (минимизация транспортных издержек) | Современные централизованные склады, КС |
5 | Высвобождение складов у клиентов | Централизованный склад, КС |
Дополнительный сервис | ||
6 | Информационное сопровождение грузов - выдача справок о местонахождении груза в заданный момент времени при транспортировке | КС |
7 | Упаковка и расфасовка товаров, окончательная сборка габаритных товаров | Современные склады, технология |
8 | Доставка в заданные технологические моменты времени в пункт назначения | Современные централизованные склады, КС |
9 | Обеспечение требований экологии | КС, современные склады |
Основные задачи регионального ЦАЛ:
ЦАЛ в процессе функционирования взаимодействует в рамках РТЛС Северо-западного региона. Система включает в себя:
Через РЦАЛ система автотранспортной логистики взаимодействует с Л Ц железнодорожного, морского, речного и авиационного транспорта, а также с ЛЦ других регионов РФ (см. схему 17.12).
На первом этапе создания и функционирования ЦАЛ предоставляются следующие услуги:
Сервисные услуги по обеспечению перевозок:
Реализация механизма запуска элементов РТЛС также должна отрабатываться на корпоративных ЛЦ транспортно-экспедиторских фирм и коммерческих структур, имеющих необходимый положительный опыт в области организации перевозок, оказании услуг по таможенному и страховому сервису, проведении торговых и финансово-расчетных операций и хорошо зарекомендовавших себя на рынке транспортно-логистического сервиса. Примерами такого рода фирм для Санкт-Петербурга и всего Северо-западного региона России в целом являются уже упоминавшиеся компании БТС, Логистик-Норд и Транском-Интер.
В самом общем виде схема взаимодействия корпоративных ЛЦ с посредниками в торгово-транспортных операциях экспорта-импорта грузов может быть представлена на схеме ( 17.13). Организационно-функциональная структура типового ЛЦ в этом случае может иметь вид, изображенный на 17.14 [49].
В качестве примера эффективно функционирующего корпоративного Л Ц, на базе которого можно отрабатывать логистические информационные и транспортные технологии в РТЛС, рассмотрим компанию БТС.
Компания Балтийские Транспортные Системы является транспортной компанией, обслуживающей суда, прибывающие на причалы Васильевского острова Санкт-Петербурга, т.е. Балтийский завод и Морской Вокзал. Компания имеет лицензии и оказывает следующие виды транспортно-логистических услуг:
БТС является совладельцем и генеральным агентом, совместной с немецкой компанией Посейдон, линии TransRussiaExpress, соединяющей Санкт-Петербург и Киль (Германия), и генеральным грузовым и пассажирским агентом линии NTL, соединяющей Санкт-Петербург и Оксельзунд (Швеция). В настоящий момент БТС обрабатывает семь судозаходов в неделю.
Для ускорения обработки грузов, также как и грузовых, таможенных, пассажирских и финансовых документов работниками отдела компьютерных технологи и компании БТС была разработана и создана не имеющая аналогов собственная логистическая технология, основанная на базе самых современных сетевых технологий.
Логистический (информационно-аналитический) центр БТС развивает свою работу в направлениях:
Сетевые технологии взаимодействия ЛЦ БТС с партнерами показаны на схеме ( 17.15).
Автоматизированная система учета и обработки грузовых, пассажирских документов ЛЦ БТС представляет собой единый программно-сетевой комплекс. В него входят программы:
17.14. Структура типового ЛЦ#
Комплекс рассчитан на работу в операционной системе Windows95/Windows NT, создан на языке программирования высокого уровня, полностью поддерживает сетевые технологии и технологии Клиент/Сервер.
Система информационно-компьютерной поддержки транспортно-логистического сервиса:
Учитывая важность телекоммуникационных связей в быстрой, надежной и качественной передаче информации, компания БТС проложила собственный оптоволоконный канал выхода на глобальную компьютерную сеть Internet, а также оптоволоконный канал, соединяющий отдел Балтийской таможни, работающий на территории БТС с главным управлением Балтийской таможни на Канонерском острове. В настоящий момент БТС является одной из немногих морских транспортных компаний на Северо-западе России, имеющей такие современные телекоммуникационные связи.
С начала апреля 1997 года БТС выступает генеральным агентом шведской паромной линии Нордик Траккер Лайн (НТЛ). Для ускорения обработки грузов офисы БТС в Санкт-Петербурге и НТЛ в Оксельзунде были соединены в онлайновом режиме посредством глобальной сети Internet. Такое объединение позволяет использовать одновременно удаленную базу данных.
Были установлены высокоскоростные сканеры и созданы программы для обработки сканерной информации. В настоящий момент БТС получает из Оксельзунда за сутки до прихода парома Готланд в Санкт-Петербург полный пакет грузовых и таможенных документов.
Часть документов приходит в текстовом формате, часть в графическом. Это позволяет заранее приготовить таможенные декларации и сокращает время обработки грузов до минимума.
Совместно с основным западным партнером - компанией Посейдон (Германия) ведутся совместные работы по объединению баз данных обеих компаний и подключений к ним других транспортных компаний - партнеров по совместной деятельности.
Учитывая тот факт, что одним из основных звеньев в любой логистической цепи являются таможенные органы, уделено большое внимание этому звену. Компьютерная сеть БТС соединена согласно схемы, учрежденной ГНИиВЦом, с компьютерной сетью местного таможенного отдела и далее через оптоволоконную связь практически с любыми таможенными управлениями Санкт-Петербурга.
Техническое оснащение, на котором работает в настоящее время ЛЦ, включает:
Установив свой оптоволоконный канал на Internet, БТС начала активность в глобальной компьютерной сети. Работниками отдела компьютерных технологий создан и зарегистрирован в большинстве поисковых систем свой собственный WEB-сервер BALTICS, содержащий в себе краткую информацию о большинстве транспортных компаний города.
БТС планирует объединить большое количество компаний с помощью глобальной сети с использованием собственных программ.
Понимая важность в ближайшем будущем развития EDI (электронного обмена документами) менеджмента, в компании БТС производятся работы по переводу внутренней и внешней систем документооборота на стандарт UN\EDIFACT.
Совместно с компанией Посейдон, БТС стала участником программы TEDIM, в частности, проекта ВОРСот (части Booking и Communications).
По структуре выполняемых компанией функций, БТС можно сравнить с небольшим портом. Именно поэтому технологии, созданные БТС, можно распространять и на другие порты региона в их взаимодействии со всеми видами транспорта. На базе ЛЦ БТС можно эффективно отрабатывать взаимодействия транспортных, экспедиторских фирм, таможенных органов, грузовых терминалов, складов временного хранения, банков, страховых компаний, агентов, брокеров и других логистических посредников при осуществлении смешанных, комбинированных, интермодальных перевозок по схемам:
Логистические технологии и информационное обеспечение интермодальных перевозок, отработанные в логистическом центре БТС, могут быть в дальнейшем внедрены в других логистических и информационно-аналитических центрах Северо-западного региона России.
Одной из наиболее важных категорий клиентов транспортных и экспедиторских организаций в РТЛС являются предприятия, осуществляющие торговые операции. В качестве них выступают как предприятия-производители продукции, которые продают ее покупателям, так и предприятия торговли, которые осуществляют посреднические операции между производителями и покупателями. Большинство предприятий-производителей не в состоянии довести до мелкооптового и розничного покупателя свою продукцию и как правило и не занимается этим, предоставляя возможность аккумулировать товарные запасы предприятиям торговли и тем самым достаточно быстро возвращать инвестированные средства.
Система дистрибьюции товаров является одним из основных каналов реализации продукции предприятий-производителей.
Распределение товаров и продукции предприятий-производителей по каналам дистрибьюции приводит к увеличению спроса на услуги транспортных и экспедиторских организации, особенно в части средних и мелких заказов. Средние и мелкие заказчики очень чувствительны к тарифной политике транспортных и экспедиторских компаний, срокам проведения операций, качеству обслуживания и уровню гарантий выполнения оговоренных логистических операций.
Эти заказчики весьма подвижны в плане выбора той или иной транспортной или экспедиторской фирмы-подрядчика и потоки заказов от них могут достаточно быстро перераспределяться между подрядчиками. Борьба за эти потоки заказов становится все более острой.
Существует набор функций в информационной деятельности транспортных и экспедиторских компаний, которые в ближайшем времени обеспечат повышенный уровень привлекательности этих компаний для предприятий, осуществляющих торговые операции. Эти функции приведены на 17.16 [491.
Основная идея заключается в том, чтобы потенциальный клиент мог получить всю информацию, необходимую ему для принятия решения на использование услуг той или иной транспортной или экспедиторской компании, через средства телекоммуникаций и информационные сети Л Ц. А после принятия решения - мог осуществить размещение заказа, провести весь сопутствующий документооборот и последующую реализацию функций слежения за движением груза, с помощью этих же средств.
Реализация функций ЛЦ (17.13) может осуществляться на базе различных подходов разработчиков, обусловленных в первую очередь спецификой деятельности транспортной или экспедиторской
организации. При этом необходимо учесть следующие рекомендации:
а) структура баз данных и организация документооборота должны быть no-возможности согласованы с рекомендациями международных стандартов, особенно стандарта UN/EDI FACT, который определяет содержательную часть документов; это позволит обеспечить высокую степень совместимости документооборота с различными заказчиками и партнерами, особенно зарубежными;
б) целесообразно в качестве базовой технологии доступа к информации использовать технологию сети Internet (в корпоративных целях - Intranet), что позволит сделать представляемую информацию об услугах транспортной или экспедиторской компании максимально
доступной для огромного количества пользователей сети Internet, а телекоммуникационную платформу в максимальной степени совместимой с другими техническими решениями (сегодня практически все сети имеют шлюзы в сеть Internet);
в) необходимо позаботиться о безопасности информационного обмена с клиентами по работе с заказами и справками о выполнении заказов; в настоящее время имеется большое количество предложений и программ по организации безопасного документооборота.
17.17. Межрегиональные взаимодействия в торговле через ЛЦ 574
Следует отметить, что в рамках своего внутреннего документооборота и информационного обмена транспортной и экспедиторской организации как правило необходимо взаимодействовать со страховыми компаниями, терминалами, банками, таможенными органами. Поэтому эти организации также должны иметь информационные системы, построенные по аналогичному принципу.
Таким образом, появление в транспортной или экспедиторской компании ЛЦ, реализующего по отношению к внешним клиентам описанные выше функции, позволит существенно упростить и ускорить для участников торговых операций решение вопросов по доставке грузов.
Межрегиональные взаимодействия торговых операторов через систему корпоративных ЛЦ показано на 17.17 [49].