d9e5a92d

Информационная поддержка РТЛС

Ключевую роль в функционировании микрологистических систем, в том числе и РТЛС, играет информационная поддержка, которую необходимо рассматривать в трех аспектах: территориальном, отраслевом и межрегиональном (международном). С территориальных позиций информационное обеспечение РТЛС является элементом телекоммуникационной среды региона, что выдвигает требования совместимости с другими элементами этой среды, вызывает необходимость обработки разнородной информации в интересах региона и его отдельных территорий. Отраслевой аспект предполагает рассматривать информационную поддержку как важную составляющую часть управления определенным видом транспорта в регионе или отдельными предприятиями. Проблема состоит в рациональном совмещении информационных ресурсов региона и вида транспорта во имя общих интересов.

Наконец, транспортно-логистическая система региона - элемент федеральной и международной транспортной системы. Эффективное использование ее способствует социально-экономическому развитию территорий, интеграции России в экономическое пространство Европейского сообщества и в то же время, требует соблюдения единых подходов к информатизации в области транспортной логистики, торговли, банковских, страховых и таможенных операций.
Наилучшее разрешение всех этих проблем возможно в условиях организации обмена информацией, построенной на мировых стандартах и протоколах, согласованных документообороте и нормативно-правовой базе. Такие требования могут быть выполнены только в условиях единого информационного пространства региона.

Информационное пространство региона представляет собой информационную инфраструктуру, включающую телекоммуникационную, программно-техническую, информационную и организационно-экономическую среду с соответствующими структурами и установленными между ними отношениями, закрепленными соответствующими актами. Существование такого пространства, при использовании современных средств телекоммуникации и мощных средств интеллектуальной поддержки, обеспечит в его рамках эффективную деятельность органов управления как территорий, так и видов транспорта.
Концептуальная схема формирования информационной поддержки РТЛС Северо-Запад представлена на 17.5 1174,175|.
Таким образом, единое информационное пространство региона, являясь одновременно составной частью системы управления и

Элементы РТЛС Северо-Запад в схеме отработки логистических технологий


регионом, и видом транспорта, играет интегрирующую роль, увеличивая потенциальные возможности более рационального решения отраслевых и территориальных задач. С этих позиций программа информационного обеспечения должна тесно взаимодействовать с целым рядом международных и федеральных программ, активно внедряющихся в жизнедеятельность каждого региона страны, в том числе и Северо-запада России (см. схему 17.3).
Одной из таких программ является Международная программа ООН по повышению эффективности мировой торговли (программа UNCTAD). Ключевая задача программы - содействие созданию сети Trade Point на основе системы электронного обмена данными, построенных на международном стандарте EDIFACT.

Эту программу рассматривают как модель мировой торговли после 2000 года. В России создан Межведомственный Координационный Совет (РМВКС Эдифакт).

Развернуты работы по созданию информационного центра по вопросам внешней торговли (Trade Point) в Санкт-Петербурге.

Концептуальная схема формирования информационной поддержки РТЛС Северо-Запад


Учитывая, что программа UNCTAD является программой ООН, ее принципы и подходы могут быть использованы в концепциях электронного обмена данными торговых и транспортных операций при разработке торговых макрологистических систем.
Региональное значение для Северо-запада имеют:

  • - Программа внедрения транспортных логистических систем для информационного сопровождения смешанных перевозок внешнеторговых грузов через Прибалтийский регион с использованием современных средств телематики (TEDIM, основные участники: Германия, Финляндия, Россия).
  • - Программа TACIS-95 (участники: ЕС, Россия) - Северо-Западный транспортный коридор. Данный проект предназначен для улучшения качества регионального информационного обслуживания транспорта в коммерческих целях.

Федеральные программы:

  • - Программа создания Российской сети региональных информационно-аналитических центров (РИАЦ), реализуемая в рамках ряда постановлений правительства России по государственной поддержке предпринимательства.
  • - Программа развития Российской информационной сети торговопромышленных палат (ТПП). Российская ТПП активно работает с регионами в сфере информационного обмена.
  • - Федеральная программа Возрождение торгового флота.
  • - Федеральная целевая программа совершенствования и развития дорог Российской Федерации Дороги России.
  • - Государственная инновационная программа Российская система транспортно-экспедиционного обслуживания - Терминал.
  • - Межвузовская научно-техническая программа Развитие транспортной составляющей инфраструктуры Северо-запада России.
  • - Программа Российская система пассажирских перевозок и обслуживания населения - Транссервис.
<

p> Для всех перечисленных программ, в той или иной степени влияющих на РТЛС Северо-Запад, программа информационного обеспечения транспортно-логистической системы региона имеет ключевой значение. Рассмотрим основные организационно-методические аспекты формирования целевой программы информационной поддержки РТЛС Северо-Запад согласно работам 1174,175].
Многофункциональность и своеобразие деятельности РТЛС Северо-Запад, с одной стороны, и необходимость эффективного взаимодействия территорий с транспортными структурами с другой, требуют создания надежных механизмов координации. Сегодня решение этой проблемы возможно через координацию деятельности транспорта и территорий, осуществляемую в рамках единого информационного пространства. Единое информационное пространство рассматривается в качестве стратегической цели, на достижение которой должна быть направлена программа информационного
обеспечения транспортно-логистической системы Северо-Западного региона ( 17.6).
Основными целями программы информационного обеспечения следует считать:

  1. Координация работ по созданию и развитию систем информатизации РТЛС, обеспечение совместимости их взаимодействия с федеральными и международными проектами и программами совершенствования транспортного комплекса Северо-запада в части информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и транспортной логистики.
  2. Участие в создании единого информационного пространства Северо-запада на согласованной концептуальной основе и мировых требованиях.
  3. Формирование и развитие инфраструктуры информатизации РТЛС, обеспечивающей устойчивое управление всеми видами и звеньями транспортного комплекса региона.
  4. Предоставление современных телекоммуникационных и информационных услуг широкому кругу пользователей в регионе.
  5. Осуществление международного сотрудничества в области транспортной логистики, информационной совместимости и в других сферах электронного обмена информацией при организации и осуществлении транспортно-логистического сервиса.

Для достижения поставленных целей в программе информационного обеспечения необходимо решить следующие задачи:

  • Организация взаимодействия в рамках программы между отраслями и транспортными ведомствами при разработке планов и проектов развития в регионе телекоммуникационной среды и информационной инфраструктуры РТЛС Северо-Запад.
  • Организация взаимодействия в рамках программы с международными, федеральными проектами и программами, затрагивающими интересы РТЛС в части управления, информатизации, телекоммуникации.
  • Организация взаимодействия с программами информатизации территорий в части информационного обеспечения государственных и административных органов управления о состоянии и функционировании различных звеньев РТЛС, расположенных на подведомственной территории.
  • Организация взаимодействия с региональной системой баз и банков данных общего пользования (программа Информационные ресурсы региона) в области информатизации о транспортно-логистическом сервисе.
  • Участие в формировании методологии, технологии, организации единого информационного пространства Северо-запада.

Рис, 17.6. Организационная структура информационного обеспечения РТЛС Северо-Запад

  • Разработка и реализация концепции, программ и проектов создания и развития программно-технических комплексов различных структурных звеньев РТЛС.
  • Увеличение количества и качества предоставляемых информационных услуг на международных и межрегиональных транспортных линиях.
  • Обеспечение необходимого уровня защищенности, надежности хранения информации, режима санкционированного доступа к информационным фондам согласно требованиям и принципам программы Информационная безопасность региона.
  • Разработка и реализация проектов создания регионального и территориальных центров транспортной логистики, с учетом целесообразности совмещения их с информационно-аналитическими центрами, решающими функционально взаимосвязанные задачи на данных территориях.

Программа должна разрабатываться в соответствии со следующими принципами:

  1. Принцип системного подхода - подчиненность целей, задач и приоритетов информационного обеспечения целям, задачам и приоритетам развития и эффективного функционирования всего транспортного комплекса региона.
  2. В программе должно быть предусмотрено рациональное использование имеющихся в регионе и на транспорте информационно-вычислительных и коммуникационных ресурсов, а также известных разработок как отечественных, так и зарубежных в области региональной информатики.
  3. Организационные, программно-технические и иные решения должны быть, с одной стороны, ориентированы на применение современных прогрессивных информационных технологий, с другой - согласованы и скоординированы с действующими и создаваемыми информационными системами различных отраслей и ведомств территорий, в том числе и органов административно территориального управления.
  4. Модульность разработки - относительная независимость отдельных проектов, программ, технических решений. Этот принцип программы позволяет формировать систему из работоспособных, относительно независимых блоков, проводить модернизацию системы в процессе ее функционирования, повышать ее живучесть. Подобный ввод системы в действие быстрее дает отдачу, в том числе и экономическую.
  5. При построении системы информационного обеспечения должны быть использованы стандарты и протоколы системы электронной передачи данных, обеспечивающие эффективный обмен унифицированными документами и интеграцию РТЛС в мировое экономическое пространство.
  1. Разработка и реализация системы информационного обеспечения РТЛС должна производиться на основе экономических методов хозяйствования и правового регулирования взаимоотношений заинтересованных сторон субъектов территории через проведение соответствующей региональной нормативно-правовой, кредитно-финансовой и налоговой политики.
  2. Организационная и функциональная структуры информационного обеспечения должны строиться с учетом того, что в РТЛС решаются в основном две группы относительно самостоятельных, но взаимосвязанных задач, а именно: задачи управления перевозками и задачи технической эксплуатации транспортных средств и сооружений. Это обстоятельство в значительной мере предопределяет и структурное построение информационных ресурсов, предназначенных для обеспечения решения задач целевого использования и развития транспортной системы региона. При этом следует отметить особую роль приоритетной информатизации сферы управления РТЛС, так как она не только повышает эффективность управления на всех ее уровнях, но и за счет расширения номенклатуры и повышения качества транспортно-логистических услуг способствует активизации всех сфер жизнедеятельности территории и в первую очередь - повышению деловой активности в торговле и предпринимательстве.
  3. РТЛС является совокупностью организационно самостоятельных, но тесно взаимодействующих разнородных транспортных комплексов. Формирование и использование информационных систем каждого комплекса будет осуществляться преимущественно в рамках самого комплекса. В связи с этим должен быть решен вопрос обеспечения программно-технической и информационной совместимости отдельных подсистем.
  4. Система информационного обеспечения РТЛС должна строиться на принципах Открытых систем как инвариантная к изменяющейся архитектуре системы и обладающая свойством адаптации к изменению условий функционирования и развития.
  5. Серьезное внимание при разработке проблем информационного обеспечения РТЛС должно быть уделено вопросам защиты информации. Информационная безопасность должна обеспечивать как информационную прозрачность различных сфер функционирования транспорта для всех субъектов региона в рамках их интересов и полномочий, так и информационную устойчивость всей системы.
  6. Формирование рыночной экономики сопровождается серьезными изменениями структуры собственности, в том числе и на информационные ресурсы. Это в полной мере относится и к транспортной системе. Поэтому необходимым условием успешного решения информационного взаимодействия различных субъектов в РТЛС, а, следовательно, и эффективности функционирования транспортной системы в целом является разработка соответствующих местных и отраслевых правовых актов, регламентирующих полномочия владения, пользования, распоряжения информационными ресурсами.
  1. Оценка эффективности разработки и внедрения тех или иных фрагментов системы информационного обеспечения должна производиться не столько по масштабу компьютеризации, сколько по степени включения информационных ресурсов в обеспечение управляемости всего транспортного комплекса региона и его дальнейшее развитие. Существующая на практике оценка процесса информатизации по объему финансовых и материальных вложений является односторонней и часто приводит к неверным выводам. Программа информационного обеспечения транспорта региона составляет единое целое с Комплексной программой информатизации Северо-Западного региона.
  2. Показатели эффективности процесса информатизации могут носить как качественный, так и количественный характер. Однако, в любом случае, метрика соответствующего показателя должна определяться из степени достижения цели информатизации - повышения эффективности работы РТЛС. Следует отметить, что выбор полной совокупности показателей качества проектов и эффективности процессов информатизации, разработка методов и методик их оценки - одна из наиболее сложных проблем, требующая значительных усилий. Оценка качества этого процесса не может быть одномерной и должна охватывать различные ее аспекты: развитость информационной инфраструктуры; объем и качество сформированных информационных ресурсов; степень доступности информационных ресурсов; совместимость (интегрируемость) элементов инфраструктуры с внешней информационной средой; обеспечиваемый уровень информационной безопасности; экономические показатели процесса информатизации и информационного обслуживания субъектов; степень подготовленности персонала к использованию информационных средств и технологий в практической деятельности.
  3. Так как под программой понимается комплекс мероприятий и ресурсов, обеспечивающих реализацию поставленных целей, она должна давать, несмотря на методологические трудности, ясное представление о связи между затратами и уровнем решения задач информатизации, выраженное количественными показателями. Такие связи практически могут быть установлены только по результатам системного проектирования, содержанием которого является:
  • - определение структуры целей и задач информатизации, их приоритетности, выбор критериев и показателей информатизации;
  • - определение структуры программы, выделение подпрограмм и их элементов (систем, объектов);
  • - предварительное определение затрат на создание (развитие) программных элементов;
  • - технико-экономическое обоснование программных элементов, определение целесообразного состава и облика систем и объектов, закрепленное частными заданиями на разработку;
  • - разработка бизнес-планов создания (развития) программных элементов, определение этапов реализации, ответственных исполнителей, сроков, затрат, источников финансирования.

Результатом системного проектирования является программа, которая представляет собой совокупность документов определенного состава и формы.
Наличие новых сложных задач, возникающих при формировании РТЛС, еще раз подчеркивают необходимость существенного повышения эффективности регуляции процессов функционирования региона как единой социально-экономической системы. Разнородность же задач и специфика отдельных подсистем РТЛС требуют наличия обособленных структур управления ими.

Для разрешения этого противоречия необходимо наличие компьютерной системы интеллектуальной поддержки процессов управления РТЛС, построенной в режиме реального времени на единой технической политике и интегрированной в информационное пространство региона.
Концептуальные положения технической политики Комплексной программы информатизации показывают, что информационное обеспечение РТЛС должно строиться в виде крупной территориальной компьютерной сети, обеспечивающей предоставление пользователям системы следующих основных видов услуг:

  • доступ к базам данных различных организаций, подключенных к сети РТЛС, как в режиме on-line, так и в отсроченном режиме с помощью регламентированных запросов по электронной почте. При этом доступ должен быть разрешен только к тем базам данных и к тем видам услуг, которые санкционированы администрацией сети РТЛС на основе договоров, заключенных с конкретными пользователями;
  • организация электронной почты с возможностью обмена файлами различного формата;
  • организация электронных досок объявлений и телеконференций;
  • обеспечение возможности удаленного санкционированного доступа к вычислительным ресурсам других организаций - абонентов РТЛС;
  • обеспечение доступа к крупнейшим российским и мировым сетям общего пользования - EUnet/Relcom, Internet, CompuServe и другим. При этом должна обеспечиваться возможность обмена электронной почтой с абонентами данных сетей, участие в телеконференциях, доступ (в том числе в режиме on-line) к хост-машинам и FTP-серверам данных сетей.

При разработке структуры телекоммуникационной сети РТЛС и основных принципов ее построения необходимо решить ряд принципиальных вопросов, связанных с архитектурой данной сети. В частности, необходимо выбрать между распределенной и централизованной, иерархической и одноранговой структурами, выбрать основные операционные системы и коммуникационные протоколы.
При этом необходимо учитывать ряд условий, которые должны соблюдаться при создании сети РТЛС:

  • должна быть обеспечена возможность поэтапного создания и развития сети. Подключение новых пользователей должно производиться простым и унифицированным способом, без изменения топологии других участков сети и принципов ее администрирования;
  • должна быть обеспечена максимальная независимость проектных решений от типа оборудования и программного обеспечения конкретных фирм-производителей. Это позволит наилучшим образом использовать уже имеющиеся у потенциальных участников сети РТЛС оборудование и программное обеспечение, а также опыт и квалификацию персонала;
  • максимальное использование при создании сети международных и государственных стандартов. Это позволит при развитии сети использовать новые виды оборудования и программного обеспечения, а также взаимодействовать с другими сетями, основанными на этих стандартах.

Из приведенного выше перечня основных услуг, предоставляемых РТЛС, и указанных условий ее создания вытекают следующие принципы построения ее телекоммуникационной сети:
1. Использование архитектур, базирующихся на принципах Открытых систем. В качестве операционной системы предпочтение отдается UNIX, которая стала ключевой коммерческой операционной системой. Версия UNIX SVR4 является стандартом де-факто и отвечает следующим условиям:

  • - соответствует требованиям основных стандартов Х/Ореп (XPG4), POSIX 1003.1, FIPS 151-1 (U.S. Federal Government Standard), ANSI CXJ11;
  • - имеет объектные интерфейсы приложений, которые представляют собой свод правил для программистов, гарантирующий переносимость объектного кода между различными компьютерами с одинаковой архитектурой микропроцессоров;
  • - обеспечивает защиту информации от несанкционированного доступа в соответствии с уровнем С 2 по международной классификации.

2. Использование распределенной архитектуры, базирующейся на принципах информационной технологии клиент-сервер. Характерными особенностями этого подхода является оптимальность вычислительных и коммуникационных способностей систем, дружественный
интерфейс пользователя, доступ ко множеству источников информации, использования стандартного языка обработки данных SQL и в конечном итоге - высокая экономическая эффективность. Это открывает перед пользователями более простой способ доступа к данным на различных серверах, включая UNIX и Windows NT - серверы.
3. Использование реляционных систем управления базами данных, базирующихся на принципах открытых систем и распределенной архитектуры, таких как ORACLE, INFORMIX, INGRES. Распределенная система выглядит для пользователя как единая нераспределенная система, несмотря на то, что физически данные располагаются в разных местах.
4. Использование в качестве базового транспортного протокола TCP/IP. На основе него построена крупнейшая международная сеть Internet, которая объединяет деловые круги, правительства и различные базы данных.
Архитектура протокола TCP/IP соответствует структуре сети РТЛС, так как она предназначена для сети, состоящей из отдельных разнородных пакетных подсетей, которые соединены друг с другом шлюзами и к которым подключаются разнородные машины. Доставка пакетов между узлами различных подсетей обеспечивается реализацией во всех узлах и шлюзах межсетевого протокола IP.
Использование данного протокола позволяет организовать три различных по уровню и стоимости предоставляемых услуг метода доступа пользователей к сети:

  • - электронная почта;
  • - доступ к хост-машинам сети в режиме эмуляции терминала;
  • - непосредственное IP-подключение.

На основе изложенных принципов может быть предложена структура сети РТЛС [174, 175], представленная на схеме ( 17.7). Сеть имеет трехуровневую иерархическую структуру:
1. На нижнем уровне располагаются локальные и корпоративные сети предприятий-абонентов сети РТЛС. Это могут быть разнородные сети, использующие различную кабельную среду и сетевые операционные системы.

На серверах этих сетей могут храниться базы данных, предоставляемые в качестве информационных ресурсов в общее пользование другим абонентам сети. Связь локальных сетей с локальными узлами осуществляется по выделенным или коммутируемым каналам, арендуемым владельцами локальных сетей.
2. На втором уровне располагаются локальные узлы сети, организованные по территориальному (отраслевому) принципу и обеспечивающие подключение к сети РТЛС ближайших пользователей. Локальные узлы соединены с сетями предприятий и организаций с использованием маршрутизаторов, которые осуществляют также связь с региональными (отраслевыми) и частью локальных узлов по выделенным каналам связи. Любой абонент, желающий подключиться

Иерархическая структура телекоммуникационной сети РТЛС


к сети и получить доступ к определенным информационным ресурсам, подключается к локальному узлу данной территории (отрасли), получая в нем пароль и бюджет. При этом нет необходимости регистрироваться в других серверах сети.

Предоставление услуг, связанных с доступом к другим серверам, осуществляется UNIX-ХОСТом локального узла.
3. На верхнем уровне располагаются региональные (РТЛС) узлы. В состав регионального узла входит центральный маршрутизатор, поддерживающий связь с локальными и региональными узлами по выделенным каналам.

Хост-ЭВМ регионального узла может содержать базы данных общего пользования для данного региона, копии наиболее важной информации из баз данных локальных узлов, осуществлять функции расчета за предоставляемые услуги.
Предлагаемая структура является прозрачной для пользователей системы. Любой пользователь через свой локальный узел может получить доступ к любым оплаченным им ресурсам сети. Трехуровневая структура позволяет обеспечить максимальную пропускную способность и высокую надежность системы в целом.

Выход из строя какой-либо из линий связи между локальными и региональными узлами не повлечет за собой нарушения доступа пользователей к ресурсам сети.
Кратко остановимся на вопросах управления программой.
В мировой и отечественной практике решения сложных проблем с привлечением разнообразных коллективов и специалистов, отраслевых органов управления и властных структур общепринятым является программно-целевой метод, который используется при разработке и реализации Комплексной программы информатизации Северо-Западного региона. Управление программой информационного обеспечения РТЛС - это совокупность методов, средств и механизмов достижения программных целей.

Организационная структура управления программой представлена на 17.8 [174].
Основные принципы управления программой:

  • - организационное единство методологии, технологии и организации разработки и реализации программных элементов (целевых программ, проектов, систем, сетей и так далее);
  • - осуществление управления по конечным результатам достижения программных целей;
  • - организация управления программой на основе четкого перераспределения функций и полномочий разработчиков, т.е. функционально-иерархическая организация управления.

Необходимым условием эффективности управления программой является наличие видов обеспечения (нормативно-правового, научного, финансового, технического, кадрового и пр.). Финансовое обеспечение программы целесообразно строить на основе формирования фонда финансового сопровождения программы, в котором аккумулируются средства различных источников финансирования.

Организационная структура управления программой информационного обеспечения РТЛС


Фонд позволит более эффективно и подконтрольно расходовать финансовые ресурсы.
Оценка эффективности управления программой осуществляется по следующим критериям:

  • - степени отклонения от программных заданий на протяжении всего периода реализации программы;
  • - способности обеспечить сокращение сроков и ресурсов реализации программных целей.

Кроме уже упоминавшейся программы UNCTAD (Trade Points) определяющее значение для формирования и развития информационной системы РТЛС Северо-Запад имеет взаимодействие с программой TEDIM (Telematics in Foreign Trade Logistics and Delivery Management).
По инициативе Финляндии и Германии при активном участии России в 1995 году было положено начало этой программе (в русском переводе: ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТЕЛЕМАТИКИ В УПРАВЛЕНИИ ЛОГИСТИКОЙ И ПОСТАВКАМИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ).
Представителями Министерства транспорта и связи Финляндской Республики, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Правительства города Санкт-Петербург и Министерства транспорта Германии был подписан Меморандум взаимопонимания о начале программы TEDIM.
На совещании в верхах Европейского Союза в Эссене в декабре 1994 года программе TEDIM был присвоен статус стратегической телематической сетевой программы. Эта программа является единственным проектом в области телематики с участием стран не членов ЕС, включенным в приоритетный лист Европейского Союза.
Целью программы TEDIM является повышение конкурентоспособности грузового транспорта, безопасности и надежности перевозок грузов на территории всех входящих в систему стран посредством внедрения современной техники связи и телематики, а также принципов логистики.
Программа включает в себя три подпрограммы:

  1. Развитие систем логистической информации на сетевой основе на побережье Балтийского моря и прилегающих территориях (9,8 миллиона ЭКЮ).
  2. Сотрудничество в сфере телематики между таможенными властями и железными дорогами (2,1 миллиона ЭКЮ). Одной из задач этой подпрограммы является развитие систем передачи электронных сообщений между железными дорогами - RailCom - (на первом этапе между железными дорогами Финляндии и Октябрьской железной дорогой).

Модернизация и повышение уровня обработки грузов и условий передачи данных в Северо-западном регионе России, которая
включает в себя умеренные кратко- и среднесрочные инвестиции в телематику и инфраструктуру терминалов (68,3 миллиона ЭКЮ).
Полученные каждым из участников программы выгоды будут иметь форму более высокого уровня услуг по перевозкам и логистике, сокращения задержек в операциях на терминалах, более аффективного использования транспортных средств, а также более высокого уровня безопасности и надежности операций с точки зрения персонала. Особое внимание в Программе уделено предоставлению услуг по мультимодальным перевозкам грузов.
Управление связанным с международными перевозками экологическим риском будет выполняться за счет непрерывного наблюдения за экологически опасными перевозками от начала до конца. Данная возможность является неотъемлемой частью системы управления поставками.
Координацию работ по Программе TEDIM осуществляет Международный консультативный комитет и Секретариат на основе взаимодействия с Национальными комитетами.
Основными проектами Программы TEDIM, имеющими приоритетное значение для формирования и развития РТЛС Северо-Запад и ее информационного обеспечения, являются:

  • DMS (Delivery Management Systems);
  • DelCom (Delivery Communications);
  • RailCom и RailTrack;
  • BOPCom (Baltic/Basic Open Port Communication);
  • CustCom;
  • Incentra.

Контроль за поставками составляет все более существенную часть логистики, и здесь новая телематическая технология открывает широкие возможности. Одна из целей TEDIM заключается в развитии DMS.

Большое внимание уделяется также поддержке использования международных систем и их внедрения в экспериментальных проектах.
Системы контроля за поставками необходимы в логистических цепях поставок. В них имеется множество сторон-участников: представители промышленности и торговли и различные фирмы, предлагающие услуги. DMS делает возможным мониторинг каждого этапа операции транспортировки. Все отклонения от запланированного маршрута и изменения временного графика легко поддаются учету.

Собирая информацию о перевозках и контролируя поставки, DMS стремится к повышению эффективности перевозок, в том числе за счет сведения до минимума отрицательных последствий отклонений, улучшения планирования и уменьшения общих расходов и вложений в цепи перевозок.
DelCom - проект, который основывается на телематической архитектуре. Если BOPCom сосредоточивается на согласовании систем, используемых в судоходстве, то целью DelCom является исследование
деятельности по перевозкам в целом и повышение эффективности сотрудничества различных сторон с помощью современных средств информационной техники.
DelCom, со своей стороны, также поддерживает финский проект контроля за перевозками DMS.
Эти система автоматической обработки данных применяется для поддержки слежения и контроля за торговыми перевозками, отгрузкой и промежуточным складированием.
Финляндия имеет одинаковую с Россией ширину колеи железной дороги. Целью сотрудничества в области железных дорог (RailCom) является создание системы, при помощи которой информация по накладным будет передаваться между Россией и Финляндией электронным способом.

Запускаемый проект RailTrack объединит три проекта TEDIM (DMS, CustCom и RailCom), охватывающих железнодорожные и комбинированные перевозки между Европейским Союзом и Россией. Разрабатываемая программа включает слежение за документами груза, начиная с места отправления до конечного пункта доставки и наблюдение за движением и статусом как перевозимых единиц, так и партий.

Постоянная передача информации минимизирует риски потерь и повышает надежность транспортных услуг. Таким образом, RailTrack предлагает обслуживание в качестве централизованной системы, которая следит за всей информацией, связанной с вагонами и грузами клиентов.

Целью проекта является также ускорение таможенных процедур на таможне России с четырех часов до двух (зеленая линия).
Целью ВОРСот является улучшение информационного сообщения между портами и связанными с ними группами, а также повышение уровня информационных систем порта.
ВОРСот является самым обширным из проектов TEDIM. В проекте занято десять стран, и он включает более тридцати различных участников. Важность проекта характеризуется тем, что его наполовину финансирует комиссия Европейского Союза.

В проекте участвуют также многие предприятия и порты. Территорией, на которую падает основной центр тяжести, является бассейн Балтийского моря, в особенности Финляндия, Германия и Россия.

В то же время ВОРСот - важный шаг к созданию всеевропейской логистической сети. ВОРСот позволяет перейти от подготовительного этапа к экспериментальным проектам и конкретным делам.

Движущей силой проекта являются TZL Technik Zentrum Lubeck и ISL (Institut fur Seeverkehrswirtschaft und Logistik).
В Финляндии основную ответственность в ВОРСот несет EDI Management. Финляндия отвечает за шесть сфер применения, в частности, за опасные вещества, таможенное сотрудничество и внутригосударственные перевозки.

Начался опытный этап программы, в котором принимает участие финская фирма лесной промышленности ENSO.
Одним из наиболее интересных экспериментальных проектов TEDIM является так называемая программа зеленой линии для срочных товарных перевозок при помощи новых таможенных деклараций. Финский экспортер заранее посылает таможенные документы - в настоящее время на дискете, а в будущем полностью при помощи средств электронной передачи информации. Важным моментом в проекте является использование сообщений EDIFACT в электронной передаче информации. Финское или какое-нибудь другое экспортное предприятие из стран ЕС может отправить необходимые таможенные документы в Россию электронным путем через таможенную систему Финляндии.

Оттуда информация передается таможенникам Северо-запада России и далее до Москвы.
Этап подготовки проекта Incentra достиг конечной стадии, и вскоре намечается его осуществление. В рамках проекта создана база данных о картах, погодных условиях, транспортных потоках и законодательстве как в Финляндии, так и на Северо-западе России. Incentra включает слежение за движением с помощью спутников и мониторинг транспортных средств.

В связи с проектом создается также регистр должностных лиц и предприятий.
Среди других проектов TEDIM можно выделить, например, TECOLO и Telematic Communication in Northwestern Russia. В первом анализируются рефрижераторные перевозки на Юго-востоке Финляндии, а во втором - телематическая инфраструктура на Северо-западе России.
Совсем недавно (август 1997 г.) утвержден новый проект LOG СОМ о создании сети ЛЦ в России (гг. Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону), связанных с ЛЦ в Германии и странах Скандинавии.



Содержание раздела