d9e5a92d

Дифференциация задач и издержек формирования и поддержания запасов

Рассмотрим более подробно причины создания и поддержания запасов на различных участках логистической сети фирмы в соответствии со сформулированными выше целями.
Эти задачи можно разбить на две большие группы:

  • задачи создания и поддержания запасов МР в логистических каналах снабжения и производства;
  • задачи создания и поддержания запасов ГП в дистрибутивных каналах.

В первой группе можно выделить такие задачи как экономия на закупках, сокращение затрат на транспортировку, обеспечение гарантий снабжения и производства (повышение надежности снабжения), защита против возможного повышения цен на МР, учет сезонных колебаний спроса (производственной программы), поддержка производственного расписания.
Создание запасов МР в логистических каналах снабжения приводит в ряде случаев к значительной экономии на затратах, связанных с закупками, так как при закупках в больших объемах поставщики МР обычно делают скидки. Хотя создаваемые в этом случае запасы МР (в логистических каналах от поставщиков до фирмы производителя или на складах МР фирмы) могут поддерживаться достаточно долго, затраты хранения могут быть меньше, чем выигрыш на скидках с цены.

Зачастую закупки МР со значительными скидками делаются в оффшорных зонах для достижения дополнительной экономии на налогах. Запасы такого рода поддерживаются в течение всего времени, пока экономия на скидках превышает затраты на хранение МР.
Сокращение затрат на транспортировку является одной из важнейших задач управления запасами как в снабжении, так и в дистрибьюции. Частично альтернатива запасы или транспортировка обсуждалась уже нами выше (см. раздел 3.2).

Постановка этой задачи, с одной стороны, во многом аналогична проблеме экономии на закупках МР. Закупка фирмами больших количеств МР и отправка их большими экономичными партиями (например, железнодорожным транспортом), как правило, приводит к снижению транспортных тарифов и уменьшению затрат на транспортировку.

Однако в этом случае создание складских запасов становится практически неизбежным. Закупка же небольшими партиями и транспортировка МР непосредственно на производственные подразделения фирмы (например, при использовании технологии ЛТ) связана с большими транспортными издержками.

Задача логистического менеджмента заключается в выборе рационального (оптимального по общим затратам) варианта. Так как транспортные издержки составляют для большинства отраслей подавляющую часть себестоимости продукции уменьшение их даже на небольшой процент за счет рационального создания складских запасов может дать фирмам существенную экономию.

Это особенно важно для сырьевых ресурсов в том случае, когда нет необходимости вкладывать значительные инвестиции в складское хозяйство и хранение (например, создание больших запасов каменного угля на открытых площадках). Оптимизация рассматриваемой задачи связана с определением оптимальной (по критерию суммарных затрат на хранение и транспортировку) партии поставки МР и является одной из основных в теории управления запасами.
Как уже указывалось нами ранее, создание складских запасов во многих случаях необходимо для повышения надежности обеспечения производственного процесса необходимыми МР. В этом случае запас МР представляет собой некоторую гарантийную часть общего производственного запаса, предназначенную для страхования логистических рисков (сбоев) в каналах снабжения.

Причины, вызывающие сбои в снабжении, могут быть самыми разными, например, природные, климатические, дорожные условия, нарушения в транспортных процессах и коммуникациях, сбои в информационных каналах приема и обработки заказов на поставку МР, отклонения от условий договоров поставки по финансированию, срокам, качеству МР и т.д. Количество (объемы) поддерживаемых в страховых запасах МР обычно прямо пропорционально вероятности появления сбоев в снабжении.
Одной из задач управления запасами в снабжении является создание и поддержание складских спекулятивных запасов МР, предназначенных для страхования ценовых рисков. Ценовые риски в этом случае связаны с повышением цен на исходные МР непосредственно поставщиками, изменениями тарифов, налогов, таможенных пошлин, процентных ставок, колебаниями курсов валют и т.п.

Часто западные фирмы, которые вынуждены закупать большие объемы биржевых сырьевых товаров (например, нефтепродуктов, металла, зерна, древесины и т.п.), прибегают к страхованию биржевых сделок путем хеджирования закупок на фьючерсных товарных биржах [154].
Для учета сезонных колебаний спроса на ГП и, соответственно, производственной программы производства некоторых видов МР фирмы вынуждены создавать сезонные запасы МР. Сезонные колебания могут быть вызваны различными причинами: изменениями природных, климатических и дорожных условий, сезонностью производства отдельных видов продукции (например, сельскохозяйственной), условиями работы различных видов транспорта и др.



Альтернативой созданию складских сезонных запасов в некоторых случаях может быть переключение доставки МР с одного вида транспорта на другой (например, с автомобильного - на воздушный).
Наконец, создание складских запасов МР в логистических каналах снабжение-производство и внутри производственно-технологического цикла является в большинстве случаев необходимым элементом .организации производства и операционного менеджмента. Даже при использовании таких логистических концепций как JIT, Lean production не удается полностью исключить складские запасы МР, НП из технологического цикла (эта проблема обсуждалась нами в разделе 6.3).

Складские (буферные) запасы МР и НП являются обязательным условием функционирования микрологистических производственных систем толкающего типа MRP I, MRP II и других.
В ряде случаев складские запасы МР создаются крупными промышленными корпорациями для поддержки своих основных поставщиков, если они являются постоянными и надежными партнерами в логистических каналах снабжения.
Задачи управления и причины создания запасов в системе дистрибьюции ГП фирмы-производителя имеют как сходство, так и принципиальные различия по отношению к снабжению и производству, связанные в основном с учетом и прогнозированием динамики спроса. Основными причинами и, соответственно, задачами создания запасов в дистрибутивных каналах являются: сокращение транспортных расходов, поддержка непрерывности производства, учет сезонных колебаний спроса, улучшение потребительского сервиса, лучшее использование трудовых ресурсов фирмы.
Задача сокращения расходов на транспортировку ГП потребителям за счет создания запасов в системе дистрибьюции аналогична рассмотренной выше задаче для каналов снабжения. Отправка ГП крупнотоннажными партиями, как правило, позволяет фирме получить значительную экономию на транспортных издержках. До тех пор, пока затраты на создание и поддержание запасов (связанные с крупнотоннажными отправками) меньше транспортных расходов прямой доставки ГП потребителям (ритейлерам), фирме выгодно поддерживать складские запасы.

Рациональность создания запасов в этом случае должна соотноситься с ухудшением потребительского сервиса (из-за замедления доставки ГП), издержками транзита и возможной потерей объема продаж.
Западные фирмы часто ассоциируют экономию, достигаемую за счет уменьшения транспортных расходов в дистрибьюции с маркетингово-ориентированным складированием. Фирмы-изготовители обычно отправляют ГП на свои стратегические, маркетингово-ориентированные склады в соответствии с транзитными нормами отгрузки.

Затем фирма может доставлять определенные количества ГП с этих складов конечным потребителям мелкими отправками, минимизируя транспортные расходы. Традиционно крупные (транзитные) партии отправки ГП осуществлялись с лучшим сервисом и по меньшим тарифам, чем мелкопартионные, однако в настоящее время многие транспортно-логистические фирмы (КФР) предоставляют клиентам услуги по транспортировке мелких партий грузов со сравнимыми тарифами и сервисом.
Одной из важных причин создания запасов ГП в физическом распределении является поддержание стабильности и непрерывности производственно-логистического цикла. В 4-й и 6-й главах книги было указано, что выравнивание производства, стабилизация производственно-логистического цикла позволяет значительно уменьшить удельные затраты на единицу ГП.

Это означает, что фирма должна иногда производить ГП с опережением спроса, создавая буферные складские запасы в определенных точках дистрибутивной сети, в том числе и для сглаживания непредсказуемых колебаний спроса.
Альтернативой производства в запас в современном западном бизнесе является производство на заказ. Применение передовых логистических технологий и систем KANBAN, ОРТ, MRP III и других позволяет сократить производственно-логистические циклы, выпускать ГП небольшими партиями, постоянно обновлять ассортимент, немедленно удовлетворяя конкретные заказы потребителей.

В этом случае практически исчезает необходимость создания складских запасов ГП.
Также как для снабженческих каналов в системе дистрибьюции могут создаваться запасы, необходимые для реагирования на сезонные колебания спроса. Если производственных мощностей фирмы может не хватить для удовлетворения резкого возрастания спроса в отдельные периоды времени, производитель должен постоянно пополнять сезонные запасы, хранимые на складах, максимально приближенных к местам прогнозируемого повышения спроса.

Аналогично другим задачам решения логистического менеджмента должны оптимизировать уровни складских запасов по критерию минимума общих издержек.
В современных условиях одной из главных причин создания запасов ГП в дистрибутивных каналах является наилучшее удовлетворение требований потребителей к качеству товаров и сопутствующего сервиса. Этот вопрос мы подробно обсуждали выше с точки зрения товаров-заменителей и возможной потери продаж (см. разделы 3.3, 4.1, 8.5).
Наконец, создание запасов в дистрибьюции позволит повысить устойчивость трудового потенциала и стабильность использования трудовых ресурсов фирмы. Если производство только отслеживает спрос, могут возникать ситуации, когда при резком уменьшении спроса отпадет необходимость полной загрузки производственных мощностей, что влечет за собой сокращение производственного и частично управленческого персонала.

В этом случае могут быть потеряны квалифицированные кадры, нарушена устойчивость трудового коллектива, которые в перспективе могут нанести фирме гораздо больший ущерб, чем производство в запас.
С рассмотренными типами запасов и задачами по управлению ими связаны определенные виды издержек. Общие затраты на создание и поддержание запасов (inventory carrying costs) складываются из следующих основных групп:

  • капитальные затраты (capital costs, interest or opportunity costs);
  • затраты на хранение (storage costs, storage space costs);
  • затраты по текущему обслуживанию запасов (inventory service costs);
  • стоимость рисков, связанных с запасами (inventory risk costs).

В задачах управления запасами кроме того используются так называемые потери из-за отсутствия запасов (Out-of-stock costs).
Структура затрат на создание и поддержание запасов в промышленности США по состоянию на конец 1980-х годов [217] и структура этих затрат в общем объеме логистических издержек машиностроения [218] приведены в табл. 9.1.
Рассмотрим выделенные группы затрат более подробно.
Капитальные затраты характеризуют, какой капитал фирмы отнесен на создание запасов с позиций других (альтернативных) путей его использования (например, для целей маркетинга, повышения производительности труда и т.п.). Эти затраты составляют подавляющую часть затрат на создание и поддержание запасов (табл. 9.1). На практике определение этих затрат представляет значительную сложность.

Один из способов вычисления капитальных затрат заключается в определении средней или минимальной нормы процента возврата на вложенный капитал (новые инвестиции), т.е. оценки, аналогичной решениям менеджмента фирмы по вложению средств в рекламу, новое строительство или технологическое оборудование. Часто эту норму, называемую на Западе hurdle rate (барьерная норма), устанавливают на уровне минимальной нормы прибыли или рентабельности.

Например, если капитал, вложенный в запасы, составляет 500 000 , а норма возврата - 15, то капитальные затраты будут равны 75 000 в год.
Таблица 9.1
Таблица 9.1 Структура затрат на создание и поддрежание запасов

Группа затрат Удельный вес в полном объеме, Средний удельный вес в структуре общих логистических издержек, Диапазон изменения в структуре общих логистических издержек,
Капитальные затраты 82,00 15,00 8-40
Затраты на хранение 3,25 2,00 0-4
Затраты на текущее обслуживание 0,75 1,05 0,5-2
Стоимость рисков 14,00 1,20 0,5-2
Суммарные затраты 100 19,25 9-50

Затраты на хранение запасов включают расходы на операции грузопереработки продукции на складе, арендную плату (за арендуемые складские помещения и оборудование), эксплутационные затраты (плата за электроэнергию, тепло- и водоснабжение, текущий ремонт и т.п.), заработную плату складского персонала, амортизационные отчисления. Затраты на хранение зависят от уровней запасов, причем структура их различна в зависимости от того собственные склады или склады общего пользования использует фирма.
Затраты, связанные с текущим обслуживанием запасов, в основном состоят из налогов и страховки. Страховые платежи в значительной степени зависят от вида и стоимости МР или ГП, а также их степени защищенности от повреждений, пожара и т. п. В большинстве случаев налоги на запасы начисляются по состоянию на день оценки запасов или на средний уровень в течение определенного периода времени.
В стоимость рисков создания и поддержания запасов, входят потери, связанные с физическим и моральным устареванием (износом) продукции при хранении, которые сказываются в конечном итоге на ее цене. Особенно это относится к скоропортящейся сельскохозяйственной продукции.

Потеря качества продукции, связанная с ее хранением, может быть оценена как прямая потеря некоторого объема МР или ГП, потеря от брака или как стоимость вторичных ресурсов.
Потери из-за отсутствия запаса возникают в том случае, если размещенный ранее заказ не может быть удовлетворен из складского запаса, где он обычно реализовывался. Различают два вида таких потерь: прямые потери объема продаж и потери от дефицита.

Несмотря на внешнее сходство эти потери отличаются по способу определения и отношению к конкретному потребителю.
Прямые потери продаж связаны с ситуацией, когда покупатель не видит нужного ему товара на полке магазина (у оптовика, поставщика). В этом случае потери - это недополученная прибыль из-за отсутствия акта продажи.
Потери из-за дефицита возникают из-за невыполнения поставщиком конкретного заказа потребителя, который мог бы быть удовлетворен из складского запаса. В этом случае срыв поставки или недопоставка может быть компенсирована через определенное время, однако уже с дополнительными издержками: штрафами, неустойками за невыполнение условий поставки.
В обоих вариантах отсутствие запаса может привести к ухудшению имиджа производителя товара (поставщика), потери части клиентуры, потенциальных покупателей и другим негативным последствиям, которые трудно оценить.
Большое значение для логистического менеджмента имеет в некоторых случаях определение затрат, связанных с транзитными запасами (Inventory in transit carrying costs). Эти затраты могут быть идентифицированы по аналогии со складскими затратами (за исключением затрат на хранение).

Однако для транзитных запасов принципиальное значение имеют базовые условия договоров купли-продажи и поставки товаров (в соответствии с международной стандартной терминологией ИНКОТЕРМС [213]).



Содержание раздела