d9e5a92d

Цели и задачи логистического менеджмента закупок

В ходе изложения предыдущего материала мы уже неоднократно касались различных аспектов обеспечения фирмы-производителя необходимыми видами МР, которое за рубежом получило название Purchasing /Procurement - управление закупками. Соответствующая организационная сфера производственной деятельности в отечественной практике до сих пор называется материально-техническим снабжением. Однако в последние три-пять лет все большее число российских ученых и специалистов по логистике (вышедших в основном как раз из сферы снабжения) стали определять эту область как закупочную логистику. Дело, конечно, не в названии, а в том, что в нашей развивающейся по рыночному пути экономике изменился сам характер обеспечения предприятий: от жестко централизованного, фондируемого снабжения - к свободной оптовой торговле МР.

Это потребовало новых форм и методов работы с поставщиками МР снабженческих подразделений, предприятий, решения принципиально новых стратегических и тактических задач, относящихся к прерогативе логистики.
Основной целью логистического менеджмента закупок является надежное и качественное обеспечение производственных подразделений фирмы МР, необходимыми для выполнения заданного производственного расписания. Производственное расписание при этом должно быть сформулировано в соответствии с маркетингово логистической стратегией фирмы на рынке сбыта ГП, чем достигается интеграция базисных логистических активностей.

Однако достижение этой цели может быть выполнено с различными затратами ресурсов, поэтому перед логистическим менеджментом возникает проблемы оптимизации, как в цепи снабжение - производство (например, минимизация издержек на закупки МР при ограниченной вероятности сбоя в поставках или максимизация надежности и качества поставок МР при ограничениях на затраты), так и в полной логистической цепи (например, задача минимизации общих логистических издержек, в том числе и на закупки при ограничении на вероятность удовлетворения спроса).
Зарубежные специалисты по логистике часто рассматривают управление закупками как дистрибьюцию наоборот, имея в виду, что в обеих сферах реализуются одни и те же логистические активности: процедуры заказов, транспортировка, грузопереработка,
управление запасами, складирование и другие (см. главу 8). Тем не менее, несмотря на. внешнее сходство, имеются принципиальные отличия, связанные прежде всего с различием в целевых установках управления этими ключевыми логистическими активностями при реализации глобальной цели бизнеса, соответствующей миссии фирмы на рынке.
В любой зарубежной фирме-товаропроизводителе существует типичный набор логистических активностей, связанных с управлением закупками, характеристика которых представлена в табл. 7.1.
Рассмотренные в табл. 7.1 типовые логистические активности в управлении закупками должны быть объединены единой политикой отношений с основными поставщиками МР.

Такая политика определяется используемой фирмой логистической концепцией. Так например, при использовании концепции ЛТ или Lean production необходимо установление долговременных партнерских взаимоотношений с небольшим количеством надежных поставщиков, осуществляющих довольно частые поставки МР небольшими партиями в зависимости от заказа производственных подразделений фирмы (см. главу 4). Использование концепции RP требует создания значительных буферных (страховых) запасов МР как в производстве, так и в логистических каналах снабжения.

Адекватные этим и другим концепциям микрологистические системы KANBAN, MRP, ОРТ, а также их комбинации обязательно синхронизируют по определенным алгоритмам производственное расписание выпуска ГП и процедуры закупок необходимых МР.
При решении задач логистического менеджмента закупок главное внимание должно быть уделено сокращению общих затрат, связанных с этой ключевой активностью. Это тем более важно, что затраты на управление закупками по различным отраслям составляют от 40 до 60 в структуре себестоимости производства ГП развитых стран [252, 279].

Наибольший удельный вес в затратах, связанных с закупками, занимают: собственно цена МР, затраты на транспортировку и затраты на управление запасами МР (складирование, грузопереработку, хранение и пр.).
Для сокращения этих составляющих затрат необходима целенаправленная политика фирменного логистического менеджмента, включающая комплекс мероприятий, среди которых можно указать:

  • совершенствование планирования потребности и нормирования расхода МР для производственных подразделений фирмы;
  • устранение потерь от брака (политика ноль дефектов) в производстве и потерь МР при доставке от поставщиков;
  • максимальное сокращение отходов производства и эффективное использование вторичных МР;
<

p> Таблица 7.1
Типовые логистические активности в управлении закупками

Наименование Краткая характеристика
1 2
Идентификация или переоценка потребностей Менеджмент закупок начинается с определения тех снабженческих трансакций, которые должны быть установлены между отделом закупок и конкретными потребителями МР (подразделениями) фирмы. В некоторых случаях, например, при изменении ассортимента выпускаемой ГП может быть пересмотрен состав внутрифирменных потребителей и (или) номенклатура МР.
Определение и оценка требований потребителей Как только внутрифирменные потребители и номенклатура МР определены, должны быть установлены требования к весу, размерам, параметрам поставок, планы и спецификации на каждую позицию номенклатуры и определенную номенклатурную группу МР. Кроме того должны быть установлены требования пользователей, определяющие сервис поставок.
Решение делать или покупать Прежде чем определять возможных поставщиков, необходимо решить вопрос: не выгоднее ли самой фирме производить определенные виды МР (например, компоненты для сборки сложных товаров автомобилей, компьютеров и т.п.), чем покупать у других. В этом случае для принятия окончательного решения обычно оцениваются соответствующие затраты и достижимый уровень качества.
Определение типов закупок В настоящее время существует три основных типа организации закупок МР в зависимости от продолжительности и сложности: установившиеся закупки, модифицированные закупки (в которых меняется или поставщик или параметры закупаемых МР), новые закупки, вызванные потребностями нового внутрифирменного пользователя.
Анализ поведения рынка Источник МР для фирмы (поставщик) может функционировать в различной рыночной среде и типе рынка: монополистическом, олигополистическом, высококонкурентном. Знание и анализ рынка поставщиков помогают логистическому персоналу фирмы определить количество возможных поставщиков, позицию на рынке, профессионализм и другие факторы, позволяющие правильно организовать закупки.

Продолжение

1 2
Идентификация всех возможных поставщиков Эта логистическая активность включает определение всех возможных поставщиков определенного вида (номенклатуры) МР, которые могут удовлетворить требования внутри фирменных пользователей. Важным моментом является включение в этот список тех фирм-поставщиков, услугами которых товаропроизводитель ранее не пользовался.
Предварительная оценка всех возможных источников Предварительная оценка возможных источников закупаемых МР заключается в сравнении предлагаемого (рекламируемого) поставщиками качества МР и сервиса с требуемыми внутрифирменными пользователями. Такую оценку должны проводить эксперты как производственного, так и логистического менеджмента.
Оценка оставшихся поставщиков и окончательный выбор поставщика После уменьшения количества возможных поставщиков на этапе предварительного отбора оставшиеся оцениваются с точки зрения наилучшего удовлетворения потребностей фирмы в МР конкретного вида. Для окончательного выбора поставщика используется, как правило, многокритериальная оценка, включающая такие показатели как уровень цены, надежность поставок, качество сопутствующего сервиса и др. Одним из основных требований к поставщику является соответствие принятой фирмой внутрипроизводственной логистической концепции и системы (например, ЛТ - KANBAN, RP - MRP и т.п.).
Доставка МР и сопутствующий сервис Включает ряд логистических активностей, связанных с реализацией процесса поставок конкретной номенклатуры МР от поставщика фирме-производителю: оформление договорных отношений, передача прав собственности на МР, процедуры заказов, транспортировка, грузопереработка, хранение, складирование и т.п. В ряде случаев включает решения по организационной структуре собственных логистических каналов продвижения МР от выбранного поставщика.
Контроль и оценка выполнения закупок После завершения процесса доставки должен быть организован входной контроль качества МР (данная процедура для надежных поставщиков, особенно при применении технологии ЛТ, может отсутствовать). Эффективность управления закупками оценивается в результате непрерывного контроля и аудита выполнения условий договоров по срокам, ценам, параметрам поставок, качеству МР и сервиса.

  • исключение, по возможности, промежуточного складирования МР при доставке их от поставщиков;
  • доставка МР от поставщиков как можно большими отправками с максимальным использованием грузовместимости транспортных средств и минимальными тарифами;
  • минимизация уровней запасов МР на всех уровнях складской системы.

Общая стратегия управления закупками МР в фирме складывается из учета приоритетов и взаимодействия в основном финансового, операционного и логистического менеджмента. На схеме ( 7.1) указаны основные критерии (показатели), определяющие политику фирмы в этих сферах.

В частности, для финансового менеджмента такими критериями являются: минимальные затраты на закупки МР, минимальные потребности в дополнительных инвестициях (например, в складское хозяйство, транспорт), минимальные финансовые риски (связанные с недополучением прибыли, кредитными отношениями и т.п.), максимальная скорость оборота капитала, вложенного в МР и др.
Основными требованиями операционного менеджмента являются полное удовлетворение плановых заявок в номенклатуре и объемах поставок МР, синхронизация сроков их доставки с производственным расписанием, качество исходных МР, отсутствие сбоев в поставках, т.е. комплекс требований к надежности закупок и доставки МР в производственные подразделения фирмы.
Задачами логистического менеджмента закупок являются координация и увязка требований финансового, операционного и других видов менеджмента в разрезе общей логистической стратегии фирмы, связанной с управлением материальными потоками. Оптимизационные решения логистического менеджмента при этом традиционно включают минимизацию общих издержек управления закупками и запасами МР, оптимизацию доставки МР при использовании концепции ЛТ, уменьшение логистических рисков (от несоблюдения параметров поставок) и оптимальный выбор поставщиков.
Стратегия закупок МР, реализуемая логистическим менеджментом, базируется на рассмотренных критериях, анализе рынка поставщиков (см. табл. 7.1) и установленных временных приоритетах.

К числу важнейших приоритетов относятся: конкурентоспособность (лидерство) поставщиков на рынке конкретных МР, возможность предоставления ими ценовых скидок при длительных взаимоотношениях, соответствие поставок логистической стратегии фирмы, максимальное снижение затрат на доставку и хранение МР от поставщиков (близость к производственным подразделениям фирмы, отсутствие промежуточного складирования), возможность длительного партнерства в бизнесе.



Содержание раздела