d9e5a92d

Анализ, контроль и аудит

Персонал логистического менеджмента фирмы постоянного нуждается в анализе результатов принимаемых управленческих решений и системных характеристик. При этом анализ производится, как правило, по базисным и ключевым логистическим активностям и в целом для определения уровня достижения стратегических, тактических и оперативных целей логистического менеджмента.
Под анализом в широком смысле обычно понимается разложение (декомпозиция) изучаемого объекта или процесса на части с целью экономического, финансового, технического и т.п. исследований этих частей. С-позиций логистики нас прежде всего интересует экономический и финансовый анализ-аудит, позволяющие оценить принимаемые логистическими менеджерами фирм решения, сказывающиеся в конечном итоге на уровне общих затрат, прибыли, рентабельности и других результирующих показателях.
На уровне фирмы можно выделить следующие основные задачи стратегического, тактического и оперативного логистического анализа:

  • анализ выполнения стратегического (тактического, оперативного) логистического плана;
  • анализ соответствия логистического стратегического плана маркетинговому и производственному;
  • анализ качества продукции и логистического сервиса; анализ степени удовлетворения запросов потребителей;
  • анализ эффективности выполнения отдельных логистических активностей и работы ЗЛС;
  • анализ эффективности использования в логистическом менеджменте инвестиций, основных фондов, оборотного капитала, МР, живого труда;
  • анализ производительности (продуктивности);
  • анализ уровня технологической и технической базы логистического менеджмента;
  • анализ эффективности ЛИС и применяемых ИКТ;
  • финансовый анализ-аудит;
  • анализ составляющих логистических издержек;
  • анализ влияния логистической стратегии фирмы на ее положение на рынке;
  • выделение и анализ логистических рисков и разработка мер по их снижению;
  • анализ поставщиков, потребителей, посредников с точки зрения реализации логистической концепции фирмы;
  • анализ уровня координации, интеграции и взаимодействия ЗЛС и логистических посредников и т.д.

Даже простое перечисление показывает, насколько обширным и многогранным является логистический анализ, который составляет неотъемлемую часть технико-экономического и финансового анализа функционирования фирмы на рынке.
В основу логистического анализа положены такие принципы, как научность, системный подход, динамичность, выделение приоритетных направлений, комплексность, полнота и достоверность информационной базы и другие. Применяемые при этом методы и приемы характерны для общего технико-экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности.
Большое значение для эффективности анализа имеет информационная база, которая включает в себя совокупность нормативных, плановых, учетных и отчетных показателей, характеризующих состояние и динамику ЛС и ее внешней экономической среды ( 15.9).
Логистический анализ, проводимый в фирме может быть классифицирован по ряду признаков:

  • по целям и задачам различают анализ выполнения стратегического (тактического, оперативного) плана; определение базисных логистических показателей; оценка результатов хозяйственной и финансовой деятельности; подготовка информации для принятия управленческих решений и т.п.;
  • по аспектам выделяют экономический, финансовый, технико-экономический, функционально-стоимостной, проблемно-ориентированный и другие виды анализа;
  • по содержанию программы различают комплексный (охватывающий все стороны функционирования ЛС) и локальный (затрагивающий отдельные элементы, процессы, ЗЛС) анализ;
  • по уровню объектов анализ может охватывать ЛС в целом, отдельное ЗЛС, подразделение, технологический участок, рабочее место, уровень иерархии ЛС и т.п.;
  • по субъектам проведения логистический анализ может быть внешним (например, внешний аудит) или внутренним, проводимым собственным персоналом фирмы;
  • по периодичности и повторяемости различают ежегодный (ежеквартальный, ежемесячный, ежедневный) и разовый анализ;

математических методов и моделей, составляющих научную базу логистики (см. раздел 1.4.). Среди наиболее распространенных в западном логистическом менеджменте методов и технических приемов анализа можно указать: [ZEBR_TAG_br

  • методы математической статистики (факторный, индексный, кластерный, дисперсионный анализ, множественные корреляционно-регрессионные модели, спектральный анализ и др.);
  • функционально-стоимостной анализ;
  • методы статистического имитационного моделирования на ЭВМ;
  • различные эконометрические методы и модели;
  • методы экспертных оценок.

Важную роль в процессах логистического анализа и контроля играют процедуры измерения результатов решений, принимаемых логистическим менеджментом (согласно западной терминологии - performance metrics - буквально метрика исполнения. Измерение результатов (количественная мера степени выполнения логистических операций и функций) является необходимым условием эффективности управления, так как обеспечивает обратную связь, необходимую для эффективного менеджмента.



В этом смысле измерение результатов менеджмента имеет два аспекта: во-первых, установление определенной системы мер (количественных и качественных показателей, критериев, шкал отношения и предпочтения); во-вторых, непосредственно измерение результата принятия управленческого решения.
технологического цикла Время цикла подготовки отчетов[ZEBR_TAG_br Время цикла закупки МР Продолжение табл. 15.2

Производительность Количество обработанных заказов в единицу времени
Грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузовместимости транспортных средств
Отношения типа вход-выход для динамики выпуска продукции и документооборота
Отношение операционных логистических издержек на единицу инвестированного капитала
Отношение логистических издержек на единицу производимой продукции
Затраты в дистрибутивной сети на единицу объема продаж

Процедуры контроля в ЛС очень похожи на контроль параметров в технических системах и процессах (например, в автоматических системах, АСУ, и т.п.). Сам процесс контроля заключается в постоянном или периодическом сравнении заданных (базовых) характеристик и параметров (в частности, определяемых на основе метрики табл.

15.2) к текущим значениям этих параметров. Сложность такого сравнения для ЛС заключается в том, что многие показатели и характеристики носят качественный характер (о чем мы говорили в главе 11), а критерии сравнения являются векторными.
Общая схема процесса логистического контроля имеет вид, изображенный на 15.12. Фокус процедуры контроля должен быть направлен на реализуемый процесс, в качестве которого может выступать какая-либо единичная логистическая активность, например, процедура выполнения заказа или интегрированная совокупность активностей в каналах дистрибьюции или производства продукции. Входом процесса логистического менеджмента в фирме являются различные планы, цели, задачи, нормативы и стандарты, которые в совокупности составляют некоторую настройку ЛС (по аналогии со следующими системами в теории автоматического управления). Реализуя заданную настройку, логистический менеджмент сталкивается с влиянием внешних возмущений (изменение цен, тарифов налогов, макроэкономических показателей, уровня инфляции, процентных ставок, законодательства и т.п.) и изменениями в параметрах, внутреннего состояния самой ЛС (связанных с финансами, технологиями, персоналом и т.п.).

Эти изменения вызывают отклонения параметров ЛС от заданной настройки, что определяется в результате сравнения в блоке мониторинга. По результатам мониторинга вырабатываются корректирующие воздействия на входы ЛС (ЗЛС).
Центральным звеном логистического контроля в этой схеме является система мониторинга, которая в современных условиях использует информационные технологии в ЛИС. Сравнение осуществляется
на основе данных периодической отчетности, докладов персонала логистического менеджмента и аудита. Типичная информация для мониторинга включает операционные логистические издержки (тотальные, по отдельным активностям или ЗЛС), статусы запасов, использование ресурсов, уровень потребительского сервиса, уровень качества и т.п.
Мониторинг в ЛС осуществляется или вручную персоналом менеджмента, консультантами, аудиторами или на основе компьютерных программ. По результатам мониторинга принимаются решения о корректирующих (управляющих) воздействиях. Например, если установлен недостаточный уровень сервиса по требуемому ассортименту товаров у ритейлеров, логистический менеджер может принять решение об увеличении страховых запасов на оптовом складе, с которого снабжаются ритейлеры.

Для реализации схемы мониторинга большое значение имеет заданная точность сравнения и процедура установления граничных уровней настройки.
общий функциональный аудит; [ZEBR_TAG_li- аудит спроса и уровней потребительского сервиса;

  • - аудит продуктовых характеристик;
  • - аудит логистических издержек и общий финансовый аудит;
  • - аудит ценовой политики фирмы;
  • - аудит запасов;
  • - аудит товарно-транспортной документации и т.д.;
  • Основой проведения аудита являются прежде всего данные бухгалтерского учета, финансовой и статистической отчетности фирмы. Для проведения аудиторских проверок в ЛС применяются специальные документы, доклады персонала логистического менеджмента, периодические отчеты и т.п. К числу наиболее важных для проведения аудита регулярных логистических отчетов относятся:
    • отчет об уровне затрат и сервиса (cost-service statement);
    • отчет о производительности (productivity report);
    • диаграмма выполнения (performance chart);

    Отчет об уровне логистических затрат сервиса похож на финансовый отчет о прибылях и убытках фирмы. Этот отчет показывает соотношение годовых затрат в интегрированных логистических активностях: закупках и физическом распределении, а также уровень логистического сервиса в заданном периоде времени по сравнению с предыдущим и относительно конкурентов (средней отметки в данной отрасли промышленности). Номенклатура реквизитов данного отчета приведена в табл.

    15.3.
    В идеальном случае можно было бы включить в этот отчет и прибыли от реализации операций физического распределения, но так как их трудно связать с уровнем логистического сервиса, на практике это не делается.
    Уровни логистических издержек в анализируемой отчетной форме текущего года сравниваются с затратами предыдущего года и выделенным бюджетом финансирования на эти цели. В результате проведения
    грузовые отправки на склады- доставка грузов со складов[ZEBR_TAG_br- грузовые отправки с мест хранения на завод
    - дополнительные отправки и возврат заказов
    - общие затраты по транспортировке
    Запасы ГП
    - запасы в транзите
    - затраты на хранение на складах
    - затраты на грузопереработку в складской системе
    - затраты, связанные со старением запасов
    - затраты на хранение на заводе
    - затраты на грузопереботку на заводе
    - общие затраты по запасам
    Затраты на процедуры заказов
    - процедуры получения заказов
    - процедуры пополнения заказов
    - процедуры возврата заказов
    - общие затраты по заказам
    Административные издержки и накладные расходы
    - накладные управленческие расходы
    - амортизация собственных зданий и сооружений складов
    - амортизация грузоперерабатывающего оборудования
    - амортизация транспортного оборудования
    Общие издержки в физическом распределении ЗАКУПКИ МР, ден. ед.
    Транспортировка предметов снабжения
    - грузовые отправки от поставщиков МР на завод
    - экспедирование грузов
    - общие затраты по группе
    Запасы МР
    - затраты на хранение МР Продолжение табл. 15.3

    - затраты на грузопереработку МР
    - общие затраты по группе
    Процедуры заказов
    - процедуры заказов МР
    - затраты на экспедирование
    - общие затраты по группе
    Административно-управленческие расходы
    - накладные расходы
    - амортизация складов МР
    - амортизация транспортного и складского оборудования
    - сумма затрат по группе
    Общие затраты снабжения МР
    Общие затраты в дистрибьюции
    Тотальные логистические издержки
    ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СЕРВИС,
    - процент доставок на склад за день
    - средний процент в запасах
    - общее время цикла заказа:
    а) нормальное
    б) возврата заказа
    - возврат заказов и отмена доставки
    а) общее количество
    б) в от общего количества заказов
    - полностью выполненные заказы
    - возвраты из-за: порчи, устаревания, хищения, ошибок в доставке и т.п.
    - потери продаж из-за отсутствия запасов

    уровень качества и эффективности функционального логистического менеджмента.
    Специальный функциональный аудит осуществляется, как правило, сторонними логистическими консультантами и top - менеджментом фирмы для оценки:

    • соответствия логистической стратегии фирмы динамике спроса на ГП и тенденциям рынка;
    • степени удовлетворения требований потребителей к качеству логистического сервиса;
    • соответствие продуктовых характеристик и атрибутов запросам и ожиданиям покупателей;
    • уровня общих логистических издержек и их составляющих;
    • ценовой политики фирмы.
    • В системах управления запасами применяется специальный аудит запасов. Типичные системы контроля запасов отслеживают уровни

    запаса для оценки спроса, пополнения, возврата на завод-изготовитель, учета сверхнормативных и устаревших запасов. Однако, могут быть случаи несовпадения между регистрируемыми (вручную или автоматически) уровнями запасов и их текущими фактическим значениями - на складе.

    Это может быть обусловлено ошибками персонала, компьютера и другими причинами. Поэтому периодически (обычно в конце года) осуществляется аудит запасов, подобный отечественного процедуре инвентаризации.
    Таблица 15.4
    Пример части логистического отчета о производительности [217]

    Показатели (измерители) производительности Текущий квартал Предыдущий квартал Тот же квартал в прошлом - году Стандарт компании Средний уровень в отрасли
    Транспортировка
    - затраты на грузовые перевозки в процентах от дистрибутивных затрат 31 30 32 29 31
    - потери в процентах от затрат на перевозки 0,5 0,5 0,6 0,5 0,5
    - затраты на перевозки в процентах от объема продаж 9,6 9,2 10,2 9,0 8,8
    Запасы
    - оборачиваемость 4,5:1 4,4:1 5,0:1 4,7:1 6,0:1
    - устаревший запас по отношению к продажам 0,1:1 0,1:1 0,3:1 0,1:1 0,2:1
    Процедуры заказов
    - количество процедур заказа в час 50:1 45:1 55:1 50:1 50:1
    - процент обрабатываемых заказов в течение 24 часов поступления 96 92 85 95 93
    - затраты на обработку одного заказа 5.50 4.95 5.65 5.50 -
    Складирование
    - использование складского пространства 75 70 70 70 70
    - количество операций грузопереработки в час 200:1 250:1 225:1 200:1 200:1
    Потребительский сервис
    - наличие запасов (процент запасов, удовлетворяемых непосредственно) 98 92 90 90 85
    - процент запасов, доставляемых в течение 24 часов с момента получения информации 72 70 61 85 90
    Аудит товарно-транспортной документации и расчетов за операции транспортировки (включая собственно перевозку, экспедирование, погрузку-разгрузку и др.) осуществляется по определенным процедурам, принятым для бухгалтерского аудита, и вызван возможными ошибками персонала при оформлении документов, неправильным занесением данных в компьютеры и другими причинами.
    Наконец, финансовый аудит производится традиционными методами с привлечением сторонних аудиторов. В процессе этого аудита (обычно общего для всей финансовой деятельности фирмы) выделяются специальные разделы, связанные с проверкой финансовых результатов (затрат, цен, прибылей, убытков, рентабельности, ликвидности, устойчивости и т.п.) работы логистического менеджмента.


Содержание раздела