d9e5a92d

АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА

Принципиально важно, что коммерческие потоки нефти (т.е. потоки, планируемые по сумме договоров) не совпадают с оперативными физическими потоками. Последние возникают как результат приспособления системы к возникающей ситуации путем маневрирования потоками, свободными емкостями нефтепарков, запасами нефти в системе.
Коммерческие потоки нефти (графики движения партий нефти от предприятий добычи к потребителям и на экспорт) разрабатывает Межведомственная комиссия при Правительстве России,по которым руководствуется АО"СИБНЕФТЕПРОВОД". Эти графики утверждаются затем Минтопэнерго и становятся официальным заданием на транспортировку и поставки, которое АО"СИБНЕФТЕПРОВОД" должно выполнить в фиксированный период времени (месяц, квартал).

Задание определяет коммерческую схему грузопотоков как результат согласования заявок и договоров и тем самым плановые квоты доступа грузоотправителей к мощностям сети.
В коммерческих потоках нефти учитываются ограничения, налагаемые выработанной АК "Транснефть" и принятой нефтяными компаниями "схемой нормальных грузопотоков". Последняя составлена исходя:

  • из существующих мощностей НПЗ по переработке нефтей с учетом состава оборудования НПЗ и возможностей их приспособления к изменениям параметров качествасырья (содержания серы, плотности и т.п.);
  • структуры и состояния мощностей нефтепроводов;
  • возможностей системы транспорта по подготовке поставляемых потребителями смесей с заданными параметрами.

На основании этого задания и сообразуясь с текущей ситуацией АО"СИБНЕФТЕПРОВОД" вырабатывает оперативные схемы физических (реальных) потоков нефти в системе. Реализуя эти схемы, компания должна одновременно отслеживать исполнение всей суммы договоров о приеме нефтей в сеть и поставках их потребителям.
Таким образом, схема коммерческих потоков определяет цели и программу функционирования сети нефтепроводов в агрегированных валовых показателях, а реализуемые АО"СИБНЕФТЕПРОВОД" физические потоки являются способами достижения этих целей, согласованными с имеющимися мощностями и адаптированными к текущей ситуации.
Координация потоков нефти в системе обеспечивает рациональное удовлетворение заявок грузоотправителей в режиме реального времени, включая изменения маршрутов, оперативную корректировку графиков, перенос задолженности в поставках во времени. Это требует оперативного согласоваия режимов приема и поставки нефти по множеству потребителей и поставщиков и последующей сверки исполнительных балансов.
Можно утверждать, что работа"строго по уставу" без выполнения этих дополнительных функций или отсутствие органа, координирующего оперативные потоки и деятельность предприятий нефтетранспорта, дезорганизовала бы функционирование нефтяного рынка. Ни одно предприятие транспорта нефти не может реально работать без координации компанией фимзических трансрегиональных потоков нефти.
Поставка нефти на экспорт (а значит и предоставление доступа к экспортным нефтепроводам и терминалам) производится по ежеквартальным и месячным графикам, выработанным Межведомственной комиссией и утвержденным Минтопэнерго. В этих графиках приходится учитывать не только указанные выше ограничения, но и возможности размещения российской нефти на зарубежных нефтяных рынках (что не всегда доступно нефтедобывающим корпорациям).

Поставки по государственным обязательствам пользуются в таких графиках известным приоритетом.
Предприятия транспорта приобретают нефть для собственных нужд на общих основаниях и отражают эти покупки в исполнительных балансах.
Для оперативного учета и контроля Компания использует собственную систему связи между вычислительными центрами предприятий и Автоматизированную систему исполнения договоров (АСКИД), которая ежесуточно собирает данные о приеме и сдаче нефтей предприятиями транспорта, о запасах нефти в трубопроводах и резервуарах, о свободной емкости резервуарных парков, о потерях и т.п.
АСКИД формирует ежесуточную сводку валовых показателей перекачки, а также нарастающие с начала месяца балансы нефти по свем контрольным точкам сети в целом. Параллельно ведется регистрация и контроль актов приемки-сдачи нефтей от одних предприятий к другим (по объему и показателям качества), а также учет времени хранения нефтей.
Тарифы. Перейдя в 1992г. к экономическим расчетам по транспортным тарифам, АК "Транснефть" фактически отказалась от выполнения ею ранее функций распределения нефти.

Она покупала нефть у производителей и продавала ее потребителям. Введение тарифов повысило самостоятельоность предприятий и упростило их финансовые отношения с другими участниками нефтяного рынка, число которых возросло.



Тарифы утверждаются Федеральной энергетической комиссией (ФЭК) РФ, корректируются два раза в год и публикуются в журнале "Трубопроводный транспорт нефти". Все грузоотправители на данном маршруте перекачки уплачивают одинаковый тариф на единицу грузооборота.
Общий для естественных монополий принцип ценообразования состоит в распределении по объектам расчетной выручки предприятий, куда входят эксплуатационные издержки, чистая прибыль и налоги. Прибыль вместе со средствами амортизации должна обеспечить первоочередные потребности предприятий по модернизации производства и социальному развитию.
Процедура расчета транспортных тарифов состоит в следующем. Предприятия планируют тарифную выручку и грузооборот по участкам сетей, находящихся под их управлением.

Отношение тарифной выручки к грузообороту дает значение удельного тарифа в руб./тыс.км. на территории данного нефтепроводного предприятия (управления).
АО"СИБНЕФТЕПРОВОД" собирает и контролирует обосновывающие материалы нефтепроводных предприятий и представляет удельные тарифыв сводном виде для утверждения. Затем удельные тарифы умножают на длины участков сети и получают тарифы на перекачиваемых направлениях перекачки.

Грузо отправитель согласует с Компанией (или ее дочерним акционерным обществом) маршрут перекачки и оплату транспортировк, суммируя тарифы по составляющим маршрут участкам сети. Аналогичным способом устанавливаются тарифы за перевалку и налив нефти.
Структура рублевого тарифа за поставку нефти на НПЗ России и СНГ представлена на рис.1.



Рис.1.2 Нефтетранспортный тариф используется по следующим направлениям: на оплату налогов и сборов (включая сбор за перекачку нефти) - 29,5%; на обеспечение надежности и безопасности нефтепроводного транспорта - 39,1%; эксплуатационные расходы - 20,5%; расходы на оплату труда - 6,8%; содержание социальной сферы - 4,1%.
Размер этого тарифа, входящего также переменной составляющей в тариф за транспортивку нефти на экспорт, должен покрывать эксплуатационные затраты, расходы по работам по техническому перевооружению, реконструкции, диагностики и капитальному ремонту, с уплатой налогов в бюджет, а также социальные расходы. Оценочые расчеты показывают, что при снижении тарифа на 1% с учетом обязательных платежей доля тарифа на обеспечение надежности и безопасности сокращается до 3%, что эквивалентно затратам на замену 50 км нефтепровода.
Постоянная валютная составляющая тарифа за транспортировку нефти на экспорт имеет строго целевое использование, т.е. направляется на поддержание в рабочем состоянии импортного оборудовани, закупленного ранее за счет бюджетны средств, а также на техническое перевооружение и модернизацию оъектов трубопроводного транспорта. Компания осуществляет закупки импортного оборудования только в случае уверенности в невозможности заменить его отечественным аналогом.
Проблемы тарифов. Государственное регулирование ограничивает тарифы минимальным уровнем, достаточным для покрытия текущих расходов транспорта, обеспечения финансовой стабильности всей совокупности предприятий нефтетранспорта и достижения минимальной финансовой независимости.

 

Быстрое изменение экономических и социальных условий в стране требует специальных механизмов подстройки для своевременного автоматического изменения тарифов ( в частности, механизм индексации).
Ценовое (тарифное) регулирование должно связывать норму прибыли не с себестоимостью, а с капиталом и инвестициями. Процедуры регулирования должны быть в ясной и исчерпывающей форме зафиксированы в производственном договоре, иначе границы полномочий ответственных лиц и прав администрации Компании окажутся размытыми.

Производственный договор должен быть основным документом, позволяющим разрешать споры сторон.
Главный принцип тарифного регулирования состоит в прерогативе государства устанавливать не сами тарифы, а формализованный механизм определения тарифов. Таким расчетным механизмом могла бы служить формула, связывающая тарифную выручку с суммой обоснованных затрат системы, налогов, платежей по обслуживанию инвестиций и справедливой чистой прибыли, соотнесенной со стоимостью основных фондов.

Раскладка же тарифов по тарифным участкам в соответствии с утвержденной формализованной методикой должна быть прерогативой Компании.
Уровень прибыли должен быть достаточным для привлечения капитала и реализации перспективных проеков развития и реконструкции системы нефтепроводов.
Проблемы государственного регулирования в нефтепроводном транспорте. Целью ближайшего этапа преобразований является стабилизация рынка нефти, которая позволит более обоснованно прогнозировать его конъюнктуру, то есть оценивать динамику платежеспособного спроса, возможности экспорта, располагаемые ресурсы и потребности в транспортных услугах, а значит сделать более эффективным управление системой.
Структурные преобразования АК"Транснефть" должны исходить из следующих целей:

  • повышения эффективности и надежности нефтеснабжения сейчас и в будущем;
  • обслуживания экспансии российской нефти на внешнем рынке;
  • улучшения производственной структуры системы нефтеснабжения.

Эти цели и должны быть критериями выбора решений по реорганизации управления нефтепроводным транспортом.
Функции государственного регулирования по свободному доступу производителей к мощностям сети сейчас поделены между Минтопэнерго и Межведомственной комиссией, а контроль тарифов осуществляет ФЭК, которая имеет следующие важнейшие задачи в сфере регулирования нефтепроводного транспорта как естественной монополии:

  • контроль тарифов и обоснованности включения в тариф затрат предприятий и статей прибыли, направляемых на финансирование инвестиционных проектов;
  • выработка рекомендаций по реорганизации системы государственного регулирования конкуренции на нефтяном рынке, совершенствованию юридических норм такого регулирования, системы ценообразования на услуги АК "Транснефть", тарификации, индексации тарифов, а также по созданию нормативных моделей расчета тарифов на стандартные транспортные операции и другие услуги;
  • защита прав участников нефтяного рынка, разрешение конфликтов между поставщиками, потребителями и АК "Транснефть" в части предоставления транспортных и других услуг взаимодействие поэтим вопросам с региональными энергетическими комиссиями;
  • разработка рекомендаций по механизмам налогообложения, экономического стимулирования надежного функционирования и развития системы нефтепроводного транспорта.

К ведению ФЭК будет отнесена выработка рекомендаций по регулированию межгосударственных тарифных соглашений, что является одним из актуальных вопросов международной торговли российской нефтью. Главной осью этой проблематики является тарифная система и формирование инвестиционных фондов для реконструкции и развития системы нефтеснабжения.
Реорганизация форм собственности. В подотрасли подготовлена и реализуется программа приватизации собственности предприятий нефтеповодного транспорта, которая ставит следующие цели:

  • сохранение государственного контроля за транспортировкой нефти и формированием тарифов;
  • включение ЕСН в рыночную среду в качестве системы общественного пользования, обеспечивающей равный и недискриминируемый доступ к трубопроводным мощностям свех субъектов нефтяного рынка;
  • повышение эффективности функционирования и развития системы нефтеснабжения за счет использования рыночных механизмов стимулирования.

Проблемы реконструкции и развития. Механизмы экономического стимулирования в нефтетранспорте еще слабо ориентируют подотрасль на достижение указанных целей по следующим причинам:

  • потребность в транспортных услугах снижается вместе с продолжающимся сокращением добычи нефти, а последнее в значительной мере провоцируется технической отсталостью, нерациональной структурой продукта, высокими затратами и налогами в нефтепереработке;
  • производственные мощности системы нефтетранспорта не соответствуют новому размещению потоков нефти, физический износ основного оборудования достиг значительных размеров, средства автоматизации управления морально устарели, реконструкция системы постоянно откладывается из-за нехватки инвестиций;
  • механизм налогообложения и другие экономические механизмы являются затратными и не стимулируют повышения эффективности;
  • основные фонды подотрасли не получили реальной рыночной оценки, приватизация сделала только первые шаги, акции нефтепроводного транспорта не котируются на фондовом рынке, поэтому частные инвестиции в систему практически не поступают;
  • другие финансовые источники оказались зажатыми - тариф не окупает затрат подотрасли (он зажат рыночной "равновесной" ценой нефти, которая в свою очередь ограничена ценами на конечные нефтепродукты, уже перевалившие за мировой уровень);
  • цены на оборудование и строительно-монтажные работы выросли во много раз больше чем тариф.

Одна из важных проблем состоит в возросшем в связи с резким падением добычи разрывом между пропускной способностью сети и реальным потоком нефти, что приводит к заметному росту удельных издержек на единицу грузооборота. Этот разрыв обусловливает омертвление значительной части капитала (что и является причиной низкой оценки фондов), а высокая концентрация мощностей препятствует адаптации структуры производственных фондов к изменившимся условиям. Нельзя ликвидировать только часть пропускной способности мощного нефтепровода и соответствующуюей долю издержек.

Неоходимость сохранения "лишних" мощностей связана не столько с надеждами на рост добычи нефти в будущем, сколько с самой конструкцией сети.
Техническая политика. АО"СИБНЕФТЕПРОВОД" традиционно уделяет повышенное внимание проблемам надежности и безопасности магистральных нефтепроводов, что объясняется риском потери достигнутого уровня функционирования нефтепроводов в связи со старением основных фондов и введением более жесткихнорм и экономических санкций со стороны государства, пользователей и местными органами.
Техническая политика Компании связана со стратегической установкой на сохранение долговременного потенциала действующей системы нефтепроводов. Ремонтное обслуживание подчинено требованиям экономии затрат и кардинально изменено за последние пять лет прежде всего за счет комплексного диагностического обследования.
Внутритрубная диагностика является одним из основополагающих направлений реализации Программы технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов магистральных нефтепроводов АК "Транснефть" на 1996-1998гг., разработанной с участием АО"Гипротрубопровод", ИПТЭР, ВНИИОЭНГ по поручению Комиссии по оперативным вопросам при Правительстве России. Программа согласована с Госгортехнадзором и Минприроды России, утверждена Минтпэнерго и одобрена Коллегией Минтопэнерго России, доложена на заседании Правительства России.
По состоянию на 1июня 1997г. выполнена ультразвуковая диагностика 4446 км магистральных нефтепроводов, что составляет 30% общей протяженности.
Системный подход, основанный на применении внутритрубных диагностических снарядов высокого разрешения, позволяет планировать процесс ремонта нефтепроводов и контролировать ход его выполнения. Плановый ремонт с использованием быстрых технологий позволяет существенно повысить его эффективность.
За последние два года в результате проведенной инспекции и устранения выявленных дефектов практически полностью исключены аварии, вызванные нарушением геометрии труб при строительстве (вмятинами, гофрами и т.п.) число аварий по причине коррозииснизилось по сравнению с 1990г. в 2,5 раза, за период 1990-1996гг. произошло снижение числа аварий с 0,27 до 0,19 на 1000 км.
АК "Транснефть" утвержден Перспективный план развития АО "Центр технической диагностики" на 1996-2000гг., в соответствии с которым предусматривается в 1997г. завершить первичное диагностическое обследование магистральных нефтепроводов для выявления дефектов геометрии труб, а до 2000г. - ультразвуковыми дефектоскопами для выявления коррозии и расслоения металла, после чего приступить к периодическому обследованию. В перспективный план включены также мероприятия по практическому внедрению методов и средств диагностики резервуаров, запорно-регулирующей арматуры, насосно-силового оборудования.
Важной задачей является контроль трубопроводов на наличие трещин и трещиноподобных дефектов, в том числе в продольных и кольцевых сварных стыках, которые можно определить только магнитными снарядами нового поколения.
Стратегическим напралением политики АО"СИБНЕФТЕПРОВОД" в области обеспечения надежности нефтепроводной системы и минимизации затрат является комплексный подход к вопросам диагностики и капитального ремонта.
Достоверная информация о дефектных участках, полученная по результатам диагностики, позволяет при тех же затратах на капитальный ремонт увеличить протяженность отремонтированных трубопроводов, существенно сократить время простоев на ремонт.
Основными концепциями технической политики АО"СИБНЕФТЕПРОВОД" в области капитального ремонта нефтепроводов являются:

  • перспективное планирование капитального ремонта на основе результатов диагностического обследования нефтепроводов;
  • применение современных технологий и технических средств;
  • дифференцированый подход к выбору ремонта и конструкции зашитного изоляционного покрытия.

Для реализации концепции необходимо создание новых технологий проведения капитального ремонта с новым качеством. Планами научно-исследовательских и конструкторских работ Компании на 1997г. предусмотрено продолжить разработку новой нормативной базы и технологий проведения капитального ремонта, новых трубных сталей, защитных покрытий и методов их нанесения, системы контроля качества работ.
В соответствии с межгосударственной программой "Высоконадежный транспорт" АК "Транснефть" совместно с Приднепровским предприятием магистральных нефтепроводов (Украина) создается комплекс высокопроизводительной техники для капитального ремонта магистральных нефтепроводов.
Компанией успешно применяется единственная в мире технология капитального ремонта действующих магистральных нефтепроводов с заменой изоляционного покрытия без остановки перекачки, что позволяет избежать ограничений доставки нефти потребителям.
Разработана и с успехом применяется технология вырезки дефектных участков труб с помощью кумулятивных зарядов, а также программа по внедреию метода горизонтально-наклонного бурения при прокладке трубопроводов.
Трубопроводное предприятие, оснащенное современными диагностическими комплексами, адаптированными к российским трубопроводам, разработанная тактика формирования объемов капитального ремонта на основе результатов внутритрубной инспекции, оснащенные высокопроизводительной техникой ремонтные подразделения для устранения выявленных дефектов - это действующий механизм реализации политики АО"СИБНЕФТЕПРОВОД" в области повышения надежности и экологической безопасности магистральных нефтепроводов.
Дальнейшие перспективы развития АО"СИБНЕФТЕПРОВОД" выделены на рис.1.3.
Данная стратегия АО"СИБНЕФТЕПРОВОД" и ее нефтепроводным управлениям позволит более эффективно управлять финансовыми потоками целенаправленно проводить научно-техническую и социальную политику, использовать средства для техническго перевооружения, реконструкции, капитального ремонта и диагностики в целях повышения уровня надежности системы трубопроводного транспорта нефти.

 

Стратегия АО"СИБНЕФТЕПРОВОД" по развитию и реконструкции системы магистральных нефтепроводов  
1."Действующие лица"        
    Государство    
         
АО"СИБНЕФТЕПРОВОД"       Нефтяные компании
         
2. Генеральные цели выработки стратегии
         
Обслуживание нефти на рынке   Повышение надежности и безопасности работы системы нефтепроводов   Обеспечение стабильного финансового положения АО"СИБНЕФТЕПРОВОД"
         
3. Основные ориентиры стратегии
         
Техническая политика       Экономическая политика
Реконструкция нефтепроводов с целью повышения надежности и безопасности       Снижение рассогласования мощностей и потока нефти за счет реконструкции
Внедрение современных систем диагностики       Снижение эксплуатационных издержек
Техническое оснащение капитального ремонта       Адекватная тарифная и налоговая политика
Модернизация систем и средств управления и связи       Ликвидация (передача) нерентабельных объектов
Развитие инфраструктуры для ремонтных работ       Совершенствование политики закупок оборудования

 

АНАЛИЗ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА

Анализ динамики показателей себестоимости продукции
Анализ себестоимости услуг транспорта нефти, проводится на исследовании непосредственно затрат по их элементам. Поскольку тарифы на услуги АО"СИБНЕФТЕПРОВОД" рассчитываются исходя из затратного принципа, можно с уверенностью утверждать, что основной фактор, влияющий на уровень тарифа есть затраты, осуществляемые предприятием (включаемые и не включаемые в себестоимость). В таблице 2.1 можно увидеть динамику затрат по элементам затрат на выполнение и обеспечение выполнения АО"СИБНЕФТЕПРОВОД" грузооборота.

Кроме того по таблице 2.1 можно проследить изменения в структуре затрат, представленные через удельные веса элементов затрат во всех затратах, осуществленных АО"СИБНЕФТЕПРОВОД" в последние годы.
Для отслеживания динамики роста затрат по элементам затрат рекомендуется воспользоваться таблицей 2.1, где темпы роста стоимости затрат. Темпы роста (k) - это отношение уровней ряда одного периода к другому. В ряду динамики темпы могут быть исчислены как базисные (kб), когда все уровни ряда относятся к уровню одного периода, принятого за базу

 

kб = yi / yo (2.1)

 

или как цепные(kц), когда уровень каждого периода относится к уровню предыдущего периода

 

kц = yi / yi-1 (2.2)

 

Базисные темпы характеризуют непрерывную линию развития. По ним для любого года можно ответить на вопрос, как вырос показатель по сравнению с годом, принятым за базу.

 

Цепные темпы показывают интенсивность развития показателя в каждом отдельном периоде.
Как можно увидеть из таблицы за год больше всего выосли размеры амортизационных отчислений (в 4,183 раза), что связано с переоценкой основных фондов предприятия и налоги и сборы в составе себестоимости (в 3,593 раза), что связано с изменением нормативной базы. Также значительно выросли затраты на услуги связи (в 4,073 раза).

Это объясняется с одной стороны ростом тарифов на услуги связи и монопольным положением предприятий связи, а с другой - расширением сети информационного обеспечения АО"СИБНЕФТЕПРОВОД" и, соответственно ростом объема предоставляемых АО"СИБНЕФТЕПРОВОД" услуг. Несмотря значительный рост тарифов на электроэнергию и большой удельный вес затрат на электроэнергию во всех затратах рост по данному элементу был незначителен и составил 2,769 раза. Это произошло потому, что в последние годы можно было наблюдать снижение грузооборота, а в трубопроводном транспорте электроэнергия относится к условно-переменным затратам.

При снижении грузооборота сократился объем потребляемой энергии, что снизило рост затрат по данному элементу. Таблица 2.1 АНАЛИЗ
затрат на транспортировку нефти, работы, услуги вспомогательных хозяйств по элементам затрат по АО"СИБНЕФТЕПРОВОД"

 

  Факт элементов Уд. вес элементов Темп
  1994 1995 1994 1995 роста
  1 2 3 4 5
Материалы 5985,820 18496,000 0,817% 1,105% 3,090
Энергия покупная 97350,292 269568,200 13,294% 16,110% 2,769
Оплата труда 67934,138 200078,680 9,277% 11,957% 2,945
Отчисления на соцнуж-ды 26303,668 77464,302 3,592% 4,629% 2,945
Амортизация 99290,092 415299,458 13,559% 24,820% 4,183
Прочие, в т.ч. 226952,195 552380,400 30,991% 33,012% 2,434
1. услуги связи 25569,352 104155,160 3,492% 6,225% 4,073
2. авиатранспорт 9124,593 26215,880 1,246% 1,567% 2,873
3. пуско-наладочные работы 9478,995 33440,000 1,294% 1,998% 3,528
4. налоги и сборы в составе Сб 23612,241 84841,560 3,224% 5,070% 3,593
5. ремонтный фонд 88559,533 294469,440 12,093% 17,598% 3,325
6. другие прочие 70607,481 9258,360 9,642% 0,553% 0,131
Всего затрат 523816,205 1533287,040 71,529% 91,634% 2,927
Отчисления в фонды 208492,045 139991,160 28,471% 8,366% 0,671
ВСЕГО 732308,250 1673278,200 100,000% 100,000% 2,285

 

 



Содержание раздела