d9e5a92d

Водородные программы Японии

Сфера действия программы ограничена, в первом приближении, теми областями, для которых могут быть определены очевидные и значительные выгоды от использования новых технологий.
Ожидается, что эффект от развертывания HFP будет определяться следующими основными результатами:
- увеличением инвестиций в сферу НИОКР в области водородной энергетики, обеспечением последовательности европейских усилий в рассматриваемой области за счет выработки общего видения и увязки в общих стратегических рамках на уровне ЕС программ исследований и разработок с инициативами по развертыванию применения новых технологий;
- поддержкой процесса формирования и развития сетей региональных кластеров, оказанием регионам необходимой помощи в эффективном использовании новых технологий;
- выявлением и устранением препятствий для развертывания и облегчения/ускорения выхода на рынок новых водородных (в том числе за счет практической демонстрации возможностей этих технологий) на уровне ЕС, отдельных стран и регионов;
- вкладом в достижение согласованной и последовательной политики и правил регулирования на уровне ЕС с учетом всех существующих рисков и выгод;
- созданием в ЕС более благоприятного климата для исследований и инвестиций в промышленность;
- созданием системы раннего предупреждения лиц, принимающих решения, о меняющихся проблемах сектора водородной энергетики (например, о возникновении инфраструктурных дефицитов или недостатке квалифицированных специалистов) и возможных последствиях для общества;
- ростом понимания в обществе необходимости развития водородных технологий и выбора политики, способствующей максимизации выгод для всех участвующих сторон.
В перечень задач HFP входит организация социальноэкономических и технологических исследований по водородной энергетике в Европе, стимулирование государственных и частных инвестиций на проведение НИОКР, изучение рыночного потенциала водородной энергетики, выявление и содействие формированию энергетической инфраструктуры и услуг, укрепление будущей кооперации как в европейских, так и в глобальных масштабах.
HFP строится на основе продолжающихся и новых национальных и международных проектов в области водородной энергетики, научных и предпринимательских кластеров и сетей и объединяет ряд специальных рабочих органов и инициативных групп, которые по мере необходимости дополняются новыми государственно-частными партнерствами и другими инициативами. Общее ввдение программы и широкие возможности использования полученных результатов обеспечиваются благодаря регулярным встречам участников.
Планируемые ориентиры европейской программы представлены в табл. 2.3.
Примерная организационная схема HFP, действовавшая в 20042005 гг., показана на рис. 2.2.


Ключевыми элементами этой схемы являются управляющие комитеты Программа стратегических исследований (SRA) и Стратегия развертывания (DS) новых технологий. SRA, куда вошел 61 представитель из 16 стран, был нацелен на стимулирование инвестиций в научные исследования и создание реалистичных исследовательских программ, которые должны обеспечить лидирующие позиции Европы в рассматриваемой области.

Таблица 2.3
Прогнозируемый уровень развития водородных технологий и топливных элементов в странах ЕС к 2020 г. (Snapshot 2020)
Показатели Переносные (для ручных электронных приборов) Переносные
генераторы
Стационарные (для выработки тепла и электроэнергии) Для дорожного транспорта
Количество продаваемых в странах
ЕС за год водородных топливных
элементов
~250 млн ~100 тыс. в год
(~1GWe)
100-200 тыс. в год (2-4 GWe) 0,4-1,8 млн в год
Прогноз суммарных продаж в странах
ЕС до 2020 г.
Данных нет ~600 тыс. (~6GWe) 400-800 тыс.
(8-16 GWe)
1-5 млн
Ожидаемое к 2020 г. состояние рынка Существует Существует Находится на стадии роста Массовый выход на рынок
Средняя мощность системы топливных
элементов
15 Вт 10 кВт 100 кВт (micro)
100 кВт (промышленные)
80 кВт
Ценовой ориентир для системы топливных элементов 1-2 евро/Вт 500 евро/ кВт 2000 евро/кВт (micro)
1000-1500 евро/кВт (промышленные)
100 евро/кВт (при производстве;
150 тыс. единиц в год)
Источник: HFP Secretariat. HFP_IP_Draft Implementation Plan_OCT 2006. P.8.
Управляющий комитет SRA определял приоритеты для инвестиций в сферу НИОКР с учетом сильных и слабых мест исследовательского сектора Европы и последующей промышленной эксплуатации новых технологий.
Все основные технологии водородной энергетики и топливных элементов были сгруппированы по пяти главным направлениям:
- производство водорода;
- хранение и распределение водорода;
- использование в стационарных условиях;
- использование на транспорте;
- использование в переносных устройствах.


Рис. 2.2. Примерная структура Европейской технологической платформы (HFP) в 2004-2005 гг.
Шестое направление представляют социально-экономические исследования, связанные с мониторингом и прогнозированием последствий перехода на новые технологии.
С учетом индивидуальной значимости каждого из этих направлений для становления новой экономики, в которой водород и топливные элементы формируют важный энергетический вектор, в рамках SRA осуществлялось распределение финансовых ресурсов на проведение научных исследований.
Поскольку основные направления исследований находятся на ранней стадии формирования, среди них возможно значительное число пересекающихся между собой и взаимодополняющих тем. Это особенно характерно на стадии фундаментальных исследований. Поэтому было принято решение выделять в рамках каждой рассматриваемой области по 16% ее средств на выполнение фундаментальных исследований и на взаимно пересекающиеся работы.
Управляющий комитет DS был сформирован по поручению Консультативного совета HFP из 33 представителей девяти стран с целью разработать стратегию ускорения коммерциализации мобильных, стационарных и переносных применений на основе использования водорода и топливных элементов.
В течение 2004 г. DS сосредоточил свои усилия на определении технологических, социально-экономических и политических вызовов, с которыми сталкивается Европа на пути построения энергетической системы будущего, основанной на использовании водорода в качестве источника энергии, и на формулировании стратегий, дающих наилучшие ответы на эти вызовы. При этом основной акцент был сделан на структурировании необходимых усилий, которые уже осуществлялись в это время. Задачей DS в 2004 г. было получение ответов на фундаментальные вопросы:
- на каком участке технологической траектории развития водородной энергетики находится Европа в настоящее время;
- на каком участке этой траектории Европа может оказаться в 2020 и 2050 гг.;
- каким образом достичь поставленных целей?
Практический подход к решению этой задачи предусматривал:
- написание сценария и определение мер достижения промежуточных результатов 2020 г. на пути к достижению долгосрочных целей 2050 г., сформулированных в докладе аналитической Группы высокого уровня;
- техническую и маркетинговую оценку технологий применения водорода и топливных элементов, включая проблемы производства, хранения, распределения и использования водорода в различных прикладных областях;
- стратегическую и социально-экономическую оценку энергетической системы будущего;
- предложения по стратегии развертывания;
- синхронизацию действий DS с целями и временными рамками SRA.
На базе полученных технологических, стратегических и социально-экономических оценок были проанализированы проблемы, которым следует уделить особое внимание в ходе дальнейшего осуществления стратегии развертывания (gap analysis) новых технологий. В табл. 2.4 представлены выявленные DS основные барьеры на пути развития водородной энергетики в Европе.
В результате был сделан вывод о необходимости совместных действий государственного и частного секторов для ликвидации существующего разрыва между современным состоянием исследований или демонстрируемых прототипов и массовым продвижением на рынок водородных технологий и топливных элементов.
Одновременно были сформулированы общие требования к основным стадиям работ в области водородной энергетики. Они сводятся к следующему.
На стадии разработки прототипа, когда проверяется обоснованность концептуального подхода, достаточно использовать небольшое число образцов/средств транспорта (около 10). В демонстрационных проектах количество опытных образцов/средств транспорта должно быть увеличено до нескольких сотен. Задача этой стадии ускоренное распространение опыта использования быстро прогрессирующих технологий. Параллельно должны быть начаты работы по подготовке промышленных стандартов и их утверждению.
На предкоммерческой стадии для апробации новой технологии должно использоваться несколько тысяч образцов/ средств транспорта. К концу этой стадии должны вступить в силу промышленные стандарты.
Таблица 2.4
Основные барьеры на пути освоения водородных технологий в Европе
Сектор (технология, применение) Основные барьеры на пути развития
Водородная энергетика в целом (общие рамочные условия развития) - Отсутствие в ЕС достаточно проработанного общего свода норм регулирования, правил и стандартов для применения мобильных и стационарных применений;
- отсутствие в ЕС широких фискальных стимулов для развития водородной энергетики;
- остается в значительной мере открытым вопрос о правовом статусе и страховании практических применений на основе использования водорода и топливных элементов
Производство и распределение водорода - Стоимость получения водорода из возобновляемых источников в 3-8 раз выше, чем у традиционных видов топлива;
- затраты на распределение (доставку) водорода составляют значительную долю в увеличении общей себестоимости;
- нет возможности дешевого производства водорода непосредственно у потребителей;
- возобновляемые ресурсы Европы ограничены
Производство и поставка топливных элементов (материалы, компоненты, подсистемы) - Слабые позиции европейских поставщиков на рынке низкотемпературных мембран для топливных элементов;
- отсутствие инвестиций в производственные мощности для организации низкозатратного производства
Хранение водорода для мобильных применений - Требуется увеличение плотности хранения в 1,5-2 раза;
- слабые позиции европейских поставщиков на рынке хранения сжатого водорода
Стационарные
применения
- Требуется увеличение срока жизни и продолжительности работы топливных элементов в 2-5 раз (на основе достижения времени жизни стэков (stack) до 40 тыс. ч);
- необходимо снизить стоимость системы топливных элементов в 10 раз
Мобильные применения - Требуется увеличить срок службы топливных элементов в 2-5 раз (в расчете на время жизни стэков 5 тыс. ч);
- необходимо снизить стоимость системы топливных элементов в 10 раз (в 100 раз при современном уровне развития технологии и нынешних низких потребностях в производстве);
- необходимо увеличить эффективность двигателя внутреннего сгорания в 1,5-2 раза
На стадии производства новый продукт уже подготовлен к массовому выпуску, однако в первые годы необходима определенная поддержка усилий для вывода его на рынок.
На основе имеющегося опыта промышленности по разработке прототипов управляющий комитет DS пришел к выводу о необходимости осуществления практических действий в такой последовательности:
- осуществление крупномасштабных демонстрационных проектов, которые позволяют запустить производство небольшими сериями. В полностью интегрированных проектах некоторые элементы могут находиться на стадии НИОКР и демонстраций, тогда как другие могут перейти уже на стадию коммерциализации (что не дает оснований для их государственного финансирования и финансовой поддержки со стороны ЕС). В этом случае промышленность должна взять на себя инициативу по разъяснению значения новых технологий для широких слоев общества (сфокусированные крупномасштабные демонстрационные проекты);
- в тесном взаимодействии заинтересованных бизнес-групп и финансовых кругов осуществляется разработка программ по выведению новой продукции (технологии) на рынок и снижению ее себестоимости (проводится параллельно с крупномасштабными демонстрационными проектами);
- разрабатываются нормы регулирования, правила и стандарты, позволяющие проводить полевые испытания и ранний выход на рынок компонентов и систем на основе новых технологий (проводится параллельно с крупномасштабными демонстрационными проектами);
- готовятся политические рамочные программы, стимулирующие развертывание новых технологий и способствующие государственному и частному инвестированию в новые технологии, представляющие практическое руководство для определения политики в отношении этих технологий на уровне отдельных стран и регионов с целью обеспечения четкой согласованности между общеевропейским видением и стратегиями поддержки на местном уровне;
- подготавливается вывод новых технологий на ранние и узкие нишевые рынки, необходимый для построения моста между демонстрационной деятельностью и формированием самостоятельно развивающихся рынков.
После выработки стратегии развития водородной энергетики Консультативный совет в 2005 г. одобрил новую структуру Европейской технологической платформы (HFP). Ее главной целью стала теперь подготовка к реализации намеченной стратегии. В связи с этим два управляющих комитета были объединены вместе с инициативными группами в один Комитет по осуществлению программы (Implementation Panel, IP). В него вошел 121 представитель из 18 стран.
Новая структура Европейской технологической платформы показана на рис. 2.3.
При подготовке 7-й Рамочной программы ЕС в августе 2006 г. европейские промышленные круги выступили с инициативой реализации в рамках Европейской технологической платформы в области водородной энергетики и топливных элементов новой Совместной технологической инициативы (Joint Technology Initiative, JTI). Ее цель создание на европейском уровне нового механизма государственно-частного партнерства в области водородной энергетики и топливных элементов, нацеленного на коммерциализацию новых технологий в период 20102020 гг. Правовой формой такого партнерства могут стать совместные предприятия, принадлежащие ЕС (представленному Европейской комиссией) и промышленным компаниям. Предполагается, что новая инициатива будет первоначально действовать в течение семи лет, начиная с 1 января 2007 г., с возможностью последующей пролонгации в зависимости от достигнутых результатов.
Суммарный объем государственного финансирования работ в области водородной энергетики в странах ЕС оценивается сегодня на уровне 320350 млн евро в год. Значительная часть исследований и разработок в этой области поддержива-


ется через рамочные программы ЕС. Начиная с 1980-х годов на эти цели было израсходовано около 500 млн евро, в том числе в ходе реализации 6-й Рамочной программы (2002 2006 гг.) 300 млн евро. Ожидается, что общие расходы государственного и частного секторов стран ЕС на реализацию принятой в 2006 г. стратегии развития водородной энергетики на период 20072015 гг. составят около 6734 млн евро.
Помимо интеграции усилий в рамках ЕС страны-члены осуществляют ряд программ в области водородной энергетики и топливных элементов на национальном и региональном уровнях.
В частности, Министерство транспорта Германии объявило в 2006 г. о намерении инвестировать в течение десяти ближайших лет 500 млн евро в разработку транспортных средств на водородном топливе. Правительство поддерживает партнерство по развитию новых технологий (Clean Energy Partnership), в которое входят четыре крупнейших автопроизводителя (DaimlerChrysler, BMW, Ford и GM-Opel).
Норвегия планирует построить в 2009 г. водородную дорогу протяженностью 580 км между городами Осло и Ставангер. Реализацией этого проекта занимается государственно-частное партнерство HyNor. Ожидается, что к 2012 г. инфраструктура этой дороги войдет в сеть водородных заправочных станций на юго-западе Скандинавии, в создании которой примут участие Швеция и Дания.
В Исландии функционирует совместное предприятие по содействию использованию водорода в качестве топлива на транспорте с участием правительства и академических институтов (51%), компаний Shell Hydrogen (16%), DaimlerChrysler (16%) и Norsk Hydro (16%).

Водородные программы Японии и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона

Япония поддерживает работы в области водородной энергетики с начала 1980-х годов. В 1993 г. она провозгласила свою национальную программу в области водородной энергетики (World Energy Network, WE-NET), которая осуществлялась вплоть до 2002 финансового года. В рамках этой программы был выполнен ряд краткосрочных и долгосрочных проектов в области отработки технологии производства, хранения, транспортировки и использования водорода, а также разработаны три типа заправочных станций.

В 2002 г. началась реализация нового национального водородного проекта, в задачи которого входят, в частности, отработка вопросов безопасности применения водородных технологий, подготовка к коммерциализации транспортных средств на основе водородных топливных элементов и формирование необходимой для этого в краткосрочной перспективе инфраструктуры. Конечная цель проекта полная коммерциализация водородных топливных элементов и создание необходимой для этого инфраструктуры к 2020 г.
Согласно публиковавшимся оценкам, расходы Министерства экономики, торговли и промышленности Японии (METI) на НИОКР в области водородной энергетики и топливных элементов увеличились со 107 млн долл. в 2001 г. до 324 млн долл. в 2005 г.
В 1999 г. в целях координации усилий правительства, промышленности, национальных исследовательских институтов и академических кругов в Японии была учреждена Группа советников по стратегии освоения и коммерциализации водородных топливных элементов (Fuel Cell Strategy Advisory Panel, FCSAP). Эта группа установила в качестве ориентиров развития водородной энергетики в Японии следующие основные показатели, представленные в табл.

2.5.
В 2002 г. началось осуществление проекта по демонстрации и испытанию транспортных средств и стационарных применений на основе топливных элементов (Japan Hydrogen and Fuel Cell Demonstration Project). Для этого был построен специальный парк с демонстрационным залом, гаражом и заправочной станцией. В 2003 г. в Токио и Йокогаме открылись пять запра-

Таблица 2.5
Целевые ориентиры развития водородной энергетики в Японии
Годы Транспортные средства на основе
топливных элементов (единиц)
Генерируемая мощность стационарных
установок на топливных элементах ДОВт)
Время работы топливных
элементов
2005-2010 50 тыс. 2100 Для стационарного применения - более 40 тыс. ч
2010-2020 5 млн 10 000 Для транспортного применения - более 5 тыс. ч
вочных станций, использующих различные способы получения водорода. В 2004 г. открыты еще три подобные станции.
Среди участников проекта крупнейшие японские и иностранные автомобильные производители: Toyota, Honda, Nissan, General Motors и DaimlerChrysler. В 2003 г. к проекту присоединились Mitsubishi Motors и Suzuki.
В Китае в 2006 г. создан первый легковой автомобиль на водородных топливных элементах на основе разработок JK Technologies, университета Tsinghua и автомобильной компании Chery. Участник китайской делегации на конференции Национальной водородной ассоциации в Калифорнии в 2006 г. заявил, что к 2020 г. в десяти крупнейших городах страны будет эксплуатироваться 20 тыс. автобусов на топливных элементах. Созданный в 2001 г. 12-местный опытный образец автобуса на основе полимерных электролитных мембран развил предельную скорость 90 км/ч.
Тайвань ведет работы в области водородной энергетики с 1989 г. В 2002 г. для адаптации новых технологий правительство и промышленность учредили совместное Партнерство в области топливных элементов Fuel Cells Partnership.
Большое внимание освоению возможностей водородной энергетики уделяется в Индии. В частности, здесь принята национальная дорожная карта освоения новых технологий до 2020 г., для реализации которой формируются частногосударственные партнерства. Создан и совершенствуется ряд демонстрационных образцов водородных энергетических установок различной мощности.
Республика Корея осуществляет Программу высокоэффективного производства водорода (High efficient Hydrogen Production Program). В июне 2003 г. был открыт Центр НИОКР XXI в. в области водородной энергетики (21st Frontier Hydrogen RD Centre). Правительство разрабатывает национальный план и стратегии по дальнейшему развитию технологий водородной энергетики и топливных элементов.
Таиланд финансирует НИОКР в области топливных элементов с 1999 г. Правительство Малайзии учредило Национальный институт топливных элементов при Университете Kebangsaan.
Правительство Австралии выступило заказчиком национального исследования в области водородной энергетики и в настоящее время разрабатывает меры по выполнению полученных рекомендаций. Одна из них предлагает создать Австралийскую водородную организацию для развития сотрудничества всех заинтересованных институтов общества.

Долгосрочные прогнозы развития водородной энергетики

О ставках в борьбе за лидерство на мировом рынке новых технологий свидетельствует опубликованный в 2002 г. прогноз PricewaterhouseCoopers, согласно которому глобальный спрос на все виды водородных топливных элементов (для стационарных и переносных применений, а также для применения на транспорте) достигнет 46 млрд долл. к 2011 г. и 2,5 трлн долл. к 2021 г.
Принимая во внимание возможность того, что энергетика пойдет по качественно новому пути развития, специалисты Международного института прикладного системного анализа в Австрии и Токийской энергетической компании модифицировали разработанную ранее и получившую широкую известность долгосрочную модель развития энергетики для оценки последствий широкого распространения водородного топлива. Результаты этих исследований опубликованы в 2002 г., еще до появления крупномасштабных программ США и ЕС в области водородной энергетики .
В качестве базового был выбран сценарий В1Н2, ориентированный на постепенное сокращение использования в глобальных масштабах традиционных ископаемых энергоресурсов. Последние по сценарию сохранят свою доминирующую роль в качестве первичных источников энергии вплоть до 2050 г., однако за это время произойдет структурный сдвиг от нефти и угля в сторону газа.
Природный газ в свою очередь станет промежуточным звеном к переходу во второй половине XXI в. к глобальной энергетической системе нового типа, использующей альтернативные источники. В этот период ожидаются значительные структурные изменения, связанные с распространением возобновляемых источников энергии, в особенности биомассы, и децентрализацией энергетической системы. Энергоемкость единицы ВВП будет ускоренно снижаться, поскольку в экономике начнется сдвиг к менее энергоемким и материалоемким видам деятельности, получат широкое распространение улучшенные и более эффективные технологии.

На глобальном уровне энергоемкость конечного потребления энергии (final energy intensity) на отрезке времени с 1990 по 2100 г. будет снижаться в среднем со скоростью 2% в год.
По сравнению с традиционными энергоносителями водород имеет два явно выраженных преимущества. Во-первых, он является экологически чистым источником энергии, во-вторых, его запасы в природе практически неисчерпаемы.

На рис. 2.4 приведены основные источники водорода для использования в промышленных целях в перспективе до 2100 г.



Содержание раздела