d9e5a92d

Предварительная оценка затрат и эффекта реализации

- Проведение тематических конкурсов изобретений, поощрение молодых изобретателей.
- Организация обучения персонала и зарубежных стажировок по подпрограммам и проектам Национальной программы, создание образовательных центров и проектов типа Соколиная Гора.
- Организация пиар-акций по Программе и проектам, пропаганда лучших достижений в средствах массовой информации.

Предварительная оценка затрат и эффекта реализации Национальной программы. Затраты на внедрение Программы

4.1.1. Состав затрат
- Расходы на фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские работы (в соответствии с исследовательским контуром Программы).
- Инвестиции в инновационное освоение проектов (в соответствии с инновационным контуром Программы).
- Средства на управление Программой, экспертизу, отбор и реализацию проктов, межрегиональное и международное сотрудничество (в соответствии с ее организационно-управленческим контуром).
- Расходы на обучение персонала для выполнения проектов, информационное обеспечение.
Объем затрат по каждому из указанных направлений периодически уточняется по мере реализации Программы, отбора и реализации проектов.
4.1.2. Источники финансирования Программы
- Средства федерального бюджета, выделяемые отдельной строкой в соответствии с уточненной бюджетной классификацией, направляются на фундаментальные исследования, стартовое освоение новых поколений водородных технологий, их использование в сферах социального развития, экологии, обороны, управления. На первом этапе эти средства составят большую часть инвестиций в Программу, однако на последующих этапах доля бюджетных вложений уменьшится.
- Средства федеральных инвестиционно-инновационных фондов и венчурного фонда на финансирование конкретных проектов.
- Средства бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований в регионах, где будут внедряться программы и проекты в области водородной энергетики.


- Вложения частных, смешанных и государственных предприятий, участвующих в реализации конкретных проектов.
- Иностранные инвестиции в совместно выполняемые проекты.
4.1.3. Предварительная оценка затрат на Программу
- На первом этапе (20062010 гг.) 600 млн долларов, в том числе за счет федерального бюджета 300 млн;
- на втором этапе (20112020 гг.) около 2 млрд долларов, в том числе за счет федерального бюджета 900 млн;
- на третьем этапе (20212020 гг.) 5 млрд долларов, в том числе за счет федерального бюджета 2500 млн;
- на четвертом этапе (20302050 гг.) на 20 лет 10 млрд долларов, в том числе за счет федерального бюджета 800 млн долларов (в основном в социальный и оборонно-промышленный комплексы).
Всего на реализацию трех этапов Программы, по предварительной экспертной оценке, потребуется за 45 лет 17,6 млрд долларов, в том числе за счет федерального бюджета до 2,7 млрд долларов.
Для сравнения: по программе развития атомной энергетики намечено выделить из бюджета за тот же период около 25 млрд долларов; программа ГОЭЛРО-2, представленная РАО ЕС, рассчитана на 170 млрд долларов инвестиций.
Более четко объем и состав затрат будет определен при отборе проектов и уточнен на каждом этапе реализации Программы.

Эффект реализации Национальной программы Водородная энергетика

4.2.1. Составляющие эффекта реализации
Национальной программы (представлены на рис. 6)
Составляющие эффекта:
- инновационно-технологическая освоение высокотехнологичных приоритетных направлений шестого технологического уклада, сокращение технологического отставания от авангардных стран;
- экономическая рост объема добавленной стоимости и прибыли при реализации программных продуктов, сокращение срока окупаемости инвестиций в конкретные проекты;
- бюджетная увеличение объема дополнительных доходов федерального и местных бюджетов от внедрения проектов;
- экологическая уменьшение объемов выбросов вредных веществ в атмосферу, загрязнения водных бассейнов и земель, экономия невозобновляемых запасов минерального топлива, повышение энергоэкологической безопасности;



- внешнеэкономическая уменьшение зависимости страны от колебаний цен на мировом топливном рынке, расширение экспорта высоких технологий;
- социальная создание десятков тысяч квалифицированных рабочих мест, увеличение доходов населения, развитие системы профессионального образования; благоприятные условия для активизации интеллектуального потенциала молодежи, новый образ жизни населения, рост толерантности на базе идей устойчивого развития, ускорение социальных процессов, консолидирующих общество;
- государственно-политическая укрепление стабильности и безопасности страны, повышение ее роли в цивилизационном пространстве.
4.2.2. Экономический эффект найдет выражение в том, что конкурентоспособность отечественной продукции повысится, а ее энергоемкость снизится, быстро дорожающее ископаемое топливо будет заменено более дешевым водородом и топливными элементами, издержки производства которых по мере расширения его масштабов существенно снизятся. На первом этапе (20062010 гг.) не следует ожидать значительного экономического эффекта; многие проекты окажутся даже убыточными. Однако на втором этапе (20112020 гг.) расширение масштабов производства и потребления водорода и топливных элементов многократно снизит издержки и повысит рентабельность проектов, особенно на фоне удорожания ископаемого топлива и нефтепродуктов.

В результате быстро увеличатся эффективность продукции и размер инновационной энергоренты, а сроки окупаемости инвестиций заметно сократятся. На третьем этапе (20212030 гг.) темпы роста прибыли и энергоренты замедлятся, однако масса их будет наибольшей, что даст существенный прирост ВВП за счет снижения энергоемкости производства и экономии ископаемого топлива, обеспечит переход к инновационному типу развития экономики.
4.2.3. Экологический эффект:
- продление сроков разработки месторождений невозобновляемого ископаемого топлива (прежде всего нефти и газа) и замедление темпов его удорожания, являющегося основной причиной инфляции в стране;
- снижение темпов роста, а затем и абсолютное сокращение объемов выбросов парниковых и других вредных газов, загрязнения водных бассейнов и земель;
- повышение энергоэкологической безопасности страны путем постепенного вытеснения из употребления экологически вредной энергетики.
Все это позволит предотвратить неблагоприятные изменения климата, улучшить состояние окружающей среды в крупных промышленно-транспортных центрах и в отдаленных регионах.
4.2.4. Внешнеэкономический эффект:
- уменьшится зависимость экономики России от конъюнктуры мирового топливного рынка и экспорта топлива, высвободятся ресурсы для сохранения в течение более длительного срока прежних объемов экспорта топлива и поступлений мировой нефтегазовой ренты;
- возрастет доля России в мировом экспорте высоких технологий за счет расширения экспорта водородных технологий и топливных элементов в страны СНГ и другие заинтересованные государства мира;
- расширится сотрудничество в области высоких технологий с ЕС, США и другими странами, реализующими программы в области водородной энергетики.
4.2.5. Социальный эффект:
- увеличение числа рабочих мест, требующих высокой квалификации, рост доходов занятых и ресурсов для поддержания неработающих групп населения (детей, пенсионеров, инвалидов и т. п.);
- создание в стране благоприятного климата для научного творчества и инновационного прорыва, что особенно важно для подрастающих поколений;
- новый образ жизни населения, сложившийся в результате рачительного использования экологически чистой водородной и других альтернативных видов энергии;
- улучшение и повышение надежности энергоснабжения населения;
- сближение уровня социально-экономического развития и условий жизни населения в различных регионах России, что особенно важно для северных и восточных районов и будет способствовать уменьшению темпов депопуляции.
4.2.6. Государственно-политический эффект:
- усиление роли государства и гражданского общества в обеспечении инновационного прорыва;
- содействие достижению социальной и политической стабильности в стране;
- консолидация федеральных, региональных и муниципальных органов власти и общественных объединений на основе совместных решений жизненно важных для всех энергоэкологических проблем;
- рост осведомленности граждан в области энергоэкологической политики государства, укрепление социальной сплоченности населения;
- укрепление энергоэкологических и геополитических позиций России в мире.



Содержание раздела